ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-252/2014 от 27.03.2014 Томского районного суда (Томская область)

  Р Е Ш Е Н И Е

 от 27 марта 2014 года по делу 2-252/2014

 Именем Российской Федерации

 Томский районный суд Томской области в составе:

 председательствующего –

 судьи Томского районного суда Томской области Панфилова С.Н.,

 при секретаре Кудряшевой О.В.,

 с участием:

 представителя истцов П,

 представителя ответчика Департамента лесного хозяйства (адрес)

 М,

 представителя третьего лица – (адрес)

 В,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в (адрес) гражданское дело по иску К, Р к Федеральному агентству лесного хозяйства, Департаменту лесного хозяйства (адрес), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в (адрес) о признании отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельные участки

 у с т а н о в и л :

 К и Р обратились в суд с иском (с учетом привлечения соответчика) к Федеральному агентству лесного хозяйства, Департаменту лесного хозяйства (адрес), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в (адрес) о признании отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами ... имеющими вид разрешенного использования - для ведения садоводства, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения по адресу: (адрес), окрестности д. Казанка, (адрес) и (адрес) соответственно.

 В обоснование заявленных требований истцы в письменном заявлении указали, что им (К и Р) на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами ..... Данные участки имеют вид разрешенного использования - для ведения садоводства, расположены на землях сельскохозяйственного назначения по адресу: (адрес), окрестности д. Казанка, (адрес), и (адрес).

 (дата) Федеральным агентством лесного хозяйства (Рослесхоз) был издан приказ № 102, которым внесены изменения в приказ Федерального агентства лесного хозяйства от (дата) (номер) «Об определении количества лесничества на территории (адрес) и установлении их границ», в результате чего были уточнены границы лесничеств, расположенных на территории (адрес). В результате уточнения границ лесничеств принадлежащие им на праве собственности земельные участки стали относиться к землям лесного фонда, и входить в состав Томского лесничества (Богашевское участковое лесничество, Корниловский сельский лесхоз, Вершининское лесничество, квартал 87, выдел 12), что подтверждается письмом Департамента лесного хозяйства (адрес) от 26.12.2013.

 Отмечали, что принадлежавшие им земельные участки ранее входили в состав земель совхоза АОЗТ «Батуринский» и никогда не относились к лесному фонду, несмотря на то, что частично покрыты лесными насаждениями. При этом как ранее действовавшее, так и ныне действующее законодательство предполагало и предполагает возможность нахождения древесно – кустарниковой растительности на землях сельскохозяйственного назначения и не относит такие земли к землям лесного фонда.

 Для отнесения принадлежащих им земельных участков, входивших в состав совхоза «Батуринский», к участкам лесного фонда, необходимо решение о передаче данному совхозу в пользование земель именно лесного фонда. Однако такого решения нет, равно как нет никаких свидетельств того, что совхозу либо АОЗТ «Батуринский» когда – либо на каком-либо праве передавались участки лесного фонда. Спорные участки также никогда не были учтены в земельно-учетных документах как колхозный лес. План лесонасаждений Вершининского лесничества по состоянию на 1987 год не является бесспорным доказательством того, что спорный земельный участок относятся к лесному фонду. Сам по себе факт составления такого плана не является доказательством того, что указанные на нем земельные участки относятся к землям лесного фонда, поскольку в соответствии Лесным кодексом РСФСР и Лесным кодексом РФ лесоустройство проводилось не только на землях лесного фонда. Сведений о том, что план лесонасаждения Вершининского лесничества кем-либо утверждался и согласовывался, равно как и о том, что он является составной частью какой- либо документации, не имеется. Границы Вершининского лесничества никогда не были установлены на местности, и в соответствии с действующим законодательством учтены условно. Доказательств того, что спорная территория когда-либо находилась на учете государственного лесного кадастра, также не имеется.

 Указывали, что границы лесничеств на территории (адрес) установлены приказом (номер) Федерального агентства лесного хозяйства от 11.09.2008. На основании данного приказа в (адрес) создано 21 лесничество. Приказом Федерального агентства лесного хозяйства (номер) от (дата) о внесении изменений в приказ Федерального агентства лесного хозяйства от (дата) (номер) «Об определении количества лесничеств на территории (адрес) и установлении их границ» пункты 17,18,19 изложены в новой редакции согласно приложению. Из данного приложения следует, что в состав создаваемого Томского лесничества включены: Богашевское участковое лесничество с Томским лесхозом (Богшевское, Коларовское, Городское лесничество), Корниловским сельским лесхозом (Вершининское, Корниловское лесничества), Межениновское участковое лесничество с Томским лесхозом (Межениновское лесничество). Вместе с тем из содержания указанного документа определить принадлежность спорных земельных участков к какому-либо из указанных лесничеств не представляется возможным, поскольку отсутствует описание границ, а также площади указанных лесничеств. Доказательств того что был произведен перевод спорной земельной территории из земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда с соблюдением действующего законодательства не имеется, таким образом, отнесение спорных земельных участков к землям лесного фонда незаконно.

 К и Р, извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

 Суд в соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истцов.

 Представитель истцов К и Р - адвокат П, допущенная к участию в деле на основании ордеров (номер) и 206 от 26.02.2014, в судебном заседании исковые требования своих доверителей поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Настаивала на том, что принадлежащие её доверителям земельные участки никогда не относились к землям лесного фонда. Включение их в состав земель лесного фонда является незаконным. В то же время отмечала, что право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда зарегистрировано на основании Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от (дата) № 249. После издания Федеральным агентством лесного хозяйства Приказа (номер) от 19.03.2012, увеличившим количество лесхозов, право собственности на большее количество земель лесного фонда не регистрировалось. Границы земель лесного фонда не отмежеваны и на местности не установлены. В связи с чем, представить доказательств того, что принадлежащие К и Р земельные участки в настоящее время располагаются на землях лесного фонда истцы не в состоянии.

 Просила иск удовлетворить.

 Ответчик Федеральное агентство лесного хозяйства, надлежащим образом извещенное о

 о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседания своего представителя не направило, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляло.

 Суд в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

 Из представленного суду Федеральным агентством лесного хозяйства письменного отзыва следует, что заявленные требования удовлетворению не подлежат. Спорные земельные участки располагаются на землях лесного фонда и никогда не переводились в земли иных категорий. Доказательств прекращения права собственности Российской Федерации на спорные участки стороной истца не представлено. Оснований для признания права отсутствующим не имеется.

 Представитель ответчика - Департамента лесного хозяйства (адрес) М, действующий на основании доверенности № 7д/2014, выданной на его имя начальником департамента 09.01.2014, полагал, что в удовлетворении заявленных требований должно быть отказано. Поддержал позицию Федерального агентства лесного хозяйства. Отмечал, что в настоящее время лесоустройство на территории вновь образованных лесничеств не проведено, сведений о местоположении границ лесничеств, а соответственно и земель лесного фонда, на учете в Государственном кадастре недвижимости не имеется, и внесены они туда в настоящее время быть не могут. При этом сведения о местоположении границ лесного фонда из лесного реестра также получены быть не могут. Обращал внимание суда, что гражданским процессуальным законодательством именно на строну истца возложена обязанность представить доказательства в обоснование заявленных им требований, в том числе расположения принадлежащих им участков на территории лесного фонда. Истцы не были лишены возможности представить такие доказательства, однако не представили их. Считал, что права истцов не нарушаются. Просил в иске отказать.

 Ответчик - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в (адрес) (ТУ Росимущество в (адрес), Территориальное управление), надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило. Ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляло.

 Суд в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

 В представленном суду письменном отзыве представитель ТУ Росимущество в (адрес) указала, что исковые требования К и Р удовлетворению не подлежат.

 Отмечала, что Территориальным управлением на основании ст. 19 Лесного кодекса РФ от (дата) №22-ФЗ, ч.1 ст. 8 Лесного кодекса РФ от (дата) № 200-ФЗ, приказа Федерального агентства лесного хозяйства от (дата) № 249, выписки из государственного лесного реестра от (дата) обеспечена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на лесной участок общей площадью 27 511 га по адресу: (адрес), Томское лесничество. При этом Государственная регистрация права собственности Российской Федерации осуществлялась без предварительного государственного кадастрового учета участка, по материалам лесоустройства (плана участка лесного фонда). Последнее лесоустройство Вершининского лесничества проводилось в 1987 году.

 В соответствии с п. 6 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2007. 221-ФЗ участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным.

 Согласно п. 1 ст. 4.2 Федерального закона от (дата) N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

 На основании указанных норм права по заявлению Территориального управления, как представителя собственника лесного участка, ФГУ «Земельная кадастровая палата» по (адрес) осуществлен государственный кадастровый учет лесного участка Томского лесничества как ранее учтенного; участку присвоен государственный учетный номер (кадастровый номер) ....

 Ранее учтенный участок Томского лесничества имеет ориентировочные границы и декларативную площадь, поскольку местоположение границ земельного участка посредством определения координат характерных точек таких границ не осуществлялось, межевой план не составлялся. В государственном кадастре недвижимости отсутствует описание местоположения границ земельного участка, являющееся одной из уникальных характеристик участка в соответствии со ст. 7 Федерального закона от (дата) N 221- ФЗ.

 Границы лесничеств, обязанность по установлению которых установлена п.п. 3, 4 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от (дата) № 249, до настоящего времени не установлены. Приказ устанавливает только количество лесничеств и их наименование. Работы по межеванию лесного участка Томского лесничества также до настоящего времени не проводились.

 Отмечала, что отсутствуют бесспорные доказательства нахождения принадлежащих истцам земельных участков на территории Томского лесничества. Доказательств выбытия из федеральной собственности либо изменения категории земель лесного фонда на земли сельскохозяйственного назначения спорных участков также не представлено.

 Представитель третьего лица – (адрес) В, действующая на основании доверенности № 02-16/185089, выданной на её имя (адрес) 27.06.2013, в судебном заседании полагала, что в иске должно быть отказано. При этом считала, что спорные земельные участки располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и не относятся к землям лесного фонда. Однако поскольку границы лесничеств не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, местоположение границ земель лесного фонда не определено, то доказательства вхождения земель истцов в состав земель лесного фонда отсутствует в связи с чем, в иске должно быть отказано.

 Суд, заслушав пояснения лиц участвующих в деле, изучив представленные доказательства в их совокупности, считает, что в удовлетворении заявленных исковых требований должно быть отказано. При этом исходит из следующего:

 В соответствии с положениями ст.ст. 56–57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.

 Судом установлено, что К на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 70:14:0300095:817, имеющим вид разрешенного использования - для ведения садоводства, расположенный на землях сельскохозяйственного назначения по адресу: (адрес), окрестности д. Казанка, (адрес).

 Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельством о государственной регистрации права (бланк серии (адрес) от 18.01.2010), выпиской из Единого государственного реестра прав недвижимое имущество и сделок с ним от (дата) № 01/003/2014-3805, кадастровой выпиской о земельном участке от (дата) № 7000/301/13/4968, договором купли – продажи земельного участка (номер) от 17.12.2009, актом приема - передачи земельного участка от (дата) и постановлением (адрес) от (дата) № 3127-з «О предоставлении земельного участка К в окр. д. Казанка»

 Р на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 70:14:0300095:819 имеющими вид разрешенного использования - для ведения садоводства, расположенный на землях сельскохозяйственного назначения по адресу: (адрес), окрестности д. Казанка, (адрес).

 Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельством о государственной регистрации права (бланк серии (адрес) от 19.01.2010), выпиской из Единого государственного реестра прав недвижимое имущество и сделок с ним от (дата) № 01/003/2014-3806, кадастровой выпиской о земельном участке от (дата) № 7000/301/13/4966, договором купли – продажи земельного участка (номер) от 17.12.2009, актом приема - передачи земельного участка от (дата) и постановлением (адрес) от (дата) № 3129-з «О предоставлении земельного участка Р в окр. д. Казанка».

 Принадлежность земельных участков на праве собственности К и Р в установленном законом порядке не оспаривалась.

 Обосновывая заявленные требования, сторона истца ссылалась на то обстоятельство, что в связи с принятием Федеральным агентством лесного хозяйства Приказа (номер) от (дата) «О внесении изменений в приказ Федерального агентства лесного хозяйства от (дата) (номер) «Об определении количества лесничества на территории (адрес) и установлении их границ» на территории (адрес) увеличилось количество лесничеств и принадлежащие истцам на праве собственности земельные участки вошли в состав земель лесного фонда.

 Действительно, согласно ответу Департамента лесного хозяйства (адрес) от (дата) (номер) следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 70:14:0300095:817 и 70:14:0300095:819 входят в состав земель лесного фонда в соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства (номер) от (дата) «О внесении изменений в приказ Федерального агентства лесного хозяйства от (дата) (номер) «Об определении количества лесничества на территории (адрес) и установлении их границ» и имеют месторасположение: Томское лесничество, Богашевское участковое лесничество, Вершининское лесничество Корниловского сельского лесхоза, квартал 87, выдел 12.

 В соответствии с положениями ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации (Лесного кодекса РФ) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

 Из ст. 23 Лесного кодекса РФ следует, что основными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки. Границы лесничества, лесопарков устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 В силу п. 5.5 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства от (дата) № 736, Федеральное агентство лесного хозяйства определяет количество лесничеств и лесопарков, а также устанавливает их границы.

 Количество и границы лесничеств на территории (адрес) установлены приказом (номер) Федерального агентства лесного хозяйства от 11.09.2008.

 На основании данного приказа в целях формирования на землях лесного фонда в (адрес) территориальных единиц управления в области использования, охраны, воспроизводства лесов создано 21 лесничество.

 В составе создаваемых лесничеств указано Томское лесничество, состоящее из Богашевского участкового лесничества (Богашевское, Коларовское, Городское лесничества) и Межениновского участкового лесничества (п. 18 приложения к приказу).

 На основании указанного приказа, ч. 1 ст. 8, ст. 19 Лесного кодекса РФ (дата) произведена регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, общей площадью 275 110 000 м2, по адресу: (адрес), Томское лесничество.

 Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от (дата) (номер) в связи с уточнением границ лесничеств на территории (адрес) в п. 18 приложения к приказу от (дата) (номер) внесены изменения с изложением данного пункта в новой редакции, согласно которой созданное Томское лесничество состоит из Богашевского и Межениновского участковых лесничеств; местоположение участков лесного фонда, включаемых в границы Богашевского участкового лесничества Томского лесничества, определяется местоположением Томского лесхоза Богашевского, Коларовского, Городского лесничеств и Корниловского сельского лесхоза Вершининского и Корниловского лесничеств.

 При этом в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в связи с принятием Федеральным агентством лесного хозяйства (дата) приказа (номер) изменения в сведения о зарегистрированном праве собственности Российской Федерации на земли лесного фонда не вносились.

 Указанное обстоятельство подтверждается представленной суду выпиской из Единого государственного реестра прав недвижимое имущество и сделок с ним от (дата) № 01/003/2014-3807, Свидетельством о государственной регистрации права (бланк серии (адрес) от 28.11.2008).

 Из искового заявления, пояснений представителя истцов следует, что нарушение прав истцов заключается в том, что принадлежащие им земельные участки вошли в состав земель лесного фонда.

 Однако из представленных суду доказательств следует, что истцам на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами .... Право собственности Российской Федерации зарегистрировано на земельный участок лесного фонда, имеющий условный номер 70-70-03/189/2008-433, кадастровый номер 70:14:0:0888.

 Из пояснений представителей ответчиков - Департамента лесного хозяйства (адрес), а так же отзыва ТУ Росимущество в (адрес) следует, что лесоустройство во вновь образованных лесничествах не проведено, их границы не установлены, государственный кадастровый учет лесного участка Томского лесничества с присвоением кадастрового номера 70:14:0:0888 произведен как ранее учтенного, данный участок имеет ориентировочные, декларативные границы и площадь, местоположение границ земельного участка посредством определения координат не осуществлялось, межевой план не составлялся, в государственном кадастре недвижимости описание местоположения границ земельного участка – участка лесного фонда, отсутствует.

 Из пояснений стороны истца также следует, что сведения о местоположении границ земельного участка, относящегося к лесному фонду, в Государственном кадастре недвижимости отсутствует.

 Таким образом, поскольку К, Р и Российская Федерация обладают правами собственности на отдельные объекты недвижимости, при этом земельные участки истцов являются отмежеванными, сведения о местоположении их границ учтены в Государственном кадастре недвижимости, в то время такие сведения в отношении участка лесного фонда в Государственном кадастре недвижимости отсутствуют, суд считает, что истцами в соответствии с положениями ст. 56-57 ГПК РФ не представлено доказательств того, что принадлежащие им земельные участки входят в состав лестного фонда.

 При этом суд отмечает, что в отсутствии установленных в соответствии с законодательством границ лесного участка само по себе письмо Департамента лесного хозяйства (адрес) от (дата) (номер) не является бесспорным доказательством того, что земельные участки, принадлежащие истцам, входят в состав лесного фонда.

 По правилам ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебной защите подлежит нарушенное право физического либо юридического лица.

 Согласно разъяснениям, изложенным в п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ (номер) от (дата) «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

 По смыслу указанного положения оспаривание зарегистрированного права собственности одним лицом путем признания этого права отсутствующим у другого лица допускается только в том случае, когда право собственности на один и тот же объект зарегистрировано за несколькими (разными) лицами.

 Поскольку доказательств того, что регистрирующим органом осуществлена государственная регистрация права собственности истцов либо Российской Федерации на один и тот же земельный участок, суду, в соответствии с положениями ст. 56-57 ГПК РФ, не представлено, суд, исходя из смысла п. 52 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ (номер) от 29.04.2010, приходит к выводу о том, что в удовлетворении требований истцов о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на принадлежащие им земельные участки должно быть отказано.

 Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ Томский районный суд (адрес)

 р е ш и л :

 К, Р в удовлетворении исковых требований, предъявленных к Федеральному агентству лесного хозяйства, Департаменту лесного хозяйства (адрес), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в (адрес) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами .... и ... имеющими вид разрешенного использования - для ведения садоводства, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения по адресу: (адрес), окрестности д. Казанка, (адрес) и (адрес) соответственно, - отказать.

 Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Томский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста судебного решения.

 Председательствующий-

 судья Томского районного суда

 Томской области С.Н. Панфилов

 Мотивированный текст судебного решения изготовлен «___»____________2014 года.