№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30.05.2014 <адрес> городской суд <адрес> в составе судьи Д.В. Галактионова, при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФГУП «Почта России» о признании незаконным бездействия оператора почтовой связи ФГУП «Почта России» и возмещении денежной суммы в счёт компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в Шахтинский городской суд с указанным иском, исковые требования были изменены в части предмета в порядке ст. 39 ГПК РФ, измененные требования заявлены по следующим основаниям.
ФИО1 является пользователем услуг почтовой связи ФГУП «Почта России».
ДД.ММ.ГГГГ между ней и указанным оператором почтовой связи ФГУП «Почта России» заключён договор на оказание услуг почтовой связи по приёму, пересылке и доставке в соответствии с контрольными сроками, установленными Нормативами частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции и контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, регистрируемого почтового отправления, штриховой почтовый идентификатор 34652188000913, направленного адресату, Ростовскому областному суду, по адресу, 344021, <адрес>.
Исх. № от ДД.ММ.ГГГГ ей направлен ответ судьёй Ростовского областного суда ФИО3, которым уведомлена о том, что направленное ею почтовое отправление, штриховой почтовый идентификатор 34652188000913, доставлено получателю, Ростовскому областному суду ДД.ММ.ГГГГ, то есть, после рассмотрения гражданского дела Судебной коллегией по административным делам Ростовского областного суда, вследствие чего судом вынесено судебное решение без учёта направленного ею заявления.
ДД.ММ.ГГГГ она направила претензию в Каменоломнинский почтамт УФПС <адрес> - филиала ФГУП «Почта России» о нарушении срока доставки получателю почтового отправления.
Указанные обстоятельства подтверждаются дубликатом претензии от ДД.ММ.ГГГГ. Исх. №ДД.ММ.ГГГГ/11-29/277 от ДД.ММ.ГГГГ направлен ответ, данный начальником Каменоломнинского почтамта УФПС <адрес> - филиала ФГУП «Почта России» ФИО8, о том, что почтовое отправление, штриховой почтовый идентификатор 34652188000913, «покинуло Каменоломнинский почтамт ДД.ММ.ГГГГ; на этапе обработки в Каменоломнинском почтамте УФПС <адрес> - филиала ФГУП «Почта России» нарушений контрольных сроков пересылки не выявлено», вследствие чего претензия от ДД.ММ.ГГГГ направлена в МСЦ УОПо Ростова-на-Дону 344962 «по принадлежности должностному лицу для рассмотрения и представления ответа».
Не получив ответа должностного лица МСЦ УОПо Ростова-на-Дону 344962 по результатам рассмотрения претензии от ДД.ММ.ГГГГ в связи с истечением регламентированного шестидесятидневного срока на рассмотрение претензии, ДД.ММ.ГГГГ, она обратилась в Каменоломнинский почтамт УФПС <адрес>- филиала ФГУП «Почта России» с жалобой на допущенное бездействие, выразившееся в нерассмотрении оператором почтовой связи ФГУП «Почта России» претензии от ДД.ММ.ГГГГ и непредставлении на претензию ответа в установленный срок.
Указанные обстоятельства подтверждаются дубликатом жалобы от ДД.ММ.ГГГГ. По своему характеру жалоба от ДД.ММ.ГГГГ содержала доводы о бездействии оператора почтовой связи, допущенном при рассмотрении претензии от ДД.ММ.ГГГГ, выразившемся в непредставлении ответа по результатам рассмотрения претензии.
На указанную жалобу по истечении регламентированного срока не был дан ответ, вследствие чего ДД.ММ.ГГГГ повторно направила в Каменоломнинский почтамт У ФПС <адрес> - филиала ФГУП «Почта России» жалобу от ДД.ММ.ГГГГ о непредставлении ответа по существу доводов претензии от ДД.ММ.ГГГГ.
Исх. №ДД.ММ.ГГГГ/11-29/ 408 от ДД.ММ.ГГГГ направлен ответ, данный и.о. начальника Каменоломнинского почтамта У ФПС <адрес> - филиала ФГУП «Почта России» ФИО4, которым уведомлена о переадресации жалобы от ДД.ММ.ГГГГ по принадлежности начальнику КСУ МСЦ почтамта Ростова-на-Дону для рассмотрения и предоставления ответа.
Исх. №ДД.ММ.ГГГГ/11-29/ 412 от ДД.ММ.ГГГГ направлен ответ и.о. начальника Каменоломнинского почтамта У ФПС <адрес>- филиала ФГУП «Почта России» ФИО4, на претензию от ДД.ММ.ГГГГ, которым не подтверждена дата получения почтового отправления, то есть, ответ не содержит доводов по существу поставленного вопроса.
Таким образом, на претензию от ДД.ММ.ГГГГ, а также на жалобу от ДД.ММ.ГГГГ ответ ей направлен и.о. начальника Каменоломнинского почтамта УФПС <адрес> -филиала ФГУП «Почта России» ФИО4ДД.ММ.ГГГГ, то есть с существенным нарушением порядка и срока, регламентированных действующим федеральным законодательством.
Взаимоотношения пользователей услугами почтовой связи и операторов почтовой связи общего пользования при заключении и исполнении договора об оказании услуг почтовой связи, а также права и обязанности указанных операторов и пользователей услугами связи устанавливаются Правилами оказания услуг почтовой связи, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 15.04. 2005 №, Федеральным законом №- ФЗ «О связи», Федеральным законом № 176-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О почтовой связи», гражданским законодательством РФ.
В силу статьи 37 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее - Закон № 176-ФЗ) при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору почтовой связи претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда.
Претензии в связи с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой почтового отправления либо невыплатой переведенных денежных средств предъявляются в течение шести месяцев со дня подачи почтового отправления.
Претензии предъявляются в письменном виде и подлежат обязательной регистрации в установленном порядке.
В силу статьи 55 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 126-ФЗ «О связи» (далее - Закон № 126-ФЗ) претензия должна быть рассмотрена не позднее чем через шестьдесят дней со дня её регистрации. О результатах рассмотрения претензии лицу, предъявившему претензию, должно быть сообщено в письменной форме (пункт 7).
При отклонении претензии полностью или частично либо неполучении ответа в установленные для её рассмотрения сроки пользователь услугами связи имеет право предъявить иск в суд (пункт 9).
В силу статьи 56 Закона 126-ФЗ «О связи» право на предъявление претензии имеют: абонент по обязательствам, вытекающим из договора об оказании услуг связи; пользователь услугами связи, которому отказано в оказании таких услуг; отправитель или получатель почтовых отправлений в случаях, указанных в подпунктах 2 и 3 пункта 5 статьи 55 настоящего Федерального закона (пункт 1).
Претензии предъявляются оператору связи, заключившему договор об оказании услуг связи или отказавшему в заключении такого договора. Претензии, связанные с приёмом или вручением почтовых или телеграфных отправлений, могут предъявляться как оператору связи, принявшему отправление, так и оператору связи по месту назначения отправления (пункт 2).
В силу пункта 1 статьи 55 закона № 176-ФЗ пользователь услугами связи вправе обжаловать в административном или судебном порядке решения и действия (бездействие) органа или должностного лица, оператора связи, связанные с оказанием услуг связи.
В силу статьи 38 закона № 176-ФЗ возмещение вреда, причинённого при осуществлении деятельности в области почтовой связи, производится добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причинённый потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесённых потребителем убытков.
Бездействием оператора почтовой связи ФГУП «Почта России», связанным с несоблюдением срока рассмотрения претензии, нарушено право на своевременное получение необходимой информации с целью дальнейшего её использованию в своих интересах.
В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просила:
признать незаконным бездействие оператора почтовой связи ФГУП «Почта России». выразившееся в нарушении порядка и срока рассмотрения претензии ФИО1, пользователя услуг почтовой связи, от ДД.ММ.ГГГГ, и ненаправлении ответа по результатам рассмотрения претензии в установленный для рассмотрения претензии срок;
признать незаконным бездействие оператора почтовой связи ФГУП «Почта России». выразившееся в нарушении порядка и срока рассмотрения жалобы ФИО1, пользователя услуг почтовой связи, от ДД.ММ.ГГГГ и ненаправлении ответа по результатам рассмотрения жалобы в установленный для рассмотрения жалобы срок;
взыскать с оператора почтовой связи ФГУП «Почта России» в пользу ФИО1, пользователя услугами почтовой связи, денежную компенсацию в сумме 10 000 руб. в счёт возмещения морального вреда за допущенное бездействие, выразившееся в нарушении порядка и срока рассмотрения претензии от ДД.ММ.ГГГГ;
взыскать с оператора почтовой связи ФГУП «Почта России» в пользу ФИО1 денежную компенсацию в сумме 5 000 руб. в счёт возмещения морального вреда за допущенное бездействие, выразившееся в нарушении порядка и срока рассмотрения жалобы от ДД.ММ.ГГГГ.
Истец в судебное заседания явилась, измененные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представители ответчика в суд явились, иск не признали. Представили мотивированные возражения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав все представленные доказательства, суд пришел к следующему.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" определен порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами и данный закон распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами (п. 4 ст. 1).
Положения указанного закона применимы лишь к правоотношениям, возникшим между гражданами и государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Права пользователей услуг почтовой связи защищаются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О связи", Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", гражданским законодательством Российской Федерации, правилами оказания услуг почтовой связи, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В случае отказа оператора почтовой связи удовлетворить претензию, либо в случае его согласия удовлетворить претензию частично, либо в случае неполучения от оператора почтовой связи ответа в сроки, установленные для рассмотрения претензии, пользователь услуг почтовой связи имеет право предъявить иск в суд или арбитражный суд.
( см. ниже Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 176-ФЗ "О почтовой связи").
Судом установлено, что в ШГС подан иск, из которого следует, что ФИО1 является пользователем услуг почтовой связи ФГУП «Почта России».
ДД.ММ.ГГГГ между ней и указанным оператором почтовой связи ФГУП «Почта России» заключён договор на оказание услуг почтовой связи по приёму, пересылке и доставке в соответствии с контрольными сроками, установленными Нормативами частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции и контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, регистрируемого почтового отправления, штриховой почтовый идентификатор 34652188000913, направленного адресату, Ростовскому областному суду, по адресу, 344021, <адрес>.
Исх. № от ДД.ММ.ГГГГ ей направлен ответ судьёй Ростовского областного суда ФИО3, которым уведомлена о том, что направленное ею почтовое отправление, штриховой почтовый идентификатор 34652188000913, доставлено получателю, Ростовскому областному суду ДД.ММ.ГГГГ, то есть, после рассмотрения гражданского дела Судебной коллегией по административным делам Ростовского областного суда, вследствие чего судом вынесено судебное решение без учёта направленного ею заявления.
ДД.ММ.ГГГГ она направила претензию в Каменоломнинский почтамт УФПС <адрес> - филиала ФГУП «Почта России» о нарушении срока доставки получателю почтового отправления.
Указанные обстоятельства подтверждаются дубликатом претензии от ДД.ММ.ГГГГ. Исх. №ДД.ММ.ГГГГ/11-29/277 от ДД.ММ.ГГГГ направлен ответ, данный начальником Каменоломнинского почтамта УФПС <адрес> - филиала ФГУП «Почта России» ФИО8, о том, что почтовое отправление, штриховой почтовый идентификатор 34652188000913, «покинуло Каменоломнинский почтамт ДД.ММ.ГГГГ; на этапе обработки в Каменоломнинском почтамте У ФПС <адрес> - филиала ФГУП «Почта России» нарушений контрольных сроков пересылки не выявлено», вследствие чего претензия от ДД.ММ.ГГГГ направлена в МСЦ УОПо Ростова-на-Дону 344962 «по принадлежности должностному лицу для рассмотрения и представления ответа».
Не получив ответа МСЦ УОПо Ростова-на-Дону, истец направила две жалобы и подала настоящий иск.
Суд считает позицию ответчика за оговоренным ниже исключением обоснованной. Ответчик не отрицает, что истцом ДД.ММ.ГГГГ через отделения почтовой связи Каменоломнинского почтамта ФГУП «Почта России» было направлено регистрируемое почтовое отправление в виде заказного письма №.
Далее, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 176-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О почтовой связи" услуги почтовой связи - действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств.
Согласно п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. № «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» до подачи искового заявления в суд обязательный претензионный порядок урегулирования споров предусмотрен в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения оператором связи обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи (п. 4 ст. 55 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 126-ФЗ «О связи»).
Представление ответа на претензию не является услугой почтовой связи, а является только этапом обязательного претензионного порядка урегулирования споров.
Таким образом, предоставление потребителю ответа на претензию не является услугой почтовой связи.
При таком положении доводы ФИО1 о том, что непредставление своевременного ответа на претензию нарушает её права потребителя в связи с ненадлежащим оказанием услуг почтовой связи, не могут быть признаны состоятельными.
Согласно выписке из Общероссийской автоматизированной системы отслеживания регистрируемых почтовых отправлений (далее по тексту - ОАСУ РПО) регистрируемое почтовое отправление № доставлено и вручено получателю ДД.ММ.ГГГГ.
ФГУП «Почта России» осуществляет деятельность в рамках Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 176-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О почтовой связи", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 126-ФЗ «О связи»
Согласно п. 4 ст. 55 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 126-ФЗ «О связи» в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи, пользователь услугами связи до обращения в суд предъявляет оператору связи претензию.
К претензии прилагаются копия договора об оказании услуг связи или иного удостоверяющего факт заключения договора документа (квитанция, опись вложения и тому подобные) и иные документы, которые необходимы для рассмотрения претензии по существу и в которых должны быть указаны сведения о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору об оказании услуг связи, а в случае предъявления претензии о возмещении ущерба - о факте и размере причиненного ущерба.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 176-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшей на момент предъявления ФИО1 претензии) "О почтовой связи" письменные ответы на претензии даются в следующие сроки:
на претензии по почтовым отправлениям и почтовым переводам денежных средств, пересылаемых (переводимых) в пределах одного населенного пункта, - в течение пяти дней;
на претензии по всем другим почтовым отправлениям и почтовым переводам денежных средств - в течение двух месяцев,
ДД.ММ.ГГГГФИО1 в адрес Каменоломнинского почтамта УФПС <адрес> - филиала ФГУП «Почта России» направлена претензия о нарушении сроков доставки почтового отправления №.
ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в установленный законом двухмесячный срок, ФИО1 направлен ответ на претензию от ДД.ММ.ГГГГ, что истицей не отрицается.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 направила в адрес Каменоломнинского почтамта УФПС <адрес> жалобу о непредставлении ответа по существу доводов претензии от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГФИО1, не дожидаясь ответа на жалобу от ДД.ММ.ГГГГ, направила в адрес Каменоломнинского почтамта УФПС <адрес> повторную жалобу о непредставлении ответа по существу доводов претензии от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в установленный законом двухмесячный срок, ФИО1 направлен ответ исх. № Л.14/11-29/408 на жалобы от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
При таком положении ФГУП «Почта России» не допустило нарушения установленных законом сроков ответа на претензию.
ДД.ММ.ГГГГ исх. №ДД.ММ.ГГГГ/11-29/412 Каменоломнинским почтамтом УФПС <адрес>ФИО1 дополнительно сообщено о том, что Ростовским МСЦ не установлено нарушений в обработке и отправке заказного письма №.
Кроме того, согласно п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» до подачи искового заявления в суд обязательный претензионный порядок урегулирования споров предусмотрен в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения оператором связи обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи.
Согласно абз. 9 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 176-ФЗ «О почтовой связи» в случае отказа оператора почтовой связи удовлетворить претензию, либо в случае его согласия удовлетворить претензию частично, либо в случае неполучения от оператора почтовой связи ответа в сроки, установленные для рассмотрения претензии, пользователь услуг почтовой связи имеет право предъявить иск в суд или арбитражный суд.
Таким образом, законодателем не установлена ответственность оператора почтовой связи за нарушение сроков ответа на претензию, поскольку, как указано выше, в случае не получения ответа на претензию о ненадлежащем оказании услуг почтовой связи потребитель имеет право предъявить иск в суд с требованием о возмещении ущерба либо компенсации морального вреда в связи с ненадлежащим оказанием услуги почтовой связи - т.е. приему, обработке, перевозке, доставке, вручению почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств.
Представление ответа на претензию не является услугой почтовой связи, а является только этапом обязательного претензионного порядка урегулирования споров.
При таком положении требование ФИО1 о компенсации морального вреда в связи с нарушением, установленного для рассмотрения претензии срока не подлежит удовлетворению.
Доводы истицы о том, что на ФГУП «Почта России» возложена обязанность по ответу на претензию в рамках Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" не может быть признан правильным по следующим основаниям.
Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
ФГУП «Почта России» является унитарным предприятием, которое, согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», является коммерческой организацией и не осуществляет функции органа госвласти, т.е. не наделена властными полномочиями.
Исходя из вышеуказанных правовых норм, следует, что рассмотрение претензий и жалоб пользователей услуг почтовой связи осуществляется ФГУП «Почта России» в рамках Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 176-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О почтовой связи", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 126-ФЗ «О связи».
Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет способы защиты гражданских прав. Данный перечень является открытым, в силу указания в абз. 14 данной статьи на то, что иные способы могут быть использованы при условии упоминания их в законе.
Из комплексного анализа законодательства следует, что такой способ защиты права как признание права нарушенным отсутствует. Отсюда следует вывод о том, что истицей неверно выбран способ защиты права и определен предмет иска, поэтому требование о признании нарушенным права ФИО1 не подлежит удовлетворению.
Согласно п. 4 ст. 55 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 126-ФЗ «О связи» (далее- ФЗ «О связи») в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи, пользователь услугами связи до обращения в суд предъявляет оператору связи претензию.
Действующее законодательство не раскрывает значение термина «претензия», однако согласно Современному экономическому словарю (6-му изданию, переработанному и дополненному, 2011г., авторы: ФИО5, ФИО6, ФИО7) под претензией понимается требование кредитора к должнику о добровольном урегулировании спора, связанного с нарушением прав кредитора.
Исходя из сказанного, а также с учетом положений ст. 55 ФЗ «О связи», можно сделать вывод о том, что основным признаком претензии является конкретные материально-правовые требования.
Истицей в материалы дела представлена копия обращения в Каменоломнинский почтамт УФПС <адрес>- филиала ФГУП «Почта России», названная «Претензией о нарушении сроков доставки почтового отправления, почтовый идентификатор №».
Данный документ не содержит каких-либо требований к оператору связи, поэтому не является по своему смыслу претензией, обязательной для предъявления согласно п. 4 ст. 55 ФЗ «О связи». Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что направление указанного обращения в адрес ответчика не порождало у последнего обязанности по его рассмотрению. Тем не менее, ответ на это обращение был дан в установленный законом 60-дневный срок (п. 7 ст. 55 ФЗ «О связи», редакция от ДД.ММ.ГГГГ), что подтверждается самой истицей.
Заявленное требование о взыскании компенсации морального вреда в размере 10000 руб. в пользу заявителя является необоснованным и незаконным.
В ст. 151 ГК РФ моральный вред определяется как «физические или нравственные страдания». Определение содержания морального вреда как «страдания» означает, что действия причинителя вреда обязательно должны найти отражения в сознании потерпевшего, вызвать определенную психическую реакцию. При этом неблагоприятные изменения в охраняемых законом благах отражаются в сознании человека в форме негативных ощущений (физические страдания) и негативных представлений или переживаний (нравственные страдания).
Содержанием переживаний может являться страх, стыд, унижение или иное неблагоприятное в психологическом аспекте состояние.
Обязательство по компенсации морального вреда возникает при наличии одновременно ряда условий: неправомерное действие причинителя вреда, претерпевание морального вреда, причинная связь между неправомерным действием и моральным вредом (вина причинителя вреда).
В постановлении Пленума Верховного Суда № от ДД.ММ.ГГГГ «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» указано, что при разрешении спора о компенсации морального вреда необходимо выяснить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных и физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействиями) они нанесены, степень вины причинителя вреда, какие нравственные и физические страдания перенесены потерпевшим.
Согласно ст.ст. 151, 1099 ГК РФ установлено, что моральный вред подлежит возмещению при наличии вины его причинителя.
В обоснование предъявленного заявления заявителем не было представлено доказательств в соответствии со п. 1 ст. 56 ГПК РФ, которые бы свидетельствовали о причинении ему каких-либо нравственных или физических страданий действиями ответчика, а также доказательств, свидетельствующих о наличии причинно-следственной связи между действиями ответчика и нравственными страданиями заявителя.
Удовлетворение подобных требований не может быть признано соответствующим нормам гражданского законодательства и сложившейся судебной практике ВС РФ, которыми определен принцип компенсации морального вреда в разумных пределах, призванный исключить злоупотребление правом, обеспечить баланс прав лиц, участвующих в деле.
Согласно ч. 1 ст. 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О защите прав потребителей" за нарушение прав потребителей исполнитель несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
В соответствии со ст. 57 "Правил оказания услуг почтовой связи" операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услугами почтовой связи за нарушение сроков пересылки почтовых отправлений.
В соответствии с п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Статья 401 ГК РФ, предусматривает, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины, кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В силу ст. 34 ФЗ "О почтовой связи" и п. 57 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 221, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услугами почтовой связи. Ответственность операторов услуг почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.
В соответствии с пунктом 12 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 221 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи" в зависимости от способа обработки почтовые отправления подразделяются на следующие категории: а) простые - принимаемые от отправителя без выдачи ему квитанции и доставляемые (вручаемые) адресату (его законному представителю) без его расписки в получении; б) регистрируемые (заказные, с объявленной ценностью, обыкновенные) - принимаемые от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемые адресату (его законному представителю) с его распиской в получении.
В силу ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 176-ФЗ "О почтовой связи" услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги.
Операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки.
П. 6 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 160 "Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции" устанавливает, что контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции (без учета дня приема) составляют:
а) между городами федерального значения, административными центрами субъектов Российской Федерации согласно приложению;
б) на внутригородской территории городов федерального значения, на территории административных центров субъектов Российской Федерации - 2 дня;
в) между административным центром субъекта Российской Федерации и административными центрами муниципальных районов на территории субъекта Российской Федерации - 2 дня;
г) между административным центром муниципального района и поселениями, расположенными на территории муниципального района, - 3 дня.
Контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции между поселениями, входящими в различные муниципальные районы субъекта Российской Федерации, рассчитываются путем суммирования соответствующих контрольных сроков.
Учитывая сказанное, суд обращает внимание на то обстоятельство, что ответчику была подана претензия, не содержащая требований, однако формально претензионный порядок был соблюден.
На данную претензию был дан своевременный ответ. Полнота данного ответа роли не играет в силу приведенного выше законодательства.
Данный иск заявлен по формальным основаниям. Ситуация создана истцом искусственно (письмо сдано 23.07., а дело назначено к слушанью в Ростоблсуде на ДД.ММ.ГГГГ на 14-30).
К тому же корреспонденция содержала отказ от иска, из чего следует только полная незначительность для истца судьбы иска (иного не доказано в порядке ст. 56 ГПК РФ).
Что касается указания ответчика на несоблюдение досудебного претензионного порядка, то он в отношении жалоб не предусмотрен, а претензия была заявлена. У суда была процессуальная обязанность по принятию иска.
Итак, формально претензия была заявлена (хотя никаких предусмотренных законодательством о связи требований не содержала), ответ был дан. Были даны ответы на жалобы. Отсутствие переписки либо неконструктивная с точки зрения истца переписка с ответчиком дает последнему право на обращение с иском. Данное право реализовано. С материально-правовой точки зрения иск удовлетворению не подлежит.
Оценивая полученные судом доказательства, суд полагает, что в совокупности они достоверны, соответствуют признакам относимости и допустимости доказательств, установленным ст. ст. 59,60 ГПК РФ, и, вследствие изложенного, содержат доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения настоящего дела, а также устанавливает обстоятельства, которые могут быть подтверждены только данными средствами доказывания. Помимо изложенного, все собранные по настоящему делу доказательства обеспечивают достаточность и взаимную связь в их совокупности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение месяца через Шахтинский городской суд, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение (резолютивная часть) изготовлено в совещательной комнате.
Судья Галактионов Д.В.