ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-252/2021 от 09.07.2021 Осинского районного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

с.Оса 09 июля 2021 года

Осинский районный суд Иркутской области в составе председательствующего Силяво Ж.Р., при секретаре Лархаевой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-252/2021 по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства Иркутской области к ФИО2 о взыскании суммы субсидии,

установил:

Министр сельского хозяйства Иркутской области ФИО3 обратился в Осинский районный суд с исковым заявлением к ФИО2 о взыскании суммы субсидии, предоставленной по соглашению №...., в размере 170000 рублей, указав следующее:

В соответствии с Положением о предоставлении субсидий из областного бюджета, в том числе за счет средств федерального бюджета, в целях возмещения затрат в связи с производством и (или) переработкой (в том числе на арендованных основных средствах) сельскохозяйственной продукции, выполнением работ и оказанием услуг в области сельского хозяйства, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 11 марта 2013 года № 78-пп (далее -Положение), между министерством сельского хозяйства Иркутской области (далее - Министерство) и индивидуальным предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 (далее - ИП ГКФХ ФИО1, Получатель, ответчик) заключено <дата обезличена> соглашение №.... о предоставлении субсидии в <дата обезличена> (далее - Соглашение).

Предметом указанного Соглашения являлось предоставление в <дата обезличена> субсидии в целях возмещения затрат Получателю в связи с производством и (или) переработкой (в том числе, на арендованных основных средств) сельскохозяйственной продукции, выполнением работ и оказание услуг в области сельского хозяйства.

Дополнительными соглашениями от <дата обезличена> в подпункт 13 пункта 2.3 Соглашения внесены изменения - размер предоставляемых субсидии на содержание товарного поголовья коров и (или) племенных коров, производство и реализацию на убой в живой массе крупного рогатого скота, овец, коз, лошадей и индейки и на приобретение молодняка крупного рогатого скота для откорма составлял 170000 рублей.

Министерство свои обязательства в соответствии с пунктом 4.1 Соглашения исполнило - обеспечило перечисление названной субсидий в размере 170 000 рублей, что подтверждается платежными поручениями: от <дата обезличена>№.....

В силу пункта 4.3.2 дополнительного соглашения от <дата обезличена> к Соглашению Получатель обязуется обеспечить достижение результатов предоставления субсидий в соответствии с пунктом 4.1.4.1 настоящего Соглашения, являющемуся неотъемлемой частью настоящего Соглашения в соответствии с Положением, в том числе – не прекращать деятельность в году предоставления субсидии (для крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов) (пункт 2 Приложения №....).

Условие по исполнению аналогичного обязательства установлены в абзаце третьем подпункте 9 пункта 7 Положения.

Согласно пункту 22 Положения в случае нарушения получателем условий, установленных подпунктами 1-12 пункта 7. главами 3-8 настоящего Положения, выявленного по фактам проверок, проведенных министерством и органами государственного финансового контроля, невыполнения или ненадлежащего выполнения обязательств, в том числе по достижению результата предоставления субсидии, предусмотренных настоящим Положением, министерство направляет получателю требование о возврате полученных субсидий в течение 20 рабочих дней со дня подписания документа, подтверждающего выявление фактов данного нарушения. Субсидии подлежат возврату в течение 20 рабочих дней со дня направления министерством указанного требования.

Обязанность Получателя по возврату субсидии в областной бюджет указана также в пункте 4.3.5.2 Соглашения (в редакции дополнительного соглашения от <дата обезличена>).

Из выписки Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей следует, что налоговым органом внесена запись <дата обезличена> о прекращении крестьянского (фермерского) хозяйства ИП ГКФХ ФИО1 (ОГРНИП №....) на основании заявления от <дата обезличена>№...., следовательно, ответчиком нарушено условие по исполнению обязательства о не прекращении деятельности в году предоставления субсидии (для крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов).

Министерством в адрес ФИО2 <дата обезличена> направлено требование о возврате субсидии №.... в размере 170 000 рублей.

Однако свою обязанность по возврату субсидии ответчик не выполнил, до настоящего времени субсидия в указанном размере не возвращена.

С момента прекращения действия государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя и связанные с осуществлявшейся ими ранее предпринимательской деятельностью, подведомственны судам общей юрисдикции, за исключением случаев, когда такие дела были приняты к производству арбитражным судом с соблюдением правил о подведомственности до наступления указанных выше обстоятельств (абзац 5 пункта 13 Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Таким образом, за физическим лицом закреплена полная имущественная ответственность независимо от наличия статуса индивидуального предпринимателя. Закон не разграничивает имущество гражданина как физического лица либо как индивидуального предпринимателя (статься 24 ГК РФ, пункт 55 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»).

Утрата должником статуса индивидуального предпринимателя не названа в законе в качестве основания для прекращения обязательства. В этом случае гражданин лишается права заниматься предпринимательской деятельностью (статья 23 ГК РФ), но не освобождается от обязанности отвечать по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от <дата обезличена> по делу №....). Таким образом, утрата должником статуса индивидуального предпринимателя не аннулирует его долг перед кредитором.

На основании вышеизложенного, истец просит взыскать с ФИО2 в пользу министерства сельского хозяйства Иркутской области субсидию, предоставленную по соглашению от <дата обезличена> соглашение №...., в размере 170 000 рублей.

Представитель истца - Министерства сельского хозяйства Иркутской области по доверенности ФИО4 на судебное заседание не явилась, направив в суд ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя. Требования поддерживает.

Ответчик ФИО2 в судебное заседание не прибыл, направив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что денежные средства были им использованы по назначению (содержание КРС). На данный момент поголовье КРС оставлено в полном объеме, личное подсобное хозяйство ведет по настоящее время. Закрыл ИМ КФХ по причине больших налогов. Просит учесть, что <дата обезличена> деятельность ИП велась, денежные средства были использованы по назначению. Имеет на иждивении 2 несовершеннолетних детей.

При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Всесторонне исследовав представленные в соответствии со ст.ст.56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательства, по рассмотрению иска, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

При принятии решения суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что отношения, сложившиеся между сторонами являются гражданскими правоотношениями и регулируются гражданским законодательством.

В соответствии со ст.1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Согласно ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

Постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 года N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", в целях реализации Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" Правительство Российской Федерации утвердило Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (далее - Государственная программа).

Постановлением Правительства РФ от 05.02.2020 года N 86 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на стимулирование увеличения производства масличных культур.

В целях поддержки сельскохозяйственного производства в Иркутской области, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2020 года N 86 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на стимулирование увеличения производства масличных культур", руководствуясь частью 4 статьи 66, статьей 67 Устава Иркутской области, Правительство Иркутской области постановлением №78-пп от 11 марта 2013 года утвердило Положение о предоставлении субсидий из областного бюджета, в том числе за счет средств федерального бюджета, в сфере производства и (или) переработки (в том числе на арендованных основных средствах) сельскохозяйственной продукции, выполнения работ и оказания услуг в области сельского хозяйства.

В судебном заседании установлено и не оспаривается, что <дата обезличена> ФИО2 обратился с заявлением о предоставлении субсидии из областного бюджета, в том числе за счет средств федерального бюджета, в целях возмещения затрат в связи с производством и (или) переработкой (в том числе арендованных основных средствах) сельскохозяйственной продукции, выполнением работ и оказанием услуг в области сельского хозяйства в <дата обезличена> (л.д.13).

В судебном заседании установлено, что в соответствии с Положением о предоставлении субсидий из областного бюджета, в том числе за счет средств федерального бюджета, в целях возмещения затрат в связи с производством и (или) переработкой (в том числе на арендованных основных средствах) сельскохозяйственной продукции, выполнением работ и оказанием услуг в области сельского хозяйства, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 11 марта 2013 года № 78-пп, между министерством сельского хозяйства Иркутской области и индивидуальным предпринимателем ГКФХ хозяйства ФИО2 заключено <дата обезличена> соглашение №.... о предоставлении субсидии в <дата обезличена> (л.д.14-19).

Предметом указанного Соглашения являлось предоставление в <дата обезличена> субсидии в целях возмещения затрат Получателю в связи с производством и (или) переработкой (в том числе на арендованных основных средств) сельскохозяйственной продукции, выполнением работ и оказание услуг в области сельского хозяйства.

Дополнительными соглашениями от <дата обезличена> в подпункт 13 пункта 2.3 Соглашения внесены изменения - размер предоставляемых субсидии на содержание товарного поголовья коров и (или) племенных коров, производство и реализацию на убой в живой массе крупного рогатого скота, овец, коз, лошадей и индейки и на приобретение молодняка крупного рогатого скота для откорма составлял 170000 рублей (л.д.35).

Судом установлено, что Министерство свои обязательства в соответствии с пунктом 4.1 Соглашения исполнило - обеспечило перечисление названной субсидий в размере 170 000 рублей, что подтверждается платежным поручением от <дата обезличена>№.... (л.д.36).

Как следует из пункта 4.3.2 дополнительного соглашения от <дата обезличена> к Соглашению, ФИО2 обязуется обеспечить достижение результатов предоставления субсидий в соответствии с пунктом 4.1.4.1 настоящего Соглашения, являющемуся неотъемлемой частью настоящего Соглашения в соответствии с Положением, в том числе – не прекращать деятельность в году предоставления субсидии (для крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов) (пункт 2 Приложения №....) (л.д.26). Кроме того, условие по исполнению аналогичного обязательства установлены в абзаце третьем подпункте 9 пункта 7 Положения.

В судебном заседании установлено, что согласно пункту 22 Положения в случае нарушения получателем условий, установленных подпунктами 1-12 пункта 7. главами 3-8 настоящего Положения, выявленного по фактам проверок, проведенных министерством и органами государственного финансового контроля, невыполнения или ненадлежащего выполнения обязательств, в том числе по достижению результата предоставления субсидии, предусмотренных настоящим Положением, министерство направляет получателю требование о возврате полученных субсидий в течение 20 рабочих дней со дня подписания документа, подтверждающего выявление фактов данного нарушения. Субсидии подлежат возврату в течение 20 рабочих дней со дня направления министерством указанного требования.

Из выписки Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей установлено, что налоговым органом внесена запись <дата обезличена> о прекращении крестьянского (фермерского) хозяйства ИП ГКФХ ФИО1 (ОГРНИП №....) на основании заявления от <дата обезличена>№...., следовательно, ответчиком нарушено условие по исполнению обязательства о не прекращении деятельности в году предоставления субсидии (для крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов) (л.д.37-39).

Министерством в адрес ФИО2 <дата обезличена> направлено требование о возврате субсидии №.... в размере 170 000 рублей (л.д.40-43).

При этом, как установлено в судебном заседании, обязанность ФИО2 по возврату субсидии в областной бюджет указана также в пункте 4.3.5.2. Соглашения (в редакции дополнительного соглашения от <дата обезличена>).

Гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Таким образом, за физическим лицом закреплена полная имущественная ответственность независимо от наличия статуса индивидуального предпринимателя. Закон не разграничивает имущество гражданина как физического лица либо как индивидуального предпринимателя (статься 24 ГК РФ, пункт 55 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»). Утрата должником статуса индивидуального предпринимателя не названа в законе в качестве основания для прекращения обязательства. В этом случае гражданин лишается права заниматься предпринимательской деятельностью (статья 23 ГК РФ), но не освобождается от обязанности отвечать по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Судом установлено, что обязанность по возврату субсидии ответчик не выполнил, до настоящего времени субсидия в указанном размере не возвращена. При этом доводы ответчика о том, что он 7 месяцев осуществлял деятельность как ИП не влияют на выводы суда об обоснованности заявленных истцом требований.

Таким образом, требования истца являются законными и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Министерство сельского хозяйства Иркутской области, в силу п.19 ч.1 ст.333.39 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты госпошлины, которая взысканию с ответчика в доход местного бюджета в размере 4600 рублей.

Руководствуясь 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Министерства сельского хозяйства Иркутской области к ФИО2 о взыскании суммы субсидии удовлетворить.

Взыскать с ФИО2 в пользу Министерства сельского хозяйства Иркутской области сумму субсидии, предоставленной по соглашению от <дата обезличена>№.... в размере 170 000 (сто семьдесят) рублей.

Взыскать с ФИО2 государственную пошлину в доход местного бюджета (бюджет муниципального образования «<адрес обезличен>») в размере 4600 (четыре тысячи шестьсот) рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда через Осинский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Судья Осинского районного суда Ж.Р. Силяво