Дело № 2-2536/2019
УИД 13RS0023-01-2019-003165-69
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Саранск 9 августа 2019 года
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Догоровой Е.Ю.,
при секретаре судебного заседания Абдулловой А.Х.,
с участием в деле:
истца ФИО1,
ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия (УПФР в городском округе Саранск Республики Мордовия) в лице его представителя ФИО2, действующей на основании доверенности № 07/317 от 1 марта 2019 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения начальника Управления об отказе в досрочном назначении пенсии по старости, понуждении включить в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, периоды ее работы и назначении досрочной пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения начальника Управления об отказе в досрочном назначении пенсии по старости, понуждении включить в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, периоды ее работы и назначении досрочной пенсии по старости.
В обоснование иска указала, что 12 апреля 2019 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии.
Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 24 апреля 2019 года № 132647/19-325 ей отказано в назначении пенсии по старости по нормам ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. № 1244-1«О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом норм ст. 8 Федерального закона от28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Не засчитали в стаж периоды временной работы, как работу на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом:
с 23.06.1997г. по 29.10.1997г. (04 месяца 07 дней) - в качестве подсобного рабочего в АОЗТ «Саранская пивоваренная компания» (временно); с 30.10.1997 г. по 11.02.1998г. (03 месяца 12 дней) - в качестве оператора в цехе розлива в АОЗТ «Саранская пивоваренная компания» (временно); с 20.02.1998 г. по 25.05.1998 г. (03 месяца 06 дней), с 26.05.1998 г. по 01.09.1998 г. (03 месяца 06 дней) - в качестве оператора в цехе розлива в АОЗТ «Саранская пивоваренная компания» (по срочному договору), поскольку исходя из целей Закона Российской Федерации от 15.05.1991г.№ 1244-1 «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом положений Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2006г. №403, право на назначение пенсии по старости предоставляется гражданам Российской Федерации при условии постоянного проживания (работы) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате Чернобыльской катастрофы.
Считает данное решение в части отказа во включении в специальный стаж периодов работы и в части отказа в назначении пенсии незаконным, так как в спорные периоды ее работа в АОЗТ «Саранская пивоваренная компания» носила постоянный характер. В указанный период она работала полный рабочий день, на протяжении срока указанного в договоре.
С учетом не включенных ответчиком периодов ее стаж работы на территории с льготным социально-экономическим статусом составляет более 12 лет, что является достаточным для назначения льготной пенсии.
Просит с учетом уточнения заявленных требований, признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 24 апреля 2019 года № 132647/19-325 в части отказа во включении в стаж периодов работы, как периодов работы на территории зоны проживания (работы) с льготным социально - экономическим статусом с 20.02.1998 г. по 25.05.1998 г., с 26.05.1998 г. по 01.09.1998 г. - в качестве оператора в цехе розлива в АОЗТ «Саранская пивоваренная компания», а также в части отказа в назначении пенсии.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия включить в стаж периоды работы, как периоды работы на территории зоны проживания (работы) с льготным социально - экономическим статусом: с 20.02.1998 г. по 25.05.1998 г., с 26.05.1998 г. по 01.09.1998 г. – в качестве оператора в цехе розлива в АОЗТ «Саранская пивоваренная компания».
Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда России в городском округе Саранск Республики Мордовия назначить ей пенсию по старости с 27 апреля 2019 года по нормам ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. № 1244-1«О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом норм ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
От исковых требований в части возложения обязанности на ответчика включить в стаж периоды работы, как периоды работы на территории зоны проживания (работы) с льготным социально - экономическим статусом с 23.06.1997г. по 29.10.1997г. (04 месяца 07 дней) - в качестве подсобного рабочего в АОЗТ «Саранская пивоваренная компания» (временно); с 30.10.1997 г. по 11.02.1998г. (03 месяца 12 дней) - в качестве оператора в цехе розлива в АОЗТ «Саранская пивоваренная компания» (временно) истец ФИО1 отказалась, о чем представила письменное заявление.
Определением суда от 09.08.2019 года производство по делу в указанной части прекращено, в остальной части продолжено.
В судебном заседании истец ФИО1 уточненные исковые требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме по основаниям указанным в иске.
Представитель ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия (УПФР в городском округе Саранск Республики Мордовия) ФИО2 возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, указанным в отказном решении.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Истец ФИО1 12 апреля 2019 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии.
Решением начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 24 апреля 2019 года № 132647/19-325 ей отказано в назначении пенсии по старости по нормам ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. № 1244-1«О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом норм ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Не засчитаны в стаж периоды работы, как работа на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом:
с 23.06.1997г. по 29.10.1997г. (04 месяца 07 дней) - в качестве подсобного рабочего в АОЗТ «Саранская пивоваренная компания» (временно); с 30.10.1997 г. по 11.02.1998г. (03 месяца 12 дней) - в качестве оператора в цехе розлива в АОЗТ «Саранская пивоваренная компания» (временно); с 20.02.1998 г. по 25.05.1998 г. (03 месяца 06 дней), с 26.05.1998 г. по 01.09.1998 г. (03 месяца 06 дней) - в качестве оператора в цехе розлива в АОЗТ «Саранская пивоваренная компания» (по срочному договору), поскольку исходя из целей Закона Российской Федерации от 15.05.1991г.№ 1244-1 «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом положений Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2006г. №403, право на назначение пенсии по старости предоставляется гражданам Российской Федерации при условии постоянного проживания (работы) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате Чернобыльской катастрофы.
Суд считает указанное решение начальника Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия года незаконным по следующим основаниям.
Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и другими федеральными законами.
В силу ст. 28.1 указанного Закона гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).
Статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года закреплено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
К гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8 части 1 статьи 13 указанного Закона).
Статья 34 Федерального закона устанавливает, что гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Согласно Решению начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 24 апреля 2019 года № 132647/19-325 стаж работы на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом у ФИО1 составляет 11 лет 09 месяцев 27 дней. Не засчитаны в стаж, периоды работы, как работа на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом: с 20.02.1998 г. по 25.05.1998 г. (03 месяца 06 дней), с 26.05.1998 г. по 01.09.1998 г. (03 месяца 06 дней) - в качестве оператора в цехе розлива в АОЗТ «Саранская пивоваренная компания».
Из трудовой книжки на имя истицы ФИО1 следует, что она с 20.02.1998 г. по 01.09.1998 г. работала в качестве оператора в цехе розлива в АОЗТ «Саранская пивоваренная компания» по срочному договору.
Согласно справке АО СанФИО3 Саранский филиал от 22.06.2018 года № 282 ФИО1 действительно работала постоянно на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом в ЗАО «Саранская пивоваренная компания» с 23.06.1997г. (приказ о приеме от 30.06.1997 года № 50-л) по 29.10.1997г. (приказ об увольнении № 04.11.1997 года № 47-л), с 30.10.1997 г. (приказ от 05.11.1997 года № 76-л) по 11.02.1998г. (приказ об увольнении от 05.03.1998 года № 09-л), с 20.02.1998 г. (приказ от 13.04.1998 года № 18-л) по 01.09.1998 г. (приказ от 01.09.1998 года № 53-л). За период работы в вынужденных отпусках по вине работодателя, на курсах повышения квалификации, в ученических отпусках, в отпуске по уходу за ребенком, на больничных, в отпусках без сохранения заработной платы, в льготных отпусках не была.
Саранский филиал ОАО «Объединенные пивоваренные заводы» является с 30.04.2003 года правопреемником ЗАО «саранская пивоваренная компания» на основании решения общего собрания акционеров о регистрации в форме слияния от 06.03.2003 года. ОАО «Сан ИНТЕРБРЮ» Саранский филиал является с 02.03.2004 года правопреемником Саранского филиала ОАО «Объединенные пивоваренные заводы» на основании Решения общего собрания акционеров о реорганизации в форме слияния от 09.01.2004 г. ОАО «Сан Интербрю» Саранский филиал с 29.12.2006 года переименовано в ОАО «САН ФИО3» Саранский филиал на основании Решения акционеров от 26.09.2006 года. ОАО «САН ФИО3» с 12.10.2015 года переименовано в АО «САН ФИО3», приказа от 12.10.2015 № ОД001-151012-003.
Согласно справке АО АБ ФИО3 Саранский филиал от 17.05.2019 года № 206-а ФИО1 действительно работала на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом в ЗАО «Саранская пивоваренная компания» с 23.06.1997 года по 01.09.1998 года. АО «САН ФИО3» с 01.03.2019 года переименовано в АО «АБ ФИО3 Эфес», приказ от 01.03.2019 года № ОД 1-20190301-001.
Данные обстоятельства подтверждаются приложенными выписками из приказов о приеме и увольнении: от 30.06.1997 г № 50-л, от 04.11.1997 г № 74-л, от 05.11.1997 г. № 57л, от 13.04.1998 г. № 18л, от 01.09.1998 г. № 53л, справкой о заработной плате от 17.05.2019 года № 206, а также расчетными листками за указанный период на имя ФИО1
Статья 56 Трудового кодекса Российской Федерации определяет, что трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных частью первой статьи 59 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных частью второй статьи 59 настоящего Кодекса, срочный трудовой договор может заключаться по соглашению сторон трудового договора без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения (ст. 59 Кодекса).
Таким образом суд приходит к выводу, что ФИО1, работая по срочному трудовому договору с 20.02.1998 г. по 01.09.1998 г. состояла с ЗАО «Саранская пивоваренная компания» в трудовых отношениях и в указанные периоды работа ФИО1 в ЗАО «Саранская пивоваренная компания» являлась ее постоянным местом работы, где она работала постоянно полный рабочий день.
Довод ответчика о том, что работа по срочному трудовому договору не является постоянной, основан на неправильном понимании норм права.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 октября 2015 года № 1074 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в перечень зон проживания с льготным социально-экономическим статусом включена Республика Мордовия, раб. пос. Ялга.
Согласно справке представительства Администрации городского округа Саранск в р.п. Ялга от 26.07.2018 года № 346 АОЗТ «Саранская пивоваренная компания» действительно располагалась по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, <...>, то есть находилась в р.п. Ялга, который относится к зоне с льготным социально-экономическим статусом, подвергшейся радиоактивному загрязнению в следствии катастрофы на Чернобыльской АЭС на основании Постановления Правительства РФ № 1074 от 08.10.2015 года.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО1 о включении периодов ее работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом с 20.02.1998 г. по 25.05.1998 г. (03 месяца 06 дней), с 26.05.1998 г. по 01.09.1998 г. (03 месяца 06 дней) - в качестве оператора в цехе розлива в АОЗТ «Саранская пивоваренная компания» по срочному договору, подлежат удовлетворению, поскольку подтверждена постоянная ее работа на территории зоны проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Поскольку с учетом включенных судом периодов стаж работы ФИО1 на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом составляет более 12 лет, право на пенсию у нее возникает с 52 лет, то есть с 27.04.2019 года. В этой связи суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования истца, обязав ответчика назначить ей досрочную пенсию с указной даты.
В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Согласно статье 88 ГПК Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
При подаче искового заявления ФИО1 оплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, что соответствует подпункту 3 пункта первого статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
В этой связи с ответчика в пользу ФИО1 суд взыскивает уплаченную при подаче искового заявления госпошлину в размере 300 рублей.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения начальника Управления № 132647/19-325 от 24 апреля 2019 года об отказе в досрочном назначении пенсии по старости, понуждении включить в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, периоды ее работы и назначении досрочной пенсии по старости, удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение начальника Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия № 132647/19-325 от 24 апреля 2019 года в части не включения ФИО1 в стаж периодов работы с 20.02.1998 г. по 25.05.1998 г. (03 месяца 06 дней), с 26.05.1998 г. по 01.09.1998 г. (03 месяца 06 дней) - в качестве оператора в цехе розлива в АОЗТ «Саранская пивоваренная компания» по срочному договору, как работу на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом и в части отказа в назначении досрочной пенсии.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия включить ФИО1 период работы с 20.02.1998 г. по 25.05.1998 г. (03 месяца 06 дней), с 26.05.1998 г. по 01.09.1998 г. (03 месяца 06 дней) - в качестве оператора в цехе розлива в АОЗТ «Саранская пивоваренная компания» по срочному договору, в стаж работы на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия назначить ФИО1 досрочную пенсию по старости по нормам ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. № 1244-1«О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом норм ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 27 апреля 2019 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия в пользу ФИО1 судебные расходы в размере 300 (триста) рублей.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г.Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Ленинского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия Е.Ю. Догорова
мотивированное решение суда изготовлено 12 августа 2019 года
судья Е.Ю.Догорова