ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2527/2013 от 02.10.2013 Батайского городского суда (Ростовская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

           02 октября 2013 года                                                                                       г. Батайск

Батайский городской суд Ростовской области в составе:

Председательствующего судьи Вишняковой Л.В.

При секретаре Пузенко ТА

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 2-2527/13 по иску Таганрогского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Шеремет ФИО4, 3 лицо Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о запрете эксплуатации воздушного судна,

У с т а н о в и л :

Таганрогский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Шеремет ВЯ, 3-му лицу Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о запрете эксплуатации воздушного судна.

          В судебном заседании помощник Таганрогского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры Волох ИО в обоснование иска суду пояснила, что во исполнение поручения Южной транспортной прокуратуры Таганрогской транспортной прокуратурой совместно со специалистом Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в период с 22.07.2013 по 23.07.2013 проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности полетов. Проверкой установлено, что на территории стоянки сельскохозяйственной техники, на окраине села <адрес>, находится воздушное судно <данные изъяты> желтого цвета, имеющее опознавательный знак №, с нанесенным на борт судна флагом Российской Федерации. Воздушное судно закреплено тросами к специальным наземным креплениям. На данное воздушное судно установлено оборудование для выполнения авиационно-химических работ. Собственником указанного воздушного судна является Шеремет ФИО5. Положениями ст. 33 Воздушного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданские воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов, подлежат государственной регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей свидетельств о государственной регистрации. Правила государственной регистрации и государственного учета гражданских воздушных судов Российской Федерации закреплены в Правилах, утвержденных приказом Минтранса России от 02.07.2007 № 85 Ведение Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации возлагается на уполномоченный орган в области гражданской авиации - Федеральное агентство воздушного транспорта, в соответствиис возложенными на него Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 396 полномочиями. Воздушное судно, зарегистрированное или учтенное в установленном порядке в Российской Федерации, приобретает национальную принадлежность Российской Федерации. В силу ст. 34 Воздушного кодекса Российской Федерации при включении данных о гражданском воздушном судне в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации этому воздушному судну присваиваются государственный и регистрационный опознавательные знаки, которые наносятся на воздушное судно. На гражданское воздушное судно помимо государственного и регистрационного опознавательных знаков должно наноситься изображение Государственного флага Российской Федерации. Государственные и регистрационные опознавательные знаки гражданских воздушных судов, а также порядок нанесения этих знаков и порядок нанесения товарных знаков на гражданские воздушные суда устанавливаются Правилами. Согласно объяснениям Шеремета В.Я., право собственности на воздушное судно <данные изъяты> подтверждается свидетельством № о постановке в Единый регистр учета воздушных судов и удостоверением о годности к полетам воздушного судна №, выданными 16.05.2013 Федерацией любителей авиации России. Документы, подтверждающие государственную регистрацию воздушного судна <данные изъяты> в Федеральном агентстве воздушного транспорта, у Шеремета В.Я. отсутствуют, что подтверждается, в том числе и письмом начальника Южного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта от 20.08.2013 №. В соответствии с ч. 1 ст. 36 Воздушного кодекса Российской Федерации гражданские воздушные суда допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам). Сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам) выдается на основании сертификата типа (аттестата о годности к эксплуатации) или акта оценки конкретного воздушного судна на соответствие конкретного воз душного судна требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и природоохранным требованиям. Порядок выдачи сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам) установлен приказом Минтранса России от 16.05.2003 № 132 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации». Учитывая изложенное, эксплуатация гражданского воздушного судна без сертификата летной годности не допускается. Согласно информации начальника Южного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта от 20.08.2013 № Шеремет В.Я. за оформлением и выдачей сертификата летной годности на воздушное судно <данные изъяты> не обращался. Указанные нарушения влекут запрет на эксплуатацию воздушного судна. Частью 1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Выявленные нарушения закона создают угрозу безопасности полетов в Южном транспортном регионе вследствие эксплуатации воздушного судна, незарегистрированного в установленном порядке, могут повлечь наступление неблагоприятных последствий, в том числе, причинение вреда жизни и здоровью лиц, определить круг которых не представляется возможным. Прокурор просит суд вынести решение, которым запретить Шеремету ВЯ эксплуатацию воздушного судна <данные изъяты>, имеющего опознавательный знак №, до получения им свидетельства о государственной регистрации указанного гражданского воздушного судна и сертификата летной годности.

      Ответчик Шеремет ВЯ иск не признал, суду пояснил, что у него в собственности действительно имеется воздушное судно <данные изъяты> желтого цвета, имеющее опознавательные знаки №, с нанесенным на борт судна флагом Российской Федерации. Право собственности подтверждается договором купли-продажи от 14 09.2012, заключенным в г. Батайске между ответчиком и ФИО6., приемо -передаточным актом от 17.09.2012, свидетельством № о постановке; в Единый регистр учета ВС, выданным 16.05.2013 Федерацией любителей авиации России, удостоверением о годности к полетам воздушного судна №, выданным также Федерацией любителей авиации России. В п. 1.1 договора купли-продажи от 14.09.2012 указано, что продавец передает в собственность покупателя следующее имущество: планер самолета <данные изъяты> без крыльев и хвоста, регистрационный номер № (заводской номер №), сельхозвариант, дата выпуска 21.11.1988 г. На самолете установлен двигатель <данные изъяты>, заводской номер №, дата выпуска 14.09.1979 г. О его регистрационном номере № ему стало известно из договора. Попросив своих знакомых узнать в уполномоченных органах о подтверждении наличия либо отсутствия государственной регистрации на воздушное судно, ему сообщили, что оно действительно зарегистрировано, но не на него, внесено в соответствующий государственный реестр воздушных судов. Каких-либо документов, подтверждающих его первоначальную регистрацию в государственном реестре, у него нет, а ФИО7 А.А. ему ничего не передавала. Также в настоящее время у него отсутствуют документы, подтверждающие регистрацию права на указанное воздушное судно в Росавиации., но он полагает, что ни Воздушным Кодексом РФ, ни какими-либо Правилами или Инструкциями не предусмотрена обязанность регистрации в госреестре самолетов <данные изъяты>, которые относятся к типу легких, а тем более, получать сертификат летной годности..В настоящее время полеты на указанном воздушном судне не осуществляются. В иске просит отказать.

Представитель Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом. Суд считает возможным дело слушать в отсутствие представителя 3 лица.

Суд, выслушав помощник Таганрогского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры Волох ИО, ответчика Шеремет ВЯ, обозрев материалы дела, находит, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 2 ст. 1 Воздушного кодекса РФ под воздушным пространством Российской Федерации понимается воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем.

          Согласно ч. 1 ст. 2 Воздушного кодекса РФ воздушное законодательство Российской Федерации состоит из Воздушного кодекса Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиацион_ных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

          В соответствии с положениями ст. 11 Воздушного кодекса РФ использование воздушного пространства представляет собой дея_тельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов, а также другая деятельность, которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения. Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.

          Согласно части 1 ст. 32 Воздушного кодекса РФ под воздушным судном принято понимать летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.

           Согласно ч. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.

В соответствии со ст. 34 Воздушного кодекса Российской Федерации при включении данных о гражданском воздушном судне в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации этому воздушному судну присваиваются государственный и регистрационный опознавательные знаки, которые наносятся на воздушное судно. На гражданское воздушное судно помимо государственного и регистрационного опознавательных знаков должно наноситься изображение Государственного флага Российской Федерации. Государственные и регистрационные опознавательные знаки гражданских воздушных судов, а также порядок нанесения этих знаков и порядок нанесения товарных знаков на гражданские воздушные суда устанавливаются Правилами.

В соответствии с ч. 1 ст. 36 Воздушного кодекса РФ гражданские воздушные суда допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам). Сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам) выдается на основании сертификата типа (аттестата о годности к эксплуатации) или акта оценки конкретного воздушного судна на соответствие конкретного воз душного судна требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и природоохранным требованиям. Порядок выдачи сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам) установлен приказом Минтранса России от 16.05.2003 № 132 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации».

В соответствии со ст. 12 Воздушного кодекса Российской Федерации под государственным регулированием использования воздушного пространства понимается установление государством общих правил осуществления такой деятельности, а также ответственности за их соблюдение.

           В силу ст. 4 Воздушного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении воздушного законодательства Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.      

           В судебном заседании установлено, что на территории стоянки сельскохозяйственной техники, на окраине села <адрес>, находится воздушное судно <данные изъяты>, желтого цвета, имеющее опознавательный знак №, с нанесенным на борт судна флагом Российской Федерации. Воздушное судно закреплено тросами к специальным наземным креплениям. На данное воздушное судно установлено оборудование для выполнения авиационно-химических работ. Собственником указанного воздушного судна является ответчик Шеремет ФИО8, что он сам не отрицал в судебном заседании, о чем также свидетельствует договор купли-продажи от 14.09.2012.

           Положениями ст. 33 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что гражданские воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов, подлежат государственной регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей свидетельств о государственной регистрации. Правила государственной регистрации и государственного учета гражданских воздушных судов Российской Федерации закреплены в одноименных Правилах, утвержденных приказом Минтранса России от 02.07.2007 № 85 Ведение Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации возлагается на уполномоченный орган в области гражданской авиации - Федеральное агентство воздушного транспорта, в соответствиис возложенными на него Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 396 полномочиями. Воздушное судно, зарегистрированное или учтенное в установленном порядке в Российской Федерации, приобретает национальную принадлежность Российской Федерации.

            Суд не может согласиться с утверждениями Шеремета В.Я о том, что право собственности на воздушное судно <данные изъяты> подтверждается свидетельством № о постановке в Единый регистр учета воздушных судов и удостоверением о годности к полетам воздушного судна №, выданными 16.05.2013 Федерацией любителей авиации России, а следовательно, этого вполне достаточно, Ответчиком неправильно трактуются нормы закона. Как установлено в судебном заседании, документы, подтверждающие государственную регистрацию воздушного судна <данные изъяты> в Федеральном агентстве воздушного транспорта, у Шеремета В.Я. отсутствуют, что он сам и не отрицал, это же подтверждается и письмом начальника Южного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта от 20.08.2013 № 03-49/2143. На имеющихся у ответчика документах указано, что свидетельство о постановке в единый реестр учета ( л.д. 28) не является документом, подтверждающим государственную регистрацию и право собственности на воздушное судно.

           Согласно п. 31 Правил опознавательные знаки гражданского воздушного судна состоят из: государственного знака, изображаемого в виде двух букв латинского алфавита «КА»; регистрационного знака, состоящего из пяти арабских цифр или сочетания арабских цифр и букв латинского алфавита. Государственный знак отделяется от регистрационного знака дефисом.

.      Сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам) выдается на основании сертификата типа (аттестата о годности к эксплуатации) или акта оценки конкретного воздушного судна на соответствие конкретного воздушного судна требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и природоохранным требованиям. Порядок выдачи сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам) установлен приказом Минтранса России от 16.05.2003 № 132 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации».

      Эксплуатация гражданского воздушного судна без сертификата летной годности не допускается.

      Согласно информации начальника Южного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта от 20.08.2013 № 03-49/2143 Шеремет В.Я. за оформлением и выдачей сертификата летной годности на воздушное судно <данные изъяты> не обращался.

       Суд считает, что указанные нарушения являются недопустимыми в области воздушной безопасности и влекут запрет на эксплуатацию воздушного судна.

        Таким образом, требования Таганрогского транспортного прокурора о запрете Шеремету ВЯ эксплуатации воздушного судна <данные изъяты>, имеющего опознавательный знак <данные изъяты> до получения им свидетельства о государственной регистрации указанного гражданского воздушного судна и сертификата летной годности подлежат удовлетворению.

         Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Запретить Шеремету ФИО9 эксплуатацию воздушного судна <данные изъяты>, имеющего опознавательный знак <данные изъяты> до получения им свидетельства о государственной регистрации указанного гражданского воздушного судна и сертификата летной годности

Решение может быть обжаловано в Ростоблсуд через Батайский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме

           Решение изготовлено 10 октября 2013 года.

               Судья                                                              Вишнякова Л.В.