ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2534 от 03.10.2013 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

 Дело № 2- 2534;2535-13

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 03 октября 2013 года Центральный районный суд г.Читы в составе:
председательствующего судьи             Калашниковой Т.А.,

 при секретаре                          Панковой Е.Д.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, Комитету образования администрации городского округа «Город Чита» о восстановлении срока для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, о признании распоряжения незаконным и понуждении произвести действия,

 Установил:

 ФИО1 обратился с вышеназванном иском в суд мотивируя его следующим. В ДД.ММ.ГГГГ году его родители были лишены родительских прав и с этого времени он находился под опекой своей бабушки ФИО2 и он проживал совместно с ней. В ДД.ММ.ГГГГ году после смерти дедушки, бабушка отказалась от опекунства и его определили в государственное учреждение школу-интернат № в Петровск-Забайкальске. В соответствии с постановлением главы администрации <адрес> №а от ДД.ММ.ГГГГ «Об устройстве в государственное учреждение несовершеннолетнего ФИО1» за ним было закреплена жилплощадь по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. После выпуска из школы-интерната оказалось, что жилплощадь закрепленная за ним продана опекуном и там проживают другие люди – семья ФИО8 Решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. было признано незаконным постановление ДД.ММ.ГГГГ. о закреплении за ФИО1 квартиры по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, т.к. органы опеки, закрепляя жилплощадь за ним, нарушили порядок закрепления жилого помещения и закрепили жилое помещение, принадлежащее третьим лицам, а не то, которое принадлежало его родителям, в соответствии с чем п.3 данного постановления был отменен. В соответствии с распоряжением Министерства образования, науки и молодежной политики <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, т.к. он достиг возраста 23 лет. О том, что его права нарушены он узнал только после вынесения решения Центральным районным судом об отмене п.3 постановления о закреплении за ним жилой площади. В ДД.ММ.ГГГГ. ему было выдано постановление об отмене п.3 в постановлении ДД.ММ.ГГГГ. Данным решением было установлено, что жилплощадь по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> была за ним закреплена ошибочно. Он неоднократно обращался в органы опеки и попечительства до достижения 23-летнего возраста, чтобы встать на учет, но ему отказывали, т.к. за ним было закреплено жилое помещение. Считает, что его права были грубо нарушены в связи с тем, что государственные органы допустили бесконтрольность, лишив его права на жилплощадь, которая должна быть ему предоставлена по действующему законодательству. Просит восстановить пропущенный срок для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и признать распоряжение Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края №. незаконным и обязать поставить его на учет в соответствии с действующим законодательством.

 Истец в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным основаниям.

 Представитель ответчика Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края в судебное заседание не явился, подал возражения относительно требований истца и заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д._____).

 Представитель ответчика Комитета образования администрации городского округа «Город Чита» Макарченко, действующая на основании доверенности, возражала против требований истца.

 Выслушав мнение сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований по следующим основаниям.

 Сторонами не оспаривалось, что ФИО1 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который был в ДД.ММ.ГГГГ году помещен в детское учреждение.

 Решением Центрального районного суда г.Читы от ДД.ММ.ГГГГ года, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ., установлено, что Органы опеки в обжалуемом постановлении, закрепляя права на жилплощадь по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> за ФИО1 нарушили ч.3 ст.40 Конституции РФ, согласно которой малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, т.е. они предоставили ФИО1 жилье, которое находилось в частной собственности третьих лиц, хотя были обязаны закрепить его право на жилье, в котором он проживал с родителями, либо предоставить ему жилье вне очереди из государственных, муниципальных фондов в соответствии со ст.8 ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

 В тексте оспариваемого заявителями постановления от ДД.ММ.ГГГГ указано, что органы опеки сняли с опекуна ФИО2 еще ДД.ММ.ГГГГ. опекунство над ФИО1, а его мать ФИО3 проживала в <адрес>. ФИО1 после снятия опеки с ФИО2 проживал со своей матерью в <адрес>, посещал там школу, впоследствии из школы сбежал и попал в приемник-распределитель несовершеннолетних, и находился там с ДД.ММ.ГГГГ.

 Последнее известное место жительства ФИО3 матери ФИО1 была квартира по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, что подтверждается определением судьи Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. и справкой о составе семьи от ДД.ММ.ГГГГ о том, что ФИО3 проживала по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> вместе со своим сыном ФИО1 и дочерью ФИО3(л.д.______).

 То есть, с момента вступления решения суда, ФИО1 стало известно о нарушении его жилищных прав в связи с неправомерными действиями органов опеки и попечительства.

     Согласно ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному гражданскому делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

 Судом установлено, что истцом утрачена возможность вселения и проживания в закрепленном за ним жилом помещении.

 Истец не состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях, т.к. за ним постановлением главы администрации Центрального района г.Читы № от ДД.ММ.ГГГГ «Об устройстве в государственное учреждение несовершеннолетнего ФИО1» была закреплена жилплощадь по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.

     Таким образом, возможность вселения и проживания истца в закрепленном за ним жилом помещении утрачено, и нарушенное право истца подлежит восстановлению.

     ФИО1, как лицо, оставшееся без попечения родителей, по независящим от него причинам, лишенное возможности пользоваться закрепленным за ним жильем, после окончания обучения имеет право на внеочередное предоставление ему жилого помещения.

     При этом, по данному конкретному делу то обстоятельство, что он не встал своевременно на учет нуждающихся в получении жилых помещений, значения не имеет, поскольку о своем нарушенном праве узнал только в ноябре 2012г., решение суда вступило в декабре 2012 года.

     ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением главы администрации Центрального административного района № отменен пункт 3 постановления главы администрации Центрального района г.Читы от № «Об устройстве в государственное учреждение несовершеннолетнего ФИО1» в части закрепления за несовершеннолетним ФИО1 квартиры по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>(л.д.____).

     ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края ФИО1 отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Забайкальского края(л.д.____).

 Обращаясь в суд с требованиями о восстановлении пропущенного срока поставки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, причиной пропуска срока на подачу заявления о включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями истец указывает, на вину органов опеки и попечительства Центрального района г.Читы, их неквалифицированные и безответственные действия, которые в период учреждения над ним опеки не провели ни одного обследования жилищно-бытовых условий и видя по документам его необеспеченность жильем, ни разу не разъяснили ему право на меры государственной социальной поддержки.

 Проанализировав Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закон Забайкальского края №315-ЗЗК от 18.12.09г. «О детях-сиротах и детях оставшихся без попечения родителей», Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств краевого бюджета, действовавший до 01.01.2013г., суд приходит к выводу о том, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на социальную поддержку в виде обеспечения жилым помещением только до достижения возраста 23 лет, тогда как истец обратился за реализацией данного права после достижения 23-летнего возраста.

 В соответствии с принятием Федерального закона от 29.02.2012г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившим в законную силу 01.01.2013, статья 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» была изложена в новой редакции.

 Согласно данной нормы Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

 Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

 Действовавшим до 01.01.2013г. законодательством возникновение права на обеспечение жильем у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, связывалось с отсутствием закрепленного за ними жилого помещения. С 01.01.2013г. такое условие исключено из закона и в настоящее время в перечне документов для включения в список детей-сирот указано заключение органа опеки и попечительства о невозможности проживания детей в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семьи нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются.

 Поскольку истцу 23 года исполнилось 18.05.2005г., то соответственно наличие у него права на меры социальной поддержки возникали на основании действовавшего до 01.01.2013г. законодательства.

 Ранее действовавшим Порядком обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств краевого бюджета, утвержденным Постановлением администрации Забайкальского края от 29 ноября 2011 г. № 433 было предусмотрено, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется путем строительства жилых помещений и приобретения их на рынке жилья. Жилые помещения предоставляются детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, включенным в сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, сформированный в соответствии с законом Забайкальского края от 18.12.2009 № 315-ЗЗК «О детях сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей».

 В силу ст.7 закона Забайкальского края от 18.12.2009 №315-ЗЗК на органы местного самоуправления поселения и городских округов возложена обязанность осуществления учета нуждающихся граждан в получении жилья.

 Вышеназванным законом на органы местного самоуправления возложены государственные полномочия по закреплению и сохранению за детьми-сиротами, оставшимися без попечения родителей права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения - права на обеспечение исполнительными органами государственной власти Забайкальского края по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

 Таким образом, с учетом системного анализа норм действовавшего законодательства до 01.01.2013г. при отсутствии в законе заявительного характера постановки таких лиц на учет, орган опеки и попечительства в лице органа местного самоуправления города Читы – в лице комитете образования административного округа «Город Чита» должен был принять меры по постановке истца на учет. Однако, имеющееся незаконное закрепление органами опеки и попечительства за истцом жилого помещения, послужило для него препятствием для постановки на учет нуждающихся в получении жилья путем самостоятельного обращения в компетентные органы.

 О своем нарушенном праве истец узнал после отмены закрепления за ним жилого помещения, когда ему исполнилось уже 30 лет.

 С учетом данных обстоятельств, суд находит причины пропуска срока обращения истца с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями уважительными, в связи с чем, он подлежит включению в этот список с момента обращения.

     С учетом данных обстоятельств, исковые требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку, ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав истца в тот период, когда он был несовершеннолетними, его опекуном и органами опеки и попечительства, служит основанием для защиты в судебном порядке права истца на внеочередное обеспечение жильем в свете действующего законодательства.

     Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 Р е ш и л :

      Исковые требования удовлетворить.

     ФИО1 восстановить срок для постановки на учет и включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Забайкальского края.

     Признать распоряжение Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края № от ДД.ММ.ГГГГ. незаконным и обязать включить ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Забайкальского края с момента его

 обращения в Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края.

 Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента принятия судом решения в окончательной форме в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г.Читы.

 Судья:             Т.А. Калашникова