РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 июля 2012года п.Краснокаменск
Судья Курагинского районного суда Горбова А.М., с участием прокурора Рябкова А.В.
при секретаре Зориной И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Курагинского района в интересах ФИО2 к Администрации Курагинского района о представлении вне очереди благоустроенного жилого помещения, соответствующего установленным санитарным и техническим требованиям площадью не менее 18 квадратных метров по договору социального найма, установил: прокурор Курагинского района обратился в суд с иском в интересах ФИО2 к Администрации Курагинского района о представлении вне очереди благоустроенного жилого помещения, соответствующего установленным санитарным и техническим требованиям площадью не менее 18 квадратных метров по договору социального найма, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
В исковом заявлении указано, что ФИО2 является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать ФИО3 лишена родительских прав по решению Курагинского районного суда от 27 апреля 2004 года, отец ФИО4 лишен родительских прав решением Белоярского районного суда Свердловской области от 23 декабря 2004 года, то есть когда ФИО2 было 12 лет. После лишения родительских прав опекуном ФИО2 был назначен его дед, ФИО5, с которым он проживал в <адрес>. С 13 сентября 2006 года по 31 августа 2009 года ФИО2 проживал в Шушенском детском доме. 24 июня 2009 года закончил МОУ «Шушенский центр образования» Шушенского района Красноярского края. С 1 сентября 2009 года поступил в Шушенский сельскохозяйственный колледж, в котором проучился до 13 сентября 2010 года, колледж не закончил. С 4 апреля 2011 года по 19 июля 2011 года отбывал наказание в КП №48 Нижнеингашского района. В настоящее время проживает со своим дедом по адресу: п.Журавлево Кордовского сельского Совета по <адрес> Жилья у родителей ФИО2 и у самого ФИО2 не имелось и не имеется. Осенью 2011 года он обращался в органы опеки Курагинского района с пакетом необходимых документов для постановки на учет в качестве нуждающегося в представлении жилья, но ему предложили собрать документы, которые он не смог собрать. ФИО6 юридического образования не имеет, обратился с заявлением к прокурору, просил помочь обратиться в суд с требованиями о предоставлении жилья. ФЗ №159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относит лиц от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а так же которые остались без попечения единственного или обоих родителей. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а так же дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а так же в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании военной службы, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Эти гарантии являются расходными обязательствами субъектов РФ. Аналогичное положение имеется в Законе Красноярского края №12-961 от 2 ноября 2000 года «О защите прав ребенка». Законом Красноярского края №9-4225 от 24 декабря 2009 года в редакции 10 ноября 2011 года исполнительно-распорядительные органы органов местного самоуправления муниципальных районов наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, а так же лиц, из их числа, не имеющих жилого помещения.
Прокурор Рябков А.В. поддержал исковые требования в полном объеме, пояснив, что ФИО2 обратился с заявлением в прокуратуру, в котором просил помочь ему обратиться в суд с требованием о предоставлении жилого помещения, поскольку он обращался в Курагинский отдел опеки, но там ему реальной помощи не оказали. Сам он не имеет юридического образования, не имеет прописки и не смог собрать все документы, которые необходимы для обращения в Министерство образования и науки Красноярского края. В настоящее время не утратил статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, ему 19 лет, он проживает со своим дедом ФИО5, бывшим его опекуном в <адрес>. Жилого помещения не имел и не имеет.
ФИО2 исковые требования прокурора поддержал, пояснив, что последняя прописка в его паспорте в Шушенском детском доме. Прописаться в каком-либо жилом помещении у него возможности нет. Квартира, в которой живут с дедом по <адрес> в п.Журавлево, деду не принадлежит, а принадлежала сожительнице деда, которая умерла, наследником является сын умершей сожительницы деда. Он работает в п.Журавлево на пилораме рамщиком у индивидуального предпринимателя неофициально из-за отсутствия прописки в паспорте. Обращался в Администрацию с.Кордово с просьбой прописать его где-нибудь, но ему было отказано, так как свободного муниципального жилья нет.
Администрация Курагинского района сообщила о признании исковых требований о предоставлении вне очереди жилого помещения ФИО2 как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей и не имеющего своего жилья за счет средств краевого бюджета, с установлением срока исполнения в 6 месяцев, который необходим для обращения в Министерство Красноярского края, принятии решения, проведения электронного аукциона, подбор жилого помещения.
Согласно справке Администрации Кордовского сельсовета ФИО2 и его родителям ФИО3, ФИО4 жилое помещение по договору социального найма не представлялось. Квартира по <адрес> в селе Журавлево в муниципальной собственности не находилась, принадлежала Курагинскому леспромхозу и в порядке приватизации передана ФИО1, в настоящее время в ней проживает ее сожитель ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 14).
Выслушав прокурора, истца ФИО2, оценив признание иска ответчиком, исследовав представленные доказательства, суд пришел к следующему.
По решению Курагинского районного суда Красноярского края от 27 апреля 2004 года мать ФИО2 лишена родительских прав (л.д.16). По решению Белоярского районного суда Свердловской области отец ФИО2 лишен родительских прав (л.д. 25). Таким образом, истец в 12- летнем возрасте остался без попечения обоих родителей.
Распоряжением Главы Кордовского сельсовета от 23 июня 2004 года №52-р малолетнему ФИО2, его малолетнему брату ФИО7 и малолетней сестре ФИО8 назначен опекун, их дед – ФИО5. Этим же Распоряжением малолетние дети, в том числе, ФИО2 поставлены на льготную очередь на получение жилой площади (л.д. 18). Но до настоящего времени жилая площадь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не представлена.
В соответствии с Порядком, утвержденным Указом Губернатора Красноярского края №25-уг от 4 апреля 2005 года органы местного самоуправления муниципальных районов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований для последующего представления детям-сиротам по договору социального найма.
Статьей 8 ФЗ №159 от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а так же дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в государственном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
В силу ч.2 ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а так же лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания учебных заведений, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.
Указом Губернатора Красноярского края №25-уг от 4 апреля 2005 года в редакции от 5 марта 2010 года утвержден Порядок предоставления жилья, в соответствии с которым органы местного самоуправления муниципальных районов за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в установленном порядке в собственность муниципальных образований для последующего предоставления детям-сиротам по договорам социального найма. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а так же лицам из их числа, не имеющим жилых помещений и состоящих на учете в Министерстве образования и науки Красноярского края жилые помещения предоставляются в порядке, предусмотренном жилищным законодательством, по месту жительства.
Таким образом, ФИО2 19 лет, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время не утратил этот статус, поставлен на учет на получение жилья в льготном порядке в 2004 году на территории Кордовского сельсовета, до настоящего времени жилое помещение не получил и не приобрел, согласно паспорта с 24 января 2007 года по 22 августа 2009 года и с 28 ноября 2009 года по 6 февраля 2010 года был зарегистрирован в Шушенском районе по месту нахождения детского дома и обучения в Шушенском сельскохозяйственном колледже. В настоящее время проживает в селе Журавлево по <адрес> Красноярского края с бывшим опекуном, своим дедом, ФИО5 Обращался в отдел опеки и попечительства Курагинского района для оказания помощи в сборе документов для постановки на учет в Министерстве образования и науки Красноярского края, но не смог собрать документы, перечень которых ему был выдан.
В соответствии с Определением ВС РФ от 7 октября 2009 года №74-ГО9-20 к полномочиям органов местного самоуправления ФЗ №131 от 6 октября 2003 года не относит обеспечение жилой площадью детей-сирот. Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов РФ по вопросам, не отнесенным к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ законами субъектов РФ допускается, если это не противоречит федеральным законам.
Частью 1 статьи 8 ФЗ №159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закреплено положение о том, что дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм.
В соответствии со ст.49 ч.3, ч.4 ЖК РФ гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным федеральным законом, законом субъекта РФ жилые помещения предоставляются за счет жилищного фонда субъекта РФ. Жилые помещения муниципального жилого фонда могут предоставляться в случае наделения органов местного самоуправления в установленном порядке государственными полномочиями.
ФЗ № 184 от 6 октября 1999 года не содержит запрета на передачу органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий субъекта РФ по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с Определением КС РФ от 5 февраля 2009 года №250-О-П обеспечение детей-сирот жилым помещением является государственным полномочием субъекта РФ, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта РФ по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.
10 ноября 2011 года внесены изменения в Закон Красноярского края №9-4225 от 24 декабря 2009 года в редакции от 21 декабря 2010 года «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа» Администрация Курагинского района наделена на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, в соответствии со ст. 17 Закона края от 2 ноября 2000 года №12-961 О защите прав ребенка», поэтому обязанность по предоставлению истцу жилого помещения должна быть возложена на органы местного самоуправления Курагинского района.
В соответствии с сообщением Администрации Кордовского сельского Совета социальная норма предоставления жилых помещений в п.Журавлево и селе Кордово установлена в размере 18 квадратных метров общей жилой площади для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из их числа.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: исковые требования удовлетворить.
Обязать Администрацию Курагинского района представить по договору социального найма изолированное благоустроенное жилое помещение размером не менее 18 квадратных метров общей площади в п.Журавлево или в другом населенном пункте Курагинского района (при согласии истца) ФИО2 в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение суда первой инстанции может быть обжаловано в месячный срок в суд второй инстанции, судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через суд, вынесший решение.
СУДЬЯ: Горбова А.М.