Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> <дата>
Красноглинский районный суд г. Самары в составе:
Председательствующего судьи Медведевой Н.П.
при секретаре Ивановой И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО1 к ГУ УПФ РФ по <адрес> о включении периодов работы в трудовой стаж,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ по <адрес> о включении периодов ее работы в трудовой стаж, ссылаясь на то, что она <дата> обратилась с заявлением о перерасчете размера пенсии в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес>. <дата> года ей было отказано в перерасчете размера пенсии, со ссылкой на то, что ей была назначена пенсия по старости с <дата> года, пенсия исчислена исходя из имеющегося у нее общего трудового стажа 44 года 1 месяц 22 дня и при назначении пенсии были учтены в стаж следующие периоды: с <дата> по <дата> - учеба в железнодорожном училище № 1; с <дата> по <дата> - работа в депо Казанской железной дороги, с <дата> по <дата> - учеба в Казанском авиатехникуме; с <дата> по <дата> - работа в Самарском НПП «Труд». Однако это не соответствует действительности, т.к. при подсчете вышеуказанных периодов стаж ее работы составлял более 49 лет. В <дата> году денежный расчёт был произведён неправильно, ей было засчитано в стаж работы только 33 года. Документы по учёбе в то время даже не приняли, указав, что стаж достаточный. При включении учёбы в стаж работы пенсия была бы меньше, и ее должны были известить о выборе одного из методов расчёта. Следовательно, если первоначально учёба не была включена в стаж работы, а летом без ее ведома период учебы включили в стаж работы, то такие действия являются противозаконными. Также, помимо периодов учебы, Пенсионный фонд не включил в трудовой стаж периоды работы в колхозе «им. Мичурина» в <дата> гг. во время летних каникул, в <адрес> с <дата> по <дата>, в Красноглинском районном суде в качестве общественного народного заседателя с <дата> по <дата> г., несмотря на предоставленные справки. Период работы в качестве общественного народного заседателя в Красноглинском районном суде подлежит включению в трудовой стаж согласно Постановлению Конституционного суда РФ от <дата> № №. Кроме того, согласно справки № от <дата> г., выданной отделом юстиции <адрес>, с получаемых выплат производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд. В соответствии со справкой о заработной плате № от <дата> года, выданной УФССП России по <адрес>, со всех включенных в справку сумм произведены отчисления в Пенсионный фонд по установленным тарифам, а с <дата> произведены удержания единого социального налога. Просит суд обязать ответчика произвести перерасчет ее размера пенсии и включить в трудовой стаж следующие периоды работы: с <дата> г. - колхоз им. Мичурина, <адрес> Республики <адрес>; с <дата> по <дата> - Железнодорожное училище № ст. <данные изъяты>. Система трудовых резервов организована во время войны; с <дата> по <дата> - расцепщица <данные изъяты>; с <дата> по <дата> г. исполняла обязанности общественного народного заседателя Красноглинского районного суда.
В судебном заседании ФИО1 поддержала заявленные исковые требования, дала пояснения аналогичные изложенным выше. Пояснила, что она работала на заводе НПО «Труд» по <дата>. Ответчик неверно рассчитал ее общий трудовой стаж. Считает, что ее работа в качестве народного заседателя должна быть включена с ее общий трудовой стаж, поскольку с получаемых ею выплат производились отчисления страховых взносов в пенсионный фонд.
Представитель ответчика - Управления пенсионного фонда в РФ по <адрес> в судебное заседание не явилась по причине занятости в другом процессе, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, предоставив суду отзыв на иск, в котором просит в удовлетворении иска отказать.
Третье лицо по делу – ОПФ РФ по <адрес> в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
Выслушав объяснения истицы, изучив материалы дела, суд считает, что в удовлетворении заявленных ФИО1 требований следует отказать по следующим основаниям.
Судом установлено, что ФИО1 является получателем пенсии с <дата>., пенсия была исчислена из имеющегося у нее трудового стажа 44 года 1 месяц 22 дня. Пенсия была назначена в соответствии со ст. 8 Закона СССР «О государственных пенсиях» от <дата>.
С <дата>. трудовые пенсии в Российской Федерации устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от <дата>. № –ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с п.6 Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.07.2002г. № 555, основным документом, подтверждающим периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными органами), выписки из приказов, лицевые счета, ведомости на выдачу заработной платы.
При назначении ФИО1 пенсии по старости были учтены в стаж следующие периоды: с <дата>. учеба в железнодорожном училище №№, с <дата>. работа в депо <данные изъяты>, с <дата>. учеба в <данные изъяты>, с <дата>. по <дата>. работа в <данные изъяты>». При таких обстоятельствах, требования истицы о включении в общий трудовой стаж периоды с <дата>. учеба в железнодорожном училище № и с <дата>. по <дата>. не подлежат повторному включению в трудовой стаж истицы.
Исковые требования о включении в общий трудовой стад периодов работы с <дата> во время летних каникул в колхозе «им. Мичурина» не подлежат удовлетворению, поскольку, в подтверждение факта работы в указанный период времени не были представлены соответствующие требованиям законодательства документы. Представленные ответчику справки о работе от <дата>. № и от <дата>. №№, выданные администрацией <данные изъяты>, от <дата>. №№, выданная <данные изъяты>, от <дата>., выданная <данные изъяты>, правомерно не приняты ответчиком во внимание, поскольку в них отсутствует дата рождения истицы и основания их выдачи, а также отсутствует ссылка на документы, подтверждающие полномочия по выдаче справок о работе.
Исковые требования о включении в общий стаж работы истицы периода с <дата>, когда она исполняла обязанности общественного народного заседателя Красноглинского районного суда не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Законом РСФСР "О судоустройстве в РСФСР" от <дата> (в ред. от <дата> N №, от <дата> N №) народные заседатели районных (городских) народных судов избираются на собрании граждан по месту их работы или жительства сроком на два с половиной года. Порядок выборов народных судей и народных заседателей районных (городских) народных судов определяется Законом РСФСР "О выборах районных (городских) народных судов РСФСР" (ст. 22).
В соответствии с Законом РСФСР "О выборах районных (городских) народных судов РСФСР" от <дата> выборы народных заседателей районных (городских) народных судов организуются исполнительными комитетами районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов (ст. 57).
Народные заседатели призываются к исполнению своих обязанностей в судах в порядке очередности не более чем на две недели в году, кроме случаев, когда продление этого срока вызывается необходимостью закончить рассмотрение судебного дела, начатого с их участием (ст. 70).
За народными заседателями из числа рабочих, колхозников и служащих на время исполнения ими обязанностей в суде сохраняется средний заработок по месту постоянной работы. Народным заседателям, не являющимся рабочими, колхозниками или служащими, возмещаются расходы, связанные с исполнением ими обязанностей в суде. Порядок и размеры возмещения устанавливаются Президиумом Верховного Совета РСФСР (ст. 71).
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 27.02.1990 "О порядке и размерах возмещения расходов, связанных с исполнением народными заседателями их обязанностей в суде" народным заседателям, не работающим на предприятиях, учреждениях, организациях, за каждый день исполнения ими обязанностей в суде", за каждый день исполнения ими обязанностей в суде выплачивается вознаграждение в размере суточных, установленных для оплаты служебных командировок (п. 1).
Как установлено в судебном заседании, ФИО1, не являясь работником предприятия, учреждения или организации, не состоя на учете в Центре занятости населения как безработная, исполняла обязанности народного заседателя в Красноглинском суде <адрес>. Из справки Отдела юстиции <адрес> от <дата>. № следует, что ФИО1 с <дата>. по дату выдачи справки исполняет обязанности общественного народного заседателя Красноглинского суда, но в штате суда не состоит. С получаемых выплат производятся отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд <адрес>. Согласно справки, выданной Организацией УФССП по <адрес> от <дата> № ФИО1 работала в качестве народного заседателя в Красноглинском районном суде с <дата>. Иных документов подтверждающих периоды исполнения истицей обязанностей народного заседателя, указанных в иске (с <дата>.), суду не представлено.
За периоды исполнения обязанностей народного заседателя ФИО1 получала денежное вознаграждение в соответствии с Указом Президиума ВС РСФСР от <дата> (с <дата> по <дата>).
Суд принимает во внимание, что истица исполняя обязанности заседателя, свои отношения, как трудовые, ни с Красноглинским районным судом <адрес>, ни с Отделом юстиции <адрес>, ни с Управлением Судебного департамента в <адрес> не оформляла - трудовой договор с нею не заключался, отметок в трудовой книжке не производилось, табель не велся.
Анализируя предусмотренный законодательством общий порядок избрания гражданина народным заседателем и условия исполнения им данных обязанностей, суд приходит к выводу, что истица ФИО1 не может относиться к числу работающих граждан в период исполнения данных обязанностей, поскольку в силу специфики исполняемых обязанностей исполняла государственную обязанность.
Ст. 2 Федерального закона от 02.01.2000 N 37-ФЗ (вступил в законную силу с <дата>) установлен порядок формирования списков народных заседателей. На основании п. 4 ст. 11 вышеуказанного Закона время исполнения народными заседателями своих обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа. При этом, по мнению суда, данное положение не может быть распространено во времени и пространстве на отношения, возникшие до издания данного Федерального закона. Кроме того, п. 4 ст. 11 определяет порядок исчисления стажа в отношении работающих граждан - народных заседателей, а ФИО1 таковой не являлась, была избрана народным заседателем на основании ранее действовавших законов и нормативных актов, указанных выше.
Не имеется оснований и для включения данного периода в стаж истицы, в соответствии с п. "ж" ст. 92 Федерального закона от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями), поскольку, по мнению суда, исполнение обязанностей народного заседателя не может считаться оплачиваемыми общественными работами, поскольку таковыми не являются по своей природе, кроме того, в соответствии со ст. 1 указанного Закона, государственные пенсии в Российской Федерации устанавливаются в соответствии с настоящим Законом. Изменение условий и норм пенсионного обеспечения осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Закон. Суд также учитывает, что в соответствии с п. 2 ст. 31 Закона Российской Федерации от 17.12.2001 N 340-1 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утратил силу с 1 января 2002 года.
Разрешая доводы истицы о включении периода исполнения ею обязанностей народного заседателя в стаж как иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 236 КЗоТ РФ все работники подлежат обязательному государственному социальному страхованию. Пособия по государственному социальному страхованию выдаются рабочим, служащим, другим гражданам, на которых распространяется государственное социальное страхование (п. 2 Основных условий обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23.02.1984 N 191). В п. п. 3, 10 - 13 указанных условий указаны категории граждан, которым выдаются данные пособия. Выдача пособий неработающим гражданам в период исполнения ими обязанностей народных заседателей в данном документе не предусмотрена. Не указана данная категория граждан и в п. 1 Типового порядка назначения и выплаты в отдельных случаях пособий по государственному социальному страхованию исполнительными органами Фонда, утвержденного постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 26.03.1997 N 29.
На основании п. 4 Перечня видов заработной платы и других выплат, на которые не начисляются страховые взносы и которые не учитываются при исчислении среднемесячного заработка для исчисления пенсий и пособий по государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 03.09.1990 N 358/16, и п. 10 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765, с вознаграждения и компенсационного вознаграждения ФИО1 не должны начисляться страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с Временным положением о Фонде социального страхования РСФСР, утвержденным постановлением <данные изъяты> <дата> N № (до №) и Инструкцией о порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования, утвержденной постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации, Минтруда России, Минфина России, Государственной налоговой службы Российской Федерации от <дата> N №, выплата пособий по государственному социальному страхованию, осуществляется за счет средств государственного социального страхования, сформированного за счет страховых взносов.
В соответствии с Федеральными законами "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на <дата> годы" уплата страховых взносов неработающими гражданами и организациями за неработающих граждан с вознаграждений, полученных за исполнение обязанностей народных заседателей, не предусмотрена.
Таким образом, суд приходит к выводу, что за исполнение обязанностей народного заседателя пособия по государственному социальному страхованию не назначаются и не выплачиваются.
Статьей 10 Закона №173-ФЗ определено, что для определения права на трудовую пенсию учитываются периоды работы и (или ) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Согласно указанного закона трудовая пенсия назначается застрахованным лицам в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001г. №167 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» при наличии у них страхового стада определенной продолжительности. В страховой стаж включаются также периоды иной деятельности, которые выполнялись застрахованными лицами, указанными в ст. 7 Закона №167-ФЗ.
Наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, предусмотренными статьей 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, в страховой стаж засчитываются иные «нестраховые» периоды, исчерпывающий перечень которых определен статьей 11 названного Федерального закона. К таким периодам не отнесена деятельность работников, выполняющих свои обязанности на общественных началах.
Оценивая вышеизложенное, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных истицей требований о включении в трудовой стаж спорных периодов и обязании ответчика произвести перерасчет назначенной ей пенсии по старости.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
ФИО1 в удовлетворении заявленных исковых требований к ГУ УПФ РФ по <адрес> о включении периодов работы в ее трудовой стаж и обязании произвести перерасчет пенсии – о т к а з а т ь.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение одного месяца через Красноглинский районный суд <адрес> со дня изготовления мотивированного решения, т.е. с <дата>.
Председательствующий