ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2532/19 от 18.09.2019 Норильского городского суда (Красноярский край)

№2-2532/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Норильский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Ченцовой О.А.,

при секретаре судебного заседания Драговоз А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению жилищного фонда Администрации г.Норильска и Министерству Строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края о признании права на получение социальной выплаты,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился к ответчикам с вышеуказанными исковыми требованиями, указывая на то, что она состоит на учете в Администрации города Норильска в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», во первой очереди, категория «инвалиды». В феврале 2019 г. в Управление жилищного фонда Администрации г.Норильска были представлены документы для участия в подпрограмме «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан» государственной программы Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан». утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края №514-п от 30.09.2013 г. При приеме документов истица была ознакомлена с письмом Министерства строительства и ЖКХ РФ №1849-ВМ/05 от 03.09.2014 г. согласно которому периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы не входят в понятие «период работы или иной деятельности». Таким образом, период прохождения службы в органах внутренних дел в РКС не подлежит включению в трудовой стаж необходимый для получения субсидии. Истица с данным положением не согласна, ее стаж работы в РКС по состоянию на 03.08.2019 года 36 лет 8 месяцев и состоит из следующих периодов: с 03.12.1982 г. по 16.02.1998 года – отдел дошкольных учреждений г.Норильска ( 15 лет 2 месяца 14 дней); с 17.02.1998 г. по 01.03.2010 г. - аттестованный сотрудник ОВД, уголовно-исполнительной системы продолжительностью 12 лет 14 дней ( <данные изъяты> ГУФСИН России по Красноярскому краю г.Норильск); с 02.03.2010 г. по 03.08.2019 г. - <данные изъяты> – вольнонаемная должность 9 лет 5 месяцев и продолжает работать на момент обращения с иском. Она соответствует всем критериям, дающим право воспользоваться предоставленной государством программой по переселению из районов Крайнего Севера, истец прибыла в районы Крайнего Севера не позднее 1 января 1992 года и имеет необходимый 15-летний календарный стаж работы в этих районах, является пенсионером, иного жилья на территории РФ не имеет. Просит обязать УЖФ Администрации г.Норильска и Министерство строительства Красноярского края включить в стаж работы, дающий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в рамках подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края» государственной программы Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края №514-п от 30.09.2013 года, период прохождения службы уголовно-исполнительной системе <данные изъяты> с 17.02. 1998 г. по 01.03.2010 г., и произвести расчет размера социальной выплаты на приобретение жилого помещения с учетом указанного периода.

Истец участия в судебном заседании не принимала, о дате и времени судебного заседания была извещена своевременно и надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, на заявленных требованиях настаивает.

Представитель ответчика ­Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания был извещен своевременно и надлежащим образом, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя. Из представленных возражений следует, что исковые требования ответчик не признает, в связи с тем, что периоды военной службы, а также другой приравненной к ней службы не входят в понятие «периоды работы или иной другой деятельности», и соответственно периоды службы истца в уголовно-исполнительной системе – <данные изъяты> не включаются в общий трудовой стаж, и соответственно истец не имеет необходимого трудового стажа в районах Крайнего Севера.

Представитель ответчика - Управления жилищного фонда Администрации г.Норильска - в судебном заседании не присутствовал, о дате и времени судебного заседания был извещен своевременно и надлежащим образом, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя. Из представленного отзыва следует, что имеется разъяснение Министерства строительства и архитектуры Красноярского края от 03.09.2014 года, согласно которому периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы не входят в понятие «период работы или иной деятельности». При этом, представитель ответчик считает, требования истца законными и обоснованными.

Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации (далее по тексту - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее l января 1992 года, установлены Федеральным законом от 25 октября 2002 года №125-Ф3 "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

В силу ст. 1 названного Федерального закона жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее l января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федераций или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с п. 2 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов крайнего севера и приравненных к ним местностей (Далее – Положение), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года № 879, регистрация и учет граждан производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья (п. 3 Положения).

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 (ред. от 23.09.2015) "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы" (вместе с "Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

В силу подпункта «з» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы, утвержденных Постановлением Правительства от 21 марта 2006 года № 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающиеся и его улучшении, не получавшие субсидии на эти цели, а также граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г.

В соответствии с вышеназванными законодательными актами Правительство Красноярского края своим Постановлением от 30 сентября 2013 года № 514-п утвердило подпрограмму "Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края" государственной программыКрасноярского края "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края", а также утвердило порядок организации работы в Красноярском крае по предоставлению социальных выплат указанным выше гражданам.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25 октября 2002 года №125-Ф3 "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (Далее-Закон) постановка на учет граждан, нуждающихся на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан. Осуществление государственных полномочий субъектов РФ по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.

Статьей 1 Закона Красноярского края от 21.12.2010 года № 11-5582 «О наделении органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края отдельными государственными полномочиями по обеспечению переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края» органы местного самоуправления Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района наделены на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями по обеспечению переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края в соответствии с Законом.

Анализ материалов гражданского дела применительно к изложенным нормам материального права позволяет судуприйти к выводу о том, что истец имеет право на получение жилищной субсидии.

Как установлено в судебном заседании, 04.02.2019 г. истец обратился с заявлением на имя Главы г.Норильска о предоставлении ей социальной выплаты на приобретение жилья в 2020 году на территории <адрес> в рамках Закона Красноярского края от 21.12.2010 г. №11-5540 «О социальной поддержке граждан, переселяющихся из городского округа г.Норильск и городского поселения г.Дудинка Красноярского края», на нее и членов ее семьи: супруга – <данные изъяты>.

Записями в трудовой книжке истца, копия которой представлена в материалы гражданского дела, подтверждается, что трудовой стаж истицы в РКС начался с 03.12.1982 года в отделе <данные изъяты>. С 17.02.1998 г. по 01.03.2010 г. истица проходила службу уголовно-исполнительной системе непрерывно в РКС 12 лет 00 месяцев 14 дней, уволена по достижению предельного возраста п. «б» ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (<данные изъяты>). С 02.03.2010 г. принята на должность специалиста по социальной работе группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных <данные изъяты>, работает по настоящее время.

Общий трудовой стаж истцы в РКС по состоянию на 03.08.2019 года - 36 лет 8 месяцев

11.07.2019 г. в адрес истца УЖФ Администрации г.Норильска было направлено уведомление о том, что периоды военной службы, а также другой приравненной к ней службы не входят в понятие «период работы или иной деятельности», и что для получения социальной выплаты необходимо иметь стаж работы в РКС не менее 15 календарных лет.

Как следует из письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 3 сентября 2014 года №18469-ВМ/05 периоды прохождения военной службы, а также другой, приравненной к ней службы не входят в понятие «период работы или иной деятельности».

Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам РФ, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, установлен ФЗ №125-ФЗ от 25.10.2002 г. «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

В силу ст.1 вышеуказанного закона, право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании установлено, что истец имеет трудовой стаж
в районах Крайнего Севера более 36 лет, что подтверждается имеющими записями в трудовой книжке. Проходила службу в <данные изъяты> России по Красноярскому краю, является пенсионером МВД. Сведений о наличии у истца жилья на территории РФ за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в материалы дела не представлено и судом не установлено.

Учитывая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что у заявителя имеются все необходимые условия для получения социальной выплаты, установленной Федеральным законом №125-ФЗ от 25.10.2002 г. ««О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и условиями подпрограммы «"Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края" на 2014 - 2018 годы государственной программыКрасноярского края "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края», утвержденной Постановлением правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 года №514-П.

Исключение из общей продолжительности трудового стажа работы истца в районах Крайнего Севера периода прохождения службы в органах внутренних дел, суд признает незаконным и необоснованным, так как это противоречит федеральному законодательству и иным нормативным правовым актам, регламентирующим порядок и условия предоставления жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Ссылка на письмо Минстроя России от 3 сентября 2014 года, согласно которому периоды указанной службы не подлежат зачету в общую продолжительность стажа работы, дающего гражданам право на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 г. №125-ФЗ, является не состоятельной, поскольку указанные в письме нормы Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 №166-ФЗ и Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», регулируют пенсионные правоотношения, и применяются при назначении и расчете размера пенсии.

Действующее законодательство не содержит запрета на включение в общую продолжительность трудового стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, учитываемую при постановке на учет на получение социальной выплаты и при ее выплате, периодов прохождения военной службы и иной службы на указанных территориях.

При таких обстоятельствах действия Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края о не включении в общий трудовой стаж периодов службы в органах внутренних дел и таможне являются незаконными, поскольку истец имеет право на включение периодов службы в органах внутренних дел в трудовой стаж при расчете социальной выплаты и признания права на нее.

В связи с чем, требования истца о возложении обязанности на УЖФ Администрации г.Норильска и Министерство строительства Красноярского края включить в стаж работы, дающий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в рамках подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края» государственной программы Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края №514-п от 30.09.2013 года, период прохождения службы уголовно-исполнительной системе <данные изъяты> с 17.02. 1998 г. по 01.03.2010 г., обоснованны и правомерны.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 - удовлетворить.

Обязать УЖФ Администрации г.Норильска и Министерство строительства Красноярского края включить в стаж работы, дающий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в рамках подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края» государственной программы Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края №514-п от 30.09.2013 года, период прохождения службы уголовно-исполнительной системе <данные изъяты> с 17.02. 1998 г. по 01.03.2010 г.

Решение является основанием для проведения расчета социальной выплаты с учетом общего трудового стажа истица и выдачи свидетельства, установленного образца.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Норильский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий О.А.Ченцова

В окончательной форме решение изготовлено 18 сентября 2019 года.