ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2537/13 от 22.05.2013 Центрального районного суда г. Новокузнецка (Кемеровская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в составе председательствующего: Путиловой Н.А.

при секретаре: Ахмедовой Н.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке

22 мая 2013 г.

дело по иску Лизунова Д. А. к УПФ России в Центральном районе г. Новокузнецка о признании постановления незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Истец Лизунов Д.А. обратился в суд с иском к ответчику о признании постановления незаконным. Просит суд признать недействительным постановления УПФ РФ в Центральном районе г. Новокузнецка о взыскании страховых взносов, пени и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> руб., от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> руб., постановление судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительного сбора в сумме <данные изъяты> руб.; взыскать с ответчика в его пользу расходы по оплате госпошлины в сумме <данные изъяты> руб.

Требования мотивированы следующим:

В ДД.ММ.ГГГГ в бухгалтерии организации, где он работает, ему сообщили о том, что в его отношении получены исполнительные документы для исполнения по месту работы должника.

Обратившись в ОСП, он получил копии постановлений о взыскании страховых взносов, пени и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов – организации (ИП), вынесенных УПФ РФ в Центральном районе г. Новокузнецка от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> руб., от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> руб., постановление судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительного сбора в сумме <данные изъяты> руб.

С указанными постановлениями он не согласен, считает их незаконными и необоснованными.

В ДД.ММ.ГГГГ он зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя. В ДД.ММ.ГГГГ он был принят на работу в ООО «Симплекс». В связи с загруженностью на основной работе, он подал заявление о приостановлении деятельности в качестве ИП. В дальнейшем он никогда никакой деятельности в качестве ИП не осуществлял, хотя заявление о снятии с учета не подавал, полагая, что он автоматически будет снят с учета, поскольку деятельность была официально приостановлена.уже около 10 лет он не ведет никакой предпринимательской деятельности, давно забыл об этом периоде своей жизни. В установленном законом порядке с начисленной ему заработной платы по месту работы производятся ежемесячные отчисления в ПФР.

Постановления ПФР явились для него полной неожиданностью, он не знал, что обязан уплачивать страховые взносы в ПФР, просто имея статус ИП. Требования об их уплате он никогда не получал.

Истец считает, что органами ПФР нарушена процедура бесспорного взыскания недоимки по страховым взносам, пени. В нарушение требований ст.ст.19,22 ФЗ « О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» ответчик, не обратив взыскание на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов, сразу вынес постановление об обращении взыскания за счет имущества плательщика.

Взыскание страховых взносов за счет иного имущества плательщика страховых взносов, по мнению истца, является крайней мерой, и принудительное исполнение обязанности по уплате страховых взносов должно применяться последовательно: в первую очередь производится взыскание за счет денежных средств, находящихся на его расчетных счетах, и только затем производится обращение взыскания на иное имущество.

Несоблюдение процедуры взыскания либо ее ненадлежащее исполнение влияет на оценку законности самого взыскания, поскольку законность взыскания связана не только с наличием неисполненной обязанности по уплате задолженности, но и с законностью процедур взыскания, применяемых контрольным органом.

Кроме того, в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ не указано, на какую сумму начислены пени, за какой период.

В судебном заседании представитель истца Кучина О.В., действующая на основании доверенности, на удовлетворении исковых требований настаивает в полном объеме.

Представитель ответчика – Управления Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г. Новокузнецка Лоншакова Н.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, считая их незаконными, просила в удовлетворении иска отказать.

Третье лицо СПИ ОСП по Центральному району г. Новокузнецка Зенченко Т.А. исковые требования не признала.

Суд, заслушав пояснения сторон, третье лицо, изучив письменные материалы дела, считает заявленные требования не законными, не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании установлено:

Лизунов Д.А. являлся страхователем по обязательному пенсионному страхованию как предприниматель. Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей должник был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ и прекратил деятельность в качестве предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ

Регистрация гражданина в качестве предпринимателя была произведена Администрацией Центрального района г. Новокузнецка (до ДД.ММ.ГГГГ)

Согласно ст. 11 Федерального Закона № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» в редакции от 15.12.2001г. года регистрация страхователей в территориальных органах страховщика является обязательной и осуществляется в тридцатидневный срок для физических лиц, которые самостоятельно уплачивают страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ (индивидуальных предпринимателей, частных детективов, нотариусов, занимающихся частной практикой, и других), - со дня государственной регистрации (получения лицензии на осуществление определенной деятельности) по месту жительства этих физических лиц, а в случае осуществления их деятельности в другом месте - по месту осуществления этой деятельности.

Федеральным законом от 23.06.2003 N 76-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц", вступившем в законную силу с 01.01.2004. был введен новый порядок регистрации индивидуальных предпринимателей, регистрирующим органом стала Федеральная налоговая служба.

Также изменения в Федеральный Закон № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», касающиеся порядка регистрации страхователей, были внесены Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. № 185-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Процедура государственной регистрации была упрощена, и с 1 января 2004 года орган, осуществляющий государственную регистрацию, то есть Федеральная налоговая служба, в дальнейшем сам осуществлял взаимодействие с органами Пенсионного фонда по постановке юридических и физических лиц на учет в качестве страховщиков путем представления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

Лизунов Д.А. указывает, что заявление о снятии с учета не подавал, полагая, что автоматически будет снят с учета.

Вместе с тем законодательством предусмотрен определенный порядок для снятия с учета индивидуальных предпринимателей.

С учетом ст. 22.3. Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей": государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган необходимых документов, в том числе подписанного заявителем заявления о государственной регистрации.

Лизунов Д.А. не отрицал, что не подавал в налоговый орган заявление о снятии с учета в предыдущие годы. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГЛизунов Д.А. подавал в УПФР ведомость уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за ДД.ММ.ГГГГ с уплатой <данные изъяты> руб. на страховую часть трудовой пенсии и <данные изъяты> руб. на накопительную часть трудовой пенсии.

Истец был снят с учета регистрирующим органом ДД.ММ.ГГГГ на основании принятого им решения.

Действующее законодательство не предусматривает оснований для временного прекращения (приостановления) деятельности индивидуальным предпринимателем. В частности, Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" говорит лишь о возможности прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности, что автоматически влечет прекращение действия свидетельства о регистрации индивидуального предпринимателя и его предпринимательского статуса.

Статья 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" устанавливает следующее:

Государственная регистрация при прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в связи со смертью данного лица.

Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием судом решения о признании его несостоятельным (банкротом).

Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке по решению суда <...>.

Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с вступлением в силу приговора суда, которым ему назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок.

Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с аннулированием документа, подтверждающего право данного лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончанием срока действия указанного документа.

Представление документов для государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности.

В случае, когда предприниматель добровольно прекращает на время свою деятельность, от него не требуется никуда заявлять об этом. Закон N 129-ФЗ и иные нормативно-правовые акты не предусматривают такого документа, как заявление (уведомление) о приостановлении (временном прекращении) деятельности гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, никаких оснований для временного прекращения предпринимательской деятельности действующее законодательство не содержит.

Из письма Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что законодательством Российской Федерации о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей не предусмотрено временного прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем с одновременной сдачей его свидетельства о государственной регистрации в налоговые органы.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что, даже перестав временно работать, предприниматель не должен забывать об обязанностях, предусмотренных для него законом.

Временное прекращение предпринимательской деятельности не влечет освобождения индивидуального предпринимателя от уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей, установленных для него законом. Обязанность индивидуальных предпринимателей по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа не ставится Законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в зависимость от факта ведения ими предпринимательской деятельности и получения дохода.

Кроме того, обязательство по уплате страховых взносов возникает в силу закона и не изменяется из-за отсутствия денежных средств (дохода) у предпринимателя.

Если гражданин является индивидуальным предпринимателем, то налоговые и иные платежные обязательства возникают у него автоматически и отказаться от них можно лишь путем полного прекращения (но не приостановления) предпринимательской деятельности с одновременным прекращением государственной регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно письму Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве от ДД.ММ.ГГГГ N установлено, что действующим законодательством Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию не предусмотрено освобождение индивидуальных предпринимателей (в т.ч. пенсионеров, инвалидов и ветеранов войны и труда) от уплаты данных платежей, в том числе в случае временной нетрудоспособности, нахождения в отпуске или временного приостановления деятельности (без прекращения деятельности в установленном законом порядке), отсутствия доходов от такой деятельности.

Только в случае прекращения регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с требованиями действующего законодательства одновременно прекращается и обязанность по уплате фиксированного платежа на обязательное пенсионное страхование.

Таким образом, до ДД.ММ.ГГГГ на Лизунова Д.А. была возложена обязанность по уплате обязательных платежей в Пенсионный Фонд и в фонды обязательного медицинского страхования.

Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать страховые взносы плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 Федерального закона (то есть плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.

Согласно п. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, установленного частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Согласно ст. 1 (статья 1 в ред. Федерального закона от 24.06.2008 N 91-ФЗ) Федерального закон от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 1 января 2009 года установлен в сумме 4 330 рублей в месяц.

Согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено частью 8 настоящей статьи.

Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона № 212-ФЗ применяются следующие тарифы страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом: [в ред. Федерального закона от 28.09.2010 N 243-ФЗ)

1) Пенсионный фонд Российской Федерации - 26 процентов;

2) Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9 процента;

3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - с 1 января 2011 года - 3,1 процента, с 1 января 2012 года - 5,1 процента;

! в ред. Федерального закона от 16.10.2010 N 272-ФЗ)

4) территориальные фонды обязательного медицинского страхования - с 1 января 2011 года -2,0 процента, с 1 января 2012 года - 0,0 процента.

в ред. Федерального закона от 16.10.2010 N 272-ФЗ)

При этом согласно п. 2.1. ст. 22 Федерального закона № 167-ФЗ от 15.12.2001г., применяются следующие тарифы страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом: (в ред. Федерального закона от 28.09.2010 N 243-ФЗ)

Тариф страхового взноса на финансирование страховой части трудовой пенсии:

для лиц 1966 года рождения и старше – 26,0 процента

для лиц 1967 года рождения и моложе – 20,0 процента

На финансирование накопительной части трудовой пенсии:

для лиц 1967 года рождения и моложе - 6,0 процента

Лизунов Д. А. 1974 года рождения.

У должника на ДД.ММ.ГГГГ образовалась недоимка по страховым взносам за ДД.ММ.ГГГГ:

1. на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ:

- на страховую часть трудовой пенсии - <данные изъяты>

- на накопительную часть трудовой пенсии - <данные изъяты>

2. на обязательное медицинское страхование в размере:

- в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - <данные изъяты>.

- в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ должнику было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

Согласно п. 1 ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.

Согласно п. 3 ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов.

Согласно п. 4 и п. 5 ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. При этом процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Указанием Банка России от 23.12.2011 года № 2758-У с 26 декабря 2011 года процентная ставка рефинансирования составляла 8 %. Данная ставка действовала по 13.09.2012г. одна трехсотая данной ставки: 8% /300 = 0,026667 %

На дату оформления требования от ДД.ММ.ГГГГ должник обязан уплатить пени (начисленные с ДД.ММ.ГГГГ по дату выставления требования, то есть по ДД.ММ.ГГГГ):

- пени на недоимку по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ на страховую часть трудовой пенсии: <данные изъяты>

- пени на недоимку по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ на страховую часть трудовой пенсии: <данные изъяты>

- пени на недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: <данные изъяты>

- пени на недоимку по страховым взносам в территориальный фонд обязательного медицинского страхования <данные изъяты>

Общая сумма недоимки и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование за ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты> руб.

В соответствии со ст.22 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ 14.03.2012 г. Управлением в адрес должника было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. Данным требованиям плательщику страховых взносов указано о необходимости уплатить недоимку до ДД.ММ.ГГГГ Однако добровольно указанное требование исполнено не было.

Также у должника за ДД.ММ.ГГГГ год имеется недоимка по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в сумме <данные изъяты> рублей и недоимка по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 5529 рублей по ранее предъявленным требованиям.

В соответствии со ст. 25 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением ПФ РФ в адрес должника было направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании пени, доначисленной на сумму задолженности.

Указанием Банка России от 25.02.2011 года № 2583-У с 28 февраля 2011 года процентная ставка рефинансирования составляла 8 %. Данная ставка действовала по 02.05.2011 г. одна трехсотая данной ставки: 8 % /300 = 0,026667 %

Указанием Банка России от 29.04.2011 года № 2618-У с 03 мая 2011 года процентная ставка рефинансирования составляла 8,25 %. Данная ставка действовала по 25.12.2011 г. одна трехсотая данной ставки: 8,25 % /300 = 0,027500 %

Указанием Банка России от 23.12.2011 года № 2758-У с 26 декабря 2011 года процентная ставка рефинансирования составляла 8 %. Данная ставка действовала по 13.09.2012 г. одна трехсотая данной ставки: 8% /300 - 0,026667 %

В соответствии с данными ставками рефинансирования и количеством дней просрочки были просчитаны пени по каждому виду недоимки.

На дату оформления требования должник обязан уплатить пени за несвоевременную уплату страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии в размере <данные изъяты>. и пени за несвоевременную уплату страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в размере <данные изъяты>., доначисленные за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Общая сумма доначисленной пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за ДД.ММ.ГГГГ гг. составила <данные изъяты> руб.

В соответствии со ст.22 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ 17.07.2012 г. Управлением в адрес должника было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. Данным требованиям плательщику страховых взносов указано о необходимости уплатить недоимку до ДД.ММ.ГГГГ Однако добровольно указанное требование исполнено не было.

Судом проверены и признаны верными расчеты страховых взносов, недоимок, штрафов и пеней, представленные ответчиком. Истцом расчеты по существу не оспорены.

Согласно п. 1, п. 2 ст. 19 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках. До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 г.

При этом согласно п. 4 указанной статьи Форма решения о взыскании утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.12.2009 N 957н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов" утверждена форма решения о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках.

Согласно п. 7 ст. 19 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ Поручение органа контроля за уплатой страховых взносов на перечисление сумм страховых взносов в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов направляется в банк, в котором открыты счета плательщику страховых взносов - организации или индивидуальному предпринимателю, в том числе в электронном виде, в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании.

Исходя из вышеизложенного, решение выносится исходя из информации о расчетных счетах в банках и является индивидуально определенным, то есть решение выносится о направлении в конкретный банк поручений. И если Пенсионный фонд не располагает сведениями о счетах страхователя в банках, то нет возможности вынести решение о взыскании недоимки за счет денежных средств.

Согласно п. 14,15 ст. 19 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов.

Таким образом, по информации, имеющейся у Управления ПФР, а также согласно данным регистрирующего (налогового) органа (сведения из ЕГРИП) у индивидуального предпринимателя Лизунова Д.А. сведения о счетах в банках отсутствуют.

Кроме того, согласно пп.1 п. 3 ст. 28. Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ, вступившего в законную силу с 01.01.2010 г. плательщики страховых взносов - организации и индивидуальные предприниматели помимо обязанностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, обязаны письменно сообщать в орган контроля за уплатой страховых взносов соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя: об открытии (закрытии) счетов в банке в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов. Индивидуальные предприниматели сообщают в орган контроля за уплатой страховых взносов о счетах в банке, используемых ими в предпринимательской деятельности.

До вступления в силу ФЗ-212 от 24.07.2009 г. администрирующим органом по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование являлись налоговые органы. И согласно п. 2 ст. 23 Налогового кодекса РФ (в редакции ФЗ от 09.07.1999 г. № 154-ФЗ) налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели обязаны письменно сообщить в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя об открытии или закрытии счета - в десятидневный срок (в последующих редакциях - в ред. ФЗ от 27.07.2006 г. № 137-ФЗ, в ред. ФЗ от 27.07.2010 г. № 229-ФЗ - в течении семи дней со дня открытия счетов)

То есть обязанность по сообщению необходимой информации возложена на самих индивидуальных предпринимателей.

Как следует из выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, Лизунов Д.А. не сообщил в контролирующий орган о наличии счетов в банках, используемых для предпринимательской деятельности, доказательств обратного суду не представил. Обязанности розыска банковского счета на органы пенсионного фонда не возложены.

Согласно п. 1-3 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ в случае, предусмотренном частью 14 статьи 19 настоящего Федерального закона, орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона. При этом Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон "Об исполнительном производстве"), с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов.

В соответствии со ст. 20 Управлением ПФР были вынесены постановления о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> руб., постановление от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> руб. При вынесении постановлений была приложена справка о результатах проверки сведений о плательщике страховых взносов по информации о счетах.

На основании данных постановлений судебным приставом-исполнителем были возбуждены исполнительные производства: от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> руб. и исполнительное производство от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> руб.

Согласно реестру платежей от ДД.ММ.ГГГГ суммы недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование по постановлению от ДД.ММ.ГГГГ взысканы в полном объеме.

Также согласно реестру платежей от ДД.ММ.ГГГГ суммы недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование по постановлению от ДД.ММ.ГГГГ взысканы в полном объеме.

В настоящее время оба исполнительных производства - и окончены в связи с фактическим исполнением.

Таким образом, суд приходит к выводу, что все действия УПРФ о взыскании недоимки и пеней по страховым взносам были законными и обоснованными.

Также суд не находит оснований и для удовлетворения требований истца о признании незаконным постановления судебного пристава – исполнителя о взыскании исполнительского сбора в размере <данные изъяты> руб., при этом исходит из следующего.

Согласно ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей.

Исполнительский сбор за неуплату периодических платежей исчисляется и взыскивается с суммы каждой задолженности в отдельности.

Исполнительский сбор не взыскивается в случаях, когда исполнительное производство возбуждено:

1) по исполнительному документу, поступившему в порядке, установленном частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона;

2) при повторном предъявлении к исполнению исполнительного документа, по которому вынесено и не отменено постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;

3) по постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа;

4) по судебным актам по обеспечительным мерам;

5) по исполнительным документам, содержащим требования о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства;

6) по исполнительным документам, содержащим требования об отбывании обязательных работ.

Судом не установлено нарушения СПИ ОСП по Центральному району г. Новокузнецка норм действующего законодательства при вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора – должник в установленный срок добровольно не исполнил возложенные на него обязанности по уплате страховых взносов, недоимок, штрафов и пеней, исполнительский сбор исчислялся и взыскивался с суммы каждой задолженности в отдельности.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования истца не нашли своего подтверждения в судебном заседании и не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Лизунова Д. А. к УПФ России в Центральном районе г. Новокузнецка о признании постановлений УПФР в Центральном районе г. Новокузнецка о взыскании страховых взносов, пени и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, постановления судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ недействительными отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: