ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2532/2017 от 27.07.2017 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2-2532/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Свердловский районный суд г. Костромы в составе

Судьи Комисаровой Е.А.,

При секретаре Корневой Л.П.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к УМВД России по Костромской области о взыскании заработной платы, денежной компенсации за задержку выплат, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда,

Установил

ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным иском, в котором указала, что она работает в ликвидационной комиссии УФМС России по Костромской области с <дата> года заместителем председателя ликвидационной комиссии в должности начальника отдела финансового обеспечения УФМС России по Костромской области. За период с <дата> года по <дата> года ей не выплачена заработная плата.

Указом Президента РФ от <дата> Федеральная миграционная служба упразднена, ее функции и полномочия переданы Министерству внутренних дел РФ.

Во исполнение Указа Президента РФ Правительством РФ принято распоряжение от <дата>-р в рамках которого <дата> утверждены составы ликвидационных комиссий ФМС России и ее территориальных органов.

Приказом УФМС России по Костромской области от <дата> она была уволена на основании пункта 8.3 части 1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ от <дата> «О государственной гражданской службе».

Распоряжением Правительства РФ от <дата> продлен срок ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России, установленный распоряжением Правительства РФ от <дата>, которым МВД России определено федеральным органом исполнительной власти, ответственным за проведение ликвидационных мероприятий. В соответствии с п. 4 распоряжения финансовое обеспечение расходов, связанных с мероприятиями, предусмотренными распоряжением произвести в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных МВД России в федеральном бюджете.

В рамках исполнения распоряжения приказом от <дата> л/с отменены пункты приказа УФМС России по Костромской области от <дата> в части, касающейся ее увольнения из ликвидационной комиссии.

В связи с невыплатой ответчиком заработной платы она была лишена средств к существованию, вынуждена была изыскивать денежные средства на жизнь и переживала по этому поводу, чем ей причинен моральный вред. Просит взыскать с ответчика задолженность по заработной плате в размере ... руб., денежную компенсацию за задержку выплаты заработной платы ... руб., компенсацию морального вреда ... рублей.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечена Ликвидационная комиссия ФМС России.

В ходе рассмотрения дела истец требования уточнила и просила взыскать задолженность по заработной плате за период с <дата> по <дата> в сумме ... руб., компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении за ... дня ... руб., компенсацию морального вреда ... рублей, денежную компенсацию за задержку выплаты заработной платы на <дата> в сумме ... руб., а начиная с <дата> по день фактического расчета. Произвести отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное, медицинское страхование, а также исчислить и удержать налог на доходы физических лиц в соответствии с действующим законодательством.

В судебном заседании истица и ее представитель требования поддержали в соответствии с иском и дополнительными письменными пояснениями, указав, что УМВД России по Костромской области обязано сохранить и выплатить ей заработную плату, на которую она была вправе рассчитывать как государственный гражданский служащий УФМС России по Костромской области.

Представитель УМВД России по Костромской области иск не признала, указав, что ФИО1 единственная кто не был уволен с государственной гражданской службы с <дата> года, когда все функции миграционной службы перешли к МВД. Она отказалась продолжить работу в ликвидационной комиссии на основании гражданско-правового договора, УМВД России по Костромской области бюджетные средства на оплату труда работников, не являющихся сотрудниками УМВД не выделяются, кроме того истица как государственный гражданский служащий не вправе получать доход по иному месту работы, в частности работая в ликвидационной комиссии. Не согласны с расчетом истца суммы задолженности по заработной плате.

Третье лицо Ликвидационная комиссия ФМС России явку представителя не обеспечило, о дне слушания дела извещены.

Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему.

Конституцией РФ (ст. 37) закреплено, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, а также на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

В соответствии со ст. 2 ТК РФ, одними из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, признаются: обеспечение права каждого на труд; равенство прав работников, обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включаю судебную защиту.

Согласно ст. 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы. Данному положению корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные настоящим Кодексом - не реже, чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором. При прекращении трудовых отношений выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения (ст.ст. 22, 136, 140 ТК РФ).

В силу ст. 236 ТК РФ, при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

Согласно ч. 1 ст. 127 ТК РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

Как установлено в судебном заседании, ФИО1 в период с <дата> по <дата> проходила государственную гражданскую службу в Управлении Федеральной миграционной службы по Костромской области.

С <дата> назначена на должность государственной гражданской службы - начальник отдела финансового обеспечения.

Приказом УФМС от <дата> л/с ФИО1 была освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволена с государственной гражданской службы по пункту 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона от <дата> № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (упразднение государственного органа) <дата>.

В целях совершенствования государственного управления в сфере миграции Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016г № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» Федеральная миграционная служба была упразднена, функции и полномочия ФМС России переданы Министерству внутренних дел Российской Федерации, соответственно, МВД России является правопреемником упраздняемой ФМС России, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.

В соответствии с требованиями Распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.05.2016г срок ликвидационных мероприятий ФМС России определен по 31 декабря 2016 года. Минфину России было предписано предусмотреть финансирование мероприятий по реализации данного распоряжения, в том числе по сохранению денежного довольствия (денежного содержания, заработной платы) и социальных гарантий, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, МВД России и ФМС России, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированным к ФМС России, федеральным государственным гражданским служащим и работникам упраздняемой ФМС России, включаемым в состав ликвидационных комиссий ФМС России и ее территориальных органов, по ранее занимаемым ими должностям до завершения ликвидационных мероприятий.

Распоряжением ФМС России от 26 августа 2016г в целях обеспечения деятельности ликвидационной комиссии УФМС по Костромской области, состав которой утвержден распоряжением ФМС России от 01 июня 2016 года поручено назначить ФИО1 заместителем председателя ликвидационной комиссии УФМС по Костромской области.

В соответствии с приказом УФМС по Костромской области от 29 декабря 2016 года для завершения ликвидационных мероприятий по упразднению УФМС по Костромской области отменен приказ от 15 декабря 2016 года в части расторжения служебного контракта, освобождения от замещения должности государственной гражданской службы и увольнения с государственной гражданской службы советника государственной гражданской службы РФ 3 класса начальника отдела финансового обеспечения, 31 декабря 2016 года ФИО1

ФИО1 являлась членом ликвидационной комиссии УФМС, выполняла должностные обязанности по ранее занимаемой должности до своего увольнения 12 мая 2017 года.

12 мая 2017 года Единый государственный реестра юридических лиц внесена запись о ликвидации УФМС России по Костромской области.

Однако выполняя вышеуказанные функции ФИО1 заработную плату с 01 января 2017 года по 12 мая 2017 года не получала, что не оспаривалось ответчиком.

В соответствии с требованиями статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ оплата труда государственного служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Статьей 52 Федерального закона № 79-ФЗ закреплена основная государственная гарантия для обеспечения правовой и социальной защищенности гражданского служащего, повышения мотивации эффективного исполнения им своих должностных обязанностей и в порядке компенсации ограничений, установленных этим законом и другими федеральными законами, гражданскому служащему гарантируется право на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания. Финансирование федеральной гражданской службы осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом нормативно-правовыми актами Российской Федерации (статья 65 Федерального закона №79-ФЗ). В федеральном бюджете на 2017 год расходы на содержание ФМС России с 01 января 2017 года не предусмотрены, В связи с этим осуществить причитающиеся выплаты членам ликвидационной комиссии за счет средств УФМС или ФМС России не представлялось возможным.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2016г -р срок завершения ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России, установленный распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.05.2016г -р, был продлен до <дата>. Финансовое обеспечение расходов, связанных с мероприятиями, предусмотренными этим распоряжением, должны производиться в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных МВД России в федеральном бюджете.

При таких обстоятельствах суд полагает, что УМВД России по Костромской области является надлежащим ответчиком по делу.

В соответствии с ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

В соответствии с п. 5 Распоряжения Правительства РФ от <дата>-р «Об отнесении к ведению МВД России организаций, находившихся в ведении ФМС России» Минфину России поручено предусмотреть финансирование мероприятий по реализации настоящего распоряжения, в том числе по сохранению денежного довольствия (денежного содержания, заработной платы) и социальных гарантий, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской федерации, МВД России и ФМС России, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированным к ФМС России, федеральным государственным гражданским служащим и работникам упраздняемой ФМС России, включенным в состав ликвидационных комиссий ФМС России и ее территориальных органов по ранее занимаемым ими должностям до завершения ликвидационных мероприятий.

Таким образом УМВД России по Костромской области обязано было сохранить и выплачивать установленное истице денежное содержание по должности государственного гражданского служащего в период с <дата> по <дата>.

Заработная плата ФИО1, как следует из материалов дела, состояли из ежемесячный оклад гражданского служащего в соответствии с замещаемой должностью - ... руб., ежемесячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным классным чином (советник государственной гражданской службы 3 класса) - ... рублей, ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет ...%) - ... рублей, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы (...%) - ... рубля, ежемесячное денежное поощрение ...%) - ... рубля, ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (...%) - ... руб., премия ежемесячная (...%), предусмотренная Положением о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы, порядке премирования, выплаты материальной помощи, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска федеральным государственным гражданским служащим УФМС России по Костромской области, утвержденным приказом УФМС России по Костромской области от <дата>... руб.

При увольнении расчет с работником произведен не был, в том числе не выплачена компенсация за неиспользованный отпуск за 15,33 дней. Как следует из материалов дела размер невыплаченного денежного содержания ФИО1 за период с <дата>г по <дата>г составил ... руб., из которых:

-... руб. - денежное содержание за январь 2017г

- ... руб. - денежное содержание за февраль 2017г

... руб. - денежное содержание за март 2017г

- ... руб. - денежное содержание за апрель 2017г

- ... руб. - денежное содержание за май 2017г.

... руб. - компенсация за неиспользованный отпуск за 15,33 дня (за период с <дата> по <дата>г).

Суд не учитывает в расчете невыплаченного денежного содержания стимулирующую ежемесячную выплату в размере 30 000 рублей по следующим основаниям.

В соответствии с Распоряжением председателя ликвидационной комиссии ФМС России от <дата> в целях материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих и работников, исполняющих обязанности председателей и заместителей председателей ликвидационных территориальных органов ФМС России, производить с <дата> ежемесячную выплату в следующих размерах: заместитель председателя ликвидационой комиссии ... рублей.

Во исполнение указанного Распоряжения был издан приказ <дата>. Согласно Приказа председателя ликвидационной комиссии ФМС России от <дата> л/с премирование, предусмотренное настоящим приказом, осуществлять за счет экономии в пределах средств, выделяемых территориальному органу ФМС России и пропорционально отработанному времени.

При таких обстоятельствах суд считает, что указанная стимулирующая выплата была установлена локальным актом ФМС России, не относящимся к нормативно-правовым актам, связана была непосредственно с деятельностью членов ликвидационных комиссий, а не государственных гражданских служащих, источником средств на ее выплату не являлись специально выделенные органу средства на выплату денежного содержания, стимулирующая выплата выплачивалась за счет средств экономии.

С учетом данных обстоятельств, а также, исходя из смысла Распоряжения Правительства РФ от <дата>-р «Об отнесении к ведению МВД России организаций, находившихся в ведении ФМС России», суд полагает, что вышеуказанная стимулирующая выплата не входит в объем денежного довольствия (денежного содержания, заработной платы), который должен быть сохранен государственным гражданским служащим и работникам упраздняемой ФМС России, включенным в состав ликвидационных комиссий ФМС России и ее территориальных органов по ранее занимаемым ими должностям до завершения ликвидационных мероприятий. В связи с чем у УМВД России по Костромской области не возникло обязанности по выплате истице указанных сумм за период с <дата> по <дата>.

В соответствии со статьей 236 ТК РФ, при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центробанка РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

Принимая во внимание, что заработная плата работнику при увольнении не была выплачена, равно как и в период работы до <дата>г, фактически до настоящего времени ответчик не произвел со ФИО1 расчет, суд находит, что ответчиком были нарушены сроки выплаты заработной платы, а потому он должен нести ответственность в виде уплаты процентов, которые в денежном выражении за весь период невыплаты (с <дата> по <дата>), согласно представленному истицей расчету (за исключением суммы стимулирующей выплаты), не опровергнутому ответчиком, составляют ... руб.

Указанная сумма, а также задолженность по заработной плате - ... руб. в полном объеме подлежат взысканию с УМВД России по Костромской области. Кроме того в соответствии с положениями ст. 236 ТК РФ с УМВД России по Костромской области подлежит взысканию денежная компенсация за задержку выплаты заработной платы, начиная с <дата> в размере ... действующей в это время ключевой ставки Центробанка РФ от невыплаченных сумм по день фактического расчета включительно.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В силу ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Учитывая, что ответчиком в результате невыплаты заработной платы при увольнении, невыдачи ему всех причитающихся при увольнении выплат, были нарушены ее трудовые права, учитывая степень вины ответчика, не представившего доказательств, подтверждающих уважительность причин невыплаты заработной платы, компенсации за неиспользованный отпуск, учитывая требования разумности и справедливости, а также степень физических и нравственных страданий, причиненных истице нарушением ее трудовых прав, суд считает необходимым частично удовлетворить исковые требования ФИО1, взыскав с работодателя в ее пользу в качестве компенсации морального вреда ... рублей. Требуемую истицей сумму в размере ... руб. суд находит завышенной.

В силу ст. 211 ГПК РФ решение суда о выплате заработной платы в течение 3 месяцев в сумме ... руб. (... руб.х3)подлежит немедленному исполнению.

Что касается требований истца о возложении на ответчика обязанности произвести отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное, медицинское страхование, а также исчислить и удержать налог на доходы физических лиц в соответствии с действующим законодательством суд полагает необходимым отметить следующее.

Удержание подоходного налога в соответствии с действующим законодательством должно производиться при исполнении решения суда.

В соответствии с п. 1 ст. 226 Налогового кодекса РФ российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 Налогового кодекса РФ с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Указанные в абзаце первом настоящего пункта лица именуются в настоящей главе налоговыми агентами.

Ответчик является налоговым агентом, обязанным удерживать у истца налог на доходы физических лиц с его доходов, полученных от общества, согласно ст. 226 Налогового кодекса РФ.

Согласно п. 4 ст. 226 Налогового кодекса РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплаты.

Поскольку из содержания приведенных положений Налогового кодекса РФ следует, что суд не относится к налоговым агентам и при исчислении заработной платы в судебном порядке не вправе удерживать с работника налог на доходы физических лиц, взыскиваемые судом суммы заработной платы подлежат налогообложению в общем порядке.

Аналогичные положения предусмотрены в части уплаты работодателем страховых взносов.

С учетом того, что обязанность работодателя по уплате страховых взносов и удержанию НДФЛ не является предметом настоящего спора, какого-либо спора в указанной части не возникло и данная обязанность возникает у работодателя в силу закона, настоящий вопрос не рассматривается судом как самостоятельное исковое требование, которое требует принятия какого-либо решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л

Взыскать с УМВД России по Костромской области в пользу ФИО1 сумму невыплаченного денежного содержания за период с <дата> по <дата> в размере ... руб. ... коп., компенсацию за задержку выплат в размере ... руб.... коп., в качестве компенсации морального вреда ... рублей, а всего ... рублей ... копеек.

Взыскать денежную компенсацию за задержку выплаты заработной платы, начиная с <дата> в размере ... действующей в это время ключевой ставки Центробанка РФ от невыплаченных сумм по день фактического расчета включительно.

Решение суда о выплате заработной платы в течение 3 месяцев (январь, февраль, март 2017 года) в сумме ... руб. подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение месяца через Свердловский районный суд г. Костромы.

Судья

Решение суда в окончательной форме изготовлено 10 августа 2017 года