ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2525/2016 от 19.01.2017 Кузнецкого районного суда (Пензенская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 января 2017 года

Кузнецкий районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Мисюра Е.В.,

при секретаре Фирстовой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кузнецке Пензенской области гражданское дело по иску администрации МО Кузнецкий район Пензенской области в интересах муниципального образования Кузнецкий район Пензенской области к ФИО1 о взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

Администрация МО Кузнецкий район Пензенской области в интересах муниципального образования Кузнецкий район Пензенской области обратилась в суд с иском к ФИО1 о взыскании денежных средств.

В обоснование иска представитель истца указал, что в соответствии с постановлением Правительства Пензенской области от 09.04.2014 № 236-пП «О правилах предоставления субсидий на реализацию мероприятий подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Пензенской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» государственной программы Пензенской области «Развитие агропромышленного комплекса Пензенской области на 2014 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 18.09.2013 № 691-пП» и постановлением Правительства Пензенской области от 17.06.2014 № 411-пП «О распределении субсидий на реализацию мероприятий подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Пензенской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» государственной программы Пензенской области «Развитие агропромышленного комплекса Пензенской области на 2014 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 18.09.2013 № 691-пП (с последующими изменениями)» бюджету Кузнецкого района Пензенской области перечисляются субсидии (из федерального и областного бюджетов) на предоставление гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья.

Семья ФИО1 в соответствии с процедурами предоставления социальной выплаты (установленными Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям, молодым специалистам, и соглашением, заключенным ДД.ММ.ГГГГ между Министерством сельского хозяйства Пензенской области и администрацией МО Кузнецкий район Пензенской области), была внесена в сводный Список получателей социальных выплат.

В соответствии с п. 11 Типового положения право ответчика на получение социальной выплаты удостоверено соответствующим свидетельством, выданным ответчику ДД.ММ.ГГГГ администрацией Кузнецкого района Пензенской области.

Указанным свидетельством установлено, что средства бюджета в размере <данные изъяты> руб. в виде социальной выплаты имеют целевое назначение и предоставлены на строительство индивидуального жилого дома в Кузнецком районе Пензенской области.

Свои расходные обязательства МО Кузнецкий район Пензенской области выполнило в полном объеме, перечислив на открытый ответчику счет указанную сумму социальной выплаты.

В соответствии с п. 25 Типового положения кредитная организация перечислила средства социальной выплаты продавцу, указанному в договоре купли-продажи материалов, оборудования для строительства жилого дома собственными силами получателя социальной выплаты (договор ответчика с <данные изъяты> на поставку строительных материалов от ДД.ММ.ГГГГ).

Договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО Анненковский сельсовет Кузнецкого района Пензенской области ответчику для индивидуального строительства предоставлен земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, администрацией МО Кузнецкий район Пензенской области выдан градостроительный план указанного земельного участка.

Пунктом 29 Типового положения установлено, что построенное жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в срок, установленный органом исполнительной власти.

Во исполнение указанной нормы Типового положения приказом Министерства сельского хозяйства Пензенской области от 10.12.2013 № 675 установлено: получатель социальной выплаты должен оформить жилое помещение в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в срок не более 18 месяцев со дня получения свидетельства.

Таким образом, условиями предоставления ответчику средств социальной выплаты, установленными федеральной программой и Типовым положением, в том числе является: оформление построенного жилого помещения в общую долевую собственность членов семьи в срок не более 18 месяцев со дня получения свидетельства: с учетом протокола выдачи свидетельств – не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ соглашения администрация МО Кузнецкий район Пензенской области обязана осуществлять контроль строящихся жилых помещений получателями социальных выплат.

Администрация МО Кузнецкий район Пензенской области неоднократно проводила проверку строительства индивидуального жилого дома и направляла ответчику уведомления с требованием начать строительство. Однако к строительству жилого дома ответчик так и не приступил ни на указанном выше земельном участке, ни на каком-либо другом земельном участке на территории Кузнецкого района Пензенской области, за разрешением на строительство, ввод объекта в эксплуатацию в администрацию МО Кузнецкий район Пензенской области не обращался, требования о начале строительства игнорировал.

Согласно сведениям ЕГРП право долевой собственности на индивидуальный жилой дом в Кузнецком районе Пензенской области у ФИО1 и членов его семьи не зарегистрировано.

Вместе с тем, на момент обращения в администрацию МО Кузнецкий район Пензенской области для внесения в сводный Список получателей социальных выплат ФИО1 являлся собственником жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, вследствие чего перестал быть нуждающимся в улучшении жилищных условий, что является нарушением условий участия граждан в программе и получения социальной выплаты. Данный факт ФИО1 был намеренно скрыт.

Кроме того, на момент получения социальной выплаты ФИО1 не осуществлял трудовую деятельность в сельской местности.

Приговором Кузнецкого районного суда Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159.2 УК РФ (<данные изъяты>).

За администрацией МО Кузнецкий район Пензенской области признано право на удовлетворение гражданского иска о взыскании имущественного ущерба.

До настоящего времени ответчик ФИО1 не возвратил сумму полученной субсидии.

Просила взыскать с ФИО1 в бюджет МО Кузнецкий район Пензенской области, выплаченные ему средства социальной выплаты в размере <данные изъяты> руб.

Представитель истца МО Кузнецкий район Пензенской области в лице администрации МО Кузнецкий район Пензенской области – ФИО3, действующая в силу доверенности, в судебном заседании иск поддержала, дополнительно суду пояснила, что для получения субсидии необходимо соблюдение трех условий: нуждаемость в улучшении жилищных условий, работа в сельской местности, 5 лет отработки в сельской местности.

Дом, на строительство которого выделены деньги, должен быть зарегистрирован на праве собственности.

После получения субсидии ответчик заключил договор аренды с Анненковским сельсоветом Кузнецкого района Пензенской области, однако, строительство не начал.

Кроме того, трудовой договор с КФХ ФИО7 был расторгнут ДД.ММ.ГГГГ.

В <данные изъяты> года ФИО1 приобрел жилье по адресу: <адрес>, нуждаемость в жилье отпала.

Однако, ФИО1 скрыл данные факты и в <данные изъяты> года получил субсидию.

Факт незаконных действий ФИО1 был выявлен в ходе ежегодной проверки по целевому использованию субсидий.

Вина ФИО1 установлена вступившим в законную силу приговором Кузнецкого районного суда Пензенской области.

Просила иск удовлетворить.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен.

Ранее в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ иск не признал, поскольку полученные денежные средства были им потрачены целенаправленно на улучшение жилищных условий (семья брала ипотеку на покупку квартиры). Деньги от продажи строительных материалов пошли в счет погашения ипотеки на ремонт квартиры.

Просил в иске отказать.

Представитель третьего лица – Министерства сельского хозяйства Пензенской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие и удовлетворении иска, уточнив, что взыскание средств необходимо производить в бюджет Кузнецкого района Пензенской области.

Представитель третьего лица – Министерства финансов Пензенской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие и удовлетворении иска, уточнив, что взыскание средств необходимо производить в бюджет Кузнецкого района Пензенской области.

Представитель третьего лица – Управления федерального казначейства по Пензенской области в судебное заседание не явился, извещен.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, уголовное дело , приходит к следующему.

В соответствии со ст. 52 Конституции РФ права потерпевших от преступлений охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Исходя из положений п. 1 ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы (п. 2 ст. 15).

Согласно положениям п. п. 1, 2 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Таким образом, исходя из принципа генерального деликта, вина причинителя вреда презюмируется, он может быть освобожден от ответственности лишь при доказывании обстоятельств отсутствия вины.

В соответствии с п. 2 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 № 858 утверждена федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года», Министерство сельского хозяйства Российской Федерации является государственным заказчиком – координатором Программы.

Срок действия указанной программы истек 31.12.2013.

В последующем, постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 № 598 утверждена федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», по своему существу являющаяся продолжением федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года».

Приложением № 4 ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» является Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам РФ, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, которое устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам РФ, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам.

В соответствии с п. 4 Типового положения право на получение социальной выплаты гражданин имеет при соблюдении в совокупности следующих условий:

а) постоянное проживание в сельской местности;

б) работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, по форме согласно приложению № 6 к ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года»;

в) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с п. 13 настоящего Типового положения, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном п. 18 настоящего Типового положения. Доля собственных и (или) заемных средств в процентах от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, в том числе отдельно по гражданам и молодым семьям (молодым специалистам), устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В случае если указанная доля установлена в размере менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, разница компенсируется за счет средств регионального (местного) бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования). При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 № 862 «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий»;

г) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий. В целях настоящего Типового положения признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным ст. 51 Жилищного кодекса РФ. Граждане, намеренно ухудшившие жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Пунктом 8 Типового положения предусмотрено, что гражданин, которому предоставляется социальная выплата (далее – получатель социальной выплаты), вправе ее использовать:

а) на приобретение жилого помещения в сельской местности. Социальная выплата не может быть использована на приобретение жилого помещения у близких родственников (супруга (супруги), дедушки (бабушки), внуков, родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных), полнородных и неполнородных братьев и сестер), а также на приобретение жилого помещения, в котором гражданин постоянно проживает;

б) на строительство жилого дома (создание объекта индивидуального жилищного строительства или пристроенного жилого помещения к имеющемуся жилому дому) в сельской местности, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома;

в) на участие в долевом строительстве жилых домов (квартир) в сельской местности.

В соответствии с п. 12 Типового положения право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством, не являющимся ценной бумагой, по форме, предусмотренной приложением № 5 к Программе (далее – свидетельство). Срок действия свидетельства составляет 1 год с даты выдачи, указанной в свидетельстве.

Выдача свидетельства получателю социальной выплаты осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее – орган исполнительной власти).

В соответствии с п. 23 Типового положения орган исполнительной власти заключает с кредитными организациями соглашения о порядке обслуживания социальных выплат, в которых предусматриваются основания для заключения с получателями социальных выплат договора банковского счета, условия зачисления социальных выплат на банковские счета и их списания, а также ежеквартальное представление информации о количестве открытых и закрытых банковских счетов по обслуживанию социальных выплат.

В соответствии с п. 24 Типового положения получатель социальной выплаты в срок, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, представляет свидетельство в кредитную организацию для заключения договора банковского счета и открытия банковского счета, предназначенного для зачисления социальной выплаты.

Перечисление социальных выплат с банковских счетов получателей социальных выплат производится кредитной организацией продавцу, указанному в договоре купли-продажи материалов и оборудования для строительства жилого дома собственными силами получателя социальной выплаты (подп. «г» п. 27 Типового положения).

Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением администрации Яснополянского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ семья ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоящая из трех человек, в том числе: муж – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын – ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированные по адресу: <адрес>, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и с ДД.ММ.ГГГГ постановлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в администрацию МО Кузнецкий район Пензенской области с заявлением о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года» по категории: молодая семья.

Свидетельством о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности Министерства сельского хозяйства Пензенской области удостоверено, что ФИО1, являющемуся участником мероприятий по улучшению жилищных условий, предоставлена социальная выплата в размере <данные изъяты> руб. (в том числе за счет: средств федерального бюджета в размере <данные изъяты> руб.; средств бюджета субъекта РФ в размере <данные изъяты> руб.; средств местного бюджета в размере <данные изъяты> руб.) на строительство индивидуального жилого дома в Кузнецком районе Пензенской области.

Приговором Кузнецкого районного суда Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что ФИО1 с целью личного обогащения путем мошенничества в крупном размере, достоверно зная, что в соответствии с ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» молодая семья может получить денежные средства в виде социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности из федерального, областного и местного бюджетов, а условиями ее получения согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы на период до 2020 года» по категории «Молодая семья» являются:

- работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности;

- постоянное проживание в сельской местности, в которой хотя бы один из членов молодой семьи работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере;

- признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с подп. «а» п. 33 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (Приложение № 4 к ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года»,

действуя с корыстной целью, ДД.ММ.ГГГГ обратился в отдел архитектуры, строительства администрации Кузнецкого района Пензенской области с заявлением о внесении его самого и его семьи – жены ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и сына ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» по категории «молодая семья» с целью улучшения жилищных условий путем приобретения жилого помещения на территории Анненковского сельского совета Кузнецкого района Пензенской области.

При этом ФИО1 умышленно, с целью хищения денежных средств путем обмана, из корыстных побуждений, с целью личной наживы предоставил в администрацию Кузнецкого района Пензенской области (в отдел архитектуры, строительства администрации Кузнецкого района Пензенской области) заведомо ложные и недостоверные сведения, подтверждающие его работу по трудовому договору в сельской местности в агропромышленном комплексе, а именно в КФХ ФИО7<данные изъяты> в виде копии трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ и постановление администрации Яснополянского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ «О признании нуждающимися в улучшении жилищных условий и постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении семьи его супруги ФИО2», заведомо зная о том, что в КФХ ФИО7 он не работает, трудовых обязанностей <данные изъяты> не выполняет, а также умолчал о приобретении ДД.ММ.ГГГГ его супругой ФИО2 квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, что исключало возможность признания его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий. Предоставлением заведомо ложных и недостоверных сведений о своей работе в КФХ ФИО7 и умолчанием об имеющейся у его семьи квартире ФИО1 ввел в заблуждение должностных лиц отдела архитектуры, строительства администрации Кузнецкого района Пензенской области, куда предоставил документы для включения его в список участников мероприятий – получателей социальных выплат по Кузнецкому району на <данные изъяты> год, а затем, после включения его в указанный список и передачи его в Министерство сельского хозяйства Пензенской области, должностных лиц Министерства сельского хозяйства Пензенской области, куда представленный ФИО1 пакет документов был передан для включения его в сводный список участников мероприятий – получателей социальных выплат по Пензенской области на <данные изъяты> год.

На основании представленных заведомо ложных и недостоверных сведений о наличии у него работы по трудовому договору в сельской местности в агропромышленном комплексе и отсутствии жилья, в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 незаконно получил из федерального, областного и местного бюджетов денежные средства (социальную выплату) в сумме <данные изъяты> руб., из них: <данные изъяты> руб. за счет средств федерального бюджета, <данные изъяты> руб. за счет средств областного бюджета, <данные изъяты> руб. за счет средств местного бюджета, которые были перечислены на именной блокированный счет получателя социальной выплаты , открытый на имя ФИО1 в филиале Пензенского отделения ОАО «Сбербанк России», структурное подразделение . Полученными денежными средствами ФИО1 распорядился по своему усмотрению, потратив их на ремонт квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

Указанным приговором Кузнецкого районного суда Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159.2 УК РФ, и ему назначено наказание в виде 1 года 6 месяцев лишения свободы, на основании ст.73 УК РФ условно с испытательным сроком 1 год.

На основании п. 9 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 24.04.2015 № 6576-6 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» ФИО1 был освобожден от назначенного наказания вследствие акта амнистии.

Согласно ч. 4 ст. 61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

Исходя из изложенного, суд, принимая решение по иску, вытекающему из уголовного дела, не вправе входить в обсуждение вины ответчика, а может разрешить вопрос лишь о размере возмещения (абз. 2 п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении»).

Поскольку вступившим в законную силу приговором суда установлена вина ФИО1 в совершении умышленного преступления, повлекшего причинение ущерба бюджетной системе РФ, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для установления данных обстоятельств вновь в рамках рассматриваемого гражданского дела и о взыскании с ответчика причиненного материального ущерба.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательств, позволяющих установить иной размер ущерба, причиненного преступлением, совершенным ФИО1, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлено.

Согласно ст. 10 Бюджетного кодекса РФ к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов.

В силу ст. 28 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система РФ основана, в том числе на принципе самостоятельности бюджетов.

Вместе с тем, как следует из отзыва Министерства сельского хозяйства Пензенской области в соответствии с постановлением Правительства Пензенской области от 09.04.2014 № 236-пП «О правилах предоставления субсидий на реализацию мероприятий подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» государственной программы Пензенской области «Развитие агропромышленного комплекса Пензенской области на 2014 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 18.09.2013 № 691-пП» и постановлением Правительства Пензенской области от 17.06.2014 № 411-пП «О распределении субсидий на реализацию мероприятий подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Пензенской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» государственной программы Пензенской области «Развитие агропромышленного комплекса Пензенской области на 2014 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 18.09.2013 № 691-пП (с последующими изменениями)» бюджету Кузнецкого района Пензенской области перечисляются субсидии (из федерального и областного бюджетов) на предоставление гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья.

Данные субсидии в виде социальных выплат предоставляются гражданам администрацией Кузнецкого района Пензенской области из бюджетов трех уровней: федерального, областного и бюджета Кузнецкого района Пензенской области.

Взыскателем неправомерно полученных социальных выплат является администрация МО Кузнецкого района Пензенской области, которая впоследствии возвращает данные выплаты по соответствующим уровням бюджетов.

Из отзыва Министерства финансов Пензенской области следует, что в соответствии с п. 32 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам РФ, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, органы местного самоуправления вправе на основании соглашений, заключаемых с органами исполнительной власти, осуществлять выполнение функции по представлению в территориальный орган Федерального казначейства платежных поручений на перечисление социальных выплат на банковские счета получателей социальных выплат. Между Министерством сельского хозяйства Пензенской области и администрацией МО Кузнецкий район Пензенской области заключено соглашение от ДД.ММ.ГГГГ. В случае удовлетворения исковых требований взыскание должно происходить в пользу истца по делу – администрации Кузнецкого района Пензенской области.

В свою очередь администрация Кузнецкого района Пензенской области после получения денежных средств в доход своего бюджета обязана будет вернуть часть средств, не являющихся изначально средствами муниципального бюджета, в бюджет Пензенской области, так как согласно п. 8 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, на строительство и реконструкцию автомобильных дорог (приложение к Программе) не использованные по состоянию на 1 января текущего года остатки субсидии подлежат возврату в федеральный бюджет.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о необходимости взыскания с ФИО1 денежных средств в бюджет Кузнецкого района Пензенской области.

В связи с тем, что истец освобожден в силу требований законодательства РФ (пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ) от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления, исковые требования судом удовлетворены в полном объеме, суд полагает необходимым взыскать с ответчика ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере, предусмотренном ст. 333.19 НК РФ, <данные изъяты> руб.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск администрации МО Кузнецкий район Пензенской области в интересах муниципального образования Кузнецкий район Пензенской области к ФИО1 о взыскании денежных средств удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу бюджета Кузнецкого района Пензенской области средства социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности на территории Пензенской области в размере <данные изъяты> рублей.

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Пензенский областной суд через Кузнецкий районный суд Пензенской области.

Судья: подпись.