№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 августа 2013 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Васильковской О.В.
с участием:
истца ФИО1, её представителя ФИО2, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на три года,
представителей ответчика – ФИО3 и ФИО4 действующих на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ
при секретаре Алюниной Д.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Федеральной налоговой службы по Томской области о признании увольнения незаконным, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к УФНС по Томской области о признании незаконным увольнения, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, ссылаясь на то, что работала у ответчика в должности начальника юридического отдела, ДД.ММ.ГГГГ должность была сокращена, а ДД.ММ.ГГГГ она уволена по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (по сокращению штатов). Считает, что ответчиком незаконно проведено сокращение штата в налоговом органе, нарушена процедура увольнения, не предложены все вакантные должности, образовавшиеся у работодателя до истечения двухмесячного срока со дня предупреждения об увольнении.
В судебном заседании истец и её представитель ФИО2 исковые требования поддержали в полном объеме, представив письменные пояснения.
Истец в судебном заседании добавила, что сам факт сокращения должности начальника юридического отдела с ДД.ММ.ГГГГ она не оспаривает. Согласна с тем, что сокращение имело место быть, но процедура её увольнения нарушена. Восстановления на работе не требовала.
Представители ответчика ФИО4 и ФИО3 иск не признали, указав, что увольнение истца по сокращению штатов произведено в соответствии с законом, с предоставлением необходимых гарантий и компенсаций, представили письменные возражения на иск, которые поддержали в судебном заседании.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО4 дополнительно пояснил, что ФИО1 было предоставлено по меньшей мере 2 месяца и 16 дней, в течение которых представитель нанимателя 6 раз делал предложения о замещении вакантных должностей, предпринимая усилия для сохранения истца на гражданской службе. ФИО1 отказалась от замещения предложенных должностей и, воспользовавшись двухмесячным сроком, представила документы для участия в конкурсе на должность председателя Комитета государственной поддержки инвестиционной деятельности Департамента инвестиций Томской области, т.е. в полной мере реализовала предоставленную работодателем возможность поиска нового места работы и трудоустройства.
Все эти 2 месяца и 16 дней представитель нанимателя неукоснительно соблюдал перед ФИО1 предусмотренные служебным контрактом обязательства, в т.ч. по оплате труда и обеспечению надлежащих условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей. Кроме того, перед увольнением ФИО1 был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск и выплачена материальная помощь.
Перечисленные обстоятельства истцом не оспариваются.
Заслушав стороны, заключение помощника прокурора Советского района Соломиной В.В., что иск удовлетворению не подлежит, а увольнение истца по сокращению штатов произведено в соответствии с законом, с предоставлением необходимых гарантий и компенсаций, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также п. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.
В соответствии со ст. 352 Трудового кодекса Российской Федерации каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Основными способами защиты трудовых прав и свобод является, в том числе и судебная защита права.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Так, согласно ст. 3 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).
В силу ст. 5 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы.
В соответствии с п. 30 Постановления Пленума ВС РФ № 2 от 17 марта 2004, при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона от 27 июля 2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
При этом необходимо иметь в виду, что исходя из статьи 73 названного Федерального закона Трудовой кодекс РФ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Согласно ст. 31 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», при сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, продолжаются в случае: 1) предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе; 2) направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.
При реорганизации государственного органа или изменении его структуры государственно-служебные отношения с гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы в этом государственном органе, могут быть прекращены в случае сокращения должностей гражданской службы.
В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона.
При сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим.
Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.
В силу ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются: отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы (часть 4 статьи 31 настоящего Федерального закона).
Таким образом, из смысла и взаимосвязи приведенных выше норм закона следует, что представителем нанимателя должны быть представлены доказательства, подтверждающие, что после предупреждения о высвобождении государственному гражданскому служащему предлагались вакантные должности в этом государственном органе, а при их отсутствии - хотя бы одна вакантная должность в другом государственном органе, и он отказался от предложенной работы либо отказался от прохождения переподготовки (переквалификации) в порядке, установленном законодательством РФ и субъектов РФ о государственной службе. При этом под предложением о вакантной должности понимается исходящее от уполномоченного должностного лица кадровой службы государственного органа предложение о назначении на государственную должность государственной службы, в том числе нижестоящую, обязанности по которой государственный служащий может выполнять с учетом его профессии, квалификации и ранее занимаемой должности.
Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ истица работала начальником юридического отдела Управления Федеральной налоговой службы по Томской области.
В соответствии с приказом УФНС России по Томской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Томской области» в целях повышения эффективности работы и оптимизации структуры Управления Федеральной налоговой службы по Томской области провести соответствующие организационно-штатные мероприятия, связанные с сокращением предельной численности работников Управления Федеральной налоговой службы по Томской области. Утвердить структуру Управления Федеральной налоговой службы по Томской области согласно приложению к настоящему приказу.
Из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ по итогам совещания по вопросам организационно-штатных мероприятий, следует, что приказ ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ№ принят к исполнению, ДД.ММ.ГГГГ необходимо провести совещание по вопросам составления штатного расписания управления в соответствии с новой структурой, рассмотреть предложения начальников отделов по штатной расстановке в отделах.
Протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ зафиксировано совещание по вопросам организационно-штатных мероприятий, из которого следует, что отделу кадров и безопасности подготовить предложения по сокращению должностей и предложения по замещению должностей работникам юридического отдела, отдела по досудебному урегулированию налоговых споров контрольного отдела, отдела налогообложения.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ№ «О Структуре Управления Федеральной налоговой службы по Томской области» утверждено штатное расписание УФНС по Томской области на период с ДД.ММ.ГГГГ с предельной численностью в количестве 151 единицы (без персонала по охране и обслуживанию зданий).
ДД.ММ.ГГГГ приказом № УФНС России по Томской области в соответствии с приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ № № и приказом управления от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении штатного расписания» переведены работники на основании предупреждения о сокращении должности и предложения о замещении вакантной должности.
Приказом УФНС России по Томской области № от ДД.ММ.ГГГГ назначены начальники отделов согласно приказов «О структуре УФНС по ТО» и приказа «Об утверждении штатного расписания».
Из предупреждения о сокращении должности государственной гражданской службы следует, что начальник юридического отдела ФИО1 в соответствии с приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ№ «О Структуре Управления Федеральной налоговой службы по Томской области», приказом УФНС России по Томской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об изменении структуры УФНС России по Томской области» и приказом управления от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении штатного расписания» должность начальника юридического отдела с ДД.ММ.ГГГГ подлежит сокращению.
В соответствии с ч. 2 и ч. 5 ст. 31 ФЗ от 27 июля 2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» истца предупреждали о возможном предстоящем увольнении по истечении двух месяцев со дня ознакомления с данным предупреждением по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 ФЗ от 05 апреля 2013 № 57-ФЗ «О внесении изменений в ст. 7 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». С данным предупреждением истец была ознакомлена 22 апреля 2013, что подтвердила в судебном заседании.
Приказом УФНС России по Томской области от ДД.ММ.ГГГГ№ служебный контракт с истицей расторгнут с ДД.ММ.ГГГГ, она освобождена от должности государственной гражданской службы начальника юридического отдела и уволена с гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы, п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Статья 31 указанного Закона определяет порядок проведения мероприятий по реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращению должностей государственной гражданской службы и в части 6 в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.
В силу ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 № 79-ФЗ, служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае:
8.2) сокращения должностей гражданской службы в государственном органе; (п. 8.2 введен Федеральным законом от 05 апреля 2013 № 57-ФЗ).
Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. (ч. 5 ст. 31 Федерального закона).
Принятие решения о сокращении численности и штата относится к компетенции работодателя. Право определять численность и штат работников принадлежит работодателю. Составление и утверждение штатного расписания относится также к компетенции руководителей организации, и не может являться предметом судебного исследования.
Реализуя закрепленные Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст. 34; ч. 2 ст. 35) права, работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала), обеспечивая при этом в соответствии с требованиями ст. 37 Конституции Российской Федерации закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников.
Суд соглашается с доводом представителя истца, что на дату сокращения (ДД.ММ.ГГГГ) действовало требование федерального закона о том, что при сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя должен за два месяца до сокращения сообщить об этом в письменной форме гражданским служащим (ФЗ № 79 от 27 июля 2004 «О государственной гражданской службе РФ» в редакции до изменений внесенных ФЗ-57 от 05 апреля 2013). Вместе с тем, суд отмечает, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ была предупреждена о сокращении должности и предстоящем увольнении через два месяца после ознакомления с данным предупреждением по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 ФЗ от 05 апреля 2013 № 57-ФЗ, то есть когда действовал закон в новой редакции.
В обоих случаях закон гарантирует гражданскому служащему, что служебный контракт с ним не будет, расторгнут до истечения двух месяцев со дня предупреждения.
Это время необходимо для согласования интересов сторон трудовых отношений и поиска взаимоприемлемых решений, которые минимальным образом отразятся на судьбе служащих. Обеспечиваются при этом и интересы государства, заключающиеся трудоустройстве граждан и защиту их от безработицы (абз. 4 ч. 1 ст. 2 ТК РФ). Следовательно, установление двухмесячного срока предупреждения направлено как раз на реализацию этого принципа, чтобы в указанный период работник мог подыскать себе другую работу.
В соответствии с постановление Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 05 января 2004 № 1 штатное расписание применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации в соответствии с её Уставом (положением). Штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, наименование должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации, сведения о количестве штатных единиц.
Само по себе изменение структуры организации и утверждение нового штатного расписания ранее уведомления сотрудника о предстоящем сокращении либо до истечения двухмесячного срока не нарушает права служащего при условии, что фактически трудовые отношения с ним сохранялись на протяжении двух месяцев и ему была предоставлена возможность занять другую должность в этой организации или подыскать другую работу.
Суд принимает доводы представителей ответчика о том, что приказ ФНС России № от ДД.ММ.ГГГГ вступает в законную силу с момента его издания, если приказ предполагается ввести в действие не с момента его издания, необходимо указать срок введения его в действие (п. 7.4.3.3. Типовой инструкции по делопроизводству, утвержденной приказом ФНЧС России от 16 декабря 2009 № ШТ-7-4/689@). Из указанного приказа следует, что пунктом 5 признан утратившим силу пункт 4 приказа ФНС России от 22 октября 2012 № МММВ-7-4/772 «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Томской области», там где имелся юридический отдел, а пунктом 2 утверждена структура Управления Федеральной налоговой службы по Томской области согласно приложению к настоящему приказу, из структуры следует, что юридический отдел в ней отсутствует, что так же подтверждает вывод о том, что с ДД.ММ.ГГГГ должность начальника юридического отдела сокращена.
Между тем следует отметить, что ответчик был обязан исполнить приказ № от ДД.ММ.ГГГГ поступивший от вышестоящего налогового органа с момента его поступления и не имел реальной возможности предупредить сотрудников о предстоящем сокращении за два месяца, так как само сокращение штата уже было проведено данным приказом и изменена структура самого Управления ФНС по Томской области с момента издания приказа, то есть ДД.ММ.ГГГГ.
Протокол № от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует, что было проведено совещание по вопросам организационно-штатных мероприятий, начальник УФНС России по ТО поручил заместителям руководителя управления представить ДД.ММ.ГГГГ предложения по кандидатурам начальников вновь создаваемых отделов и штатной расстановке в отделах.
Протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ зафиксировано совещание по вопросам организационно-штатных мероприятий, на котором была предоставлена информация по предложениям заместителей руководителя управления по штатной расстановке в следующих отделах: правовой отдел. Отдел налогообложения, контрольный отдел №, контрольный отдел №, на совещании решили согласиться с предложениями начальников отделов (заместителей начальников отделов) о внесении изменений в штатное расписание по соответствующим должностям. Решили согласиться с предложенной штатной расстановкой в отделах, отделу кадров и безопасности подготовить предложения по сокращению должностей и предложения по замещению должностей работникам юридического отдела, отдела по досудебному урегулированию налоговых споров, контрольного отдела, отдела налогообложения.
Протокол № от ДД.ММ.ГГГГ зафиксировал совещание по вопросам организационно-штатных мероприятий, где была представлена информация, что с предупреждением о сокращении должности ознакомилось 37 сотрудников из 43, подписали предложения о замещении должности – 28 человек. Отказались от замещения предложенной должности 3 сотрудника. При решении вопроса о проведении организационно-штатных мероприятий в связи с изменением структуры управления не предусматривалось увольнение по сокращению. Рассматривался вопрос о предложении всем сотрудникам должности в соответствии с изменением функций отделов и имеющейся квалификации. В связи с возникшим вопросом о несогласии сотрудников управления с замещением предложенной должности и возможным увольнением сотрудников по сокращению штата. Решили направить запросы в другие государственные органы по вопросу трудоустройства сотрудников. Направить сообщение в службу занятости по установленной форме, направить сообщение в профсоюзный комитет УФНС России по ТО. Отделу кадров и безопасности подготовить список вакантных должностей управления для оформления предложений сотрудникам управления, несогласным с замещением предложенной должности.
Из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что были рассмотрены ответы на запросы о вакантных должностях из других государственных органов, оформлено предложение о замещении должности по списку вакантных должностей управления и ИФНС России по г. Томску сотрудниками, не согласными с замещением предложенной должности, доведена информация о наличии вакансий в филиале ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России в Томской области.
Протокол № от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует о совещание по вопросам организационно-штатных мероприятий, в котором указано, что ФИО1 выразила желание подумать над предложением в течение 2 месяцев, поставив подпись ознакомления с предложением ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ К-ных отсутствует в связи с временной нетрудоспособностью, решено оформить список вакантных должностей в УФНС России по ТО, включив в него должность главного государственного налогового инспектора аналитического отдела. Сделать предложение о замещении должности по списку вакантных должностей управления сотрудникам, не согласным с замещением ранее предложенной должности, запросить список вакантных должностей в ИФНС России по г. Томску и предложить их замещение.
Из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на совещание по вопросам организационно-штатных мероприятий, решили запросить список вакантных должностей в ИФНС России по г. Томску по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Оформить список вакантных должностей в УФНС России по ТО по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и сделать предложение о замещении должности по выбору из списка вакантных должностей управления и ИФНС России по г. Томску ФИО6 и ФИО7 перед проведением процедуры увольнения. ФИО8 и ФИО1 сделать предложение о замещении должности по выбору из списка вакантных должностей управления и ИФНС России по г. Томску после окончания периода временной нетрудоспособности.
Таким образом, суд считает, что работодателем представлены доказательства, подтверждающие, что после предупреждения о высвобождении государственному гражданскому служащему – истцу предлагались вакантные должности в этом государственном органе и в других государственных органах (ИФНС России по г. Томску, филиал ФКУ «...»), но истец отказалась от предложенной работы, в связи с чем, ответчик выполнил свои обязанности закрепленные в законодательстве.
ФИО1 было предоставлено 2 месяца и 16 дней, в течение которых представитель нанимателя 6 раз делал предложения о замещении вакантных должностей (т.1 л.д. 249-252 т.2 л.д. 1-5), предпринимая усилия для сохранения истца на гражданской службе. ФИО1 отказалась от замещения предложенных должностей и, воспользовавшись двухмесячным сроком, представила документы для участия в конкурсе на должность председателя ... т.е. в полной мере реализовала предоставленную работодателем возможность поиска нового места работы и трудоустройства.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ представитель нанимателя неукоснительно соблюдал перед ФИО1 предусмотренные служебным контрактом обязательства, в т.ч. по оплате труда и обеспечению надлежащих условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей. Кроме того, перед увольнением ФИО1 был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск и выплачена материальная помощь, что также подтверждалось истцом в судебном заседании.
Согласно ч. 7 ст. 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.
В силу закона перечисленные основания для признания преимущественного права должны быть в совокупности.
Доводы истца и её представителя о том, что не учтено ее преимущественное право оставления на работе, суд признает несостоятельными.
Так, в суде истец пояснила, что она имела преимущественное право на оставление на работе по отношению к другим работникам, в частности к К., который был назначен начальником правового отдела.
Однако, доводы истицы в этой части, по мнению суда, не заслуживают внимания.
В связи с фактическим сокращением отдельных должностей и отделов определение кандидатов на сокращение, работников, имеющих преимущественное право для оставления на замещаемых ими должностях, а также предложение иных должностей государственной гражданской службы рассматривалось коллегиально.
Протокол заседания 3 группы экспертов по комплексной оценке федеральных государственных гражданских служащих Управления Федеральной налоговой службы по Томской области от 26 октября 2013 № 3. Приложением № 1 к Приказу ФНС России от 16 июля 2012 «О квалификационных требованиях к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими центрального аппарата и территориальных органов Федеральной налоговой службы» (Зарегистрирован в Минюсте России 04 сентября 2012 № 25355) установлены квалификационные требования к профессиональным навыкам лиц, претендующих на замещение ведущей группы должностей федеральной государственной гражданской службы категории "руководители", к которой относятся должности начальников, заместителей начальников отделов. Так в соответствии с п. 1.4 данного приложения необходимо иметь навыки работы в сфере, соответствующей направлению деятельности структурного подразделения. ФИО1 не имеет никакого опыта и навыков работы по направлениям деятельности отдела контрольной работы, отдела налогообложения, аналитического отдела и любого иного, за исключением юридического. При указании количества курсов повышения квалификации, которые прошли К и ФИО1, Управление руководствовалось требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2008 № 362 «Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации». В частности учитывалось, что освоение гражданскими служащими образовательных программ повышения квалификации завершается обязательной государственной итоговой аттестацией, по результатам которой выдаются документы государственного образца - удостоверение о краткосрочном повышении квалификации или свидетельство о повышении квалификации (пункты 20, 21 требований).
Так утверждение истца о том, что она обладает достаточными навыками для того, чтобы возглавить не только правовой отдел Управления, но и отдел налогообложения или контрольный отдел противоречит действующему законодательству.
Приложением № 1 к Приказу ФНС России от 16 июля 2012 № ММВ-7-4/500@ (зарегистрирован в Минюсте России 04 сентября 2012 № 25355) установлены квалификационные требования к профессиональным навыкам лиц, претендующих на замещение ведущей группы должностей федеральной государственной гражданской службы категории «руководители», к которой относятся должности начальников, заместителей начальников отделов.
В соответствии с п. 1.4 данного приложения необходимо иметь навыки работы в сфере, соответствующей направлению деятельности структурного подразделения.
Из Положения о контрольном отделе № 1 Управления, Положения о контрольном отделе № 2 Управления, Положения об отделе налогообложения Управления следует, что их основными задачами являются: мониторинг, обобщение и анализ результатов контрольной работы налоговых органов, в том числе по крупнейшим налогоплательщика; осуществление предпроверочного анализа налогоплательщиков, планирование и координация проведения налоговых проверок; анализ сделок, подпадающих под критерии контролируемых сделок (трансфертное ценообразование); контроль за обоснованность возмещения налога на добавленную стоимость; организация валютного контроля; координация контрольной работы за соблюдением законодательства и требований к контрольно-кассовой технике; общее методическое руководство по всем налогам и т.д.
Суду не представлено доказательств, что ФИО1 имеет навыки работы в указанных направлениях.
На ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и К. имели высшее профессиональное ( юридическое) образование, стаж работы в налоговых органах более 16 лет, оба неоднократно повышали квалификацию и поощрялись за достижения в службе.
При рассмотрении данного вопроса учитывалось: производительность труда, образование, повышение квалификации, стаж гражданской службы всего, в том числе стаж работы в налоговом органе, служебные характеристики от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ на ФИО1 и от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ на К оценочные листы от ДД.ММ.ГГГГ подписанные группой экспертов, служебная записка о количестве исходящих документов юридического отдела и отдела по досудебному урегулированию налоговых споров за ДД.ММ.ГГГГ
Кроме того, рассматривались результаты комплексной оценки государственного гражданского служащего, в соответствии с приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ № № проходившей в Управлении ДД.ММ.ГГГГ. Так же учитывались периоды прохождения курсов повышения квалификации, как истца, так и К и поощрения за успехи в работе. Учитывая, что правовой отдел осуществляет функции не только по общему правовому сопровождению деятельности Управления, но и по досудебному урегулированию налоговых споров, согласование кандидатуры начальника такого отдела с ФНС России является обязательным. К прошел согласование еще ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 такое согласование не проходила.
Таким образом, установлено, что вопрос о преимущественном праве истицы был рассмотрен надлежащим образом.
ДД.ММ.ГГГГ приказом УФНС России по Томской области № были назначены на должности начальники: правового отдела, контрольного отдела №, контрольного отдела №, отдела налогообложения, на данный момент истец находилась на больничном, предупреждена о сокращении должности была только ДД.ММ.ГГГГ, что ей подтверждено в судебном заседании.
Анализируя предоставленные УФНС России по Томской области сведения, суд считает, что у истицы не было преимущественного права оставления ее на работе. Доказательств обратного, ею предоставлено не было.
Принятие решения о сокращении численности и штата относится к компетенции работодателя. Право определять численность и штат работников принадлежит работодателю. Составление и утверждение штатного расписания относится также к компетенции руководителей организации, и не может являться предметом судебного исследования.
Реализуя закрепленные Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст. 34; ч. 2 ст. 35) права, работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала), обеспечивая при этом в соответствии с требованиями ст. 37 Конституции Российской Федерации закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников.
Таким образом, суд приходит к выводу, что должность истца была сокращена, (что следует из штатного расписания от ДД.ММ.ГГГГ, и подтверждалось истцом в судебном заседании), ей были предложены вакантные должности, от замещения которых она отказалась, преимущественного права оставления истца на работе не имелось, поэтому оснований для признания увольнения незаконным, признании истца подвергнутым дискриминации в сфере труда, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула не имеется.
Поскольку нарушений трудовых прав истца со стороны работодателя не установлено, суд также отказывает в удовлетворении требования о компенсации морального вреда.
Учитывая изложенное руководствуясь ст.ст. 191-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Федеральной налоговой службы по Томской области о признании незаконным увольнения в должности начальника юридического отдела в связи с сокращением, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, отказать
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца через Советский районный суд г. Томска.
Судья О.В. Васильковская