Дело № 2-252/2021
44RS0002-01-2020-003974-33
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 февраля 2021 года г. Кострома
Ленинский районный суд г. Костромы в составе
председательствующего судьи Гуляевой Г.В.,
при секретаре Сахаровой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Костромы к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях, Муниципальному казенному учреждению города Костромы «Центр гражданской защиты города Костромы» об устранении допущенных нарушений,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Костромы обратился в суд с указанным выше иском к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях, ссылаясь в обоснование на то, что прокуратурой города Костромы в январе-феврале 2020 г. проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций на объекте гражданской обороны (убежища), расположенного по адресу: г. Кострома, пр-т Текстильщиков, д. 9/18. Проверкой установлено, что между МКУ г. Костромы «Центр гражданской защиты города Костромы», территориальным Управлением Росимущества по Костромской области и ГУ МЧС России по Костромской области заключен договор от 17.01.2007 № 5 о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны. Проведенная прокуратурой города проверка показала, что защитное сооружение (далее - ЗС ГО) используется МКУ «Центр гражданской защиты города Костромы» с нарушением требований Правил, а именно: нарушена герметизация и гидроизоляция сооружения, в частности входная дверь в убежище изнутри не закрывается (п. 3.2.1 Правил); проведен частичный демонтаж системы фильтрогенерации воздуха (п.3.2.2 Правил); допускается применение горючих строительных материалов для внутренней отделки помещений, в частности напольного покрытия (п. 3.5,3 Правил); допускается загромождение путей движения, входов в ЗС ГО и аварийных выходов, в частности загроможден предметами мебели второй выход из убежища. Расположенный в помещении отдыха для укрываемых (п. 3.2.3 Правил); допущено оштукатуривание стен помещений ЗС ГО (п. 3.2.8 Правил); эксплуатация систем воздухоснабжения в мирное время допускается не по режиму чистой вентиляции (п. 3.2.13 Правил); система отопления законсервирована (п. 3.2.7 Правил); все трубы окрашены в серый и зеленый цвета в нарушение требований закона (п. 3.2.10 Правил); демонтирована система, при которой с началом заполнения ЗС ГО укрываемыми закрываются герметические клапаны, установленные до и после фильтров-поглотителей и фильтров очистки воздуха от окиси углерода (п. 3.3.4 Правил); отсутствует проток воды с полным обменом ее в течение 2 суток, отсутствует подвод водоснабжения для обеспечения емкостей запасом питьевой воды (п. 3.2.20 Правил); вспомогательные помещения, а также санузлы, не используемые в хозяйственных целях не опечатаны (п. 3.2.24 Правил); во входах, используемых в мирное время, защитно-герметические и герметические ворота и двери не обеспечены подставками (п. 3.2.5 Правил). По вышеуказанным фактам прокуратурой города 19.02.2020 внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций, использования федерального имущества руководству МКУ г. Костромы «Центр гражданской защиты города Костромы», по результатам рассмотрения которого нарушения частично устранены. Таким образом, МКУ «Центр гражданской защиты города Костромы» не исполнило обязанность по содержанию, обеспечению готовности к использованию ЗС ГО по предназначению (соблюдение требований эксплуатации защитных сооружений), которая возложена на организации, на учете которых находится ЗС ГО. Собственником данного защитного сооружения гражданской обороны является Межрегиональным территориальным управлением Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях, которое также не обеспечено надлежащее состояние встроенного убежища.
Истец просит обязать Межрегиональное территориальное управление Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях, ИНН 3329056771, ОГРН 1133340004401,юридический адрес: Владимирская область, г. Владимир, Большая Московская улица, дом 29; устранить нарушения требований законодательства в сфере гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций на объекте гражданской обороны (убежища), расположенного по адресу: город Кострома, пр-кт Тестильщиков, д. 9/18, а именно:
- устранить частичный демонтаж системы фильтрогенерации воздуха в соответствии с п. 3.2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утв. Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583;
- устранить нарушение в виде оштукатуривания стен помещений защитного сооружения гражданской обороны и обеспечить внутреннюю отделку помещений защитных сооружений из несгораемых или трудносгораемых материалов в соответствии с п. 3.2.8 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утв. Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 №583;
- обеспечить эксплуатацию систем воздухоснабжения в мирное время по режиму чистой вентиляции в соответствии с п. 3.2.13 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утв. Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583;
- обеспечить работоспособность системы отопления в соответствии с п. 3.2.7 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утв. Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583;
- произвести покраску труб защитного сооружения гражданской обороны в разные цвета в соответствии с п. 3.2.10 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утв. Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 №583;
- обеспечить наличие системы, при которой с началом заполнения защитного сооружения гражданской обороны укрываемыми закрываются герметические клапаны, установленные до и после фильтров-поглотителей и фильтров очистки воздуха от окиси углерода, в соответствии с п. 3.3.4 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утв. Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583;
- обеспечить проток воды с полным обменом ее в течение 2 суток и подвод водоснабжения для обеспечения емкостей запасом питьевой воды в соответствии с п. 3.2.20 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утв. Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583.
К участию в деле по инициативе суда в качестве ответчика привлечено Муниципальное казенное учреждение города Костромы «Центр гражданской защиты города Костромы».
В судебном заседании помощник прокурора Юденкова Ю.В. поддержала иск частично, за исключением требования о возложении обязанности произвести покраску труб защитного сооружения гражданской обороны в разные цвета в соответствии с п. 3.2.10 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утв. Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 №583, поскольку ответчиком представлены документы, подтверждающие выполнение указанных работ. Разъяснила, что требование - устранить частичный демонтаж системы фильтрогенерации воздуха, означает, что ответчик должен восстановить демонтированную часть системы. Полагает, что обязанность по устранению выявленных в ходе проверки нарушений следует возложить на надлежащего ответчика, которого определит суд. Срок для устранения нарушений следует определить с учетом объема необходимых работ. Доводы ответчика о том, что отсутствует потребность в данном убежище, значения не имеют, поскольку мер для расторжения договора не принято, объект имеет статус убежища.
Представитель ответчика МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях Смирнова И.А. исковые требования не признала, указав, что МТУ является ненадлежащим ответчиком, поскольку в соответствии с договором о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны от 17.01.2007г. № 5 встроенное убежище передано по акту на ответственное хранение и в безвозмездное пользование МУ «Центр гражданской защиты города Костромы». До настоящего времени спорный объект имеет статус убежища.
Представитель МКУ г. Костромы «Центр гражданской защиты города Костромы» Варлакова Ю.Л. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что в августе 2018 года была проведена инвентаризация, оценка содержания и использования защитного сооружения гражданской обороны убежища. В результате которой, комиссия пришла к выводу о том, что восстановление защитных свойств, сохранности и использования защитного сооружения гражданской обороны, является экономически нецелесообразным. В связи с неготовностью к использованию по предназначению более 5 лет, комиссией было предложено снять защитное сооружение гражданской обороны с учета. В январе 2021 года по запросу Департамента региональной безопасности ... была проведена работа по определению потребности защитных сооружений гражданской обороны (в т.ч. убежищ) на территории муниципального образования городской округ город Кострома. Потребность составила 28 единиц, из них 8 организаций уже обеспечены убежищами, 5 находятся в состоянии неготовности к приему укрываемых. Исходя из критериев, указанных в постановлении Правительства РФ от 29.11.1999 года № 1309, ни МКУ «Центр гражданской защиты города Костромы», ни Администрация города Костромы не должны создавать убежища (потребность в ЗСГО отсутствует). 28 единиц убежищ достаточно для обеспечения защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах на территории города Костромы. Таким образом, потребность во встроенном убежище, расположенном по адресу: г. Кострома, пр-т Текстильщиков, д. 9/18 у МКУ «Центр гражданской защиты города Костромы» и Администрации города Костромы отсутствует. Согласно договора о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны № 5 от 17.01.2007 года, а также акта приема - передачи имущества (Приложение № 1 к договору) встроенное убежище по адресу: г. Кострома, пр-т Текстильщиков, д. 9/18 передано МКУ «Центр гражданской защиты города Костромы» при отсутствующих системах жизнеобеспечения. Встроенное убежище передано Учреждению без принадлежностей (система вентиляции, отопления, закрытия - открытия дверей и т.д.). Учреждение обязано только обеспечить сохранность переданного имущества, обязано поддерживать переданное имущество (без принадлежностей) в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта. Данные обязанности Учреждение выполняет, в частности, в 2016 году был проведен ремонт напольного покрытия убежища, в сентябре 2020 года проведена покраска труб в разные цвета в соответствии с установленными требованиями, и др. С учетом первоначального состояния передаваемой вещи, считаем, что требование по пункту (тире) 1,3,4,6.7 искового заявления должны быть предъявлены к собственнику имущества, так как неразрывно связаны с системой жизнеобеспечения, которая Учреждению не передавалась. Требования, сформулированные прокуратурой города Костромы, не ясны и не исполнимы. Так, «устранить частичный демонтаж системы фильтрогенсрации воздуха» не понятно. Прокуратурой города Костромы установлено требование «произвести покраску труб защитного сооружения гражданской обороны в разные цвета в соответствии с п. 3.2.10 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утв. Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 года № 583. В ответе Учреждения на представление прокуратуры города Костромы от 25.03.2020 года исх. № 460-04-07, было указано, что данные виды работ буду выполнены Учреждением в 3 квартале 2020 года. Окраска труб в разные цвета осуществлена силами специалистов Учреждения в сентябре 2020 года, о чем было сообщено в прокуратуру города Костромы 29.09.2020 года (письмо исх. № 1441-04-07 от 28.09.2020 года). Указанное требование должно быть исключено из требований прокуратуры города Костромы, заявленных в настоящем процессе. МКУ «Центр гражданской защиты города Костромы» является казенным учреждением, финансируемым за счет средств бюджета города Костромы, самостоятельных источников дохода не имеет, все денежные средства, полученные от оказания платных услуг, поступают в бюджет города Костромы, которое должно участвовать в качестве ответчика в настоящем деле.
Представитель ГУ МЧС России по Костромской области Калашников Ю.В. в судебном заседании полагал, что требования прокурора подлежат удовлетворению. В настоящее время спорный объект имеет статус убежища и должно содержаться в надлежащем состоянии.
Представитель Администрации г. Костромы, участвующей в рассмотрении дела в качестве третьего лица, в судебном заседании не присутствует, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению.
Из материалов дела усматривается, что прокуратурой города Костромы в январе-феврале 2020 г. проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций на объекте гражданской обороны (убежища), расположенного по адресу: г. Кострома, пр-т Текстильщиков, д. 9/18.
Пользователем данного объекта гражданской обороны (убежища), расположенного по адресу: г. Кострома, пр-т Текстильщиков, д. 9/18 является МКУ г. Костромы «Центр гражданской защиты города Костромы».
Между МКУ г. Костромы «Центр гражданской защиты города Костромы», территориальным Управлением Росимущества по Костромской области и ГУ МЧС России по Костромской области заключен договор от 17.01.2007 № 5 о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны, по условиям которого МКУ г. Костромы «Центр гражданской защиты города Костромы» принимает по акту на ответственное хранение и безвозмездное пользование защитное сооружение - встроенное убежище по адресу г. Кострома, пр-кт Тестилыциков, д. 9/18 и обязуется сохранять его, принимать меры по поддержанию его в постоянной готовности к использованию по предназначению.
В рамках проведения указанной проверки выявлены нарушения требований законодательства о гражданской обороне и нарушения требований пожарной безопасности. Перечень нарушений следующий:
- нарушена герметизация и гидроизоляция сооружения, в частности входная дверь в убежище изнутри не закрывается (п. 3.2.1 Правил);
- проведен частичный демонтаж системы фильтрогенерации воздуха (п. 3.2.2 Правил);
- допускается применение горючих строительных материалов для внутренней отделки помещений, в частности напольного покрытия (п. 3.5,3 Правил);
- допускается загромождение путей движения, входов в ЗС ГО и аварийных выходов, в частности загроможден предметами мебели второй выход из убежища. Расположенный в помещении отдыха для укрываемых (п. 3.2.3 Правил);
- допущено оштукатуривание стен помещений ЗС ГО (п. 3.2.8 Правил);
- эксплуатация систем воздухоснабжения в мирное время допускается не по режиму чистой вентиляции (п. 3.2.13 Правил);
- система отопления законсервирована (п. 3.2.7 Правил);
- все трубы окрашены в серый и зеленый цвета в нарушение
требований закона (п. 3.2.10 Правил);
- демонтирована система, при которой с началом заполнения ЗС ГО укрываемыми закрываются герметические клапаны, установленные до и после фильтров-поглотителей и фильтров очистки воздуха от окиси углерода (п. 3.3.4 Правил);
- отсутствует проток воды с полным обменом ее в течение 2 суток, отсутствует подвод водоснабжения для обеспечения емкостей запасом питьевой воды (п. 3.2.20 Правил);
- вспомогательные помещения, а также санузлы, не используемые в хозяйственных целях не опечатаны (п. 3.2.24 Правил);
- во входах, используемых в мирное время, защитно-герметические и герметические ворота и двери не обеспечены подставками (п. 3.2.5 Правил).
Наличие и перечень нарушений не оспаривались сторонами.
По вышеуказанным фактам прокуратурой города Костромы 19.02.2020 г. внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций, использования федерального имущества руководству МКУ г. Костромы «Центр гражданской защиты города Костромы», по результатам рассмотрения которого нарушения частично устранены.
До настоящего времени МКУ г. Костромы «Центр гражданской защиты города Костромы» не устранены следующие нарушения:
- проведен частичный демонтаж системы фильтрогенерации воздуха (п. 3.2.2 Правил);
- допущено оштукатуривание стен помещений ЗС ГО (п. 3.2.8 Правил);
- эксплуатация систем воздухоснабжения в мирное время допускается не по режиму чистой вентиляции (п. 3.2.13 Правил);
- система отопления законсервирована (п. 3.2.7 Правил);
- демонтирована система, при которой с началом заполнения ЗС ГО укрываемыми закрываются герметические клапаны, установленные до и после фильтров-поглотителей и фильтров очистки воздуха от окиси углерода (п. 3.3.4 Правил);
- отсутствует проток воды с полным обменом ее в течении 2 суток, отсутствует подвод водоснабжения для обеспечения емкостей запасом питьевой воды (п. 3.2.20 Правил).
Факт отнесения указанного объекта к объекту гражданской обороны и передача его МКУ г. Костромы «Центр гражданской защиты города Костромы» как эксплуатирующей организации подтверждены паспортами убежища с приложением соответствующих планов, договором № 5 о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны от 17.01.2007г., актом приема-передачи № 1 от 17.01.2007г.
Несоответствие площадей, указанных в паспортах убежища, датированных разными годами, суд расценивает как техническую ошибку. При сложении площадей помещений, указанных в Схеме, являющейся приложением к Паспорту убежища № 54 от 12.11.2011г., их сумма составляет 96,1 кв.м., что соответствует площади нежилого помещения, указанного в Выписке из ЕГРН.
Оценив представленные доказательства, установив, что объект относится к объектам гражданской обороны, в отношении которых на МКУ г. Костромы «Центр гражданской защиты города Костромы», как эксплуатирующую организацию, ложится обязанность по обеспечению сохранности имущества гражданской обороны, принимать меры по поддержанию их в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований в полном объеме и возложении обязанности устранить выявленные нарушения на МКУ г. Костромы «Центр гражданской защиты города Костромы».
Согласно статье 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляются в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как следует из пункта 3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 г. N 583, при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в таком сооружении, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом должна быть обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов.
Согласно пункту 1.7. названных Правил готовность и использование защитного сооружения гражданской обороны по предназначению обеспечивают руководители гражданской обороны организаций, на учете которых они находятся.
В силу п. 1.8. тех же Правил в обязанности руководителя гражданской обороны организаций входит планирование и организация выполнения мероприятий:
по обеспечению сохранности и готовности защитного сооружения гражданской обороны к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования;
по обеспечению эффективного использования помещений защитного сооружения гражданской обороны защитного сооружения гражданской обороны для нужд организаций и обслуживания населения в соответствии с требованиями нормативных технических документов;
по осуществлению систематического контроля за содержанием, эксплуатацией и готовностью защитного сооружения гражданской обороны к использованию по прямому назначению.
В соответствии с пунктом 1.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 г. N 583, в организациях, эксплуатирующих защитные сооружения гражданской обороны, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования защитные сооружения гражданской обороны ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ.
Согласно статье 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации в числе прочего обязаны соблюдать требования пожарной безопасности и осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, представитель МКУ г. Костромы «Центр гражданской защиты города Костромы» указывал на то, что объект гражданской обороны являются федеральным имуществом и относятся к казне Российской Федерации, в связи с чем, надлежащим ответчиком по делу является собственник имущества в лице Межрегиональному территориальному управлению Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях.
Между тем, существенным для правильного разрешения дела обстоятельством является не определение титульного собственника, а установление эксплуатирующей организации, на которую в силу приведенных положений постановлений Правительства Российской Федерации, приказов МЧС России возложена обязанность по содержанию помещений, обеспечению сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования, разработке проектно-сметной документации для ремонта и обслуживания помещений и оборудования, организации выполнения спланированных работ.
В ходе рассмотрения дела ответчик МКУ г. Костромы «Центр гражданской защиты города Костромы» не опровергает фактическое нахождение спорного защитного сооружения гражданской обороны на хранении и в пользовании.
Из общих положений о договоре хранения, вытекающих в силу пункта 2 статьи 891 Гражданского кодекса Российской Федерации, хранитель во всяком случае должен принять для сохранения переданной ему вещи меры, обязанность которых предусмотрена законом, иными правовыми актами (в том числе, противопожарные, санитарные, охранные и т.п. меры).
В данном случае предметом требований прокурора являлись действия, относящиеся к сфере ответственности эксплуатирующей организации, каковыми органы Росимущества не являются.
Учитывая изложенное, надлежащим ответчиком по данному делу является МКУ г. Костромы «Центр гражданской защиты города Костромы».
Вопросы по финансированию необходимых расходов на хранение объектов гражданской обороны, поддержанию их в исправном состоянии, включая текущий и капитальный ремонт, не урегулированные в настоящее время договором между МКУ г. Костромы «Центр гражданской защиты города Костромы» и Межрегиональным территориальным управлением Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях, могут быть предметом самостоятельной защиты в установленном судебном порядке, в случае если указанные лица не придут к соглашению.
В удовлетворении ходатайства МКУ г. Костромы «Центр гражданской защиты города Костромы» о привлечении Администрация г. Костромы в качестве ответчика, судом было отказано, поскольку предметом требований прокурора являются действия, относящиеся к сфере ответственности эксплуатирующей организации, а Администрация г. Костромы не является ни собственником, ни пользователем объекта гражданской обороны
Доводы ответчика о том, что потребность во встроенном убежище отсутствует, восстановление его нецелесообразно, в связи с чем, требования не подлежат удовлетворению, суд находит несостоятельным. Указанное защитное сооружение гражданской обороны вошло в согласованный МЧС России Перечень убежищ, и, вопреки доводам представителя ответчика, из данного списка сооружение не исключено, и продолжает обладать статусом убежища.
МКУ г. Костромы «Центр гражданской защиты города Костромы» представлен Акт инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения ГО убежища от 21.08.2018г., согласно которому комиссия пришла к выводу о том, что в связи с непригодностью к использованию по предназначению более 5 лет, предлагается защитное сооружение гражданской обороны снять с учета. Однако, ни к моменту проведения проверки прокурором в начале 2020г., ни к моменту рассмотрения дела в суде, данный объект не был снят с учет. Объективных доказательств препятствующих снятию объекта с учета, суду не представлено.
Доводы представителя ответчика о том, что учреждение обязано лишь сохранять объект гражданской обороны в том состоянии, в котором он ему был передан, противоречат как вышеуказанным положениям правовых актов, так и условиям договора о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны № 5 от 17.01.2007г. В соответствии с п.п 1 п. 2 Договора МУ «Центр гражданской защиты города Костромы» (в настоящее время – МКУ г. Костромы) обязуется сохранять имущество гражданской обороны, принимать меры по поддержанию их в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений.
Требования истца не содержат неясностей. Представитель истца Юденкова Ю.В. пояснила, что устранение частичного демонтажа системы фильтрогенерации воздуха предполагает восстановление демонтированной части данной системы.
Доводы представителя ответчика о том, что отсутствует финансирование, не могут быть приняты во внимание, поскольку обязанность по надлежащему содержанию, обеспечению готовности к использованию защитного сооружения гражданской обороны по предназначению возникает независимо от наличия или отсутствия финансирования данных расходов. Действующее законодательство не ставит содержание объектов гражданской обороны в зависимость от наличия каких-либо дополнительных условий.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Суд по требованию истца вправе присудить в его пользу денежную сумму, подлежащую взысканию с ответчика на случай неисполнения судебного акта, в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения.
Учитывая обстоятельства дела, принимая во внимание характер и объем работ, которые необходимо произвести и их стоимость, то обстоятельство, что ответчик является муниципальным казенным учреждением, финансируемым из средств бюджета муниципального образования, суд полагает возможным установить ответчику для выполнения возложенной судом обязанности срок в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. 194, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Муниципальное казенное учреждение города Костромы «Центр гражданской защиты города Костромы» в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства в сфере гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций на объекте гражданской обороны (убежища), расположенного по адресу: город Кострома, пр-кт Тестильщиков, д. 9/18, а именно:
- устранить частичный демонтаж системы фильтрогенерации воздуха, а именно: восстановить демонтированную часть системы, в соответствии с п. 3.2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утв. Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583;
- устранить нарушение в виде оштукатуривания стен помещений защитного сооружения гражданской обороны и обеспечить внутреннюю отделку помещений защитных сооружений из несгораемых или трудносгораемых материалов в соответствии с п. 3.2.8 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утв. Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 №583;
- обеспечить эксплуатацию систем воздухоснабжения в мирное время по режиму чистой вентиляции в соответствии с п. 3.2.13 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утв. Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583;
- обеспечить работоспособность системы отопления в соответствии с п. 3.2.7 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утв. Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583;
- обеспечить наличие системы, при которой с началом заполнения защитного сооружения гражданской обороны укрываемыми закрываются герметические клапаны, установленные до и после фильтров-поглотителей и фильтров очистки воздуха от окиси углерода, в соответствии с п. 3.3.4 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утв. Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583;
- обеспечить проток воды с полным обменом ее в течение 2 суток и подвод водоснабжения для обеспечения емкостей запасом питьевой воды в соответствии с п. 3.2.20 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утв. Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Г.В. Гуляева
Решение изготовлено в окончательной форме 12 февраля 2021 года.