ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-252/18 от 15.10.2018 Новосибирского районного суда (Новосибирская область)

Дело № 2-252/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«15» октября 2018 года г. Новосибирск

Новосибирский районный суд Новосибирской области в составе:

председательствующего - Рыбаковой Т.Г.,

при секретаре - Булановой Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новосибирского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Криводаноского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области о понуждении к совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

Новосибирский транспортный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, к администрации Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области с требованием обязать ликвидировать полигон ТБО.

В обоснование заявленных исковых требований указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. в Новосибирску транспортную прокуратуру поступили обращения представителя садовых товариществ ГА, президента Фонда защиты природы «Зеленый стандарт» ЕВ, и.о. руководителя ЗС МТУ ВТ ФАВТ ВВ

Из обращений следует, что полигон ТБО Криводановского сельсовета, эксплуатируемый ИП ВВ негативно влияет на безопасность полетов, так как мусор и бытовые отходы привлекают внимание птиц, ухудшая орнитологическое благополучие аэродрома Новосибирск (Толмачево).

В этой связи Новосибирской транспортной прокуратурой в период с ДД.ММ.ГГГГ. с участием представителей орнитологической и экологической служб АО «Аэропорт Толмачево», УГАН НОТБ по СФО Ространснадзора, проведено обследование приаэродромной территории аэродрома Новосибирск (Толмачево), при этом выявлены нарушения законодательства о безопасности полетов, требований законодательства в сфере использований воздушного транспорта.

Так, в ходе поверки было установлено, что полигон ТБО, размещенный на земельном участке площадью 44 800 кв.м. с кадастровым номером №..., принадлежит на праве собственности Криводановскому сельсовету Новосибирского района НСО.

16.05.2016г. администрацией Криводановского сельсовета Новосибирского района НСО заключен договор аренды № №... с ИП ВВ В тот же день, ИП ВВ принял полигон ТБО для эксплуатации, что подтверждается актом приема-передачи. Согласно п.1.1 договора арендатор принял полигон для размещения твердых коммунальных отходов населения Криводановского сельсовета, и предприятий, расположенных на территории Криводановского сельсовета Новосибирского района НСО.

Как установлено, полигон ТБО, в нарушение требований воздушного законодательства РФ, располагается на расстоянии 8,02 км от контрольной точки аэродрома Новосибирск и является местом хранилища бытовых, в том числе пищевых отходов, привлекающих колонии птиц.

При этом, на выезде из полигона не было контрольно-дезинфицирующей установки с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов. Отходы на момент проверки не были прикрыты землей, не размещены в специально оборудованных траншеях, цистернах и т.д.

На указанном полигоне ТБО, в момент поверки выявлено не менее 200 особей птиц: коршунов, чаек, ворон, голубей и т.д. Кроме того, на полигоне присутствовал резкий запах, крысы и тараканы.

В силу изложенного, полигон ТБО представляет угрозу безопасности воздушного движения, осуществляемого с аэродрома Новосибирск (Толмачево), при эксплуатации полигона нарушены требования воздушного законодательства РФ в части незаконного использования воздушного пространства.

Кроме того, в ходе проверки, сведения о наличии согласования размещения полигона ТБО в пределах приаэродромной территории аэродрома Новосибирск (Толмачево) с оператором аэродрома не представлены.

С учетом уточнений просили обязать администрацию Криводановского сельсовета Новосибирского района НСО ликвидировать полигон твердых бытовых отходов площадью 44 800 кв.м., с кадастровым номером №... расположенный по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером №... в срок не позднее шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.

Представитель истца – помощник Новосибирского транспортного прокурора - Жбирь Е.В., в судебном заседании на заявленных исковых требованиях настаивала, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика ЕА, действующая на основании доверенности от №...., в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме по доводам, изложенным в письменных отзывах. Дополнительно пояснила, что в настоящее время полигон ТБО не является местом массовой концентрации птиц. Полигон ТБО в <адрес> соответствует требованиям, установленным ФЗ от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления.

Также в целях надлежащей эксплуатации полигона ТБО, снижения орнитологических рисков к минимуму ИП ВВ организован постоянный мониторинг эколого-орнитологической обстановки на территории полигона с привлечением профессиональных орнитологов.

Согласно их рекомендациям ИП ВВ выполнен ряд мероприятий и установлено специальное оборудование.

В целях организации совместного мониторинга эколого-орнитологической обстановки на приаэродромной территории, а также для разработки совместных мероприятий по снижению орнитологических рисков, администрацией Криводановского сельсовета создана рабочая группа по рассмотрению вопросов, связанных с улучшением эколого-орнитологической обстановки на объектах, расположенных в границах приаэродромной территории аэропорта «Толмачево» на территории Криводановского сельсовета. В адрес АО «Аэропорт Толмачево», свинокомплекса АО «Кудряшовское» направлено предложение об участии в работе совместной рабочей группы.

В настоящее время нормы права, а именно ст.46 Воздушного кодекса РФ, п.п.58-60 «Федеральных правил использования воздушного пространства РФ», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010г. №..., утратили силу, а действующие положения ст.46 Воздушного кодекса РФ не требуют согласования размещения полигона ТБО в пределах приаэродромной территории аэродрома Новосибирск (Толмачево) с оператором аэродрома.

Третье лицо – ИП ВВ и его представитель АА, в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме. Дополнительно пояснили, что в целях надлежащей эксплуатации полигона ТБО, снижения орнитологических рисков, ИП ВВ проведен ряд мероприятий, предусмотренных законодательством, в том числе:

-максимально возможное сокращение площади рабочей карты, выделяемой для текущего накопления отходов,

-определение размера рабочей карты и закрепление ее в документации по эксплуатации полигона ТБО,

-немедленное уплотнение вновь доставляемых отходов,

-изоляция заполненной отходами карты слоем грунта,

-выполнена отсыпка ограждающего вала с трех сторон полигона,

-при въезде на территорию полигона ТБО построен и функционирует дисбарьер,

-ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в НСО» выдано экспертное заключение о соответствии полигона СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления»,

-Федеральной службой по надзору в сфере природопользования выдана лицензия на осуществление деятельности по размещению отходов I-IV классов опасности,

-утверждена и согласована с главой Криводановского сельсовета программа мероприятий по развитию полигона – производственная программа на 2017-2018 годы;

-получено свидетельство о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет в департаменте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу.

Таким образом, ИП ВВ эксплуатирует полигон ТБО в соответствии с требованиями законодательства.

Кроме того, полигон ТБО введен в эксплуатацию на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию №... от <адрес>

Таким образом, он введен в эксплуатацию до принятия Федеральных правил использования воздушного пространства РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. №..., устанавливающих запрет строительства объектов размещения отходов на приаэродромной территории.

Деятельность полигона по складированию и захоронению отходов на указанном полигоне направлена на исполнение задач в области вопросов местного самоуправления по соблюдению санитарных норм и требований на территории муниципального образования. Земельный участок используется в соответствии с категорией и видом разрешенного использования земельного участка.

Между ИП ВВ и ООО «Ладья» заключен договор, в соответствии с которым, последнему предоставлены рекомендации по выбору оборудования для защиты от птиц.

В настоящее время на полигоне применяются различные технологии по защите от птиц.

Кроме того, действующее законодательство не требует согласования размещения полигона ТБО в пределах аэродромной территории аэродрома Новосибирск (Толмачево) с оператором аэродрома.

Однако постановлением администрации МО Криводановского сельсовета Новосибирского района НСО от ДД.ММ.ГГГГ. №...-а была создана комиссия по рассмотрению вопроса о размещении полигона ТБО для обслуживания населения. Получено заключение государственного пожарного надзора №... от ДД.ММ.ГГГГ., заключение научно-производственного центра по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области №... от ДД.ММ.ГГГГ., заключение ГУ «Центра Госсанэпиднадзора в Новосибирском районе и <адрес>» №... от ДД.ММ.ГГГГ., согласование акта выбора земельного участка под размещение полигона ТБО №... от ДД.ММ.ГГГГ. с главным государственным санитарным врачом в Новосибирском районе и согласование с ОАО «Авиакомпания Сибирь».

В настоящее время полигон ТБО не представляет собой место выброса пищевых отходов, на спорном полигоне осуществляется захоронение (изоляция) отходов производства и потребления. Согласно технологии размещения отходов осуществляется их незамедлительное прессование с последующей послойной пересыпкой инертными материалами, в связи с чем не происходит открытого хранения отходов, в том числе из жилищ на поверхности полигона. На сегодняшний день сложилась практика, позволяющая осуществлять деятельность по размещению ТБО на полигоне, расположенном менее чем на 15 км от контрольной точки аэродрома, при условии поведения на полигоне ряда мероприятий.

Представитель третьего лица АО «Аэропорт Толмачево» - ОН, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить. Дополнительно пояснила, что АО «Аэропорт Толмачево» в течение нескольких лет неоднократно обращалось в транспортную прокуратуру и Правительство НСО по вопросу ликвидации свалки отходов расположенной в непосредственной близости от взлетно-посадочной полосы аэропорта.

Размещение отходов на приаэродромной территории аэропорта создает неблагоприятную орнитологическую обстановку, поскольку способствует увеличению концентрации птиц, представляющих опасность для полетов воздушных судов. За период с начала ДД.ММ.ГГГГ в зоне ответственности аэропорта произошло десять столкновений воздушных судов с птицами, из них два повлекло повреждения воздушных судов. Представители орнитологической службы АО «Аэропорт Толмачево» приняли участие в проверке, в ходе которой были установлены нарушения требований законодательства, влияющие на безопасность полетов. Полигон, находящийся в эксплуатации ИП ВВ и являющийся местом хранилища бытовых отходов, расположен на территории Криводановского сельсовета Новосибирского района НСО на расстоянии 8,02 км от контрольной точки аэропорта.

Третье лицо – Министерство обороны РФ в судебное заседание не направили своего представителя, о времени и месте извещались надлежащим образом, причин неявки суду не сообщили.

Выслушав стороны, участвующие в деле и их представителей, допросив свидетелей и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п.1 ст.1 Воздушного кодекса РФ (далее ВК РФ) Российская Федерация обладает полным и исключительным суверенитетом в отношении воздушного пространства Российской Федерации.

Из п.2 ст.1 ВК РФ следует, что под воздушным пространством Российской Федерации понимается воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем.

В силу п.1 ст.14 ВК РФ организация использования воздушного пространства предусматривает обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства

Структура воздушного пространства включает в себя зоны, районы и маршруты обслуживания воздушного движения (воздушные трассы, местные воздушные линии и тому подобное), районы аэродромов и аэроузлов, специальные зоны и маршруты полетов воздушных судов, запретные зоны, опасные зоны (районы полигонов, взрывных работ и тому подобное), зоны ограничений полетов воздушных судов и другие установленные для осуществления деятельности в воздушном пространстве элементы структуры воздушного пространства. Структура воздушного пространства утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ст.15 ВК РФ).

В целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти устанавливается приаэродромная территория (п.1 ст.47 ВК РФ).

Решением, указанным в абзаце первом настоящего пункта, на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с настоящим Кодексом (далее - ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности).

В силу п.2 ст.47 ВК РФ приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий.

На приаэродромной территории могут выделяться следующие подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности:

1) первая подзона, в которой запрещается размещать объекты, не предназначенные для организации и обслуживания воздушного движения и воздушных перевозок, обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;

2) вторая подзона, в которой запрещается размещать объекты, не предназначенные для обслуживания пассажиров и обработки багажа, грузов и почты, обслуживания воздушных судов, хранения авиационного топлива и заправки воздушных судов, обеспечения энергоснабжения, а также объекты, не относящиеся к инфраструктуре аэропорта;

3) третья подзона, в которой запрещается размещать объекты, высота которых превышает ограничения, установленные уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории;

4) четвертая подзона, в которой запрещается размещать объекты, создающие помехи в работе наземных объектов средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенных для организации воздушного движения и расположенных вне первой подзоны;

5) пятая подзона, в которой запрещается размещать опасные производственные объекты, функционирование которых может повлиять на безопасность полетов воздушных судов;

6) шестая подзона, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц;

7) седьмая подзона, в которой ввиду превышения уровня шумового, электромагнитного воздействий, концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе запрещается размещать объекты, виды которых в зависимости от их функционального назначения определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, если иное не установлено федеральными законами (п.3 ст.47 ВК РФ).

Положение о приаэродромной территории утверждается Правительством Российской Федерации (п.4 ст.47 ВК РФ).

В отношении аэродрома совместного базирования или аэродрома совместного использования решение об установлении приаэродромной территории утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, которым разрешено совместное базирование на аэродроме или которые осуществляют совместное использование аэродрома (п.6 ст.47 ВК РФ).

В действующей редакции ст.47 ВК РФ была введена в действие с 30.09.2017г. ст.1 Федерального закона от 01.07.2017 №135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны"

На момент рассмотрения настоящего гражданского дела сведения о месте положения границ приаэродромной территории аэродрома Новосибирск (Толмачево), а также о ее подзонах в ЕГРН не внесены.

Между тем, п. 7 ст.4 Федерального закона от 01.07.2017 №135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны" установлено, что до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленные в границах указанных в части 1 настоящей статьи приаэродромных территорий или указанных в части 2 настоящей статьи полос воздушных подходов на аэродромах, санитарно-защитных зон аэродромов, зон санитарных разрывов аэродромов, не применяются в отношении объектов капитального строительства, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция которых согласованы собственником соответствующего аэродрома и (или) уполномоченным органом государственной власти, осуществляющим полномочия собственника соответствующего аэродрома, а также в отношении земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, права на которые возникли у граждан или юридических лиц до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если эти ограничения установлены в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов. Убытки, причиненные публично-правовым образованиям в связи с установленными ограничениями использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, возмещению не подлежат;

Материалами дела установлено, что Новосибирскому транспортному прокурору поступило обращение от фонда защиты природы и окружающей среды «Зеленый стандарт» от ДД.ММ.ГГГГ согласно тексту которого в зоне границ приаэродной территории АО «Аэропорт Толмачево» размещены такие объекты как племзавод ОАО «Кудряшовский» и полигон по размещению ТБО рядом с <адрес>.

С 2011 года в комиссию по согласованию строительства АО «Толмачево» не поступало писем-согласований на размещение объектов в границах приаэродромной территории от организаций.

Указанные объекты расположены менее чем в 7,5 км от границ аэропорта, что создает серьезную угрозу для обеспечения безопасности полетов из-за привлечения и массового скопления большого количества птиц.

Доводы изложенные в обращении подтверждаются актом осмотра полигона ТБО рядом с <адрес>, согласно которому полигон расположен в непосредственной близости к <адрес> МО Криводановкого сельсовета и удален от контрольной точки аэродрома 8,02 км., что не допустимо в соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства РФ. При подъезде на машине к въезду на полигон ТБО в небо поднялась большая стая крупных птиц.

Данные обстоятельства, подтверждаются приложенной к акту фотографией, а также показаниями свидетеля ОВ

Письмом Западно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта Новосибирский транспортный прокурор был проинформирован о нарушении норм воздушного законодательства местом размещения органических отходов в районе <адрес>, расположенным относительно контрольной точки аэродрома на удалении 6,37 км.

По данным обращениям Новосибирской транспортной прокуратурой с участием УГАН НОТБ СФО Роспотребнадзора поведена проверка и составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которому в ходе проверки установлено, что на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ. №№... с администрацией Криводановского сельсовета ИП ВВ эксплуатируется полигон ТБО, размещенный на расстоянии 8,02 км от контрольной точки аэродрома Новосибирск (Толмачево) на земельном участке площадью 44 800 кв.м. с кадастровым номером №..., на земельном участке с кадастровым номером №....

Полигон является местом хранилища бытовых, в том числе пищевых отходов, привлекающих колонии птиц. Отходы были прикрыты землей, размещены в специально оборудованных траншеях, цистернах и т.д.

Так на указанном полигоне ТБО было выявлено не менее 200 особей птиц: коршунов, саек, ворон, голубей. Кроме того, на полигоне присутствовал резкий неприятный запах, крысы, тараканы.

Данные обстоятельства подтверждаются соответствующими фотографиями.

По результатам поведенной проверки в адрес главы администрации Криводановского сельсовета НСО Новосибирской транспортной прокуратурой вынесено представление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства об использовании воздушного пространства.

Ответа на представление не последовало.

В соответствии с требованиями ст.46 ВК РФ, в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ., проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.

Согласно п.129 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№... запрещается размещать в полосах воздушных подходов на удалении менее 30 км, а вне полос воздушных подходов - менее 15 км от контрольной точки аэродрома места выбросов пищевых отходов, строительство животноводческих ферм, скотобоен и других объектов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц.

Аналогичные положения содержались в п. 59 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№..., согласно которым запрещается размещать в полосах воздушных подходов на удалении до 30 км, а вне полос воздушных подходов - до 15 км от контрольной точки аэродрома объекты выбросов (размещения) отходов, животноводческие фермы, скотобойни и другие объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.

На момент рассмотрения дела, Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№..., отменены постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№..., а п.59 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№... признан утратившим силу Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1460.

В ходе судебного разбирательства представителями ответчика, в подтверждение законности размещения спорного объекта, были представлены Акт выбора земельного участка для размещения полигона ТБО от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которому комиссией, образованной постановлением администрации МО Криводановского сельсовета НСО от ДД.ММ.ГГГГ. №...-а, для обслуживания населения принято решение о размещении полигона ТБО на земельном участке (с 1995 года фактически занятого свалкой), расположенном на 2,3 км. Юго-восточнее <адрес>.

Согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию №...а от ДД.ММ.ГГГГ. построенный полигон ТБО в промышленной зоне <адрес> введен в эксплуатацию.

ДД.ММ.ГГГГ. между главой администрации Кудряшовского сельсовета Новосибирского района НСО, генеральным директором МУП ЖКХ «КМ Сервис», генеральным директором ОАО «Кудряшовское» и генеральным директором АОЗТ «Обское» согласован проект территориального землеустройства по размещению ТБО МУП ЖКХ «КМ Сервис».

Из пояснительной записки и письма от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что акт выбора земельного участка под размещение полигона ТБО был согласован с ОАО «Авиакомпания Сибирь».

Таким образом, на момент составления акта выбора и согласования проекта территориального землеустройства по размещению полигона ТБО, действовали Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№..., запрещающие размещать в полосах воздушных подходов на удалении менее 30 км, а вне полос воздушных подходов - менее 15 км от контрольной точки аэродрома места выбросов пищевых отходов.

Также в подтверждение доводов о законности размещения полигона ТБО и надлежащего согласования места его размещения, судом в ходе судебного разбирательства, по ходатайству представителя ответчика и третьего лица были допрошены свидетели ОБ и ИМ, которые будучи предупрежденными об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ пояснили, что при выборе участка под размещение полигона ТБО, место его расположения согласовывалось и с собственником аэродрома.

Для исследования данных обстоятельств, представителю третьего лица - ОАО «Аэропорт Толмачево» было предложено представить в суд имеющиеся обращения от представителей администрации Криводановского сельсовета или иных лиц в интересах размещения полигона ТБО. По результатам исследования исходящей корреспонденции за период с 2004 по 2005 год установлено, что ОБ действительно обращался с заявлением о согласовании места расположения полигона ТБО, однако на его заявление был направлен ответ, согласно которому для исключения случаев столкновения птиц с воздушными судами в радиусе 15-ти км от взлетно-посадочной полосы запрещена организация полигонов ТБО, сельскохозяйственная деятельность и т.п.

На основании заключения института систематики и экологии животных СО РАН «О возможном влиянии на орнитологическую обстановку планируемого полигона ТБО» от ДД.ММ.ГГГГ. ОАО «Аэропорт Толмачево» не может согласовать устройство полигона ТБО в указанном месте.

Данный ответ был направлен в адрес заявителя ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, суд не может согласиться с доводами ответчика и третьего лица ИП ВВ о наличии надлежащего согласования места расположения полигона ТБО, так как представленный в материалы дела акт выбора земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. не содержит сведений о согласовании его месторасположения с собственником аэродрома, равно как и проект территориального землеустройства, так как доказательств того, что ОАО «Авиакомпания Сибирь» когда-либо являлось собственником аэродрома материалы дела не содержат. При этом испрашиваемый участок уже на момент его выбора являлся действующей свалкой МУП ЖКХ «КМ Сервис» с 1995 года, а каких-либо документов, подтверждающих согласование в 1995 году, материалы дела также не содержат.

Материалами дела также установлено, что в соответствии с протоколом аукциона на право заключения договора аренды муниципального имущества администрации Криводановкого сельсовета Новосибирского района НСО (полигон ТБО) №№...ДД.ММ.ГГГГ. ИП ВВ признан победителем аукциона.

Между администрацией Криводановского сельсовета и ИП ВВ заключен договор аренды муниципального имущества №№... от ДД.ММ.ГГГГ., в соответствии с которым ИП ВВ для размещения ТБО от населения во временное владение и пользование передано муниципальное имущество – полигон ТБО, площадью 44 800 кв.м., с кадастровым номером №... расположенный по адресу: НСО, Новосибирский район, Криводановский сельсовет на земельном участке с кадастровым номером №...

После заключения указанного договора ИП ВВ получено санитарно-эпидемиологическое заключение от ДД.ММ.ГГГГ. в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, согласно которому здание и оборудование, которые предполагается использовать для осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

В соответствии с п.1 ст. 9 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" 1. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона.

Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 №1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности".

В соответствии с п.2 Порядка лицензирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

На основании санитарно-эпидемиологического заключения, с учетом имеющихся у него зданий, строений, сооружений и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ ИП ВВ получена лицензия №...-Р от ДД.ММ.ГГГГ. на осуществление деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

Однако наличие указанных обстоятельств, по мнению суда, также не свидетельствует о законности размещения полигона ТБО на удалении менее 15 км от контрольной точки аэродрома, так как наличие лицензии и санитарно-эпидемиологического заключения, указывает лишь на наличие у ИП ВВ технической возможности для выполнения необходимых работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, при этом данные обстоятельства не освобождали от обязанности соблюдать требования и воздушного законодательства с учетом места размещения полигона.

В подтверждение отсутствия орнитологической опасности ИП ВВ в материалы дела был представлен отчет по научно-исследовательской работе «Эколого-орнитологическое обследование территории полигона ТБО, расположенного около <адрес> Новосибирского района НСО и рекомендации по оптимизации орнитологической обстановки», составленный ООО «Ладья». Согласно выводам специалиста ООО «Ладья» проведенное орнитологическое обследование полигона ТБО у <адрес> позволило выявить особенности орнитологической обстановки, причины концентрации птиц, пути, время регулярных миграций. Исследуемый полигон ТБО является одним из целого ряда объектов, расположенных на приародромной территории аэропорта Толмачево. Улучшение орнитологической обстановки может быть достигнуто только комплексными мерами по отпугиванию птиц и ограничению доступа их к пищевым и биогенным отходам на полигоне ТБО, а также сельскохозяйственных и других предприятиях на приаэродромной территории, ликвидации несанкционированных свалок, реализации мер по орнитологической безопасности полетов на самом аэродроме. При выполнении рекомендованных настоящей работой мер по устранению птиц с территории полигона, эксплуатация данного полигона ТБО не будет представлять орнитологической угрозы в районе аэродрома Новосибирск (Толмачево).

Между главой администрации Криводановского сельсовета и ИП ВВ согласована программа мероприятий по оптимизации орнитологической обстановки на полигоне ТБО <адрес>. в программу включены такие пункты как: уменьшение рабочей карты, завершение отсыпки грунтом, проведение дератизационных работ, приобретение оборудования и средств для отпугивания птиц, пропановых пушек, динамических отпугивателей птиц, приобретение акустической установки для отпугивания птиц, проведение орнитологического мониторинга.

Приобретение и установка оборудования для отпугивания птиц на полигоне ТБО подтверждается актами осмотра от ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам мониторинга орнитологического обследования полигона твердых бытовых отходов <адрес> Новосибирского района НСО за период с ДД.ММ.ГГГГ поведенного специалистами ООО «Ладья» отмечено значительное сокращение пребывания птиц. По мнению специалистов ООО «Ладья», таких положительных результатов удалось достичь благодаря тому, что на полигоне ТБО стало применяться различное оборудование по защите от птиц.

В подтверждение указанных в акте обстоятельств ИП ВВ в материалы дела представлены фотографии (л.д. 139-145).

Из заключения орнитолога ООО «Ладья», составленного по результатам орнитологического обследования полигона ДД.ММ.ГГГГ следует, что на территории полигона ТБО отмечено значительное сокращение пребывания птиц. Общее количество птиц на территории полигона зафиксировано на уровне фоновых значений. Птицы опасаются отпугивающих устройств и стараются облетать его на значительном расстоянии. Таких положительных результатов за короткий период времени с ноября 2017 года удалось достичь благодаря тому, что на полигоне ТБО комплексно применяются разнообразные способы защиты и отпугивания птиц. Проведена работа по пересыпке не рабочей площади полигона грунтом и по уменьшению «рабочей карты», на полигоне сформирован запас грунта. Для защиты от птиц применяются пропановые и динамические отпугиватели, биоакустическая установка, шумовые сигналы из гладкоствольного орудия. При проведении постоянных, непрерывных мероприятий по устранению птиц с территории полигона и созданию для птиц дискомфортных условий, эксплуатация данного полигона ТБО не будет представлять орнитологической опасности для безопасности полетов авиации.

В заключении ООО «Ладья», составленном по результатам орнитологического обследования за период с ДД.ММ.ГГГГг. указано, что на этот раз такое долговременное и внимательное изучение орнитологической обстановки на территории полигона было вызвано тем, что со второй половины марта в Новосибирской области начинается активный период весенней миграции птиц, которые потенциально могут оказывать негативное влияние на воздушный транспорт.

В результате обследования полигона ТБО на его территории отмечено практически полное отсутствие птиц. Постоянно поводится работа по пересыпке нерабочей площади полигона грунтом и по уменьшению «рабочей карты». Для защиты от птиц применяются пропановые и динамические отпугиватели, биоакустическая установка, шумовые «сигналы охотника».

По результатам обследования можно сделать вывод, что на данный момент проведение постоянных, непрерывных мероприятий по устранению птиц с территории полигона и создание для них дискомфортных условий позволило достичь такого результата, что вышеупомянутый объект не представляет орнитологической опасности для безопасности полетов.

В подтверждение указанных обстоятельств в материалы дела представлены фотографии ( том 3 л.д.193-209 ).

Аналогичные пояснения были даны специалистом ООО «Ладья» - МА, который будучи предупрежденным об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ, в судебном заседании пояснил, что на полигоне ТБО в <адрес> он бывает регулярно, оказывает консультационную помощь ВВ по улучшению орнитологической обстановки. В первый раз осмотр им был произведен в ДД.ММ.ГГГГ и орнитологическая ситуация была не критической, скопление птиц было, но в настоящее время применяются соответствующие меры. С ДД.ММ.ГГГГ был произведен ряд мероприятий, а именно поставлено три пушки отпугивания, динамические системы в виде специальных змей, привлечен специалист, который осуществляет выстрелы.

В опровержение доводов ИП ВВ об улучшении орнитологической обстановки в районе полигона ТБО со стороны АО «Аэропорт Толмачево» представлены отчеты эколого-орнитологического обследования аэродрома «Новосибирск» (Толмачево) и прилегающей пятнадцатикилометровой зоны от ДД.ММ.ГГГГ., (том 2 л.д. 159-173).

Согласно отчету от ДД.ММ.ГГГГ. значительное влияние на ухудшение орнитологической обстановки в районе аэродрома оказывают полигоны твердых бытовых отходов в районе <адрес> и села Криводановка. Причем полигон ТБО создают опасные скопления птиц не только для пролетающих на ними самолетов, но и благодаря кормовой базе увеличивают общую численность самолетоопасных птиц в районе аэродрома.

Из отчета от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что значительное влияние на ухудшение орнитологической обстановки в районе аэродрома оказывают полигоны твердых бытовых отходов в районе <адрес> и села Криводановка. Положительное влияние на орнитологическую обстановку окажет запрещение функционирования полигонов ТБО в 15-км зоне.

Аналогичные выводы содержит и отчет от ДД.ММ.ГГГГ., из которого следует, что по прежнему значительное влияние на ухудшение орнитологической обстановки в районе аэродрома оказывают полигоны твердых бытовых отходов в районе <адрес> и <адрес>. для снижения общей численности гнездящейся популяции серой вороны и халея необходимо ликвидировать в радиусе 20 км от аэродрома все три полигона твердых бытовых отходов.

Ввиду возникших противоречий между заключениями, представленными как со стороны истца так и со стороны ответчика об эколого-орнитологической обстановке на полигоне ТБО, по ходатайству ответчика и ИП ВВ, определением Новосибирского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. по настоящему гражданскому делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено экспертному учреждению предложенному стороной ответчика, а именно экспертам Отраслевой группы авиационной орнитологии (ОГАО) при ООО «Два крыла».

На разрешение экспертов были поставлены следующие вопросы:

Какими показателями характеризуется орнитологическая обстановка (указать виды, количество и самолетоопасность птиц, направление их перелетов, а также установить привлекаются ли птицы в район полигона) на полигоне ТБО площадью 44 800 кв.м., с кадастровым номером №..., расположенном по адресу: <адрес>

Установить имеют ли эффективность мероприятия, проводимые на полигоне ТБО в целях защиты от птиц, если имеют то какую?

Возможно ли полигон ТБО в текущем состоянии, то есть с учетом проводимых на систематической основе защитных мероприятий против птиц отнести к категории объектов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц?

Оказывает ли влияние на безопасность полетов воздушных судов в районе аэродрома Толмачево функционирование Полигона ТБО в текущем состоянии, то есть с учетом проводимых на систематической основе защитных мероприятий против птиц?

По результатам проведенной экспертизы в адрес суда было направлено экспертное заключение ООО «Два крыла» №... от ДД.ММ.ГГГГ.

Из вводной и исследовательской частей заключения следует, что объектом исследования являлся полигон ТБО, расположенный на земельном участке площадью 44 800 кв.м. с кадастровым номером №... и орнитологическая обстановке в секторе расположения участка с кадастровым номером №...

Обследование участка проведено экспертом ДД.ММ.ГГГГ. совместно с представителями ОА «Аэропорт Толмачево», ИП ВВ и Новосибирской транспортной прокуратуры.

ДД.ММ.ГГГГ. обследование аэропорта проведено экспертом совместно с представителями ОА «Аэропорт Толмачево», ИП ВВ, Новосибирской транспортной прокуратуры и администрации Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области.

В ходе обследования поведены визуальные наблюдения за птицами с использованием бинокля и компактной фотокамеры в светлое время суток при ясной погоде.

По результатам наблюдений в районе расположения указанного полигона ТБО отмечены следующие виды птиц: чайка озёрная, чайка серебристая (халей, хохотунья), крачка речная, коршун чёрный, скворец обыкновенный, грач, галка, ворона серая, сорока, ворон, голубь сизый, подорлик большой, цапля серая, трясогузка белая, воробей полевой, ласточка береговая, стриж чёрный.

Большинство указанных видов относятся к птицам, способным создавать опасность для полётов воздушных судов. Участие в столкновениях с воздушными судами представителей видов птиц, присутствие которых отмечено в районе полигона ТБО Криводановского сельсовета, подтверждается данными анализа информационной системы IBIS ИКАО (EB 2017/25, «Анализ столкновений с дикими животными за 2008-2015 гг.», ДД.ММ.ГГГГ.

Для чаек (озёрная, серебристая) характерны беспосадочные перелёты у границ полигона ТБО и над территорией полигона в направлении севера и северо-запада, а также юга и юго-востока в течение всего светлого времени суток на высоте до 150 метров. Общее количество пролетающих птиц за день может составлять более 100 особей. Скоплений чайки не образуют, однако, ситуация осложняется наличием сформированных перелётов, благодаря которым чайки постоянно имеют возможность оценивать обстановку на полигоне ТБО, т.е. оценивать доступность данного источника кормов. Благодаря чему, сохраняется риск быстрого наращивания присутствия этих птиц.

Для чёрного коршуна характерно практически постоянное присутствие около полигона ТБО до 5 особей данного вида и периодические полёты без преобладающих направлений над полигоном и окружающей территорией на высоте до 150 и 200 метров. Главными факторами, привлекающими коршунов в район полигона, являются: близкое расположение к полигону гнездовых участков данного вида птиц и расширенная кормовая база, обусловленная функционированием полигона ТБО.

Для скворца обыкновенного характерно скопление до 100 особей, постоянно присутствующее в районе полигона ТБО. В период после гнездовых кочёвок скворцы активно используют полигон в качестве источника кормов, совершая перелёты на высоте до 50 метров и, не покидая район расположения полигона.

Для грача характерно постоянное присутствие в районе полигона ТБО, обусловленное наличием действующей и близко расположенной гнездовой колонии, образованной под влиянием полигона до начала проведения защитных мероприятий. Отмечены перелёты грачей от гнездовой колонии на высоте до 60 метров во всех направлениях с преобладанием северного, северо-западного, южного и юго-восточного направлений. Потенциально с учётом молодых птиц присутствие грача в районе расположения полигона ТБО оценивается на уровне 100-150 особей.

Крачка речная, галка, ворона серая, сорока, ворон, голубь сизый, цапля серая, трясогузка белая, воробей полевой, ласточка береговая, стриж чёрный как виды птиц, способные создавать опасность столкновений с воздушными судами, представлены незначительно для периода проведения экспертного исследования. В другие сезоны года орнитологическая обстановка может характеризоваться другими показателями.

Полигон ТБО Криводановского сельсовета имеет в настоящее время и сохранит в дальнейшем высокую потенциальную привлекательность для птиц. Фактическая привлекательность полигона ТБО Криводановского сельсовета может быть подтверждена и выражена количеством озёрных и серебристых чаек (пролёт до 100 особей за день), чёрных коршунов (концентрация до 5 особей), скворцов обыкновенных (скопление до 100 особей), грачей (скопление на основе гнездовой колонии до 100-150 особей) регулярно отмечаемых в районе полигона ТБО.

Исследуя эффективность мероприятий, проводимых на полигоне ТБО в целях защиты от птиц, эксперт указал, что комплексные мероприятия защиты от птиц, проведенные и проводимые на полигоне ТБО Криводановского сельсовета, необходимо признать результативными, т.е. обладающими положительной, но не максимальной эффективностью.

Основным результатом можно считать значительное снижение действия главного привлекающего птиц фактора – наличия доступных кормов – за счёт проведения преобразующих и организационных мероприятий, а также применения специализированных средств отпугивания.

Эффективность проведения мероприятий в области защиты от птиц определяется путём сравнения количественных показателей присутствия птиц в ситуации до начала проведения мероприятий и по факту проведения мероприятий с получением относительного итога.

В результате внедрение комплекса защитных мер в значительной степени сокращено количество птиц, использующих полигон ТБО Криводановского сельсовета для кормления. В октябре 2017 г. общее количество птиц, наблюдаемых непосредственно на территории полигона ТБО, могло составлять до 680 особей, относящихся к 7-ми видам: галка, серая ворона, чёрная восточная ворона, сорока, домовый воробей, полевой воробей, синица большая. В июне 2018 г. общее максимальное количество особей на территории полигона ТБО составляло не более 136 особей, относящихся к 5-ти видам: скворец обыкновенный, грач, сизый голубь, белая трясогузка, полевой воробей. Сокращение общего числа птиц, осуществляющих кормление на полигоне, составило 80 % (для птиц среднего размера – 98 %, для птиц малого размера – 16,7 %).

В ДД.ММ.ГГГГ. по отношению к показателям орнитологической обстановки, определённым в ДД.ММ.ГГГГ г., максимальная численность птиц, наблюдаемых в районе полигона ТБО Криводановского сельсовета, сократилась на 61,7 % (численность птиц среднего размера сократилась на 76 %, численность птиц мелкого размера сократилась на 17 %).

Объективно существует возможность повышения эффективности проводимых мероприятий при коррекции действий эксплуатирующей полигон ТБО организации с учётом недостатков и замечаний, выявленных в ходе проведения экспертного исследования.

Оценивая полигон ТБО как объект, способствующий привлечению и массовому скоплению птиц эксперт указал, что в соответствии с действующими нормативными требованиями по обеспечению безопасности полётов в авиации РФ полигон ТБО Криводановского сельсовета должен быть отнесён к категории объектов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц, по нескольким показателям, определённым в период проведения экспертного исследования ДД.ММ.ГГГГ по факту проведения эксплуатантом полигона комплекса защитных мероприятий:

а) постоянное присутствие и кормление непосредственно на полигоне ТБО скворца обыкновенного в количестве 100 особей,

б) постоянное присутствие скопления грача в районе полигона ТБО в количестве до 100-150 особей, вызванное близким расположением действующей гнездовой колонии данного вида птиц,

в) частое присутствие черного коршуна в районе полигона ТБО в количестве до 5 особей, вызванное близким расположением к полигону гнездовых участков данного вида птиц и расширенной кормовой базой, обусловленной функционированием полигона ТБО.

г) наличие сформированных перелётов чаек, имеющих постоянную возможность оценивать доступность кормов на полигоне ТБО, с сохранением риска быстрого наращивания присутствия данных птиц на полигоне ТБО.

Давая оценку полигону ТБО с точки зрения влияния на безопасность полетов воздушных судов в районе аэродрома Толмачево, эксперт пришел к выводу, что полигон ТБО Криводановского сельсовета оказывает значимое негативное влияние на безопасность полётов воздушных судов, создавая риски столкновений с птицами, в текущее время, т.е. с учётом проводимых мероприятий защиты от птиц.

Из-за недостатка опыта и специальных знаний у персонала полигона ТБО Криводановского сельсовета, а также оценивающих в качестве специалистов орнитологическую обстановку и эффективность защитных мероприятий представителей ООО «Ладья» применение средств активного отпугивания птиц способно привести к возникновению сложных ситуации и провоцированию столкновений воздушных судов и птиц.

При действующей на период проведения экспертного исследования схеме воздушного движения в районе аэродрома Новосибирск (Толмачёво) негативное влияние функционирования полигона ТБО Криводановского сельсовета на безопасность полётов воздушных судов всех типов сохраниться и в случае повышения эффективности мероприятий по защите от присутствия птиц за счёт целевой коррекции предпринимаемых защитных мер.

Дальнейшая эксплуатация полигона ТБО Криводановского сельсовета возможна только при введении ограничений на полеты воздушных судов в районе <адрес> и проведении целевой коррекции комплекса мероприятий, осуществляемых эксплуатирующей полигон организацией, в целях повышения эффективности защитных действий.

Изменения действующей схемы воздушного движения должны предусматривать, в частности, полное ограничение полетов воздушных судов всех типов на дистанции менее 1000 метров от границ полигона ТБО Криводановского сельсовета в горизонтальной проекции и на дистанции менее 1500 метров от границ полигона ТБО Криводановского сельсовета в вертикальной проекции

Давая оценку указанному экспертному заключению, суд принимает во внимание, что в соответствии с положениями ст. 86 ГПК РФ экспертное заключение является одним из видов доказательств по делу, оно отличается использованием специальных познаний и научными методами исследования. В то же время, суд при наличии в материалах рассматриваемого дела заключения эксперта должен учитывать и иные добытые по делу доказательства и дать им надлежащую оценку. Экспертные заключения оцениваются судом по его внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого отдельно взятого доказательства, собранного по делу, и их совокупности с характерными причинно-следственными связями между ними и их системными свойствами.

Суд оценивает экспертное заключение с точки зрения соблюдения процессуального порядка назначения экспертизы, соблюдения процессуальных прав лиц, участвующих в деле, соответствия заключения поставленным вопросам, его полноты, обоснованности и достоверности в сопоставлении с другими доказательствами по делу.

В данном случае суд не усматривает оснований ставить под сомнение достоверность экспертного заключения ООО «Два крыла», так как оно в полном объеме отвечает требованиям статей 55, 59 - 60 ГПК РФ, поскольку содержит подробное описание обследования, исследование материалов дела, сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Оснований не доверять выводам указанной экспертизы у суда не имеется, эксперт имеет необходимую квалификацию, предупрежден об уголовной ответственности и не заинтересован в исходе дела. Выводы, сделанные экспертом, научно обоснованы.

При проведении экспертизы экспертом лично проведено обследование полигона ТБО и аэродрома Новосибирск (Толмачево).

Не согласившись с результатами экспертизы, в ходе судебного разбирательства представителем ответчика и третьим лицом ИП ВВ было заявлено ходатайство о назначении дополнительной экспертизы.

В качестве оснований для проведения дополнительной экспертизы представителем ответчика было указано, что экспертом ООО «Два крыла» не дано описание птиц в части массы особи, не указаны критерии опасности данного вида птиц для самолета, не проведена оценка полетной активности, не описаны критерии напряженности орнитологической обстановки.

Между тем, по результатам орнитологического обследования полигона ТБО, подготовленным ООО «Ладья» подтверждается, что полигон ТБО не является местом массовой концентрации птиц и не является для птиц значимым источником корма в данной местности.

Также по результатам эколого-орнитологического обследования «Старта малого» аэродрома Толмачево и территории прилегающей к нему, орнитологической комиссией аэродрома Толмачево опасных факторов для полетов армейской авиации, полетов стай птиц, а также гнездование колоний птиц в районе ТБО в период обследования не выявлено.

Кроме того, экспертом не дана оценка тем обстоятельствам, что полигон ТБО включен в государственный реестр объектов размещения отходов, а следовательно в полном объеме соответствует требованиям, установленным ФЗ от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также тому, что в стандарте 9.4.4 приложения 14 к Конвенции о международной гражданской авиации (ICAO) не установлено числовое значение для дистанции удаления подобных объектов, а именно полигонов, от аэродрома и допускает их размещение в зоне аэродрома.

ИП ВВ в ходе судебного разбирательства поддержал доводы представителя ответчика и ходатайство о назначении дополнительной экспертизы, а также пояснил, что в экспертном заключении отсутствует информация о местоположении полигона ТБО относительно полос воздушных подходов, при этом, по мнению третьего лица, полигон ТБО расположен вне полос воздушных подходов, что свидетельствует о минимальном движении воздушных судов в районе полигона ТБО.

По мнению ИП ВВ, анализ приведенной орнитологической обстановки показывает, что полигон ТБО обладает более благоприятной орнитологической обстановкой чем аэродром Толмачево. При оценке орнитологической обстановки в районе полигона ТБО экспертом не исследовалось расположение иных объектов, обладающих высокой орнитологической обстановкой.

Кроме того, со ссылками на заключения ООО «Ладья» указано, что в настоящее время с учетом рекомендаций эксперта устранены ряд недостатков и принимаются все необходимые меры по улучшению орнитологической обстановке в районе полигона ТБО.

Исследовав экспертное заключение, в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами, суд разрешая ходатайство о назначении дополнительной экспертизы, пришел к выводу, что отсутствуют основания, предусмотренные ст.87 ГПК РФ, так как экспертное заключение ООО «Два крыла» обладает достаточной ясностью и полнотой.

Так вопреки доводам представителя ответчика и третьего лица, экспертное заключение ООО «Два крыла» содержит выводы относительно орнитологической обстановки на полигоне ТБО, дано описание птиц, обитающих в районе полигона ТБО, с указанием их количества, а также той степени опасности, которую они создают для полетов авиации.

Не заслуживающими внимания суд считает доводы ответчика и третьего лица в части доводов основанных на исследованиях, проведенных ООО «Ладья», так как всем, представленным в материалы дела заключениям указанной организации, судебным экспертом дана исчерпывающая критическая оценка, которая по существу, сторонами, заявляющими соответствующее ходатайство не оспорена.

Кроме того, из приложенных к экспертному заключению документов, следует, что при исследовании места расположения полигона ТБО, а также его опасности в части орнитологической обстановки, экспертом исследовалась схема воздушного движения.

Также судом, для исследования указанных обстоятельств о наличии маршрутов воздушных судов, проходящих на дистанции не менее 1 000 м от границ полигона ТБО в горизонтальной проекции и на дистанции 1500 м от границ полигона ТБО в вертикальной проекции в ФГУП «Госкорпорация по РоВД» филиал «Аэронавигация Западной Сибири» направлен запрос, и получен ответ, согласно которому в воздушном пространстве, расположенном менее 1000 м от границ полигона ТБО в горизонтальной проекции и на дистанции менее 1 500 м от границ полигона в вертикальной проекции проходят стандартные схемы вылета с аэродрома Новосибирск (Толмачево), стандартные схемы прибытия на аэродром Новосибирск (Толмачево), схемы ухода воздушных судов на второй круг, учебно-тренировочные маршруты по правилам визуальных полетов для вертолетов в/ч 12739.

Изменить стандартные маршруты ухода воздушных судов на второй круг не представляется возможным из-за зоны ограничений, установленной в интересах Министерства обороны РФ. Изменение остальных стандартных схем вылета и прибытия, которые проходят через воздушное пространство над полигоном ТБО, потребует значительных материальных и временных затрат. Кроме того, многие авиакомпании, выполняющие регулярные рейсы на аэродром Новосибирск (Толмачево), в целях экономии топлива и времени полета, активно используют данный сектор для визуального захода на посадку, включая авиакомпанию «S7», базирующуюся на аэродроме. Запрет на выполнение данного захода, как альтернативного, повлияет на имидж и привлекательность аэродрома, а также увеличит производственные затраты авиакомпаний. Изменение учебно-тренировочных маршрутов для вертолетов в/ч 12739 лежит вне компетенции филиала «ЗапСибаэронавигация».

В настоящее время, в соответствии с Правилами выделения на приаэродромной территории подзон, на приаэродромной территории выделяется шестая подзона, по границам установленным на удалении 15 км от контрольной точки аэродрома, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению массового скопления птиц.

При таких обстоятельствах, исследовав доказательства в их совокупности, оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности, установив, что на момент рассмотрения настоящего гражданского дела по существу, сведения о границах соответствующих подзон приаэродромной территории не установлены, в соответствии с действующим законодательством, но при этом законодателем определено применение ограничительных норм в отношении объектов, которые были возведены без соответствующего согласования и представляющих опасность для полетов воздушных судов, суд с учетом, ранее установленных обстоятельств, а именно отсутствия соответствующих разрешений и согласований с собственником аэродрома на размещение полигона ТБО, равно как и то обстоятельство, что данный объект оказывает негативное влияние на безопасность полетов воздушных судов, при этом расположен в зоне установленных маршрутов воздушных судов, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Новосибирского транспортного прокурора и возложении обязанности на администрацию Криводановского сельсовета ликвидировать полигон ТБО площадью 44800 кв.м., с кадастровым номером 54:19:022201:1252, расположенный по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, Криводановский сельсовет на земельном участке с кадастровым номером 54:19:02201:683.

В соответствии с п. 2 ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом изложенного, учитывая принцип разумности и справедливости, суд считает необходимым установить ответчику срок для принятия мер по устранению нарушений не позднее шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Новосибирского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Криводаноского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области о понуждении к совершению определенных действий - удовлетворить.

Обязать администрацию Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области ликвидировать полигон твердых бытовых отходов площадью 44800 кв.м., с кадастровым номером №..., расположенный по адресу: ДД.ММ.ГГГГ срок не позднее шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через Новосибирский районный суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 01.11.2018г.

Председательствующий: Т.Г.Рыбакова