ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2536/20 от 06.11.2020 Сызранского городского суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 ноября 2020 года город Сызрань

Сызранский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Сапего О.В.

при секретаре судебного заседания Кунчининой Н.П.,

с участием ст. помощника прокурора г. Сызрани Антоновой В.М.

с участием сторон: представителя истца - администрации г.о.Сызрань Калининой Е.А., представителя ответчика Гусевой Ю.С. по доверенности Бутузовой Е.Ю., представителя КЖКХ Администрации г.о. Сызрань - Пигалкиной В.Я., представителя жилищного отдела КЖКХ Администрации г.о. Сызрань - Дремовой Э.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2536/2020 по иску администрации г.о. Сызрань к Гусевой Ю.С., Хафизовой Т.В. о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении из квартиры с предоставлением иного жилого помещения, снятии с регистрационного учета,

У С Т А Н О В И Л:

Истец администрация г.о. Сызрань обратилась в суд с иском к ответчикам Гусевой Ю.С. и Хафизовой Т.В. о признании утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, с последующим снятием с регистрационного учета, выселении из указанного жилого помещения в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу, с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма, расположенного по адресу: <адрес>, а также понуждении заключить с МКУ городского округа Сызрань «Служба городского хозяйства» договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, ссылаясь на то, что Постановлением Администрации г.о. Сызрань от 28.05.2012 №1230 «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу», многоквартирный дом, по адресу: <адрес>, был признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением Администрации г.о. Сызрань от <дата>№ *** в муниципальную собственность было принято жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью * * *.м. Согласно постановлению Администрации г.о. Сызрань от 25.06.2020 №1390 «О переселении граждан из аварийных жилых домов» определен адресный перечень переселения нанимателей и членов их семей, занимающих жилые помещения по договорам социального найма. Согласно данному Постановлению в рамках реализации адресной программы по переселению граждан из аварийного жилья жителям <адрес> (общей площадью * * *.м.), Хафизовой Т.В., и Гусевой Ю.С., <дата> года рождения, предназначена <адрес> новом многоквартирном доме по <адрес> (общей площадью * * *.м.). Однако, до настоящего времени ответчики отказываются от переселения в предлагаемое им жилое помещение, ничем не обосновывая свой отказ.

Указанное жилое помещение расположено в новом жилом доме, благоустроенное и соответствует требованиям действующего законодательства с целью переселения граждан из домов, признанных аварийными и подлежащими сносу.

Согласно ст. 35 ЖК РФ, в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным ЖК РФ, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда, данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им).

В судебном заседание представитель истца администрации г.о. Сызрань по доверенности Калинина Е.А. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске.

В судебное заседание ответчик Гусева Ю.С. не явилась, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом, ее интересы в суде представляет представитель по доверенности Бутузова Е.Ю., которая возражала против иска администрации г.о. Сызрань в части ответчика Гусевой Ю.С., представила письменные возражения, в которых указала, что Гусева Ю.С., постановлением Администрации г.о.Сызрань № 1446 от 08.05.2014 была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда в г.о.Сызрань Самарской области. Однако, до настоящего момента, причитающееся ей жилое помещение так и не было предоставлено.

В соответствии со ст. 1 Закона Самарской области от 28.12.2012 N135- ГД «Об обеспечении, жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» : 1. Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с однократным предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее вместе - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей), благоустроенных жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

В соответствии со ст. 1 Закона Самарской области от 28.12.2012 N135- ГД: Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются лицам, указанным в ч. 2 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, но не более чем в два раза.

Исходя из указанной нормы, очевидно, что жилье специализированного жилого фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, состоящим на учете на получение жилья, жилье предоставляется не менее 33 кв.м.

Согласно п. 1 ст. 89 ЖК РФ, предоставляемое гражданам в связи с выселением другое жилое помещение, по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Указала, что из норм статей 32, 86, 89ЖК РФ следует, что при переселении не предполагается улучшения жилищных условий.

В аварийном жилом помещении по адресу: <адрес>, на настоящий момент зарегистрирована Гусева Ю.С. (фактически не проживает с момента установления над ней опеки) и Хафизова Т.В., не являющаяся членом семьи Гусевой Ю.С. Площадь квартиры составляет * * * кв.м., то есть на каждую из них причитается по * * * кв.м. (не менее) при переселении из аварийного жилья. Однако, Гусевой Ю.С., в качестве меры социальной защиты причитается персонально не менее * * * кв.м.

Указала, что Хафизова Т.В. находится в браке и фактически проживает своей семьей в спорной квартире. Гусева Ю.С. не является членом семьи Хафизовой Т.В., что препятствует их совместному проживанию.

Полагает, что переселение из ветхого и аварийного жилья является компенсационной мерой, тогда как предоставление жилья сиротам, является мерой социальной поддержки государства. Администрация г.о.Сызрань была обязана независимо от переселения Хафизовой Т.В. обеспечить Гусеву Ю.С. персональным жильем в 2017 году.

В судебное заседание ответчик Хафизова Т.В. не явилась, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом, представила письменное заявление, в котором просила о рассмотрении дела без своего участия, против иска не возражает, согласна на переселение, однако таковое возможно лишь с согласия Гусевой Ю.С., которая отказывается на совместное подписание документов, поскольку является сиротой и претендует на отдельное жилье.

В судебном заседании представители Комитета ЖКХ администрации г.о. Сызрань по доверенности Пигалкина В.Я. и жилищного отдела КЖКХ администрации г.о. Сызрань по доверенности Дремова Э.В. иск администрации г.о. Сызрань поддержали, против иска Гусевой Ю.С. возражали, привела доводы, аналогичные доводам представителя администрации г.о.Сызрани.

В судебное заседание представитель – МКУ городского округа Сызрань «Служба городского хозяйства» по доверенности Пантелеева Ю.А. не явилась, представила письменные возражения на отзыв Гусевой Ю.С., в которых указала, что со стороны администрации г.о. Сызрань права Гусевой Ю.С. не нарушены, поскольку она включена в список детей-сирот и лиц, из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Данный список утверждается постановлением администрации г.о.Сызрань и направляется уполномоченному органу Самарской области для рассмотрения вопроса о распределении субвенций на очередной финансовый год.

Обеспечение жильем детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, относится к расходным обязательствам субъекта РФ. Это государственные полномочия. Органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа в соответствии со 135- ГД Законом Самарской области в пределах выделяемых на эти цели субвенций из областного бюджета. Действие закона продляется ежегодно на год и субвенции выделяются на очередной год в соответствии с Законом Самарской области «Об областном бюджете на очередной финансовый год...». Органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот и лиц, из их числа только на год и только в пределах выделяемых на эти цели субвенций. И в соответствии с Бюджетным кодексом РФ органы местного самоуправления г.о.Сызрань не имеют права использовать средства местного бюджета на выполнение государственных полномочий.

Решения суда, обязывающие администрацию г.о. Сызрань предоставлять жилые помещения детям-сиротам и лицам из их числа, нарушают утвержденный постановлением администрации г.о.Сызрань список детей-сирот и лиц из их числа подлежащих обеспечению жилыми помещениями, меняют порядковый номер лица в списке, тем самым нарушая права таких же лиц и являются заранее неисполнимыми, так как исполнение решения суда напрямую зависит от выделенных из области субвенций. На сегодняшний день количество вступивших в силу решений суда по данной категории дел 34. Полагает, что требования искового заявления выходят за пределы предоставленных государственных полномочий, поскольку не обеспечены субвенциями.

Требования Гусевой Ю.С о предоставлении отдельного жилого помещения не могут быть удовлетворены в зачет требований администрации г.о.Сызрань к Хафизовой Т.В. и Гусевой Ю.С.

Полагает, что предмет и основания иска Администрации г.о. Сызрань и встречного иска Гусевой Ю.С. разные и регулируются разными норма действующего законодательства РФ.

Так, по иску Администрации г.о. Сызрань предметом является переселение из аварийного жилищного фонда и регулируется нормами жилищного законодательства РФ (ст. 87 ЖК РФ), а предметом встречного иска является предоставление жилого помещения муниципального специализированного жилого фонда во исполнение государственных полномочий согласно 159-ФЗ от 21.12.1996 и 135-ГД от 28.12.2012.

Таким образом, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

Предоставление сироте жилого помещения специализированного жилого фонда имеет целью улучшение жилищных условий сироты.

Указала, что в рассматриваемом случае Администрация г.о. Сызрань обязана предоставить жилое помещение Гусевой Ю.С. не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием жилья непригодным для проживания, то есть в связи с объективной нуждаемостью в жилом помещении, поэтому доводы Гусевой Ю.С. о возникновении у Администрации г.о. Сызрань обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилого фонда вне очереди, являются несостоятельными.На основании изложенного полагает, что требования Гусевой Ю.С. по встречному иску не подлежат удовлетворению

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего иск Администрации г.о. Сызрань в части выселения подлежащим удовлетворению, заключение органов опеки, исследовав письменные материалы дела, полагает иск администрации г.о. Сызрань обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Статьей 10 Жилищного кодекса Российской Федерации ( далее ЖК РФ) установлено, что жилищные права граждан возникают не иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законом.

Согласно ч. 4 ст. 3 ЖК РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2);жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).

Согласно ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет.

Вместе с тем, для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (в том числе) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно ч. 1 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

В соответствии с ч. 1 ст. 70 ЖК РФ наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи.

Из положений ст. 85 ЖК РФ следует, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности, в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу, жилое помещение признано непригодным для проживания (пункты 1, 3).

Согласно ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В соответствии со ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданами в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.

Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире (п.2 ст. 89 ЖК РФ). Жилое помещение, предоставляемое гражданину, выселяемому в судебном порядке, должно быть указано в решении суда о выселении (п. 3 ст. 89 ЖК РФ).

В соответствии с подпунктом "е" пунта 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 713 от 17.07.1995, снятие гражданина с регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением производится на основании вступившего в законную силу решения суда.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

В силу ст. 57 ГПК РФ доказательства предоставляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В силу ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением администрации г.о. Сызрань №1230 от 28.05.2012 многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением администрации №1390 от 25.06.2020 принято переселись нанимателей и членов их семей, занимающих по договорам социального найма жилые помещения в аварийных домах, подлежащих сносу, в том числе многоквартирный дом по адресу: <адрес>, в жилые помещения муниципального жилищного фонда, находящиеся в многоквартирных домах по адресам: <адрес>.Согласно приложению к постановлению администрации г.о. Сызрань от <дата>№ *** Гусева Ю.С. и Хафизова Т.В. включены в список нанимателей и членов их семей, подлежащих переселению из аварийных, подлежащих сносу многоквартирных домов.

Установлено также, что нанимателем жилого помещения, общей площадью 55,3кв.м., в том числе жилая площадь – * * * кв.м. расположенной по адресу: <адрес>, на основании ордера № *** от <дата> являлся ФИО1 ( отец и дет ответчиков по делу).

Из пояснений представителя Комитета ЖКХ Администрации г.о. Сызрань следует, что в спорное жилое помещение ФИО1 был вселен на основании ордера, но договор социального найма с ним не был заключен, поскольку последний в установленном законом порядке не обращался в жилищный отдел с письменным заявлением о заключении договора социального найма.

В соответствии со ст. 672 ГК РФ договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством. К такому договору применяются правила ст. 674, 675, 678, п. 1-3 ст. 685 настоящего Кодекса.

С 01 марта 2005 года на территории РФ введен в действие ЖК РФ, в связи с чем, ЖК РСФСР утратил силу (ст.ст. 1,2 ФЗ РФ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ).

Однако в соответствии со ст. 5 вводного закона, ЖК РФ применяется к тем правилам и обязанностям, которые возникнут после введения его в действие, в связи с чем, к правоотношениям являющимися предметом разбирательства по настоящему делу, следует применять ЖК РСФСР.

Как следует из ст. 47 ЖК РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.

В соответствии со ст. 54 ЖК РСФСР наниматель вправе вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи. Граждане, вселенные нанимателем в соответствии с правилами настоящей статьи, приобретают равное с нанимателем и остальными членами его семьи право пользования жилым помещением, если эти граждане являются или признаются членами его семьи (ст. 53) и если при вселении между этими гражданами, нанимателем и проживающими с ним членами его семьи не было иного соглашения о порядке пользования жилы помещением.

Согласно поквартирной карточке вышеназванного жилого помещения, совместно с нанимателем в <адрес>, г. Сызрани, были вселены следующие члены семьи: супруга – ФИО13, дочь – ФИО14, дочь - ФИО18 (после регистрации брака Хафизова) Т.В., и внучка – Гусева Ю.С., рождения <дата>.

Согласно справке о лицах, состоящих на регистрационном учете от <дата>, в жилом помещении по адресу: <адрес>, состоят на регистрационном учете: Гусева Ю.С. - с <дата>, и Хафизова Т.В. - с <дата>.

Установлено, что в целях исполнения государственной программы Самарской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2017 года» до 2025 года», утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 29.03.2019 №179 муниципальным образованием «Городской округ Сызрань» на основании муниципального контракта №24214 от 23.01.2020 приобретено в муниципальную собственность жилое помещение (квартира) по адресу: <адрес>.

Постановлением администрации г.о. Сызрань № *** от <дата>, вышеназванное жилое помещение включено в реестр муниципального имущества г.о. Сызрань и состав имущества муниципальной казны г.о. Сызрань.

В связи с переселением из аварийного <адрес> г. Сызрани, Комитетом ЖКХ администрации г.о. Сызрани Гусевой Ю.С. и Хафизовой Т.В. было предложено изолированное жилое помещение - квартира, расположенная в многоквартирном жилом доме по адресу: Самарская область, г. <адрес>, общей площадью * * * кв.м., жилой площадью * * * кв.м., что подтверждается смотровым свидетельством от <дата>, извещением № *** от <дата>. Хафизова Т.В. на переселение в вышеназванную квартиру согласилась, а Гусева Ю.С. отказывается, полагая, что должна быть обеспечена отдельным жилым помещением, поскольку включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Между тем, в соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам необходимо иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86-88 Жилищного кодекса РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).

При удовлетворении судом иска о выселении гражданина из жилого помещения по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, в резолютивной части решения суда должно быть указано конкретное благоустроенное жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма выселяемому гражданину.

Исходя из приведенных норм и разъяснений высшей судебной инстанции, существенное значение для разрешения настоящего спора имеет установление факта равнозначности предоставляемого жилого помещения по общей площади и количеству жилых комнат жилому помещению, ранее занимаемому ответчиками. При этом законом не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления при предоставлении нанимателям жилых помещений по указанному основанию улучшать их жилищные условия.

Необходимо учитывать, что жилое помещение по адресу: <адрес>, предоставляется ответчикам не в связи с улучшением их жилищных условий, а в качестве компенсации утраченного жилого помещения.

Предоставляемое ответчикам жилое помещение отвечает указанным требованиям: имеет большую общую площадь по сравнению с аварийным жилым помещением, состоит из двух комнат, благоустроена применительно к условиям г.о. Сызрань, находится в черте г.о. Сызрань, который имеет развитую инфраструктуру, поликлиники, детские сады и школы, транспортную сеть.

С учетом установленных по делу обстоятельств, а также принимая во внимание, что многоквартирный дом по адресу: <адрес>, в 2012 году был признан аварийным и подлежащим сносу, доказательств проведения ремонтных работ и иного улучшения состояния спорной квартиры ответчиками суду не представлено, как не представлено доказательств возможности восстановления и реконструкции спорного жилого помещения, при этом спорное жилое помещение представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния, суд полагает, иск администрации г.о. Сызрань о признании Гусевой Ю.С. и Хафизовой Т.В. утратившими право пользования жилым помещением, выселении из квартиры с предоставлением иного жилого помещения, снятии с регистрационного учета, обязании заключить с Муниципальным казенным учреждением городского округа Сызрань «Служба городского хозяйства» договор социального найма жилого помещения, подлежат удовлетворению в полном объеме.

При этом суд признает несостоятельным, основанным на неправильном толковании норм закона довод Гусевой Ю.С. о необходимости предоставлении ей, как сироте, отдельного благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилого помещения, не ниже установленных социальных норм, исходя из следующего:

Из материалов дела следует, что Гусева Ю.С., рождения <дата>, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать ( единственный родитель) ФИО14 умерла <дата>.

Постановлением администрации г.о. Сызрань № *** от <дата> над несовершеннолетней Гусевой Ю.С. была установлена опека, опекуном, исполняющим обязанности безвозмездно, назначена - ФИО15

Кроме того, за Гусевой Ю.С. закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>.

Постановлением Администрации г.о. Сызрань № *** от 08.05.2014 на основании письменных заявлений Гусевой Ю.С. и ее опекуна ФИО16, Гусева Ю.С. была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда в г.о. Сызрань Самарской области на основании ст. 4 Закона Самарской области от 28.12.2012 №135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области», что также подтверждается уведомлением № *** от <дата>, поскольку жилой дом был признан аварийным.

В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 статьи 4 ФЗ от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 8 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В силу ст. 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 N 135-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Частями 4, 5 статьи 2 Закона Самарской области от 28.12.2012 N 135-ГД предусмотрено, что органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений".

Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства

Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

Согласно ч. 9 ст. 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 N 135-ГД жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных, метра общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей. Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой однокомнатную квартиру или жилой дом.

В соответствии с ч. 2, 4 ст. 16 Закона Самарской области от 28.12.2012 N 135-ГД действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в случае, если лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, состоящие на момент вступления в силу настоящего Закона на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и внесенные в список, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ и настоящим Законом.

Между тем, с доводами ответчика Гусевой Ю.С. о том, что она имеет право на обеспечение со стороны администрации г.о. Сызрань отдельным жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку относится к категории детей оставшихся без попечения родителей, суд не может согласиться, так как основаны на неправильном толковании закона и не могут быть принятыво внимание, поскольку Гусева Ю.С. и Хафизова Т.В. были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с признанием многоквартирного жилого домапо адресу: <адрес> аварийным иподлежащим сносу, при это жилое помещение по адресу: <адрес>, предоставляется ответчикам не в связи с улучшением их жилищных условий, а в качестве компенсации утраченного жилого помещения.

При этом, Гусева Ю.С. была включена в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, поскольку закрепленное за ней жилое помещение, находилось в жилом доме, который признан аварийным и подлежащим сносу.

В настоящее время, проживающим в данном аварийном жилом доме предоставлены иные жилые помещения, в том числе и Гусевой Ю.С., следовательно, основания, которые являлись к включению Гусевой Ю.С. в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, отпали. Из чего следует вывод, что на момент рассмотрения спора отсутствуют основания к предоставлению Гусевой Ю.С. отдельного муниципального специализированного жилого фонда во исполнение государственных полномочий согласно 159-ФЗ от 21.12.1996 и 135-ГД от 28.12.2012.

Кроме того, довод представителя ответчика Бутузовой Е.Ю. о том, что Гусева Ю.С. членом семьи Хафизовой Т.В. не является, совместно с ней в спорной квартире не проживает, и ей должно быть предоставлено отдельное от семьи Хафизовой Т.В. жилое помещение, также не могут быть приняты во внимание по вышеуказанным основаниям. Компенсационный характер предоставления спорного жилого помещения не позволяет учитывать иные, чем указано в ст. 89 ЖК РФ, требования, в том числе и отсутствие членства между выселяемыми из аварийного жилья гражданами.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования администрации г.о. Сызрань к Гусевой Ю.С., Хафизовой Т.В. о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении из квартиры с предоставлением иного жилого помещения, снятии с регистрационного учета, – удовлетворить.

Признать Гусеву Ю.С., Хафизову Т.В. утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, с последующим снятием с регистрационного учета по указанному адресу.

Выселить Гусеву Ю.С., Хафизову Т.В. из жилого помещения по адресу: <адрес>, с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма по адресу: <адрес>.

Обязать Гусеву Ю.С. и Хафизову Т.В. заключить с Муниципальным казенным учреждением городского округа Сызрань «Служба городского хозяйства» договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>

Решение с правом обжалования в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Сызранский городской суд. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. А также судебное решение может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления, при условии, что лицами, участвующими в деле, и иными лицами, если их права и законные интересы нарушены судебным решением, было реализовано право на апелляционное обжалование решения.

Мотивированное решение составлено 12 ноября 2020 года.

Судья: Сапего О.В.