копия Дело № 2-2528/2020 УИД 16RS0050-01-2020-001988-73 Учет 2.119 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 01 июня 2020 года город Казань Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Р.А.Уманской при секретаре судебного заседания Р.М.Ходыревой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к главе администрации муниципального казённого учреждения «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» ФИО2, муниципальному казённому учреждению «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» о признании незаконными действия об отказе включения в список на получении жилищного сертификата многодетной семьи и обязании устранить допущенные нарушения прав, путем включения в список на получение жилищного сертификата, УСТАНОВИЛ: ФИО1 обратился в суд с иском к главе администрации муниципального казённого учреждения «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» (далее – МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани») ФИО2, МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани» о признании незаконными действия об отказе включения в список на получении жилищного сертификата многодетной семьи и возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав, путем включения в список на получение жилищного сертификата, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ года ответчиками вынесено распоряжение №, в соответствии с которым на основании протокола заседания жилищной комиссии Вахитовского и Приволжского районов города Казани от ДД.ММ.ГГГГ№ ему отказано во внесении изменений и включения в список на получении жилищных сертификатов в ДД.ММ.ГГГГ году многодетной семье, имеющей более пяти детей, состоящей на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма, в связи с обеспеченностью общей площадью жилья на одного члена семьи более учетной нормы. Согласно данной выписке комиссией был установлен уровень обеспеченности площадью жилья на одного члена в семье, который составляет <данные изъяты> квадратных метра. Истец указывает, что решение ответчика незаконно, поскольку семья состоит из восьми человек, из которых шесть детей. Также ФИО1 указывает, что ДД.ММ.ГГГГ года им был заключен договор социальной ипотеки №, по которому ДД.ММ.ГГГГ года им была выбрана квартира по адресу: <адрес>. Однако вышеуказанная квартира в его собственности не находится и относится к объекту «будущая собственная квартира» и ежемесячно он обязан вносить задаток на приобретение «права оформления в собственность» выбранной «будущей квартиры» денежные средства согласно графику, соответственно, указанную квартиру нельзя учитывать при расчете уровня обеспеченности площадью жилья членов семьи. Истец и члены его семьи не стали собственниками указанной квартиры, не владеют ей на условиях социального найма, данная квартира не приобретена с использованием субсидии за счет средств бюджета Республики Татарстан и местных бюджетов, семья истца является малоимущей, нуждающейся в улучшении жилищных условий. Таким образом, по мнению истца, оснований для признания истца и его семьи не нуждающегося в улучшении жилищных условий, предусмотренных статьями 50-56 Жилищного кодекса Российской Федерации, и отказе в признании за гражданином права на получение сертификата, предусмотренные пунктами 13 Правил выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, не установлено. На основании изложенного истец просит признать незаконными действия главы признании незаконными действия главы администрации ФИО2, по отказу включения в список на получении жилищных сертификатов в ДД.ММ.ГГГГ году многодетной семье, имеющей более пяти дней, состоящей на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма, в связи с обеспеченностью общей площадью жилья на одного члена семьи более учетной нормы, обязать ответчика устранить допущенные нарушения его прав, путем включения в список на получение жилищных сертификатов в ДД.ММ.ГГГГ году. В судебном заседании истец и его представитель заявленные требования поддержали только к ответчику МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани». Истец и его представитель в судебное заседание явились, уточненные исковые требования поддержали. Представитель ответчика МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» в судебное заседание явился, с исковыми требованиями не согласился, просил отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку отсутствуют основания для включения семьи истца в список на получение жилищных сертификатов в ДД.ММ.ГГГГ году. Исследовав письменные материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд приходит к следующему. Как следует из выписки из распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ года «О постановке на учет нуждающихся и улучшении жилищных условий по договору социального найма согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ№» семья ФИО1 в составе семи человек признаны малоимущими и приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма. Совокупный уровень обеспеченности общей площадью жилья на одного члена в семье составляет <данные изъяты> кв.м., совокупный доход – <данные изъяты> рублей в месяц (пороговое значение размера среднемесячного совокупного дохода для принятия решения о признании гражданина малоимущими, приходящегося для семьи из трех человек и более на первый квартал 2016 года составлял <данные изъяты> рублей, совокупная стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению – <данные изъяты> рублей). Инвентаризационная опись имущества, находящегося в собственности членов семьи (по улице <адрес>) составила <данные изъяты> рублей. Согласно выписке из распоряжения главы Администрации Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ№ «О включении многодетных семей, имеющих пять и более детей, в список на получение жилищного сертификата в ДД.ММ.ГГГГ году, согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ№», семья ФИО1 в составе семи человек, проживающего в квартире общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> 9, включена в список на получение жилищных сертификатов в <данные изъяты> году. Из выписки из распоряжения главы Администрации Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ№ «О включении многодетных семей, имеющих пять и более детей, в список на получение жилищного сертификата в ДД.ММ.ГГГГ году, согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ№», ФИО1 с семьей отказано во внесении изменений и включении в список на получение жилищных сертификатов в ДД.ММ.ГГГГ году многодетной семье, имеющей более пяти детей, состоящей на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма в связи с обеспеченностью общей площадью жилья на одного члена семьи более учетной нормы. Как следует из сведений, предоставленных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, ФИО1, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, принадлежит на праве собственности принадлежит по 1/7 доли в праве на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. ФИО5, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, принадлежит на праве собственности принадлежит по 1/7 доли в праве на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., по 1/3 доли в праве на квартиру, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес>. ФИО6, родному брату истца, зарегистрированному в квартире по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности квартира, расположенная по адресу: <адрес>. Согласно выписке из домой книги от ДД.ММ.ГГГГ года, в квартире №, расположенной по адресу <адрес>, зарегистрированы следующие лица: ФИО1, ФИО5, ФИО3, ФИО4, ФИО3, ФИО4, ФИО4, ФИО7, ФИО6, ФИО8, ФИО9. ДД.ММ.ГГГГ года между специализированной некоммерческой организацией «НО «Государственный жилищный фонд при Президенте Республике Татарстан» и ФИО1, ФИО5, ФИО4, ФИО4, ФИО3 заключен договор социальной ипотеки №. На основании протокола участия, выбора и передачи «будущей собственной квартиры» гражданина от ДД.ММ.ГГГГ года, ФИО1 и члены его семьи приняли обязательства по итогам «выбора» получить право оформления в собственность выбранной будущей квартиры №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес>. Согласно пункту 8.1 указанного протокола, протокол предоставляет гражданам право заселения, регистрации (прописка) и использования выбранной «будущей собственной квартиры» на условиях заключенного договора социальной ипотеки № от ДД.ММ.ГГГГ г. Как следует из пункта 8.2, настоящий протокол является актом приема-передачи, подтверждающим передачу, техническое состояние «будущей собственной квартиры», в том числе пригодность для ее использования. Из пункта 8.5 следует, что граждане обязуются в течение 7 календарных дней с момента подписания протокола заключить договор оказания жилищно-коммунальных услуг с эксплуатирующей организацией. Оплата жилищно-коммунальных платежей, в том числе взносов на капитальный ремонт, осуществляется гражданами. Таким образом, ответчиком при расчете совокупного уровня обеспеченности членов семьи истца была учтена площадь квартиры, предоставленной истцу и его семье на основании договора социальной ипотеки от ДД.ММ.ГГГГ г. Согласно преамбуле Закона Республики Татарстан от 27 декабря 2004 г. N 69-ЗРТ "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан" (далее - Закон РТ от 27 декабря 2004 г. N 69-ЗРТ) он направлен на реализацию конституционного права граждан на жилище, объединение усилий государственных органов, органов местного самоуправления и организаций всех форм собственности по развитию жилищного строительства и формирование рынка доступного жилья в РТ. В соответствии со статьей 3 указанного Закона социальная ипотека - это предоставление гражданам жилья в рассрочку в соответствии с основными требованиями, предъявляемыми к государственной поддержке развития жилищного строительства. Проверив представленные в материалы дела доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований ввиду следующего. В соответствии со ст. 49 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи. В силу п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Такое же основание предусмотрено статьей 5 Законом Республики Татарстан от 13.07.2007 N 31-ЗРТ "О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма" (далее Закон РТ от 13.07.2007 года N 31-ЗРТ). Согласно пунктам 1, 5, 7 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Согласно статье 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета. В соответствии с п. 2 части 1, а также части 2 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке. Согласно ст. 3 Закон Республики Татарстан от 13.07.2007 N 31-ЗРТ "О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма" на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане по месту их жительства на территории муниципального образования в Республике Татарстан, имеющие основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях и признанные органами местного самоуправления в Республике Татарстан в установленном настоящим Законом порядке малоимущими или относящиеся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Республики Татарстан категории. В соответствии со статьей 4 Закона РТ от 13.07.2007 N 31-ЗРТ определение пороговых значений дохода и стоимости имущества, приходящегося на каждого члена семьи гражданина или одиноко проживающего гражданина (далее - граждане), в целях признания граждан малоимущими и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде осуществляется уполномоченным органом в соответствии с прилагаемой к настоящему Закону Методикой определения пороговых значений дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению. Статьей 9 Закона РТ от 13.07.2007 N 31-ЗРТ граждане признаются малоимущими в целях предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма на основании решения уполномоченного органа в случае, если размер дохода, приходящегося на каждого гражданина, и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и подлежащего налогообложению, не превышают порогового значения дохода и стоимости имущества. Согласно ч. 10 ст. 12 Закона РТ от 13.07.2007 N 31-ЗРТ доходы, сведения о которых представлены гражданами, учитываются в объеме, остающемся после уплаты всех налогов и сборов в соответствии с законодательством. Указом Президента Республики Татарстан от 17 марта 2001 года NУП-216 "О дополнительных мерах по улучшению жилищных условий многодетных семей" установлено, что многодетные семьи, имеющие пять и более детей, проживающих с родителями и не образовавших свои семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, относятся к категориям граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений. В развитие указанных нормативных правовых актов Кабинет Министров Республики Татарстан принял постановление от 18 декабря 2007 года N 732 "О мерах по обеспечению жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения", в которое постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 мая 2008 года N 326 внесены изменения, а также утверждены Правила выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. По своей правовой природе данная мера социальной поддержки, как ранее отмечал Конституционный суд Республики Татарстан, не относится к обязательным видам социального обеспечения и, по существу, выступает в качестве дополнительного способа повышения уровня жизни указанных семей; Республика Татарстан самостоятельно определяет условия и порядок предоставления субсидии для обеспечения жильем многодетных семей, принимая во внимание в том числе и возможности бюджета республики (постановление от 5 октября 2011 года N 44-П, определение от 11 октября 2011 года N 13-О). Устанавливая названную меру социальной поддержки, Кабинет Министров Республики Татарстан в рамках своих дискреционных полномочий предусмотрел ряд условий, которым многодетные семьи, состоящие в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, должны соответствовать в целях включения их в списки многодетных семей, имеющих право на предоставление сертификата, удостоверяющего их право на получение данной субсидии. Одним из оснований снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в силу части 1 ст. 25 Закона РТ от 13.07.2007 N 31-ЗРТ является утрата оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма. Исходя из содержания пункта 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы. Как следует из части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Содержание названной нормы закона указывает на то, что наличие у членов семьи нанимателя либо собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность жилищного органа по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения. Иное толкование данной нормы может привести к сверхнормативному обеспечению граждан жильем за счет государства (аналогичная позиция отражена в Кассационном определении Шестого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ№). Поскольку суммарная общая площадь жилых помещений, находящихся в пользовании истца и членов его семьи, превышает учетную норму, приходящеюся на истца и членов его семьи, вывод ответчика об утрате оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, является правильным. Данное обстоятельство в силу пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации является основанием для снятия заявителя с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма. Кроме того, суд отмечает, что если после снятия с учета по основаниям, предусмотренным частью 1 настоящей статьи, у гражданина вновь возникло право постановки на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, постановка на учет производится на общих основаниях (часть 3 ст. 25 Закона РТ от 13.07.2007 N 31-ЗРТ). Таким образом, в случае утраты истцом и членами его семьи права пользования квартирой, расположенной по адресу: <адрес>, истец не лишен возможности вновь обратиться с соответствующим заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося. На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 56, 98, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования ФИО1 к муниципальному казённому учреждению «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» о признании незаконными распоряжения об отказе включения в список на получении жилищного сертификата многодетной семьи и возложении обязанности по устранению допущенного нарушения прав путем включения в список на получение жилищного сертификата, оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Татарстан через Приволжский районный суд города Казани в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме. Судья (подпись) Копия верна: Судья Р.А. Уманская |