ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2537/19 от 09.07.2019 Зеленодольского городского суда (Республика Татарстан)

Дело 2-2537/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Дианкиной А.В.

при секретаре Рыбакиной Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степанова Д.К. к исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района, индивидуальному предпринимателю Габдрахманову Р.Х. о признании открытого аукциона и договора аренды недействительными,

установил:

Степанов Д.К. обратился в суд с иском к исполнительному комитету ЗМР РТ, ИП Габдрахманову Р.Х., и просил:

- признать открытый аукцион от 04.12.2018 на повышение стоимости, на право заключения договора аренды земельного участка площадью 44 кв.м., по адресу: <адрес>, кадастровый недействительным;

- признать договор аренды от 28.12.2018, заключенный между исполнительным комитетом ЗМР РТ и ИП Габдрахмановым недействительным.

В обоснование исковых требований указано, что истец планирует арендовать земельные участки в г. Казани и г. Зеленодольске, для осуществления предпринимательской деятельности. 04.12.2018 состоялся открытый аукцион на повышение стоимости, на право заключения договора аренды земельного участка площадью 44 кв.м. по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , в котором хотел участвовать истец и приобрести данный участок в аренду. Организация торгов была поручена ОАО «Центр развития земельных отношений РТ». Торги признаны состоявшимися. В тоже время при организации торгов были допущены нарушения. Организатор торгов, с целью ограничения количества участников разместил объявление о проведение торгов с указанием местоположения земельного участка «Республика Татарстан», что при изучении на сайте www.torgi.gov.ru и поиске земельных участков предлагаемых для торгов. При вводе Зеленодольский район, скрывает данное извещение. Позже истец узнал, что публикация была и торги будут проведены. Изучив информационное сообщение истец понял, что не успел подать заявку, так как время приема заявок было ограничено с 31.10.2018 по 27.11.2018. Дата рассмотрения заявок 28.11.2018. Дата проведения аукциона была определена на 04.12.2018. Срок приема документов в нарушение ч.4 ст. 39.12 ЗК РФ был сокращен на три дня. Кроме того, в кадастровом паспорте, указано, что данный земельный участок является арендованным ФИО5 Извещение не содержит указанных обременений. На сайте www.torgi.gov.ru истец обнаружил сообщение о результатах аукциона. Определен победитель – ИП Габдрахманов Р.Х. 28.12.2018 с ним был заключен договор аренды земельного участка. Действия организатора торгов и исполнительного комитета ЗМР РТ привели к нарушению его прав на реализацию права занятия предпринимательской деятельностью.

В судебном заседании истец Степанов Д.К. на исковых требованиях настаивал, мотивируя доводами, изложенными в иске.

Ответчик ИП Габдрахманов Р.Х., его представители Оганян И.М., Азгамов Р.А., действующие в порядке ст. 53 ГПК РФ, исковые требования не признали, пояснив, что торги проведены без нарушений требований законодательства. В торгах принимали участие шесть человек, что свидетельствует об эффективности, справедливости, публичности и открытости предоставления земельного участка. Срок указанный в п.4 ст. 39.12 ЗК РФ организаторами торгов не нарушен, он начинает течь с 28.11.2018, не включая выходные дни 1 и 2 декабря и выпадает на 04.12.2018. Истец ссылается на выписку из ЕГРН от 15.05.2019, а не на выписку, актуальную на период проведения аукциона. Истец не внес задаток и не совершил никаких действий, направленных на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Габдрахманов Р.Х. не был организатором аукцион, а был лишь одни из его участников, поэтому с его стороны никаких нарушений не было.

Представитель ответчика исполнительного комитета ЗМР РТ – Замалиев В.И., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что возможности истца в участии в торгах никто не лишал, оповещение было опубликовано в газете «Зеленодольская правда», также на сайте торги www.torgi.gov.ru. Довод, истца, что информация была скрыта, является недостоверным, поскольку участников торгов было 6 человек. Обременений на земельный участок на момент заключения договора аренды не содержалось, кроме того, истец не являлся индивидуальным предпринимателем, никаких заявок и замечаний на торги от него не поступало.

Представитель третьего лица АО «Центр развития земельных отношений РТ» - Порфирьева Т.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не поддержала, пояснив, что АО Центр развития земельных отношений РТ при проведении торгов действовал в рамках муниципального контракта. Информация о торгах была опубликована в трех источниках: на официальном сайте www.torgi.gov.ru, на сайте исполнительного комитета ЗМР РТ, а также в газете «Зеленодольская правда». Обременений на спорный земельный участок на дату проведения торгов не существовало. Истец не вносил задаток, не проявлял заинтересованность в спорном земельном участке, не подавал заявку.

Выслушав пояснения лиц участвовавших в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статьи 39.11. Земельного кодекса Российской Федерации, решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.

Образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона по инициативе органа государственной власти или органа местного самоуправления и подготовка к проведению аукциона осуществляются в следующем порядке:

1) подготовка и утверждение уполномоченным органом схемы расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории;

2) обеспечение уполномоченным органом выполнения в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы);

3) осуществление на основании заявления уполномоченного органа государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации прав на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

4) получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории;

5) принятие уполномоченным органом решения о проведении аукциона.

Проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке:

1) подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка.

2) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. При этом в данном заявлении указывается цель использования земельного участка;

3) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса и подпунктами 5 - 9, 13 - 19 пункта 8 настоящей статьи, принятие и направление им заявителю в срок не более двух месяцев со дня поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка решения о ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе в ее утверждении при наличии хотя бы одного из указанных оснований. В решении об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка должны быть указаны все основания принятия такого решения.

Аукцион является открытым по составу участников, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 10 настоящей статьи.

Участниками аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, включенного в перечень государственного имущества или перечень муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, в отношении которых не может оказываться поддержка в соответствии с частью 3 статьи 14 указанного Федерального закона.

Организатором аукциона вправе выступить уполномоченный орган или специализированная организация, действующая на основании договора с уполномоченным органом.

Начальной ценой предмета аукциона по продаже земельного участка является по выбору уполномоченного органа рыночная стоимость такого земельного участка, определенная в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"), или кадастровая стоимость такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении аукциона.

По результатам аукциона по продаже земельного участка определяется цена такого земельного участка.

Начальная цена предмета аукциона на право заключения договора аренды земельного участка устанавливается по выбору уполномоченного органа в размере ежегодной арендной платы, определенной по результатам рыночной оценки в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", или в размере не менее полутора процентов кадастровой стоимости такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении аукциона, за исключением случая, предусмотренного пунктом 15 настоящей статьи.

По результатам аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется ежегодный размер арендной платы.

По результатам аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории (за исключением случая проведения аукциона в соответствии с пунктом 7 статьи 39.18 настоящего Кодекса) определяется размер первого арендного платежа.

Организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона ("шаг аукциона"). "Шаг аукциона" устанавливается в пределах трех процентов начальной цены предмета аукциона.

Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт), не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

Организатор аукциона также обеспечивает опубликование извещения о проведении аукциона в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона.

В соответствии с частью 4 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации, прием документов прекращается не ранее чем за пять дней до дня проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

В судебном заседании установлено следующее.

22 октября 2018 года исполнительным комитетом ЗМР РТ вынесено постановление о проведении торгов (аукциона) на право заключения договора аренды земельного участка.

Предметом торгов являлся земельный участок с кадастровым номером площадью 44 кв. м, разрешенное использование: земли населенных пунктов, магазины, расположенный по адресу: <адрес>.

В соответствии с муниципальным контрактом от 26.06.2018 функция организатора торгов возложена на ОАО «Центр развития земельных отношений Республики Татарстан».

Информация о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка была размещена в газете «Зеленодольская правда» № 84 (14901) от 31.10.2018, опубликовано на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru, на официальном сайте Зеленодольского муниципального района РТ http://zelenodolsk.tatarstan.ru//, а также на сайте специализированной организации www.zemlya.tatarstan.ru.

Согласно извещению о проведении торгов от 31.10.2018, торги по спорному имуществу были назначены на 04.12.2018 на 14-00 час, дата и время окончания приема заявок: 27.11.2018. В извещении о проведении торгов вышеуказанный земельный участок проходил как Лот №2. На участие в торгах по Лоту №2 было подано шесть заявок, что подтверждается протоколом на повышение стоимости на право заключения договора аренды земельного участка.

04.12.2018 состоялся аукцион на повышение стоимости, на право заключения договора аренды земельного участка, правом распоряжения которым обладает муниципальное образование «Зеленодольский муниципальный район», земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.

В соответствии с Протоколом №2 аукциона на повышение стоимости, на право заключения договора аренды земельного участка, по Лоту №2 победителем признан ответчик Габдрахманов Р.Х., который предложил большую цену за реализуемое имущество в размере 124 528 рублей 80 копеек.

По итогам проведенного аукциона 28 декабря 2018 года между исполнительным комитетом ЗМР РТ и Габдрахмановым Р.Х. заключен договор аренды , согласно которому арендодатель предоставляет арендатору земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, площадью 44 кв. м; категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: магазины. Срок действия договора составляет 10 лет, размер годовой арендной платы за пользование участком составляет 124 528 рублей 80 копеек.

Пункт 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает возможность признания торгов недействительными по иску заинтересованного лица только в случае нарушения порядка их проведения.

Порядок проведения торгов определен статьей 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно п. 2 которой извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

Нарушений процедуры проведения торгов судом в ходе рассмотрения дела не установлено.

Так информация о торгах, в связи с проведением которых заявлен настоящий спор, была размещена в сети Интернет, а также в печатном издании и была доступна для заинтересованных лиц, объявление о проведении торгов содержало все необходимые сведения о проведении торгов, в том числе о предмете торгов. Информационное сообщение о проведении аукциона содержало информацию о том, что по Лоту №2 предметом аукциона выступает земельный участок с кадастровым номером площадью 44 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, категория – земли населенных пунктов, разрешенное использование – магазины. Вид права – аренды на 10 лет. Начальная цена (годовая арендная плата) – 117 480 рублей.

Довод истца о том, что специализированная организация допустила ограничение участников торгов, является несостоятельным, поскольку из материалов дела усматривается, что участие в торгах приняло шестеро участников.

Таким образом, исполнительным комитетом ЗМР РТ и АО «Центр развития земельных отношений Республики Татарстан» были соблюдены принципы публичности, открытости и прозрачности при публикации извещения о проведении торгов на право заключения договора аренды земельного участка.

В соответствии с извещением о проведении торгов были установлены следующие сроки: срок приема заявок с 31.10.2018 по 27.11.2018, срок поступления задатка 27.11.2018 (включительно), дата торгов 04.12.2018.

В соответствии с пунктом 4 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации прием документов прекращается не ранее чем за пять дней до дня проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Таким образом, срок между датой торгов и датой окончания приема заявок не может быть меньше 5 дней.

С момента окончания приема заявок до даты проведения торгов прошло более 5 дней, в связи с чем нарушений положений пункта 4 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации ответчиками не допущено.

Доводы истца, о том, что при изучении выписки из ЕГРН ему стало известно об имеющемся ограничении прав и обременении на земельный участок с кадастровым номером в виде аренды ФИО5, является также несостоятельным.

В соответствии с постановлением исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 25.04.2008 договор аренды земельного участка с ФИО5 был расторгнут 14.03.2008.

Согласно выписки из ЕГРН от 28.11.2018, предоставленной в ОАО «Центр развития земельных отношений Республики Татарстан» муниципальным образованием «Зеленодольский муниципальный район», ограничения прав и обременения на земельный участок с кадастровым номером на дату проведения торгов не зарегистрировано.

Таким образом, какие-либо ограничения, препятствующие реализации земельного участка, отсутствовали, в связи с чем права и законные интересы участников аукциона не были нарушены, а требования Земельного кодекса Российской Федерации были соблюдены, поскольку у организатора торгов и специализированной организации отсутствует обязанность указывать ограничения, имевшие место в прошлом.

Кроме того, истец в ходе судебного разбирательства не доказал своей заинтересованности в участии в данных торгах, в суд с иском обратился лишь через 6 месяцев после проведения торгов. Истец заявку на участие в торгах не подавал, необходимый задаток не расчетный счет не вносил, участия в торгах не принимал, что также подтверждает отсутствие заинтересованности в земельном участке с кадастровым номером

Из пояснений представителя третьего лица АО «Центр развития земельных отношений Республики Татарстан» установлено, что сайт www.torgi.gov.ru, позволяет осуществлять поиск по различным критериям, не только по местоположению, но и по иным критериям включая кадастровый номер земельного участка.

Однако из пояснений истца установлено, что поиск на сайте www.torgi.gov.ru по кадастровому номеру земельного участка он не осуществлял, в связи с отсутствием у него сведений о кадастровом номере земельного участка, что по мнению суда, не может быть поставлено в вину организаторам аукциона.

Поскольку судом не установлено нарушения порядка проведения торгов, а также нарушения прав и законных интересов истца, оснований для удовлетворения иска не имеется. В удовлетворении заявленных исковых требований необходимо отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

исковые требования Степанова Д.К. к исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района, индивидуальному предпринимателю Габдрахманову Р.Х. о признании недействительными открытого аукциона от 04.12.2018 на повышение стоимости, на право заключения договора аренды земельного участка площадью 44 кв.м, по адресу: <адрес>, кадастровый номер: , договора аренды земельного участка от 28.12.2018, заключенного между исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района и ИП Габдрахмановым Р.Х., оставить без удовлетворения.

С мотивированным решением лица, участвующие в деле, могут ознакомиться в Зеленодольском городском суде 14.07.2019.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РТ через Зеленодольский городской суд РТ в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья