ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-252/18 от 30.07.2018 Комсомольского районного суда (Ивановская область)

Дело № 2-252/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Комсомольск Ивановской области 30 июля 2018 года

Комсомольский районный суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Короткова А.Л.,

с участием представителя истца - помощника прокурора Комсомольского района Салихова Р.И.,

при секретаре Кузьминой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 30 июля 2018 г. гражданское дело по исковому заявлению прокурора Комсомольского района Ивановской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МБОУ «Подозерская средняя школа» о признании бездействия незаконным и обязании разместить на сайте информацию в версии для слабовидящих,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Комсомольского района Ивановской области обратился с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МБОУ «Подозерская средняя школа» о признании бездействия незаконным и обязании разместить на сайте информацию в версии для слабовидящих.

Свои исковые требования мотивировал тем, что прокуратурой Комсомольского района проведена проверка соблюдения прав инвалидов.

В ходе проверки было установлено, что сайт МБОУ «Подозерская средняя школа» не соответствует установленным требованиям. Информация о деятельности учреждения в версии для слабовидящих не представлена, в том числе отсутствуют сведения, предусмотренные разделом 3 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.05.2014 № 785 (подразделы «структура и органы управления образовательной организацией», «документы», «образовательные стандарты», «руководство», «материально-техническое обеспечение», «платные услуги», «финансово-хозяйственная деятельность», «вакантные места»).

Отсутствие указанной информации ограничивает беспрепятственный доступ инвалидов к информации об общеобразовательном учреждении, нарушает их права свободно искать, получать, информацию любым законным способом.

Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) прокурору предоставлено право обращения в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.

Обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации.

Просил признать бездействие директора МБОУ «Подозерская средняя школа» незаконным, обязать МБОУ «Подозерская средняя школа» в срок до 1 января 2019 года в версии для слабовидящих разместить на сайте: https://portal.iv-edu.ru/dep/mouokomsomol/komsomolskiyrn_podozerskaya/spec/default.aspx в специальном разделе, предусмотренном п.3 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 мая 2014 года № 785, следующие подразделы, а именно о структуре управления образовательной организации, документах, образовательных стандартах, руководстве, материально-техническом обеспечении, платных услугах, финансово-хозяйственной деятельности, вакантных местах.

В судебном заседании помощник прокурора Салихов Р.И. поддержал заявленные исковые требования по основаниям изложенным в исковом заявлении, исковые требования изменил, просил признать бездействие МБОУ «Подозерская средняя школа» незаконным и обязать в срок до 1 января 2019 года разместить на официальном сайте в сети «Интернет» в версии для слабовидящих в специальном разделе, предусмотренном п.3 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 мая 2014 года № 785, информацию о «структуре управления образовательной организации», «документах», «образовательных стандартах», «руководстве», «материально-техническом обеспечении», «платных услугах», «финансово-хозяйственной деятельности», «вакантных местах».

Представитель ответчика - директор МБОУ «Подозерская средняя школа» ФИО1 в судебное заседание не явилась, представила заявление, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие, заявленные исковые требования признала в полном объеме.

Заслушав сторону истца, исследовав представленные доказательства, суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что прокуратурой Комсомольского района проведена проверка соблюдения прав инвалидов.

В ходе проверки было установлено, что сайт МБОУ «Подозерская средняя школа» не соответствует установленным требованиям. Информация о деятельности учреждения в версии для слабовидящих не представлена, в том числе отсутствуют сведения, предусмотренные разделом 3 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.05.2014 № 785 (подразделы «структура и органы управления образовательной организацией», «документы», «образовательные стандарты», «руководство», «материально-техническое обеспечение», «платные услуги», «финансово-хозяйственная деятельность», «вакантные места»).

Согласно требованиям ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определена социальная защита инвалидов, а именно - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер по социальной поддержке, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание ими равны с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно ст. 9 вышеуказанного Закона реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
В силу ст.15 данного Закона Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Согласно ст. 3.1 Закона, в Российской Федерации не допускается дискриминация по признаку инвалидности. Для целей настоящего Федерального закона под дискриминацией по признаку инвалидности понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области.

Согласно ст. 10 Федерального Закона от 09.02.2009 № 8 – ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.

Согласно ст. 29 Федерального закона от 29.12.2012 «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ, образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет».

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.05.2014 № 785 утверждены требования к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети интернет.

Настоящие Требования определяют структуру официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также формат предоставления на нем обязательной к размещению информации об образовательной организации. Согласно п. 3 установленных требований, специальный раздел должен содержать следующие подразделы: 3.1. подраздел «Основные сведения» (главная страница подраздела должна содержать информацию о дате создания образовательной организации, об учредителе, учредителях образовательной организации, о месте нахождения образовательной организации и ее филиалов (при наличии), режиме, графике работы, контактных телефонах и об адресах электронной почты); 3.2. подраздел «Структура и органы управления образовательной организацией» (главная страница подраздела должна содержать информацию о структуре и об органах управления образовательной организации, в том числе о наименовании структурных подразделений (органов управления), фамилиях, именах, отчествах (при наличии) и должностях руководителей структурных подразделений, местах нахождения структурных подразделений, адресах официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» структурных подразделений (при наличии), адресах электронной почты структурных подразделений (при наличии), сведениях о положениях о структурных подразделениях (об органах управления) с приложением копий указанных положений (при их наличии); 3.3. подраздел «Документы» (на главной странице подраздела должны быть размещены следующие документы: в виде копий: устав образовательной организации; лицензия на осуществление образовательной деятельности (с приложениями); свидетельство о государственной аккредитации (с приложениями); план финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации, утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке, или бюджетные сметы образовательной организации; локальные нормативные акты, предусмотренные частью 2 статьи 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», правила внутреннего распорядка обучающихся, правила внутреннего трудового распорядка и коллективного договора; отчет о результатах самообследования; документ о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образец договора об оказании платных образовательных услуг, документ об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе; документ об установлении размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за содержание детей в образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, если в такой образовательной организации созданы условия для проживания обучающихся в интернате, либо за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня в образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования; предписания органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчеты об исполнении таких предписаний); подраздел «Образование» (информацию о реализуемых уровнях образования, о формах обучения, нормативных сроках обучения, сроке действия государственной аккредитации образовательной программы (при наличии государственной аккредитации), об описании образовательной программы с приложением ее копии, об учебном плане с приложением его копии, об аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждой дисциплине в составе образовательной программы) с приложением их копий (при наличии), о календарном учебном графике с приложением его копии, о методических и об иных документах, разработанных образовательной организацией для обеспечения образовательного процесса, о реализуемых образовательных программах, в том числе о реализуемых адаптированных образовательных программах, с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой, а также об использовании при реализации указанных образовательных программ электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц, о языках, на которых осуществляется образование (обучение). Образовательные организации, реализующие общеобразовательные программы, дополнительно указывают наименование образовательной программы. Образовательные организации, реализующие профессиональные образовательные программы, дополнительно, для каждой образовательной программы указывают: уровень образования; код и наименование профессии, специальности, направления подготовки; информацию: о направлениях и результатах научной (научно-исследовательской) деятельности и научно-исследовательской базе для ее осуществления (для образовательных организаций высшего образования и организаций дополнительного профессионального образования); о результатах приема по каждой профессии, специальности среднего профессионального образования (при наличии вступительных испытаний), каждому направлению подготовки или специальности высшего образования с различными условиями приема (на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц) с указанием средней суммы набранных баллов по всем вступительным испытаниям, а также о результатах перевода, восстановления и отчисления; подраздел 3.5. «Образовательные стандарты» (заполняется при использовании федеральных государственных образовательных стандартов или при утверждении образовательных стандартов). Подраздел должен содержать информацию о федеральных государственных образовательных стандартах и об образовательных стандартах. Информация должна быть представлена с приложением их копий (при наличии). Допускается вместо копий федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных стандартов размещать в подразделе гиперссылки на соответствующие документы на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации. Подраздел 3.6 «Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав» (информация о руководителе образовательной организации, его заместителях, руководителях филиалов образовательной организации (при их наличии), в том числе фамилию, имя, отчество (при наличии) руководителя, его заместителей, должность руководителя, его заместителей, контактные телефоны, адреса электронной почты; о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы, в том числе фамилию, имя, отчество (при наличии) работника, занимаемую должность (должности), преподаваемые дисциплины, ученую степень (при наличии), ученое звание (при наличии), наименование направления подготовки и (или) специальности, данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке (при наличии), общий стаж работы, стаж работы по специальности; подраздел 3.7. «Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса» (главная страница подраздела должна содержать информацию о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов, для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, об обеспечении доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, об условиях питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, об условиях охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; подраздел 3.8. «Стипендии и иные виды материальной поддержки (информация о наличии и условиях предоставления обучающимся стипендий, мер социальной поддержки, о наличии общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, количестве жилых помещений в общежитии, интернате для иногородних обучающихся, формировании платы за проживание в общежитии, о трудоустройстве выпускников; подраздел 3.9. «Платные образовательные услуги» (информация о порядке оказания платных образовательных услуг); подраздел 3.10 «Финансово-хозяйственная деятельность» (информацию об объеме образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц, о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года);. подраздел 3.11. «вакантные места для приема (перевода)» (информация о количестве вакантных мест для приема (перевода) по каждой образовательной программе, профессии, специальности, направлению подготовки (на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц).

В ходе проверки установлено, что сайт МБОУ «Подозерская средняя школа» не соответствует установленным требованиям. Информация о деятельности учреждения в версии для слабовидящих не представлена, в том числе отсутствуют сведения, предусмотренные разделом 3 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.05.2014 № 785 (подразделы «структура и органы управления образовательной организацией», «документы», «образовательные стандарты», «руководство», «материально-техническое обеспечение», «платные услуги», «финансово-хозяйственная деятельность», «вакантные места»).

Отсутствие указанной информации ограничивает беспрепятственный доступ инвалидов к информации об общеобразовательном учреждении, нарушает их права свободно искать, получать, информацию любым законным способом.

Статьей 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право обращения в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.

Обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации.

Признание иска не противоречит закону, не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц.

В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Поскольку представитель ответчика исковые требования прокурора признал в полном объеме, суд считает, что иск подлежит удовлетворению.

В связи с этим суд считает необходимым признать бездействие МБОУ «Подозерская средняя школа» незаконным. Обязать МБОУ «Подозерская средняя школа» в срок до 1 января 2019 года разместить на официальном сайте в сети «Интернет» в версии для слабовидящих в специальном разделе, предусмотренном п.3 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 мая 2014 года № 785, информацию о «структуре управления образовательной организации», «документах», «образовательных стандартах», «руководстве», «материально-техническом обеспечении», «платных услугах», «финансово-хозяйственной деятельности», «вакантных местах».

Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Комсомольского района Ивановской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МБОУ «Подозерская средняя школа» о признании бездействия незаконным и обязании разместить информацию в версии для слабовидящих на сайте, удовлетворить.

Признать бездействие МБОУ «Подозерская средняя школа» незаконным.

Обязать МБОУ «Подозерская средняя школа» в срок до 1 января 2019 года разместить на официальном сайте в сети «Интернет» в версии для слабовидящих в специальном разделе, предусмотренном п.3 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 мая 2014 года № 785, информацию о «структуре управления образовательной организации», «документах», «образовательных стандартах», «руководстве», «материально-техническом обеспечении», «платных услугах», «финансово-хозяйственной деятельности», «вакантных местах».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Комсомольский районный суд в течение месяца со дня вынесения.

Мотивированное решение изготовлено 3 августа 2018 года.

Председательствующий: А.Л.Коротков