Дело № 2-78/2016
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
Черногорский городской суд Республики Хакасия
в составе председательствующего Ермак Л.В.,
при секретаре Парсаевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации города Черногорска о признании решения органа местного самоуправления незаконным, обязании предоставить земельный участок,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с указанным исковым заявлением, просил признать незаконным решение органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, обязании предоставить земельный участок в аренду без проведения торгов. Требования мотивированы тем, что *** ФИО1 обратился в Администрацию города Черногорска с заявлением о предоставлении земельного участка, площадью 6075 кв.м, кадастровый ***, расположенного по адресу: ***. *** Администрация города Черногорска отказала в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов. В обоснование своих прав на получение в аренду земельного участка без проведения торгов истцом приложена схема расположения границ земельного участка на кадастровом плане территории и кадастровый паспорт. Администрация указала, что испрашиваемый земельный участок необходим для нужд сельскохозяйственного производства, следовательно, предварительное согласование места размещения объекта не производится.
В судебном заседании представитель истца ФИО2, действующая на основании доверенности от ***, настаивала на требованиях и доводах, изложенных в заявлении. Дополнительно представила письменные пояснения, из которых следует, что если участок предоставляется для сельскохозяйственных нужд, то предварительное согласование места размещения объекта не производится. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до *** в понимании п. 1 ст. 34 Закона № 171-ФЗ является решение комиссии от *** (уведомление от ***).
Представитель Администрации г.Черногорска в судебное заседание не явился, предоставил отзыв на заявление, из которого следует, что земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет с иной площадью и с другим видом разрешенного использования, чем тот который был опубликован в газете и предоставлен решением комиссии. Пунктом 1 ст. 34 Федерального закона № 171-ФЗ предусмотрено, что без проведения торгов предоставляется земельный участок для строительства, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 01 марта 2015 г. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта должно утверждать акт о выборе земельного участка (п. 6 ст. 31 Земельного кодекса РФ). Решение об утверждении акта выбора издается главой города в виде постановления. Администрация не принимала решение об утверждении акта выбора и обследование земельного участка. Поскольку земельный участок поставлен на кадастровый учет с видом разрешенного использования: хранение и переработка сельскохозяйственной продукции, обязательным условием предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, является публикация информации о предоставляемых земельных участках. Данная информация опубликована не была.
Истец в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения был извещен надлежащим образом.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие истца, представителя ответчика.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что *** глава КФХ ФИО1 обратился с заявлением к Главе города Черногорска о выделении земельного участка площадью 5000 кв.м., расположенного по адресу: ***, для строительства (реконструкции) объектов сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Из ответа Администрации города Черногорска от *** следует, что принято решение о возможном предоставлении земельного участка, площадью 5000 кв.м. в районе ***, для строительства промышленных предприятий У класса с опубликованием информации в газет «Черногорск» для учета мнения населения.
В январе 2015 г. в газете «Черногорск» № 1 (1561) Администрацией города Черногорска опубликована информация о возможном предоставлении земельного участка, площадью 5000 кв.м.в районе ***, для строительства предприятий У класса.
*** заместителем главы администрации города Черногорска утверждена схема расположения границ земельного участка, расположенного по адресу: ***, разрешенное использование: хранение и переработка сельскохозяйственной продукции.
*** Администрацией города Черногоска направлено ФИО1 уведомление о принятии решения о возможном предоставлении земельного участка расположенного по адресу: ***, площадью 5000 кв.м, для строительства промышленных предприятий У класса.
*** земельному участку, расположенному по адресу: ***, площадью 6075 кв.м, присвоен кадастровый ***, разрешенное использование: для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
*** ФИО1 обратился с заявлением к Главе города Черногорска о предоставлении ему земельного участка, расположенного по адресу: ***, площадью 6075 кв.м, разрешенное использование: для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
*** истцу Администрацией города Черногорска отказано в предоставлении в аренду земельного участка, поскольку не соблюден порядок.
Мотивом отказа явилось то обстоятельство, что после изменений в земельном законодательстве, вступивших в силу с 01 марта 2015 года, земельные участки гражданам в аренду для строительства предоставляются только после проведения торгов.
В судебном заседании установлено, что глава крестьянского фермерского хозяйства ФИО1 просил выделить ему спорный земельный участок площадью 5000 кв.м. для строительства промышленных предприятий У класса. Из сообщений Администрации города Черногорска от ***, от ***, публикации в газете «Черногорск» № 1 (1561) следует, что ответчик имел намерение предоставить истцу земельный участок площадью 5000 кв.м. для строительства промышленных предприятий У класса.
С 1 марта 2015 года вступили в силу основные положения Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", существенно изменившие, дополнившие Земельный кодекс Российской Федерации и другие нормативные акты в части порядка образования земельных участков из публичных земель и последующего их предоставления.
До 1 марта 2015 года Земельный кодекс Российской Федерации предусматривал несколько различных процедур предоставления земельных участков в зависимости от цели предоставления.
Так, согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию, в частности без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года) была детально регламентирована последовательность действий уполномоченного публичного органа по предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, которая должна была осуществляться в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года) гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года) результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
При этом суд приходит к выводу, что истцом заявлены требования о предоставлении земельного участка для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, то есть для целей, не связанных со строительством, следовательно, доводы сторон о порядке предоставления земельного участка для строительства не имеют правого значения по настоящему делу.
*** истец обратился в Администрацию города Черногорска с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, то есть для целей, не связанных со строительством.
В силу ч. 3 ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 1 января 2018 года.
Статья 34 Земельного кодекса РФ (в редакции, действующей до дня вступления в силу Федерального закона № 171-ФЗ) предусматривает предоставление вышеуказанного земельного участка в аренду без проведения торгов.
В судебное заседание представлена схема расположения границ и кадастровый паспорт земельного участка, расположенного по адресу: *** разрешенное использование: хранение и переработка сельскохозяйственной продукции (без указания площади).
Из ч. 3 ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане должна быть утверждена органом местного самоуправления.
К органам местного самоуправления относятся избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
При этом представленная суду схема расположения границ земельного участка, расположенного по адресу: ***, утверждена заместителем главы администрации Города Черногорска по строительству и архитектуре ФИО3
Суд приходит к выводу, что представленная суду схема не утверждена органам местного самоуправления.
Кроме того, представленная суду схема расположения границ земельного участка, расположенного по адресу: *** не содержит площади земельного участка.
Суд приходит к выводу, что решение Администрации города Черногорска, изложенное в ответе от ******, является законным и обоснованным, и в удовлетворении требований признании решения незаконным следует отказать.
Требования истца об обязании предоставить ему земельный участок, расположенный по адресу: *** в аренду без проведения торгов является производным от требования о признании решения Администрации города Черногорска об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, незаконным, и не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Администрации города Черногорска о признании решения органа местного самоуправления незаконным, обязании предоставить земельный участок, расположенный по адресу: ***, в аренду без проведения торгов отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Л.В. Ермак
Справка: мотивированное решение составлено 18 января 2016 г.