ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2533/2015 от 15.12.2015 Салехардского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 декабря 2015 года г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи: Щ.Т.Ю.

с участием прокурора: О.К.К.,

при секретаре судебного заседания: У.Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению И.А.В. к департаменту транспорта и дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа о признании незаконным и отмене приказа об увольнении, восстановлении в должности государственной гражданской службы, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Истец И.А.В. обратился в суд с иском к департаменту

транспорта и дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа (далее также - департамент) о признании незаконным и отмене приказа об увольнении от ДД.ММ.ГГГГ, восстановлении в должности государственной гражданской службы, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула в сумме 203 281 рубль и взыскании компенсации морального вреда в размере 2 000 000 рублей, мотивируя свои требования тем, что на основании служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ он проходил государственную гражданскую службу Ямало-Ненецкого автономного округа и замещал должность государственной гражданского службы Ямало-Ненецкого автономного округа - начальника управления транспорта.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ истец уволен со службы, служебный контракт с ним расторгнут, он освобождён от замещаемой должности государственной гражданской службы Ямало-Ненецкого автономного округа и уволен с должности начальника управления транспорта, ДД.ММ.ГГГГ, в связи с сокращением должности государственной гражданской службы в департаменте, пункт 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Однако истец утверждает, что сокращения должности государственной гражданской службы фактически не было, что подтверждено штатным расписанием, в котором сохранена должность начальника управления транспорта.

В результате незаконного увольнения со службы ему также причинён моральный вред, поскольку увольнение произошло в тот период, когда его супруга находилась на последнем месяце беременности, что усиливало морально-эмоциональные переживания, кроме того, у него возникли проблемы со здоровьем.

В судебном заседании истец И.А.В. на удовлетворении исковых требований настаивал по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении, при этом не настаивал на взыскании денежных средств за время вынужденного прогула.

Представитель истца К.С.А., действующий по доверенности, поддержал доводы и основания исковых требований в полном объёме.

Представители ответчика П.С.А. и Т.С.В., действующие на основании доверенностей, полагали требования иска не подлежащими удовлетворению, настаивая на том, что в результате проводимых в департаменте организационно-штатных мероприятий должность начальника управления транспорта подлежала сокращению с ДД.ММ.ГГГГ, указав также, что при проведении процедуры сокращения представителем нанимателя нарушений не допущено.

Заслушав объяснения истца и его представителя, представителей ответчика, а также заключение прокурора, полагавшего требования иска подлежащими удовлетворению в части восстановления истца в должности государственной гражданской службы и взыскании компенсации морального вреда, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, её прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О государственной гражданской службе», Федеральный закон № 79-ФЗ).

Вопросы организации государственной гражданской службы Ямало-Ненецкого автономного округа, правовое положение государственных гражданских служащих автономного округа и финансово-экономические основы государственной гражданской службы автономного округа регулируются Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 марта 2005 года № 26-ЗАО «О государственной гражданской службе Ямало-Ненецкого автономного округа» (далее - Закон ЯНАО «О государственной гражданской службе»).

В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О государственной гражданской службе» регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется: Конституцией Российской Федерации; Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации»; названным выше Федеральным законом; другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы; указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации; нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами государственных органов.

Вместе с тем, в соответствии с частью 7 статьи 11 Трудового кодекса РФ на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Те же положения закреплены в статье 73 Федерального закона «О государственной гражданской службе».

Исходя из смысла статьи 13 Федерального закона № 79-ФЗ, гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счёт средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

Аналогичные положения закреплены в статье 11 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа «О государственной гражданской службе».

В судебном заседании при рассмотрении настоящего гражданского дела установлено, что приказом департамента транспорта и дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГИ.А.В. назначен на должность государственной гражданской службы Ямало-Ненецкого автономного округа - начальника управления транспорта, с освобождением его от ранее замещаемой должности главного специалиста сектора автомобильного и железнодорожного транспорта управления транспорта, что явилось основанием для заключения сторонами служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ и последующих дополнительных соглашений к нему.

Указанная должность учреждена в целях обеспечения исполнения полномочий департамента транспорта и дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа.

Пункт 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе» предусматривает, что служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.

Судом установлено, что приказом и.о. директора департамента транспорта и дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ с И.А.В. расторгнут срочный служебный контракт, истец освобождён от замещаемой должности государственной гражданской службы Ямало-Ненецкого автономного округа и уволен с государственной гражданской службы Ямало-Ненецкого автономного округа - начальника управления транспорта, ДД.ММ.ГГГГ, в связи с сокращением должности государственной гражданской службы в департаменте, пункт 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Основанием для увольнения И.А.В. послужило штатное расписание департамента на ДД.ММ.ГГГГ и уведомление от ДД.ММ.ГГГГ.

Отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении должностей гражданской службы, урегулированы положениями статьи 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе».

Так, согласно части 1 приведённой статьи, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом:

1) уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки;

2) уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования соответствующего направлению деятельности по данной должности гражданской службы.

В соответствии с частью 2 названной статьи Закона, о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

В течение срока, указанного в части 2 указанной статьи, в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих в соответствии со статьёй 48 названного Федерального закона. По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе (часть 3).

Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности (часть 4).

Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учётом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 5).

В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 приведённого Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона (часть 6).

Такие же положения содержатся в статье 30 Закона ЯНАО «О государственной гражданской службе ЯНАО».

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что начальник управления транспорта департамента И.А.В. представителем нанимателя ДД.ММ.ГГГГ уведомлён под роспись о предстоящем увольнении в связи с сокращением занимаемой им должности государственной гражданской службы автономного округа.Из представленных стороной ответчика письменных доказательств следует, что в соответствии с постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменения в структуру департамента транспорта и дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа» в департаменте проведены организационно-штатные мероприятия, в результате которых претерпели изменения функции некоторых секторов, отделов и управлений, в связи с чем, приказом департамента от ДД.ММ.ГГГГ утверждено новое штатное расписание, с вступлением в силу указанных изменений с ДД.ММ.ГГГГ. Однако правовой акт о сокращении должностей в департаменте в связи с изменением структуры и штатного расписания не издан. Статья 12 Федерального закона «О государственной гражданской службе» определяет квалификационные требования к должностям гражданской службы. Согласно части 1 приведённой статьи, в число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа с учётом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего (часть 6). Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в департаменте издан приказ «О квалификационных требованиях к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей по должностям государственной гражданской службы Ямало-Ненецкого автономного округа в департаменте транспорта и дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа», и на его основании приказом начальника департамента от ДД.ММ.ГГГГ утверждён новый должностной регламент начальника управления транспорта департамента, где изменены квалификационные требования к должности начальника управления транспорта в части необходимого профессионального образования, а также о частичном изменении должностных обязанностей по указанной должности. В соответствии со статьей 394 Трудового кодекса Российской Федерации увольнение признается законным при наличии законного основания увольнения и с соблюдением установленного трудовым законодательством порядка увольнения. При этом, исходя из руководящих разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении Пленума №2 от 17 марта 2004 года «О практике применения судами общей юрисдикции Трудового кодекса Российской Федерации», - обязанность доказать законность основания и соблюдения порядка увольнения возлагается на работодателя. Реализуя закрепленные Конституцией Российской Федерации (статья 34, часть 1; статья 35, часть 2) права, работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала), но в обязательном и неукоснительном порядке обеспечивая при этом в соответствии с требованиями статьи 37 Конституции Российской Федерации закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников. Однако, представителями ответчика не приведено убедительных, достоверных и допустимых доказательств, которые могли бы свидетельствовать о наличии законных оснований для изменения квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, а также для исключения из квалификационных требований в отношении должности начальника управления транспорта тех специальностей, по которым у И.А.В. имеется высшее профессиональное образование, и напротив - включения в квалификационные требования имеющегося у принятой на должность начальника управления транспорта И.М.В. профессионального образования - по специальности «Бухгалтерский учёт и аудит», ранее состоящей в должности заместителя начальника управления - начальника отдела разработки и реализации программ управления экономики и финансов департамента. Таким образом, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в департаменте должность начальника управления транспорта исполняли И.А.В. и И.М.В. Более того, из материалов дела не следует об изменении целей, задач и функций государственного органа. Исходя из установленных фактических обстоятельств дела, суд находит, что исследованные судом письменные доказательства бесспорно подтверждают, что должность начальника управления транспорта, замещаемая И.А.В., значилась как в прежнем, так и в новом штатном расписании, что свидетельствует о мнимом сокращении указанной должности, а само управление транспорта входило в как в прежнюю, так в действующую структуру департамента, что, безусловно свидетельствует о том, что фактического (действительного) сокращения должности не произошло. Также в ходе судебного заседания установлено, что И.А.В. имеет два высших профессиональных образования: по квалификации «Инженер» и специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство», а также по квалификации «Экономист-менеджер» и специальности «Экономика и управление на предприятии (транспорт)», при этом должность начальника управления транспорта замещал с ДД.ММ.ГГГГ, общий стаж работы и по специальности составляет более 14 лет. Тогда как доводы стороны ответчика от отсутствии у истца навыков, знаний и умений для решения вопросов и выполнения задач, связанных с реализацией проекта строительства Северного широтного хода и развития Арктики, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела. Кроме того, представителем нанимателя в нарушение требований действующего законодательства вопросы по определению преимущественного права на замещение должности гражданской службы, не разрешались. Между тем, судом установлено и стороной ответчика не оспорено, что И.А.В. при сокращении предложено продолжить профессиональные служебные отношения в департаменте лишь в должности главного специалиста отдела развития дорожного комплекса и автомобильного транспорта управления дорожного хозяйства и автомобильного транспорта департамента, однако в данной части ответчиком также допущены явные (очевидные) нарушения требований части 5 статьи 31 Закона о государственной гражданской службе - а именно, И.А.В. не предложены все вакантные должности гражданской службы с учётом категории и группы замещаемой должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы (всего 9 таких должностей), Данное обстоятельство не оспаривалось самими представителями ответчика, и указанное квалифицируется судом как нарушение процедуры увольнения, что является самостоятельным основанием для восстановления истца в ранее занимаемой должности государственной гражданской службы.Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что при проведении организационно-штатных мероприятий и сокращении истца с должности начальника управления транспорта ответчиком грубо проигнорированы императивные требования как федерального, так и регионального законодательства, что повлекло нарушение прав государственного гражданского служащего Ямало-Ненецкого автономного округа. Иные доводы представителей ответчика не подлежат удовлетворению судом, поскольку противоречат материалам дела, и не основаны на требованиях закона.С учётом вышеперечисленных и установленных судом обстоятельств, суд находит приказ департамента от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, а потому подлежащим отмене, что свидетельствует о наличии предусмотренных действующим законодательством оснований для восстановления истца на государственной гражданской службе в должности начальника управления транспорта. При рассмотрении настоящего гражданского дела суд также учитывает разъяснения, содержащиеся в пункте 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года «О практике применения судами общей юрисдикции Трудового кодекса Российской Федерации», согласно которым, при взыскании среднего заработка в пользу работника, восстановленного на прежней работе, или в случае признания его увольнения незаконным выплаченное ему выходное пособие подлежит зачету. Согласно приказу и.о. директора департамента транспорта и дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ при расторжении с И.А.В. срочного служебного контракта и увольнении с государственной гражданской службы Ямало-Ненецкого автономного округа, истцу выплачена компенсация в соответствии с частями 3.1, 3.2 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания) в сумме 833 449 рублей 88 копеек, которая подлежит зачёту в размер денежного содержания за время вынужденного прогула.

В соответствии со статьёй 3 Трудового кодекса РФ лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.

Согласно статье 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Специальным законом, а именно частью 16 статьи 70 Федерального закона «О государственной гражданской службе» предусмотрено, что в случаях освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы по основаниям, не предусмотренным названным Федеральным законом, или с нарушением установленного порядка освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы либо в случае незаконного перевода на иную должность гражданской службы суд вправе по письменному заявлению гражданского служащего вынести решение о возмещении в денежном выражении причиненного ему морального вреда. Размер возмещения определяется судом.

С учётом установленных судом обстоятельств и степени нравственных страданий И.А.В., связанных с необоснованными увольнением с государственной гражданской службы Ямало-Ненецкого автономного округа и лишением возможности истца трудиться, нахождением на больничном, необходимостью защищать свои нарушенные представителем нанимателя права, а также иных заслуживающих внимание обстоятельств, суд полагает адекватным, обоснованным, соответствующим требованиям разумности и справедливости размер компенсации морального вреда в сумме 40 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным и отменить приказ от ДД.ММ.ГГГГ департамента транспорта и дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа о расторжении срочного служебного контракта, освобождении от замещаемой должности государственной гражданской службы Ямало-Ненецкого автономного округа и увольнении с государственной гражданской службы Ямало-Ненецкого автономного округа И.А.В., начальника управления транспорта, ДД.ММ.ГГГГ, в связи с сокращением должности государственной гражданской службы в департаменте, пункт 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Восстановить И.А.В. в должности государственной гражданской службы Ямало-Ненецкого автономного округа - начальника управления транспорта департамента транспорта и дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа, с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение суда в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению.

Взыскать с департамента транспорта и дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа в пользу И.А.В. компенсацию морального вреда в размере 40 000 рублей.

В удовлетворении исковых требований о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула - отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы, прокурором представления через Салехардский городской суд.

Председательствующий Щ.Т.Ю.