Дело № 2-2530/15
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
11 сентября 2015 г. г. Ульяновск
Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе судьи Зуевой Н.В., при секретаре Зубрилиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании с применением системы видеоконференц-связи гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании действий администрации ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании действий администрации ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области. В обоснование указав, что не согласен с решением о постановке его на профилактический учет, как склонного к систематическому нарушению режима содержания, считает его незаконным, поскольку режим содержания не нарушал.
ФИО1 в судебном заседании с применением системы видеоконференц-связи доводы заявления поддержал.
В судебном заседании представитель ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области ФИО2 не участвовал, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В возражениях указал, что не согласен с заявлением. ФИО1 неоднократно допускал нарушения режима содержания под стражей и правил внутреннего распорядка, на него возлагались дисциплинарные взыскания в виде выговоров за неоднократные нарушения правил внутреннего распорядка, нарушение правил изоляции, занавешивание спального места. Кроме того, постановлениями начальника учреждения ФИО1 <данные изъяты> был водворен в карцер за неповиновение законным требованиям сотрудников учреждения, нарушение правил внутреннего распорядка, изготовление, хранение и использование запрещенных предметов. ДД.ММ.ГГГГ на заседании административной комиссии было принято решение о постановке на профилактический учет ФИО1, как склонного к систематическому нарушению правил внутреннего распорядка СИЗО в соответствии с требованиями п. 24 раздела IY Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Министерства юстиции РФ от 20 мая 2013 г. № 72. На основании вышеизложенного и в виду того, что в действиях администрации ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области отсутствуют неправомерные действия по постановке на профилактический учет ФИО1 просит заявление оставить без удовлетворения.
Суд, выслушав пояснения заявителя, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу пункта 1 статьи 14 международного пакта о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19.12.1966г.), части 3 статьи 123 Конституции РФ, статьи 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. А согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суд, решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Судом установлено, что ФИО1 содержится в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области с ДД.ММ.ГГГГ на основании избранной ему судом меры пресечения в связи с обвинением в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 162 УК РФ.
Из материалов дела следует, что решением административной комиссии ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 поставлен на профилактический учет как склонный к систематическому нарушению правил внутреннего распорядка.
При этом, согласно протоколу заседания административной комиссии ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 присутствовал на заседании комиссии и отказался от подписи в извещении о постановке на профилактический учет.
В соответствии с пунктами 67, 69 Минимальных стандартных Правил обращения с заключенными, принятых Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 30 августа 1955 г. необходима классификация осужденных с целью отделения осужденных от тех, кто в силу своего преступного прошлого или отрицательных черт характера грозит оказать на них плохое влияние, а также разделения осужденных на категории, облегчающие работу с ними в целях их возвращения к жизни в обществе. В кратчайший срок после приема каждого осужденного на основе изучения его характера следует разрабатывать программу работы с ним, исходя при этом из его индивидуальных потребностей, способностей и склонностей.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые).
В местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей (ст. 15 указанного Закона).
В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (ст. 16 названного Закона).
Согласно пункту 3 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Минюста РФ от 14 октября 2005 года N 189, обеспечение режима в СИЗО, поддержание в них внутреннего распорядка возлагается на администрацию СИЗО, а также на их сотрудников, которые несут установленную законом и ведомственными нормативными актами ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20 мая 2013 года N 72 утверждена Инструкция по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее - Инструкция), регламентирующая порядок организации и проведения мероприятий по профилактике правонарушений среди осужденных, подозреваемых и обвиняемых, отбывающих наказание и содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы.
Основной целью профилактической работы является недопущение правонарушений со стороны лиц, содержащихся в учреждениях УИС, посредством системы профилактических мероприятий (пункт 2 Инструкции).
Согласно пункту 3 Инструкции основной целью профилактической работы определялось недопущение правонарушений со стороны лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, посредством системы специальных мероприятий, направленных на предупреждение (предотвращение и пресечение) противоправных действий.
Раздела IV Инструкции (п.п. 23-43) регулируют порядок проведения индивидуальной профилактики правонарушений.
Согласно п. 24 указанной Инструкции на профилактический учет берутся осужденные (подозреваемые и обвиняемые), в том числе склонные к систематическому нарушению правил внутреннего распорядка
В соответствии с пунктами 26 - 34 названной Инструкции инициатором постановки на профилактический учет может быть любой сотрудник учреждения УИС, контактирующий с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными.
Сотрудник учреждения УИС, владеющий информацией о замыслах подозреваемого, обвиняемого и осужденного на подготовку к совершению противоправных действий, готовит мотивированный рапорт на имя начальника учреждения УИС.
Начальник учреждения УИС после ознакомления со сведениями, изложенными в рапорте, дает поручение оперативным службам учреждения УИС на их полную и всестороннюю проверку.
Сотрудники подразделений учреждения УИС в течение 10 дней проводят проверку достоверности и обоснованности сведений, изложенных в рапорте, отражая результаты проверки в соответствующих документах. После окончания проверки в случае согласия визируют рапорт, после чего передают его в воспитательную службу. Если по результатам проверки не выявлена целесообразность постановки (снятия) лица на профилактический учет, то к рапорту прилагается справка с мотивированным обоснованием и при необходимости рекомендациями о дальнейшей работе с этим подозреваемым, обвиняемым и осужденным.
Начальник учреждения УИС после ознакомления с указанными материалами, убедившись в обоснованности ходатайства инициатора о постановке (снятии) на профилактический учет лица, указанного в рапорте, визирует его и назначает дату для рассмотрения представленного материала на заседании комиссии учреждения УИС.
Начальник отряда (воспитатель), за которым закреплен подозреваемый, обвиняемый и осужденный, готовит соответствующий материал для рассмотрения на очередном заседании комиссии учреждения УИС (справка по личному делу, объяснения подозреваемого, обвиняемого и осужденного и иных лиц по поводу ранее совершенных правонарушений, заключение служебной проверки по факту допущенного правонарушения и иные материалы, характеризующие подозреваемого, обвиняемого и осужденного), предварительно знакомит с ним начальника учреждения УИС.
На заседании комиссии в присутствии подозреваемого, обвиняемого и осужденного заслушиваются: сотрудник, возбудивший ходатайство о постановке (снятии) его на профилактический учет (кроме сотрудников психологической службы), и другие должностные лица, имеющие возможность охарактеризовать это лицо. Кроме того, заслушиваются по желанию подозреваемого, обвиняемого и осужденного его объяснения. Материалы психологической диагностики на заседании комиссии не озвучиваются.
По результатам рассмотрения комиссией учреждения может быть принято решение: о постановке на профилактический учет, снятии с профилактического учета, отказе в постановке на профилактический учет, отказе в снятии с профилактического учета. Решение комиссии принимается большинством голосов членов комиссии, оформляется протоколом, который утверждается начальником учреждения УИС и подписывается членами комиссии.
Администрация учреждения УИС после вынесения решения комиссии относительно постановки подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет, снятия с профилактического учета либо продления срока нахождения на профилактическом учете ознакамливает с ним под роспись.
Указанный порядок в отношении ФИО1 соблюден, что подтверждается материалами о постановке на профилактический учет ФИО1
ФИО1 поставлен на профилактический учет на основании оперативных данных, которыми располагала административная комиссия администрации учреждения, которая обоснованно приняла во внимание факты систематического нарушения ФИО1 Правил внутреннего распорядка, а именно тот факт, что ФИО1 имеет <данные изъяты> дисциплинарных взысканий, из которых <данные изъяты> – выговоров, <данные изъяты> - карцера.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что решение о постановке ФИО1 на профилактический учет являлось законным и обоснованным.
При этом само по себе несогласие ФИО1 с наложенными взысканиями не является основанием для признания обжалуемых действий администрации незаконными.
В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Принимая во внимание вышеприведенные нормы закона и установленные по делу обстоятельства, в удовлетворении заявления ФИО1 надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 253 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления ФИО1 об оспаривании ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Зуева Н.В.