ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-252/13 от 19.06.2013 Боханского районного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(заочное)

п. Бохан 19 июня 2013 года

Боханский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Урбаевой Т.А., при секретаре судебного заседания Убугуновой Т.С., с участием представителя истца помощника прокурора Боханского района Попова А.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-252/2013 по иску прокурора Боханского района в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 А.Х.О. о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения лицензионных требований, законодательства о транспортной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Боханского района Иркутской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия, выразившегося в несоблюдении лицензионных требований, не исполнении законодательства о противодействии терроризму, а также не исполнении законодательства в области обеспечения транспортной безопасности, индивидуальным предпринимателем ФИО1 А.Х.О. при перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек; о возложении обязанности на индивидуального предпринимателя ФИО1 А.Х.О. оборудовать транспортное средство <данные изъяты>, государственный номер , аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха; разместить в транспортном средстве следующую информацию: наименование, адрес и номер телефона перевозчика, фамилия водителя; наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа; указатели мест расположения огнетушителей; указатели мест расположения кнопок остановки транспортного средства; указатели аварийных выходов и правила пользования такими выходами; правила пользования транспортным средством или выписка из таких правил; разместить в транспортном средстве информацию о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности транспортного средства, включая запрещение совершения актов незаконного вмешательства в отношении транспортного средства, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования транспортного средства или использованию его не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или возможность наступления таких последствий; назначить на транспортном средстве лицо, занимающее должность на транспортном средстве, ответственное за обеспечение транспортной безопасности транспортного средства. В обоснование исковых требований прокурор указал следующее:

В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с последующими изменениями и дополнениями лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии - специального разрешения на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданного лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

В ходе проверки установлено, что в собственности ИП ФИО1 А.Х.О. имеется транспортное средство <данные изъяты>, государственный номер , используемый индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозки пассажиров по маршруту: <адрес><адрес> (85 километров) и в обратном направлении. Имеется свидетельство о регистрации транспортного средства, выданное МРЭО ГИБДД <адрес><дата> Основным видом деятельности индивидуального предпринимателя является перевозка пассажиров.

Непосредственные перевозки пассажиров и багажа осуществляет сам индивидуальный предприниматель – ФИО1 А.Х.О., работников, водителей у индивидуального предпринимателя не имеется. ИП ФИО1 А.Х.О. Министерством транспорта РФ <дата> выдана лицензия на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек.

Перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, в соответствии с пп. 24 п. 1 ст. 12 Федерального закона Российской Федерации от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» относится к лицензируемому виду деятельности.

Статьей 8 данного Закона определено, что лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством РФ. Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требование, предусмотренное частью 5 указанной статьи.

В нарушение требований Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012г. № 280 (далее –Положение) ИП ФИО1 А.Х.О. не оборудовано транспортное средство ФИО2, государственный номер <***> аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, не оснащено в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха, внутри транспортного средства не размещена следующая информация: наименование, адрес и номер телефона перевозчика, фамилия водителя; наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа; указатели мест расположения огнетушителей; указатели мест расположения кнопок остановки транспортного средства; указатели аварийных выходов и правила пользования такими выходами; правила пользования транспортным средством или выписка из таких правил.

Факт нарушения индивидуальным предпринимателем лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров подтверждается объяснением индивидуального предпринимателя ФИО1 А.Х.О., актом проверки деятельности ИП ФИО1 А.Х.О., рапортом помощника прокурора и другими материалами.

В нарушение п. 5 пп. 5.14 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, утвержденных Приказом Минтранса России от 08.02.2011г. №42 (раздел 2 Автомобильный транспорт) (далее – Требования), ИП ФИО1 А.Х.О. не информируются в наглядной и доступной форме физические лица, находящиеся на транспортном средстве о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно - распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности транспортного средства, в части их касающейся, включая запрещение: совершения актов незаконного вмешательства в отношении транспортного средства, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования транспортного средства или использованию его не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или возможность наступления таких последствий.

В нарушение пп. 5.3. п. 5 Требований индивидуальный предприниматель ФИО1 А.Х.О. не назначил на транспортном средстве лицо, занимающее должность на транспортном средстве, ответственное за обеспечение транспортной безопасности транспортного средства.

Согласно п.2 Порядка информирования субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, утвержденного Приказом Минтранса России от 16.02.2011г. №56 (далее - Порядок) субъекты транспортной инфраструктуры обязаны незамедлительно представлять информацию об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на транспортных средствах в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности, Федеральную службу по надзору в сфере транспорта и ее территориальные органы, органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органы внутренних дел Российской Федерации или их уполномоченные структурные подразделения согласно Перечню потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденному Приказом Минтранса России, ФСБ России, МВД России от 5 марта 2010 г. № 52/112/134.

В нарушение вышеперечисленных норм закона, ИП ФИО1 А.Х.О. не информируются физические лица, находящиеся в транспортном средстве о требованиях законодательства о транспортной безопасности, не разработан Порядок предоставления в компетентные органы информации об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на транспортном средстве.

Неисполнение обязанностей по соблюдению ИП ФИО1 А.Х.О. особых лицензионных условий и требований, в том числе в части транспортной безопасности и подтверждения фактической безопасности используемых транспортных средств, а также информирования физических лиц, находящихся на транспортных средствах о требованиях законодательства о транспортной безопасности, не предоставление в компетентные органы информации об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на транспортных средствах, свидетельствует о том, что деятельность индивидуального предпринимателя ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц: пассажиров и участников дорожного движения.

В части требований о возложении обязанности устранить нарушения лицензионных требований, законодательства о транспортной безопасности в части возложения обязанности в случае возникновения угрозы жизни и здоровья граждан незамедлительно предоставлять в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности информацию об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на транспортных средствах, судом принят отказ истца от иска, вынесено определение.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Боханского района Попов А.Б. исковые требования поддержал полностью, просил удовлетворить требования прокурора района по основаниям, изложенным в иске, установить срок для исполнения решения суда до <дата>.

Ответчик ФИО1 А.Х.О. на судебное заседание не явился, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, об уважительной причине своей неявки не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие ходатайств не направил.

Представитель истца Попов А.Б. выразил согласие на рассмотрение дела в заочном порядке.

При указанных обстоятельствах суд в силу положений ч.1 ст.233 ГПК РФ суд счёл возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.

Выслушав истца, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора района по следующим основаниям:

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, в соответствии с пп. 24 п. 1 ст. 12 Федерального закона Российской Федерации от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» относится к лицензируемому виду деятельности.

Статьей 8 данного Закона определено, что лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством РФ. Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требование, предусмотренное частью 5 указанной статьи.

Пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.04.2012г. № 280 (далее - Положение), установлены лицензионные требования при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров.

В соответствии пп. «е,ж,и» п. 4 Положения при осуществлении лицензируемой деятельности по перевозке пассажиров лицензиат должен обеспечить установку на транспортное средство аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, технических средств контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха, соблюдать требования установленные Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 112 от 14.02.2009 г. (далее – Правила).

В соответствии со ст.37 Правил внутри транспортного средства, используемого для регулярных перевозок пассажиров и багажа, размещается следующая информация: наименование, адрес и номер телефона перевозчика, фамилия водителя, а при наличии кондуктора - также фамилия кондуктора; наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа; номера мест для сидения, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых не указывается номер места для сидения; стоимость проезда, провоза ручной клади и перевозки багажа; указатели мест для пассажиров с детьми и инвалидов, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых указывается номер места для сидения; указатели мест расположения огнетушителей; указатели мест расположения кнопок остановки транспортного средства; указатели аварийных выходов и правила пользования такими выходами; правила пользования транспортным средством или выписка из таких правил.

В соответствии с п. 5 пп. 5.3, 5.14 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, утвержденных Приказом Минтранса России от 08.02.2011г. №42 (раздел 2 Автомобильный транспорт) (далее – Требования), субъект транспортной инфраструктуры обязан назначить на транспортном средстве лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности транспортного средства; информировать в наглядной и доступной форме физические лица, находящиеся на транспортном средстве о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно - распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности транспортного средства, в части их касающейся, включая запрещение: совершения актов незаконного вмешательства в отношении транспортного средства, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования транспортного средства или использованию его не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или возможность наступления таких последствий.

Согласно выписке из ЕГРИП основным видом деятельности ИП ФИО1 А.Х.О. является междугородные автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки. Министерством транспорта РФ 28.03.2011г. ИП ФИО1 А.Х.О. выдана лицензия на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек.

ФИО1 А.Х.О. является собственником микроавтобуса <данные изъяты>, государственный номер .

Нарушение ИП ФИО1 А.Х.О. лицензионных требований, законодательства о противодействии терроризму, законодательства в области обеспечения транспортной безопасности подтверждается актом проверки от <дата>, составленным пом.прокурора Боханского района Поповым А.Б. с участием ФИО1 А.Х.О.

Таким образом, неисполнение обязанностей по соблюдению ИП ФИО1 А.Х.О. особых лицензионных условий и требований, в том числе в части транспортной безопасности и подтверждением фактической безопасности используемых транспортных средств, а также информирования физических лиц, находящихся на транспортных средствах о требованиях законодательства о транспортной безопасности, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц - пассажиров и участников дорожного движения, и является незаконным.

В соответствии со ст.333.19 ч.1 п.3 НК РФ при подаче искового заявления не имущественного характера уплачивается государственная пошлина для физических лиц - 200 рублей.

В соответствии со ст.333.20 ч.1 п. 8 НК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с НК РФ, государственная пошлина уплачивается ответчиком пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

В соответствии со ст.333.36 ч.1 п. 9 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Следовательно, государственная пошлина в размере 200 рублей с учетом удовлетворения исковых требований прокурора Боханского района подлежит взысканию с ответчика ФИО1 А.Х.О. в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Боханского района в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 А.Х.О. удовлетворить.

Признать бездействие, выразившееся в несоблюдении лицензионных требований, исполнения законодательства о противодействии терроризму, а также в неисполнении законодательства в области обеспечения транспортной безопасности индивидуальным предпринимателем ФИО1 А.Х.О. при перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, незаконным.

Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 А.Х.О. в срок до <дата>:

- оборудовать транспортное средство <данные изъяты>, государственный номер , аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;

- оборудовать транспортное средство <данные изъяты>, государственный номер техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха;

- разместить в транспортном средстве следующую информацию: наименование, адрес и номер телефона перевозчика, фамилия водителя; наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа; указатели мест расположения огнетушителей; указатели мест расположения кнопок остановки транспортного средства; указатели аварийных выходов и правила пользования такими выходами; правила пользования транспортным средством или выписка из таких правил;

- разместить в транспортном средстве информацию о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности транспортного средства, включая запрещение совершения актов незаконного вмешательства в отношении транспортного средства, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования транспортного средства или использованию его не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или возможность наступления таких последствий;

- назначить на транспортном средстве лицо, занимающее должность на транспортном средстве, ответственное за обеспечение транспортной безопасности транспортного средства.

Взыскать с ФИО1 А.Х.О. в доход МО <данные изъяты> государственную пошлину в размере 200 рублей.

Разъяснить ФИО1 А.Х.О., что он вправе подать в Боханский районный суд заявление об отмене данного решения в течение семи дней со дня вручения ей копии вынесенного решения.

Заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Боханского районного суда Т.А. Урбаева