ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2530/2013 от 08.10.2013 Ленинскогого районного суда г. Саранска (Республика Мордовия)

Дело № 2-2530/2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 октября 2013 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:

председательствующего – судьи Бурлакова И.И.,

при секретаре судебного заседания – Овчинниковой О.Д.,

старшего помощника прокурора Ленинского района г. Саранска Мещеряковой И.М.,

с участием в деле:

истца – Правительства Республики Мордовия, его представителя Гуськовой И.С., действующей на основании доверенности от 12 декабря 2011 года

ответчицы Сурковой О.А..

ответчицы Мустайкиной З.В., представителя Веретило Т.Г., допущенной в порядке части 6 статьи 53 ГПК Российской Федерации,

ответчика Сочнова А.В.,

третьего лица Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Правительства Республики Мордовия в лице ГКУ «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия» к Сочнову А.В., Сурковой О.А., Мустайкиной З.В. о прекращении права собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу Республики Мордовия,

установил:

Правительство Республики Мордовия в лице ГКУ «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия» обратилась в суд с иском к Сочнову А.В., Сурковой О.А., Мустайкиной З.В. о прекращении права собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу Республики Мордовия.

В обоснование требований указано, что согласно пункту 2 части 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) изъятие земельных участков для государственных нужд возможно в случаях размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения. Необходимость изъятия земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> в целях строительства автодороги регионального или межмуниципального значения подтверждается следующей документацией:

Согласно Генеральному плану г. Саранска, рабочих поселков Николаевка и Ялга, как частей городского округа Саранск (далее Генеральный план), утвержденному решением Совета депутатов городского округа Саранск от 27.11.2008 № 219 «Об утверждении Генерального плана города Саранска, рабочих поселков Николаевка и Ялга, как части городского округа Саранск», предполагается размещение автодороги «Обход г. Саранска от автодороги 1 P 178 Саранск-Сурское-Ульяновск до автодороги 1 P 158 Нижний Новгород -Саратов (через Арзамас, Саранск, Иссу, Пензу) в Республике Мордовия» (I пусковой комплекс) (далее - автодорога Обход г.Саранска). На основании Генерального плана, Правил землепользования и застройки города Саранска, рабочих поселков Николаевка и Ялга, как частей городского округа Саранск, утвержденных Решением Совета депутатов городского округа Саранск от 12.11.2009 № 425 (с изменениями от 21.07.2010) и местных нормативов градостроительного проектирования городского округа Саранск, утвержденными Решением Совета депутатов городского округа Саранск от 28.10.2008 № 193 (с изменениями от 24.12.2010) в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации принято постановление Главы Администрации городского округа Саранск от 28.03.2008 № 418 «О предварительном согласовании Государственному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия» места размещения автомобильной дороги «Обход г.Саранска от автодороги 1 P 178 Саранск-Сурское-Ульяновск до автодороги 1 P 158 Нижний Новгород - Саратов (через Арзамас, Саранск, Иссу, Пензу) в Республике Мордовия» (с изменениями от 31.07.2009 № 1752, от 01.10.2009 № 2250, от 28.10.2010 № 2915, от 07.02.2011 № 210, от 05.04.2011 № 893, от 17.05.2012 № 2250, от 28.10.2010 № 2915, от 07.02.2011 № 210, от 05.04.2011 № 893, от 17.05.2012. № 1799). Названным постановлением утвержден акт о выборе земельных участков, который так же подтверждает необходимость изъятия земельного участка по адресу: <адрес> в целях размещения объекта - автодорога Обход г.Саранска. Разработчиками проекта «Обход г.Саранска от автодороги 1 P 178 Саранск-Сурское -Ульяновск до автодороги 1 P 158 Нижний Новгород - Саратов (через Арзамас, Саранск. Иссу, Пензу) в Республике Мордовия» - Саратовским филиалом ОАО ГипродорНИИ»,  г.Саратов, было предложено несколько вариантов прохождения автодороги. На основании рассмотрения картографических материалов комиссия выбрала наиболее приемлемый, с максимальным приближением проектируемой трассы к городской черте, что позволит полностью вывести транзитный автотранспорт за пределы города, что повлечет за собой разгрузку улично-дорожной сети Саранска, повысится безопасность дорожного движения, уменьшится вредное воздействие транспорта на окружающую среду, улучшится обслуживание пассажиров и организация перевозки грузов.

По результатам проведения государственной экспертизы проекта Управлением государственной экспертизы Республики Мордовия было выдано положительное заключение № 13-1-5-0033-11, подтверждающее, что выбранный для строительства район относится к числу благоприятных для строительства, проект разработан в соответствии с действующими нормами и правилами, обеспечивает конструкционную и эксплуатационную надежность, обеспечена санитарно-эпидемиологическая безопасность проектируемого участка автодороги, принятые проектные решения соответствуют требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других действующих норм. Указанными документами территориального планирования, названным положительным заключением подтверждается исключительность случая и необходимость изъятия указанного выше земельного участка, отсутствие иных приемлемых вариантов размещения указанной автомобильной дороги, так как иное размещение будет не соответствовать требованиям рациональной организации территории.

Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия была произведена государственная регистрация ограничения (обременения) прав на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> (кадастровый номер №) на основании постановления Правительства Республики Мордовия от 22 ноября 2010 года № 457 «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Республики Мордовия», регистрация № от 24 мая 2012 года.

В соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Согласно указанному выше акту о выборе земельных участков, утвержденному постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 28.03.2008 № 418 жилой дом, общей площадью 84,9 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, подлежит изъятию для государственных нужд Республики Мордовия в целях размещения автомобильной дороги Обход г.Саранска.

Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия была произведена государственная регистрация ограничения (обременения) прав на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> на основании постановления Правительства Республики Мордовия от 29 ноября 2010 года № 463 «Об изъятии путем выкупа жилых помещений и недвижимого имущества для государственных нужд Республики Мордовия» (опубликовано в газете «Известия Мордовии» от 01.12.2010), регистрация № от 28 марта 2011 года.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от 06 февраля 2013 года № 01/030/2013-1408, земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 872 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве общей долевой собственности: Сурковой О.А. 1/4 доля, Сочнову А.В. 1/4 доля, Мустайкиной З.В. 1/2 доля.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от 11 февраля 2013 года № 01/130/2013-1639 жилой дом общей площадью 84,9 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве общей долевой собственности: Сурковой О.А. 1/4 доля, Сочнову А.В. 1/4 доля, Мустайкиной З.В. 1/2 доля.

29 июня 2011 года Сочнову А.В. было направлено уведомление об изъятии принадлежащего ему на праве общей долевой собственности земельного участка и жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, а также о состоявшейся государственной регистрации обременения (ограничения). Данное уведомление Сочновым А.В. было получено 01 июля 2011 года.

29 июня 2011 года Сурковой О.А. было направлено уведомление об изъятии принадлежащего ей на праве общей долевой собственности земельного участка и жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, а также о состоявшейся государственной регистрации обременения (ограничения). Данное уведомление Сурковой О.А. было получено 01 июля 2011 года.

29 июня 2011 года Мустайкиной З.В. было направлено уведомление об изъятии принадлежащего ей на праве общей долевой собственности земельного участка и жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, а также о состоявшейся государственной регистрации обременения (ограничения). Данное уведомление Мустайкиной З.В. было получено 01 июля 2011 года.

Согласно Отчету № 33/2012 об оценке рыночной стоимости домовладения, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 16 марта 2012 года рыночная стоимость (в данном случае выкупная цена) спорного жилого дома и земельного участка, включая зеленые (плодово-ягодные) насаждения) составила 2870336 рублей. Рыночная стоимость земельного участка, площадью 872 кв.м., составляет 1389784 рубля. В том числе по долям 1/2 доли дома 1342590 рублей, 1/2 доли земельного участка 694892 рубля, принадлежащие Мустайкиной З.В.; 1/4 доли дома 763 873 рублей, 1/4 доли земельного участка 347446 рублей, принадлежащие Сурковой О.А.; 1/4 доли дома 763 873 рублей, 1/4 доли земельного участка 347446 рублей, принадлежащие Сочнову А.В.

17 января 2013 года ответчикам были направлены проекты соглашений о возмещении выкупной цены, с которыми они были не согласны в части выкупной стоимости домовладения.

В соответствии с Постановлением Правительства Республики Мордовия № 457 от 22 ноября 2010 года и № 463 от 29 ноября 2010 года с изменениями от 29.04.2013 и доверенностью № 01-17/293 от 20.05.2013, ГКУ «Упрдор Республики Мордовия» полномочно представлять в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Мордовия интересы Республики Мордовия и Правительства Республики Мордовия в судах общей юрисдикции.

Нарушение прав Республики Мордовия и Правительства Республики Мордовия, в интересах которых выступает ГКУ «Упрдор Республики Мордовия», в рассматриваемом случае заключается в том, что из-за несогласия ответчиков с условиями изъятия спорного недвижимого имущества невозможно освобождение земельного участка, расположенного по <адрес>, следовательно, невозможно строительство автодороги Обход г. Саранска. Таким образом, ограничивается право населения Республики Мордовия на доступную и развитую транспортную инфраструктуру.

Просит суд после уплаты выкупной цены прекратить право собственности Мустайкиной З.В. на 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 84,9 кв.м и 1/2 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 872 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу Республики Мордовия по выкупной цене равной 2037482 рубля.

После уплаты выкупной цены прекратить право собственности Сурковой О.А. на 1/4 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 84,9 кв.м и 1/4 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 872 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу Республики Мордовия по выкупной цене равной 1111319 рублей.

После уплаты выкупной цены прекратить право собственности Сочнова А.В.на 1/4 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 84,9 кв.м и 1/4 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 872 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу Республики Мордовия по выкупной цене равной 1111319 рублей.

В судебном заседании представитель Правительства Республики Мордовия в лице Государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия» Гуськова И.С. исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

В судебном заседании ответчица Суркова О.А. признала исковые требования Правительства Республики Мордовия в лице Государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия» в части определения выкупной стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, по отчету, представленному стороной истца. Выкупную стоимость жилого дома, просила взять из Заключения эксперта № 8/13

В судебном заседании ответчица Мустайкина З.В. признала исковые требования Правительства Республики Мордовия в лице Государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия» в части определения выкупной стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, по отчету, представленному стороной истца. Выкупную стоимость жилого дома, просила взять из Заключения эксперта № 8/13

В судебном заседании представитель ответчицы Мустайкиной З.В. - Веретило Т.Г. поддержала позицию своей доверительницы.

В судебном заседании ответчик Сочнов А.В. признал исковые требования Правительства Республики Мордовия в лице Государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия» в части определения выкупной стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, по отчету, представленному стороной истца. Выкупную стоимость жилого дома, просил взять из Заключения эксперта № 8/13

В судебное заседание представитель третьего лица Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия не явился, по неизвестной суду причине, о дне и времени слушания дела извещался своевременно надлежащим образом.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, мнение прокурора, полагавшего, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для муниципальных нужд возможно в случаях размещения автомобильных дорог местного значения.

Необходимость изъятия земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> в целях строительства автодороги регионального или межмуниципального значения подтверждается следующей документацией.

Согласно Генеральному плану г. Саранска, рабочих поселков Николаевка и Ялга, как частей городского округа Саранск (далее Генеральный план), утвержденному решением Совета депутатов городского округа Саранск от 27.11.2008 № 219 «Об утверждении Генерального плана города Саранска, рабочих поселков Николаевка и Ялга, как части городского округа Саранск», предполагается размещение автодороги «Обход г. Саранска от автодороги 1 P 178 Саранск-Сурское-Ульяновск до автодороги 1 P 158 Нижний Новгород -Саратов (через Арзамас, Саранск, Иссу, Пензу) в Республике Мордовия» (I пусковой комплекс) (далее - автодорога Обход г.Саранска).

На основании Генерального плана, Правил землепользования и застройки города Саранска, рабочих поселков Николаевка и Ялга, как частей городского округа Саранск, утвержденных Решением Совета депутатов городского округа Саранск от 12.11.2009 № 425 (с изменениями от 21.07.2010) и местных нормативов градостроительного проектирования городского округа Саранск, утвержденными Решением Совета депутатов городского округа Саранск от 28.10.2008 № 193 (с изменениями от 24.12.2010) в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации принято постановление Главы Администрации городского округа Саранск от 28.03.2008 № 418 «О предварительном согласовании Государственному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия» места размещения автомобильной дороги «Обход г.Саранска от автодороги 1 P 178 Саранск-Сурское-Ульяновск до автодороги 1 P 158 Нижний Новгород - Саратов (через Арзамас, Саранск, Иссу, Пензу) в Республике Мордовия» (с изменениями от 31.07.2009 № 1752, от 01.10.2009 № 2250, от 28.10.2010 № 2915, от 07.02.2011 № 210, от 05.04.2011 № 893, от 17.05.2012 № 2250, от 28.10.2010 № 2915, от 07.02.2011 № 210, от 05.04.2011 № 893, от 17.05.2012. № 1799). Названным постановлением утвержден акт о выборе земельных участков, который так же подтверждает необходимость изъятия земельного участка по адресу: <адрес> в целях размещения объекта - автодорога Обход г.Саранска. Разработчиками проекта «Обход г.Саранска от автодороги 1 P 178 Саранск-Сурское -Ульяновск до автодороги 1 P 158 Нижний Новгород - Саратов (через Арзамас, Саранск, Иссу, Пензу) в Республике Мордовия» - Саратовским филиалом ОАО ГипродорНИИ»,  г.Саратов, было предложено несколько вариантов прохождения автодороги. На основании рассмотрения картографических материалов комиссия выбрала наиболее приемлемый, с максимальным приближением проектируемой трассы к городской черте, что позволит полностью вывести транзитный автотранспорт за пределы города, что повлечет за собой разгрузку улично-дорожной сети Саранска, повысится безопасность дорожного движения, уменьшится вредное воздействие транспорта на окружающую среду, улучшится обслуживание пассажиров и организация перевозки грузов.

Согласно части 1 статьи 29 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления по собственной инициативе могут направить проекты документов территориального планирования на государственную экспертизу.

Часть 5 статьи 29 вышеуказанного кодекса предусматривает, что результатом государственной экспертизы проекта документа территориального планирования является заключение о соответствии этого проекта требованиям технических регламентов и требованиям рациональной организации территории (положительное заключение) или о несоответствии проекта документа территориального планирования требованиям технических регламентов и требованиям рациональной организации территории (отрицательное заключение).

В судебном заседании установлено, что по результатам проведения государственной экспертизы проекта Управлением государственной экспертизы Республики Мордовия было выдано положительное заключение № 13-1-5-0033-11, подтверждающее, что выбранный для строительства район относится к числу благоприятных для строительства, проект разработан в соответствии с действующими нормами и правилами, обеспечивает конструкционную и эксплуатационную надежность, обеспечена санитарно-эпидемиологическая безопасность проектируемого участка автодороги, принятые проектные решения соответствуют требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других действующих норм. Указанными документами территориального планирования, названным положительным заключением подтверждается исключительность случая и необходимость изъятия указанного выше земельного участка, отсутствие иных приемлемых вариантов размещения указанной автомобильной дороги, так как иное размещение будет не соответствовать требованиям рациональной организации территории.

Вышеуказанными документами территориального планирования, названным положительным заключением подтверждается исключительность случая изъятия спорного земельного участка, отсутствие иных возможных вариантов размещения указанной автодороги регионального или межмуниципального значения, так как иное размещение будет не соответствовать требованиям рациональной организации территории.

В судебном заседании также установлено, что Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия была произведена государственная регистрация ограничения (обременения) прав на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> (кадастровый номер №) на основании постановления Правительства Республики Мордовия от 22 ноября 2010 года № 457 «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Республики Мордовия», регистрация № от 24 мая 2012 года.

Согласно статье 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством.

Согласно акту о выборе земельных участков, утвержденному постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 28.03.2008 № 418 жилой дом, общей площадью 84,9 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, подлежит изъятию для государственных нужд Республики Мордовия в целях размещения автомобильной дороги Обход г.Саранска.

Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия была произведена государственная регистрация ограничения (обременения) прав на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> на основании постановления Правительства Республики Мордовия от 29 ноября 2010 года № 463 «Об изъятии путем выкупа жилых помещений и недвижимого имущества для государственных нужд Республики Мордовия» (опубликовано в газете «Известия Мордовии» от 01.12.2010), регистрация № от 28 марта 2011 года.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от 06 февраля 2013 года № 01/030/2013-1408, земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 872 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве общей долевой собственности: Сурковой О.А. 1/4 доля, Сочнову А.В. 1/4 доля, Мустайкиной З.В. 1/2 доля.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от 11 февраля 2013 года № 01/130/2013-1639 жилой дом общей площадью 84,9 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве общей долевой собственности: Сурковой О.А. 1/4 доля, Сочнову А.В. 1/4 доля, Мустайкиной З.В. 1/2 доля.

29 июня 2011 года Сочнову А.В. было направлено уведомление об изъятии принадлежащего ему на праве общей долевой собственности земельного участка и жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, а также о состоявшейся государственной регистрации обременения (ограничения). Данное уведомление Сочновым А.В. было получено 01 июля 2011 года (л.д.58, 59).

29 июня 2011 года Сурковой О.А. было направлено уведомление об изъятии принадлежащего ей на праве общей долевой собственности земельного участка и жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, а также о состоявшейся государственной регистрации обременения (ограничения). Данное уведомление Сурковой О.А. было получено 01 июля 2011 года (л.д.54,55).

29 июня 2011 года Мустайкиной З.В. было направлено уведомление об изъятии принадлежащего ей на праве общей долевой собственности земельного участка и жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, а также о состоявшейся государственной регистрации обременения (ограничения). Данное уведомление Мустайкиной З.В. было получено 01 июля 2011 года (л.д. 56, 57).

Согласно Отчету № 33/2012 об оценке рыночной стоимости домовладения, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 16 марта 2012 года рыночная стоимость (в данном случае выкупная цена) спорного жилого дома и земельного участка, включая зеленые (плодово-ягодные) насаждения) составила 2870336 рублей. Рыночная стоимость земельного участка, площадью 872 кв.м., составляет 1389784 рубля. В том числе по долям 1/2 доли дома 1342590 рублей, 1/2 доли земельного участка 694892 рубля, принадлежащие Мустайкиной З.В.; 1/4 доли дома 763 873 рублей, 1/4 доли земельного участка 347446 рублей, принадлежащие Сурковой О.А.; 1/4 доли дома 763 873 рублей, 1/4 доли земельного участка 347446 рублей, принадлежащие Сочнову А.В.

17 января 2013 года ответчикам были направлены проекты соглашений о возмещении выкупной цены, с которыми они были не согласны в части выкупной стоимости домовладения.

Определением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 18 июля 2013 года по ходатайству ответчиц Сурковой О.А., Мустайкиной З.В. по делу была назначена судебная строительно-техническая и товароведческая экспертизы, на разрешение экспертов поставлены вопрос:

1. Определить выкупную цену жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, по состоянию на 18 июля 2013 года, выделив в указанной цене: выкупную цену квартиры № и части земельного участка, используемого собственниками квартиры №; и выкупную цену квартиры № и части земельного участка, используемого собственником квартиры №; согласно сложившемуся порядку пользования жилым помещением и земельным участком.

Из Заключения эксперта № 8/13, подготовленного экспертом Российского Общества Оценщиков ФИО18, следует, что стоимость доли жилого дома с земельным участком (с учетом округления) Сочнова А.В. составляет 1090000 рублей, всего убытков – 90000 рублей, а всего 1180000 рублей; стоимость доли жилого дома с земельным участком (с учетом округления) Сурковой О.А. составляет 1090000 рублей, всего убытков – 90000 рублей, а всего 1180000 рублей; стоимость доли жилого дома с земельным участком (с учетом округления) Мустайкиной З.В. составляет 1950000 рублей, всего убытков – 140 000 рублей, а всего 2 090000 рублей.

Рыночная стоимость жилого дома (доля в праве), надворных построек, земельного участка и плодовых насаждения, находящихся на земельном участке составляет: 4130000 рублей; рыночная стоимость убытков, которые понесут собственники в связи с изъятием земельного участка, составила 320000 рублей.

Выкупная цена, изымаемого земельного участка для муниципальных нужд, включающая рыночную стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, составила 4450000 рублей.

В судебном заседании ответчики признали исковые требования Правительства Республики Мордовия в лице Государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия» в части определения выкупной стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, по отчету № 33/2012, подготовленному Торгово-Промышленной палатой Республики Мордовия, представленному стороной истца.

В соответствии со статьей 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.

Согласно части 1 статьи 173 Гражданского процессуального кодекса РФ, признание ответчиком иска может быть выражено в адресованном суду заявлении в письменной форме.

До принятия судом признания ответчиком иска, последнему разъяснены последствия признания иска, предусмотренные статьей 221 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Суд считает возможным принять признание ответчиками иска в части определения выкупной стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, по отчету № 33/2012, подготовленному Торгово-Промышленной палатой Республики Мордовия, представленному стороной истца, так как оно не нарушает интересы иных лиц и не противоречит действующему законодательству.

В соответствии с частью 3 статьи 173 Гражданского процессуального кодекса РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

В этой связи суд считает необходимым удовлетворить исковые требования Правительства Республики Мордовия в лице Государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия» в части уплаты выкупной цены по представленному ими отчету № 33/2012, подготовленному Торгово-Промышленной палатой Республики Мордовия (1/4 доля в праве 347446 рублей Сурковой О.А., 1/2 доля в праве 694892 рублей Мустайкиной З.В., 1/4 доля в праве 347446 рублей Сочнову А.В.).

При сравнительном анализе и изучении Отчета № 33/2012, подготовленного Торгово-Промышленной палатой Республики Мордовия и Заключения эксперта № 8/13, подготовленного экспертом Российского Общества Оценщиков ФИО18 (в части определения выкупной цены жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>), суд принимает в качестве допустимого и достоверного доказательства при разрешении возникшего спора Заключение эксперта № 8/13, подготовленное экспертом Российского Общества Оценщиков ФИО18.

Данный вывод суд делает, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями, государственными судебными экспертами и состоит в организации и производстве судебной экспертизы. Организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться также и экспертными подразделениями, созданными федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов РФ. В случаях, если производство судебной экспертизы поручается указанным экспертным подразделениям, они осуществляют функции, исполняют обязанности, имеют права и несут ответственность как государственные судебно-экспертные учреждения (ст. 11 ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ"). Государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ. Экспертом же является лицо, обладающее специальными знаниями по касающимся рассматриваемого дела вопросам и назначенное судом для дачи заключения в случаях и в порядке, которые предусмотрены ГПК Российской Федерации. Государственный судебный эксперт - аттестованный работник государственного судебно-экспертного учреждения, производящий судебную экспертизу в порядке своих должностных обязанностей.

В заключении эксперта или комиссии экспертов должны быть отражены: время и место производства судебной экспертизы; основания производства судебной экспертизы; сведения об органе или о лице, назначивших судебную экспертизу; сведения о государственном судебно-экспертном учреждении, об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено производство судебной экспертизы; предупреждение эксперта в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения; вопросы, поставленные перед экспертом или комиссией экспертов; объекты исследований и материалы дела, представленные эксперту для производства судебной экспертизы; сведения об участниках процесса, присутствовавших при производстве судебной экспертизы; содержание и результаты исследований с указанием примененных методов; оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам. Материалы, иллюстрирующие заключение эксперта или комиссии экспертов, прилагаются к заключению и служат его составной частью. Документы, фиксирующие ход, условия и результаты исследований, хранятся в государственном судебно-экспертном учреждении. По требованию органа или лица, назначивших судебную экспертизу, указанные документы предоставляются для приобщения к делу (статья 25 ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ").

Отчет № 33/2012, подготовленный Торгово-Промышленной палатой Республики Мордовия (в части определения выкупной цены дома) не соответствует требованиям действующего законодательства, а именно, в Отчете отсутствует ссылка на применяемый стандарт оценки экспертной деятельности. Отсутствует балансовая стоимость объектов оценки, также отсутствует подробный анализ рынка недвижимости и анализ ценообразовательного фактора. Кроме того, нарушен принцип обоснованности экспертного заключения. При использовании сравнительного подхода оценки рыночной стоимости в данном отчете, суду не представляется возможность определить характеристики взятых аналогов для сравнения.

В отчете № 33/2012 не учитывались все затраты и убытки которые понесут ответчики в связи с изъятием у них жилого дома.

Суд считает, что отчет № 33/2012, подготовленный Торгово-промышленной Палатой Республики Мордовия является необоснованным ( в части определения выкупной цены жилого дома), недостаточным и не заслуживающим внимания суда.

В Заключении эксперта № 8/13, подготовленного экспертом Российского Общества Оценщиков ФИО18 дана полная характеристика объектов оценки (жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>) месторасположение объекта, техническое состояние жилого дома) имеется ряд таблиц. При проведении данной экспертизы использовался сравнительный метод, а именно метод сравнения продаж (способы оценки типичного дома и единицы сравнения).

В соответствии со статьей 281 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок. При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

По мнению суда, Заключение эксперта № 8/13, подготовленное экспертом Российского Общества Оценщиков ФИО18 соответствует положениям пункта 2 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации и положениям Федерального закона Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Согласно пункту 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Подпунктом 3 пункта 2 указанной статьи предусмотрено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка (статья 239 Гражданского кодекса Российской Федерации);

В соответствии со статьей 239 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном соответственно статьями 279 - 282 и 284 - 286 настоящего Кодекса.

Как следует из содержания статьи 44 Земельного кодекса Российской Федерации, принудительное изъятие у собственника его земельного участка является самостоятельным основанием прекращения права собственности на землю.

При этом основания изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд установлены статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях в связи с размещением автомобильной дороги регионального или межмуниципального значения.

В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд.

В соответствии с Постановлением Правительства Республики Мордовия № 457 от 22 ноября 2010 года и № 463 от 29 ноября 2010 года с изменениями от 29.04.2013 и доверенностью № 01-17/293 от 20.05.2013, ГКУ «Упрдор Республики Мордовия» полномочно представлять в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Мордовия интересы Республики Мордовия и Правительства Республики Мордовия в судах общей юрисдикции.

В силу положений частей 2 и 3 статьи 55 Земельного кодекса Российской Федерации принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.

Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.

Статьей 279 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.

В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.

Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии.

Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» именно на территориальные органы Росреестра возложена обязанность в пятидневный срок уведомлять собственников изымаемых объектов недвижимости о произведенной регистрации решений об изъятии земельных участков и жилых домов (помещений) для муниципальных нужд.

В соответствии со статьей 281 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.

При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Положения статьи 282 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают, что если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления, указанного в пункте 3 статьи 279 настоящего Кодекса.

В судебном заседании установлено, что имеется исключительность случая изъятия земельного участка, принадлежащего ответчикам и отсутствие иных возможных вариантов размещения автодороги регионального или межмуниципального значения.

Положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации также предусмотрена возможность изъятия у собственника жилого помещения в связи с изъятием соответствующего земельного участка для муниципальных нужд путем выкупа. Решение об изъятии жилого помещения принимается органом местного самоуправления, принявшим решение об изъятии соответствующего земельного участка для муниципальных нужд.

Решение органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате осуществленной в соответствии с частью 3 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.

Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.

При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

В связи с чем, суд считает, что право собственности Мустайкиной З.В., Сочнова А.В., Сурковой О.А. на изымаемое недвижимое имущество подлежит прекращению по вышеизложенным основаниям после уплаты им выкупной цены данного имущества.

Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, суд считает возможным удовлетворить частично заявленные требования Правительства Республики Мордовия в лице ГКУ «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия» к Сочнову А.В., Сурковой О.А., Мустайкиной З.В. о прекращении права собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу Республики Мордовия, а именно: после уплаты выкупной цены в размере 2222708 рублей прекратить право собственности Мустайкиной З.В. на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 84,9 кв.м. и 1/2 долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, общей площадью 872 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу Республики Мордовия. После уплаты выкупной цены в размере 1246354 рубля прекратить право собственности Сочнова А.В. на 1/4 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 84,9 кв.м. и 1/4 долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, общей площадью 872 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу Республики Мордовия. После уплаты выкупной цены в размере 1246354 рубля прекратить право собственности Сурковой О.А. на 1/4 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 84,9 кв.м. и 1/4 долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, общей площадью 872 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу Республики Мордовия.

В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

  решил:

исковые требования Правительства Республики Мордовия в лице ГКУ «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия» к Сочнову А.В., Сурковой О.А., Мустайкиной З.В. о прекращении права собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу Республики Мордовия, удовлетворить частично.

После уплаты выкупной цены в размере 2222708 рублей прекратить право собственности Мустайкиной З.В. на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 84,9 кв.м. и 1/2 долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, общей площадью 872 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу Республики Мордовия.

После уплаты выкупной цены в размере 1246354 рубля прекратить право собственности Сочнова А.В. на 1/4 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 84,9 кв.м. и 1/4 долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, общей площадью 872 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу Республики Мордовия.

После уплаты выкупной цены в размере 1246354 рубля прекратить право собственности Сурковой О.А. на 1/4 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 84,9 кв.м. и 1/4 долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, общей площадью 872 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу Республики Мордовия.

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме в Верховный суд Республики Мордовия, через Ленинский районный суд г.Саранска Республики Мордовия.

Председательствующий

Судья Ленинского районного суда

г. Саранска Республики Мордовия И.И. Бурлаков