Дело № 2– 252/2014 « 03 » февраля 2014 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Тракторозаводский районный суд г. Волгограда
в составе: председательствующего судьи Карташовой Е.В.,
при секретаре Чистовой Ю.В.,
с участием представителя истца - ФИО1, представителя ответчика – Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области – ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде
« 03 » февраля 2014 года
гражданское дело по иску ФИО3 ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ к Министерству по управлению государственным имуществом Волгоградской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности принять решение по его заявлению от ДАТА ИЗЪЯТА года, обеспечить выбор земельного участка, осуществление его кадастрового учета, принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО3 первоначально обратился в суд с иском к Министерству по управлению государственным имуществом Волгоградской области о признании отказа незаконным, возложении обязанности обеспечить выбор земельного участка, осуществление его кадастрового учета, принять решение о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта капитального строительства.
В ходе судебного разбирательства истец ФИО3 изменил свои требования к Министерству по управлению государственным имуществом Волгоградской области, просит признать бездействие незаконным, возложить обязанность принять решение по его заявлению от ДАТА ИЗЪЯТА года, обеспечить выбор земельного участка, осуществление его кадастрового учета, принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства.
В обоснование иска представитель истца – ФИО1, действующая по доверенности, указала, что ФИО3 19.11.2012 года обратился в Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области с заявлением о выборе земельного участка ориентировочной площадью 845 кв.м. и предварительном согласовании места размещения объекта – двух двухуровневых гаражей, с водоснабжением, водоотведением – 1 куб.м./сут., электроснабжением – 10 кВТ, по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ. К заявлению были приложены все необходимые документы. Поскольку до настоящего времени Министерством по управлению государственным имуществом Волгоградской области не принято решение по заявлению ФИО3, он просил признать бездействие Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области незаконным, обязать Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области принять решение по его заявлению от ДАТА ИЗЪЯТА года, обеспечить выбор земельного участка, осуществление его кадастрового учета и принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта - двух двухуровневых гаражей, с водоснабжением, водоотведением – 1 куб.м./сут., электроснабжением – 10 кВТ, на земельном участке площадью 845 кв.м., расположенном по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ.
Истец ФИО3 о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. В судебное заседание не явился, но обеспечил явку своего представителя ФИО1
Представитель ответчика - Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области – ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. При этом указала, что, получив ДАТА ИЗЪЯТА заявление ФИО3 и приложенные к нему документы, Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области перенаправило их для дачи заключений в комитеты земельных ресурсов и по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда. Был составлен акт осмотра земельного участка. Комиссией по рассмотрению заявлений физических и юридических лиц о предоставлении земельных участков от ДАТА ИЗЪЯТА Министерству по управлению государственным имуществом Волгоградской области рекомендовано по заявлению ФИО3 принять решение о выборе процедуры предоставления земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта, в соответствии с п. 11 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, путем проведения торгов (аукционов) по продаже земельных участков для строительства, поэтому она считает, что бездействия с их стороны нет. С учетом изложенного просит в удовлетворении иска ФИО3 отказать.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив, представленные суду доказательства, суд признает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2).
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (абзац 1 пункта 3).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6).
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения (пункт 7).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (абзац 1 пункта 8).
Из приведенных выше положений закона следует, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения начинается с выбора земельного участка. После определения участка, подходящего для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, органы местного самоуправления обязаны проинформировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства. На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку, для чего должен быть определен разумный срок. Однако порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный участок претендуют несколько лиц, законом не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, а определить такое лицо в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта невозможно, следовательно, в такой ситуации право на предоставление земельного участка подлежит выставлению на торги. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и законных интересов граждан, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельных участков.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Законом Волгоградской области от 06.04.2012 №33-ОД «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в городе Волгограде - административном центре Волгоградской области», полномочия по распоряжению земельным участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом исполнительной власти Волгоградской области, определяемым Правительством Волгоградской области.
В соответствии с Постановлением Правительства Волгоградской области от 17.04.2012 №28-п именно Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области определено органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в Волгограде – административном центре Волгоградской области.
На основании пунктов 1, 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации, решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе.
В соответствии с пунктами 1, 4, 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: 1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; 2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований; 3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; 4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон.
В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: 1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; 2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; 3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минюста России от 20.02.2008 №35, сведения о видах разрешенного использования земельных участков вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, установлено судом, и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, ФИО3 ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ ДАТА ИЗЪЯТА обратился в Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ, ориентировочной площадью 845 кв.м., и предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства - двух двухуровневых гаражей, с водоснабжениием, водоотведением – 1 куб.м./сут., электроснабжением – 10 кВТ. К заявлению были приложены схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, кадастровый план территории, обоснование примерного размера земельного участка, электронный носитель (л.д. 11).
В силу пункта 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии с пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
При этом по правилам пункта 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственного и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Вместе с тем, Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области не представило суду доказательства, что при формировании испрашиваемого земельного участка 1) составлялся акт о выборе земельного участка для строительства; 2) в средствах массовой была опубликована информация о возможном или предстоящем предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства двух двухуровневых гаражей; 3) имеются претенденты на тот же земельный участок других лиц; 4) установлено, что на земельном участке находится объект, находящийся в федеральной собственности; 5) что органы местного самоуправления установили перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах, как предусмотрено положениями пункта 1.2. статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, введенного в действие Федеральным законом Российской Федерации от 27.12.2009 №365-ФЗ.
Как следует из материалов дела схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в указанных границах для строительства двух двухуровневых гаражей по АДРЕС ИЗЪЯТ, которая была выполнена по заказу гражданина ФИО3 обществом с ограниченной ответственностью «ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ», в установленном законом порядке согласована с комитетом по градостроительству и архитектуре Волгограда, комитетом земельных ресурсов администрации Волгограда и ДАТА ИЗЪЯТА была утверждена заместителем главы администрации Волгограда (л.д. 12 - 13).
По заключению комитета земельных ресурсов администрации Волгограда от 07.12.2012 ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ формирование испрашиваемого земельного участка возможно, так как прав третьих лиц на испрашиваемую территорию нет, зданий, строений, сооружений на испрашиваемой территории нет.
Согласно градостроительным заключениям комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда от ДАТА ИЗЪЯТА ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ и от ДАТА ИЗЪЯТА ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ, испрашиваемый земельный участок для указанных ФИО3 целей строительства, находится в зоне объектов городской инженерной и транспортной инфраструктур IV и V класса вредности (ИТ 2), то есть соответствует территориальной зоне Правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград; земельный участок расположен в границах застройки квартала ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ, что соответствует положениям ст.ст. 1, 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в части расположения земельного участка относительно территорий общего пользования), Своду правил СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», региональным и местным нормативам градостроительного проектирования. Поэтому формирование земельного участка возможно, но требуется согласование с владельцами инженерных сетей, так как на земельном участке имеется водовод диаметром 100 мм.
Как видно из заключения Департамента по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда от 18.12.2012 №5045/Д, запрашиваемый вид использования земельного участка допускается для размещения в зоне ИТ 2, поэтому формирование его возможно. Однако в правовом акте о предоставлении земельного участка необходимо предусмотреть обязанность заявителя по обеспечению сноса зеленых насаждений и проведения компенсационного озеленения в порядке, установленном Постановлением главы Волгограда от 23.12.2009 №3344 (в ред. от 25.04.2012) «О проведении работ по вырубке и компенсационной посадке зеленых насаждений на территории Волгограда».
Доказательства того, что имеются установленные законом ограничения в использовании испрашиваемого земельного участка, свободного от прав третьих лиц, в целях, указанных истцом, Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области суду не представило.
Как следует из протокола заседания комиссии по рассмотрению заявлений физических и юридических лиц о предоставлении земельных участков от ДАТА ИЗЪЯТА Министерству по управлению государственным имуществом Волгоградской области рекомендовано принять по заявлению ФИО3 решение о выборе процедуры предоставления земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта, в соответствии с нормами ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, путем проведения торгов (аукционов) по продаже земельных участков для строительства.
При этом представитель ответчика ссылается на пункт 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или лесного хозяйства либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
Однако из данной нормы права не следует, что при таком размещении объекта необходимо проведение торгов (аукциона).
Как следует из пояснений представителя ответчика их комиссия имела в виду критерий размещения объекта в городском поселении. Однако основополагающим критерием является размещение объекта в соответствии с градостроительной документацией.
Если земельный участок предоставляется в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией, то все необходимые требования, касающиеся использования земельного участка, и порядок, установленный в пункте 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, уже соблюдены, повторное согласование не требуется. Это следует из статьи 56 и из пункта 6 статьи 28 Градостроительного кодекса Градостроительного кодекса Российской Федерации. Пункт 11 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации направлен именно на исключение проведения двойных процедур.
Разрешая заявленные требования, суд, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь приведенными выше положениями закона, приходит к выводу, что поданное гражданином ФИО3 в Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области заявление от ДАТА ИЗЪЯТА года, соответствует требованиям ст. 31 ЗК РФ, однако в установленный законодательством 14-дневный срок какое-либо решение по данному заявлению Министерством по управлению государственным имуществом Волгоградской области не принято. Поэтому суд считает необходимым признать незаконным бездействие Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области по рассмотрению заявления ФИО3 и обязать Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод истца и препятствие к осуществлению им его прав и свобод.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 258 п. 1 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области, выразившиеся в непринятии решения по заявлению ФИО3 ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ от ДАТА ИЗЪЯТА о предоставлении в аренду земельного участка площадью 845 кв.м., и предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства – двух двухуровневых гаражей с водоснабжением, водоотведением – 1 куб.м./сут., электроснабжением – 10 кВТ, по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ.
Обязать Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области принять решение по заявлению ФИО3 ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ от ДАТА ИЗЪЯТА года, обеспечить выбор земельного участка площадью 845 кв. м., осуществление его кадастрового учета и принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства – двух двухуровневых гаражей с водоснабжением, водоотведением – 1 куб.м./сут., электроснабжением – 10 кВТ, по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ, в течение 14 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через Тракторозаводский районный суд г. Волгограда.
Судья: