РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 16 декабря 2015 года
Ленинский районный суд <адрес> Республики в составе:
председательствующего судьи Дарчиева М.А.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО1 к Министерству финансов России в лице Управления Федерального казначейства по Чеченской Республике о возмещении вреда, причиненного в результате террористического акта,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству финансов России в лице Управления Федерального казначейства по Чеченской Республике о возмещении вреда, причиненного в результате террористического акта, обосновывая свои требования следующим.
ДД.ММ.ГГГГ около 18 часов в <адрес> в <адрес> военнослужащий российских войск ФИО3, имея намерения скрыть преступление, а именно убийство нескольких людей умышленно поджег его домовладение и находящееся в нем имущество, совершенном путем поджога, повлекшим тяжкие последствия. В результате этих действий ей и ее семье был причинён материальный и моральный ущерб. В течение многих лет без крыши над головой она вынуждена была с несовершенно летними детьми скитаться по родственникам и по съемным квартирам. После этого военнослужащий российских войск ФИО3 был задержан рядом с домом сотрудниками милиции. По данному факту возбуждено уголовное дело в отношении ФИО3. ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО3 Северо-Кавказским окружным военным судом был вынесен обвинительный приговор. Согласно «Агентства оценки, консалтинга и аудита» с учетом деноминации и инфляции по состоянию на дату ДД.ММ.ГГГГ составил 2 282 500 рублей (два миллиона двести восемьдесят две тысячи пятьсот) рублей. Согласно «Эксперт» Отчет № / ОЦН по состоянию на дату ДД.ММ.ГГГГ составил 2 648, 541 рублей (два миллиона шестьсот сорок восемь тысяч пятьсот сорок один) рублей; В результате указанного террористического акта, ей причинен материальный ущерб:
за уничтоженное жилье - в размере 2 648, 541 рублей (два миллиона шестьсот сорок восемь тысяч пятьсот сорок один) рублей;
за уничтоженное имущество в размере 2 282,500 рублей (два миллиона двести восемьдесят две тысячи пятьсот) рублей;
-за моральный ущерб в размере 1 200 000 рублей (один миллион двести тысяч) рублей;
Итого 6 131 041 рублей (шесть миллион сто тридцать один тысяч сорок один) рублей, что подтверждается заключениями эксперта.
п. 4 Постановления от ДД.ММ.ГГГГг. № -П Конституционный суд РФ определил: « По смыслу Конституции РФ.. ..общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, а соответственно и объединений, созданных для реализации конституционных прав и свобод граждан, обратной силы не имеет. Данный принцип применен, частности, в гражданском (статьи 4 и 422 ГК РФ) законодательстве.»
Разрушение принадлежащих им домов и уничтожение имущества в результате указанного террористического акта подтверждается дефектными актами.
<адрес> разрушенного жилья составляет 94,3 кв.м.
Стоимость одного кв.м. жилья в ЧР согласно Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) от ДД.ММ.ГГГГ№/пр «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на второе полугодие 2015 года и показателях среднерыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на 3 квартал 2015 года» составляет 30000 рублей. В результате указанного террористического акта им причинен материальный ущерб.
В п. 4 Постановления от ДД.ММ.ГГГГг. №-П Конституционный суд РФ определил: “По смыслу Конституции РФ …общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, а соответственно и объединений, созданных для реализации конституционных прав и свобод граждан, обратной силы не имеет. Данный принцип применен, в частности, в гражданском (статьи 4 и 422 ГК РФ) законодательстве”.
В этом же пункте Конституционный суд указал, что Конституция РФ содержит и прямые запреты, касающиеся придания закону обратной силы, которые сформулированы в ее статьях 54 и 57. Положение статьи 57 Конституции РФ, ограничивающие возможность законодателя придавать закону обратную силу, является одновременно и нормой, гарантирующей конституционное право на защиту от придания обратной силы законам, ухудшающим положение лица, в том числе на основании нормы, устанавливающей порядок выделения таких законов в действие. Одновременно Конституция РФ не препятствует приданию обратной силы законам, если они улучшают положение лица, то есть, согласно разъяснению Конституционного суда РФ, ст. 4 ГК РФ не может быть истолкована как препятствующая приданию обратной силы законам, улучшающим положение лица.
Федеральный Закон от ДД.ММ.ГГГГг. №130-ФЗ “О борьбе с терроризмом” не устанавливал порядок и размеры выплат единовременных пособий жертвам террористических актов. В свою очередь Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ “О борьбе с терроризмом” и принятое на его основе Постановление от ДД.ММ.ГГГГг. за № Правительства РФ устанавливают порядок и размер выплат единовременного пособия жертвам террористических актов.
Таким образом, согласно п. 5 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий:
- по поручению Председателя Правительства Российской Федерации или одного из заместителей Председателя Правительства Российской Федерации Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями рассматривает в 3-месячный срок с даты подписания этого поручения вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации или для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ “О борьбе с терроризмом” улучшает положение истцов, и, следовательно, в настоящем деле необходимо применить его к возникшим правоотношениям.
Согласно Определению судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-КГ12-6, рассмотревшей, в том числе, и вопрос о том, какой из двух указанных законов следует применить после ДД.ММ.ГГГГ при рассмотрении дел о компенсациях жертвам террористических актов в Чеченской Республике, происшедших до указанной даты, к возникшим, как в настоящем деле правоотношениям сторон следует применить ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ№ “О противодействии терроризму” (см. Бюллетень ВС РФ № года).
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ “О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в соответствии с ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” и в целях реализации статьи 18 ФЗ “О противодействии терроризму” утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Согласно ст. 18 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 35-Ф “О противодействии терроризму” ч. 1: государство осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта.
1.1. Срок исковой давности по требованиям о возмещении вреда, причиненного имуществу в результате террористического акта, устанавливается в пределах сроков давности привлечения к уголовной ответственности за совершение указанного преступления.
Вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
Часть 3 ст. 205 УК РФ предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет или пожизненным лишением свободы.
Согласно ч. 5 ст. 15 УК РФ указанное преступление относится к категории особо тяжких.
Из ч. 5 ст. 78 УК РФ усматривается, что к лицам, совершившим преступления, предусмотренные статьями 205, 205.1, 205.3, 205.4, 205.5, частями третьей и четвертой статьи 206, частью четвертой статьи 211, статьями 353, 356, 357, 358 настоящего Кодекса, а равно совершившим сопряженные с осуществлением террористической деятельности преступления, предусмотренные статьями 277, 278, 279 и 360 настоящего Кодекса, сроки давности не применяются.
В судебном представитель истицы ФИО1 действующий на основании доверенности, поддержал исковые требования своей доверительницы и просит их удовлетворить в полном объеме.
Представитель УФК по ЧР, представляющий интересы ответчика - МФ РФ по доверенности, ФИО4 не отрицает причинение истцам вреда в результате террористического акта, но просит суд отказать в удовлетворении иска, применив срок исковой давности.
Выслушав представителей истцов, ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно части первой статьи 15 Конституции Российской Федерации, Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть вторая статьи 15).
В соответствии со статьей 17 в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18).
Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения (статья 25).
Право частной собственности охраняется законом.
Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (ст.35).
Федеральный Закон «О противодействии терроризму» (в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N 153-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 203-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 272-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 321-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 197-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 404-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 96-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 309-ФЗ) устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.
Статьей 2 ФЗ определены основные принципы противодействия терроризму, в том числе:
1) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
2) законность;
3)приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
Возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Суд считает установленным причинение истцам вреда в виде материального ущерба в результате террористического акта.
Из приговора Северо-Кавказского окружного суда от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ФИО3ДД.ММ.ГГГГ около 18 часов в <адрес> в <адрес>, имея намерение скрыть другое преступление, совершенное лицом, вошел в комнату где находилась женщина по имени Люба, и целью лишения жизни последней, произвел с расстояния около 2-х метров несколько выстрелов из автомата АКМ №КА 2756 с приспособлением для бесшумной стрельбы (ПБС-1) ей в голову, причинив огнестрельное ранение головы, от которого потерпевшая скончалась на месте происшествия. Через некоторое время, ФИО3 с целью сокрытия совершенного им преступления поджег от пламени газовой грелки тряпку бросил ее в комнату, где находился труп женщины, от чего загорелся, а в последствии сгорел дом и находящееся в нем имущество, принадлежащее гражданам ФИО1 и ФИО6, и им был причинен значительный ущерб соответственно на сумму 41350000 рублей и 2 500 000 рублей. ФИО3 осужден в совершении преступлений предусмотренных ст.ст.102, п.п. «е», «н», УК РСФСР, ст.ст.167, ч.2 и 313, ч.1 УК РФ.
В п. 4 Постановления от ДД.ММ.ГГГГг. № - П Конституционный суд РФ определил: “По смыслу Конституции РФ …общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, а соответственно и объединений, созданных для реализации конституционных прав и свобод граждан, обратной силы не имеет. Данный принцип применен, в частности, в гражданском (статьи 4 и 422 ГК РФ) законодательстве”.
В этом же пункте Конституционный суд указал, что Конституция РФ содержит и прямые запреты, касающиеся придания закону обратной силы, которые сформулированы в ее статьях 54 и 57. Положение статьи 57 Конституции РФ, ограничивающие возможность законодателя придавать закону обратную силу, является одновременно и нормой, гарантирующей конституционное право на защиту от придания обратной силы законам, ухудшающим положение лица, в том числе на основании нормы, устанавливающей порядок выделения таких законов в действие. Одновременно Конституция РФ не препятствует приданию обратной силы законам, если они улучшают положение лица, то есть, согласно разъяснению Конституционного суда РФ, ст. 4 ГК РФ не может быть истолкована как препятствующая приданию обратной силы законам, улучшающим положение лица.
Согласно Определению судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-КГ12-6, рассмотревшей, в том числе, и вопрос о том, какой из двух указанных законов следует применить после ДД.ММ.ГГГГ при рассмотрении дел о компенсациях жертвам террористических актов в Чеченской Республике, происшедших до указанной даты, к возникшим, как в настоящем деле правоотношениям сторон следует применить ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ№ “О противодействии терроризму” (см. Бюллетень ВС РФ № года).
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ “О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в соответствии с ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” и в целях реализации статьи 18 ФЗ “О противодействии терроризму” утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Согласно ст. 18 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 35-Ф “О противодействии терроризму” ч. 1: государство осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта.
1.1. Срок исковой давности по требованиям о возмещении вреда, причиненного имуществу в результате террористического акта, устанавливается в пределах сроков давности привлечения к уголовной ответственности за совершение указанного преступления.
Вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
Часть 3 ст. 205 УК РФ предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет или пожизненным лишением свободы.
Согласно ч. 5 ст. 15 УК РФ указанное преступление относится к категории особо тяжких.
Из ч. 5 ст. 78 УК РФ усматривается, что к лицам, совершившим преступления, предусмотренные статьями 205, 205.1, 205.3, 205.4, 205.5, частями третьей и четвертой статьи 206, частью четвертой статьи 211, статьями 353, 356, 357, 358 настоящего Кодекса, а равно совершившим сопряженные с осуществлением террористической деятельности преступления, предусмотренные статьями 277, 278, 279 и 360 настоящего Кодекса, сроки давности не применяются.
Таким образом, суд считает мнение представителя ответчика об истечении сроков исковой давности несостоятельным.
При определении размера компенсации материальногоущерба суд принимает во внимание объяснения сторон, приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) от ДД.ММ.ГГГГ№/пр «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на второе полугодие 2015 года и показателях среднерыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на 3 квартал 2015 года», и другие письменные доказательства.
Суд оценивает представленные стороной доказательства, как относимые, допустимые, достоверные, а также считает их достаточными.
Согласно п.1 ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Компенсация материального и морального вреда, причиненного в результате террористического акта, осуществляется за счет лиц его совершивших, предусмотрена ч.1 ст. 18 ФЗ «О противодействии терроризму» от ДД.ММ.ГГГГ№.
При таких обстоятельствах компенсационные выплаты физическим лицам, которым причинен ущерб в результате террористического акта, подлежат компенсации за счет государства.
Согласно п.8 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 750 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" (вместе с "Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий") основанием для выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации или для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, является решение Правительства Российской Федерации, в котором указываются общая сумма выделяемых бюджетных ассигнований и их распределение по проводимым мероприятиям.
Вместе с тем, суд отказывает истцу во взыскании денежных средств в размере 1 200 000 рублей в качестве компенсации морального вреда, поскольку действующим законодательством не предусмотрена компенсация морального вреда за счет государства, которое не является его причинителем.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 к Министерству финансов России в лице Управления Федерального казначейства по Чеченской Республике о возмещении вреда, причиненного в результате террористического акта - удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО1 в качестве возмещения материального ущерба 2 829 000 (два миллиона восемьсот двадцать девять тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чеченской Республики в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий: (подпись) М.А. Дарчиев
Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Подлинник решения хранится в гражданском деле №.
Копия верна:
Судья:
Секретарь: