ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2537/2016 от 08.04.2016 Заельцовского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело № 2-2537/2016

Поступило в суд: 08.04.2016 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 октября 2016 года г. Новосибирск

Заельцовский районный суд г. Новосибирска

в составе:

Председательствующего судьи Павлючик И. В.

При секретаре: Ковалишиной Е. А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ПАО «БИНБАНК» о защите прав потребителей,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с иском к ПАО «БИНБАНК» о защите прав потребителей, указав, что xx.xx.xxxx на свой абонентский номер телефона __ истцу поступило SMS-сообщение от отправителя ПАО «БИНБАНК», в котором содержалась информация рекламного характера, а именно: «Новый офис БИНБАНКа «Дзержинский» теперь рядом с Вами! Приглашаем на Кредитный SALE! БОЛЬШИЕ суммы под низкий процент! Ждем Вас по адресу: <...> __ SALE – продажа услуг банка».

С учетом отсутствия у ответчика на xx.xx.xxxx года согласия истца на обработку его персональных данных в целях рекламы услуг, товаров ответчика и иных лиц и направления ему рекламных сообщений - направление ему ответчиком сообщения рекламного характера, нарушает его потребительские права, представляет собой навязывание ему без его согласия своих услуг по рассылке рекламных сообщений, что не допускается в силу ст.16 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Такие действия ответчика также представляют собой нарушения статьи 6, ч.1 ст.15 Федерального закона «О персональных данных», законодательства РФ о рекламе.

Ответчик, как рекламо-распространитель и рекламодатель не предоставил истцу как потребителю в содержании рекламного сообщения минимально необходимой информации об продавце (исполнителе) и услугах, как того требуют ст.8 - 10 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Поскольку, ответчиком был нарушен закон, истец направил ответчику претензию с требованиями, в частности: прекратить незаконную обработку его персональных данных, не допускать направление ему сообщений, по каналам электронной связи, по почте любых рекламных сообщений ответчика, возместить ему убытки в связи с указанными допущенными нарушениями: убытки - расходы, направленные на восстановление его прав на досудебной стадии разрешения спора и выразившиеся в произведенных им расходах на оказание юридических услуг, в размере <данные изъяты> (юридическое консультирование, составление настоящей претензии, канцелярские действия); убытки расходы, направленные на восстановление его прав на досудебной стадии разрешения спора и выразившиеся в произведенных им почтовых расходах для направления настоящей претензии в размере <данные изъяты> компенсировать ему моральный вред, причиненный ему вследствие указанного нарушения его потребительских прав, в размере <данные изъяты>

Ответчик, получив претензию, не направил истцу ответ на претензию, в добровольном порядке требования истца, изложенные в претензии, не удовлетворил.

Неправомерными действия ответчика истцу причинен моральный вред, который он оценивает в размере <данные изъяты>

С учетом изложенного, истец просил суд признать незаконным бездействие ответчика по не предоставлению истцу сведений на его запрос о предоставлении сведений в силу ч. 7 ст. 14 ФЗ «О персональных данных», изложенный в претензии; обязать ответчика предоставить истцу следующие сведения: подтверждение факт обработки его персональных данных организацией; сведения о лицах (за исключением работников организации), которые имеют доступ к его персональным данным или которым могут быть раскрыты персональные данные на основании договора с организацией или на основании ФЗ; обрабатываемые персональные данные истца, источник их получения; информацию об осуществленной или о предполагаемой трансграничной передаче персональных данных истца; наименование или фамилию, имя отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных истца по поручению организации, если обработка поручена или будет поручена такому лицу; признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в не удовлетворении требования истца об исключении его персональных данных для направления ему путем СМС - сообщений по каналам электронной связи, по почте рекламных сообщений ответчика.

Признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в не прекращении направления истцу путем СМС-сообщений рекламных сообщений ответчика.

Признать незаконными действия ответчика по направлению xx.xx.xxxx на номер мобильного телефона истца __ СМС-сообщения рекламного характера следующего содержания: «Новый офис БИНБАНКа «Дзержинский» теперь рядом с Вами! Приглашаем на Кредитный SALE! БОЛЬШИЕ суммы под низкий процент! Ждем Вас по адресу: <...> __ SALE – продажа услуг банка».

Взыскать с ответчика в пользу истца убытки в виде расходов на юридические услуги, канцелярские действия в размере <данные изъяты> убытки в виде расходов на почтовые услуги в размере <данные изъяты> компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>

В судебное заседание истец ФИО1 не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщил (л.д. 89).

В судебном заседании представитель ответчика ПАО «БИНБАНК» по доверенности ФИО2 (л.д. 64-66) с исковыми требованиями ФИО1 не согласилась полностью, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на иск, в котором просила в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать. Пояснила, что информация о номере телефона без указания дополнительных сведений о субъекте персональных данных относится к информации обезличенного характера, использование которой не ограничено требованиями Федерального закона « О персональных данных» от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ. Банк не нарушал требований указанного закона, поскольку не только не обрабатывал персональные данные истца, но и не направлял СМС-сообщения именно истцу, как субъекту персональных данных. Банк не собирал и не осуществлял обработку персональных данных истца в соответствии с требованиями ст. 5 Федерального закона «О персональных данных». Поэтому банком не могут быть предоставлены доказательства факта обработки персональных данных истца, сведения о лицах, которые имеют доступ к его персональным данным и лицах, которым поручена их обработка, информация об осуществленной или о предполагаемой трансграничной передаче его персональных данных. О вышеуказанных обстоятельствах истцу было сообщено банком в ответе на его претензию от 05.06.2014 г., направленному ему почтой.

Банк не направлял на номер телефона истца СМС-сообщения рекламного характера. Указанное сообщение было получено истцом путем рассылки в рамках договора оказания услуг __ от <данные изъяты> заключенному банком с ООО «Поинтслаб», с «буквенного» номера. В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О связи» под рассылкой по сети подвижной радиотелефонной связи понимается передача абонентам коротких текстовых сообщений с использованием нумерации, не соответствующей российской системе и плану нумерации, а также сообщений, передача которых не предусмотрена договором о межсетевом взаимодействии с иностранными операторами связи (то есть, например, с использованием «коротких» или «буквенных» номеров) и сообщений, направляемых автоматически. Поскольку Федеральный закон «О связи» не содержит исключений из информации, которая может распространяться с помощью рассылки, указанное понятие рассылки включает в себя, в ом числе рассылку сообщений рекламного характера.

В соответствии с ч.2 ст. 44.1 ФЗ «О связи» рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи по инициативе заказчика рассылки осуществляется на основании договора, заключенного с оператором подвижной радиотелефонной связи, абоненту которого предназначена рассылка. Предметом указанного договора являются услуги по осуществлению рассылки оператором связи.

Учитывая, что банк не является рекламораспространителем, а выступает лишь заказчиком услуг по договору оказания услуг __ от <данные изъяты> с <данные изъяты> он не совершал незаконных действий по направлению на номер истца сообщения рекламного характера и не является надлежащим ответчиком по иску.

Поскольку основное требование удовлетворению не подлежит, то и второстепенные от него требования не подлежат удовлетворению (л.д.21-22).

В судебное заседание представитель третьего лица <данные изъяты> не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщил (л.д.91).

Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ПАО «БИНБАНК» о защите прав потребителей следует отказать.

В статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) раскрыты основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе:

- реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1);

- объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2);

- товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3);

- рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (пункт 5);

- рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7).

На основании п. 1 ст. 18 указанного Федерального закона, распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.

Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

В соответствии с п. 2 ст. 18 Закона о рекламе, не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).

Как следует из ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» (далее - Закон о связи), для целей данного Федерального закона используются следующие основные понятия:

- абонент - пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации;

- электросвязь - любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.

Соответственно, термин «реклама», примененный в п. 1 ст. 18 Закона о рекламе, предполагает значение, отличающееся от общего определения, данного в ст. 3 этого же Закона, а именно в нем отсутствует такой признак рекламы, как ее адресованность неопределенному кругу лиц. Информация, передаваемая посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, всегда предполагает индивидуализированного (посредством абонентского номера или уникального кода идентификации) абонента, который ее получает.

В ст. 2 Закона о связи определено, что под услугой связи понимается деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений; под сетью связи понимается - технологическая система, включающая в себя средства и линии связи и предназначенная для электросвязи или почтовой связи; под линиями связи понимаются линии передачи, физические цепи и линейно-кабельные сооружения связи; абонентом является пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации; оператор связи - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии.

Судом установлено, что ответчик ПАО «БИНБАНК» является юридическим лицом, зарегистрированными в установленном законом порядке, обладающими гражданскими правами и несущими гражданские обязанности.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, xx.xx.xxxx между истцом ФИО1 и Новосибирским филиалом <данные изъяты> заключен договор на оказание услуг связи с выделением абонентского номера + <***> __ (л. __, 58-59).

xx.xx.xxxx на абонентский номер телефона __, принадлежащий истцу поступило SMS-сообщение с использованием «буквенного» номера bin bank, следующего содержания: «Новый офис БИНБАНКа «Дзержинский» теперь рядом с Вами! Приглашаем на Кредитный SALE! БОЛЬШИЕ суммы под низкий процент! Ждем Вас по адресу: <...> __ SALE – продажа услуг банка» (л.д. 5-6, 73).

Согласно ответу <данные изъяты> на запрос суда, сведения о номере отправителя хранятся в базах данных за последние полтора года, учитывая это, установить номер отправителя не представляется возможным (л.д. 73).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О связи» под рассылкой по сети подвижной радиотелефонной связи понимается передача абонентам коротких текстовых сообщений с использованием нумерации, не соответствующей российской системе и плану нумерации, а также сообщений, передача которых не предусмотрена договором о межсетевом взаимодействии с иностранными операторами связи (то есть, например, с использованием «коротких» или «буквенных» номеров) и сообщений, направляемых автоматически. Поскольку Федеральный закон «О связи» не содержит исключений из информации, которая может распространяться с помощью рассылки, указанное понятие рассылки включает в себя, в ом числе рассылку сообщений рекламного характера.

В соответствии с ч.2 ст. 44.1 ФЗ «О связи» рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи по инициативе заказчика рассылки осуществляется на основании договора, заключенного с оператором подвижной радиотелефонной связи, абоненту которого предназначена рассылка. Предметом указанного договора являются услуги по осуществлению рассылки оператором связи.

Как следует из материалов дела, xx.xx.xxxx между <данные изъяты> заключен договор оказания услуг __ (л.д. 25-28).

Согласно п.2.1 договора исполнитель оказывает заказчику услуги, согласованные сторонами в дополнительном соглашении, содержащим перечень услуг, определяет и фиксирует договоренности сторон в отношении объема условий оказания и передачи услуг, а также стоимость услуг и порядок их оплаты заказчиком.

xx.xx.xxxx между <данные изъяты> заключено дополнительное соглашение __ (Мобильная реклама) к договору оказания услуг __ от <данные изъяты> (л.д. 30-32), согласно п.2.1 договора исполнитель обязуется самостоятельно, либо с привлечением третьих лиц оказывать по заданию заказчика услуги по размещению рекламно-информационных материалов заказчика в любой форме текстовых, графических и мультимедийных, СМС-ММС-сообщений в рамках мобильных сетей операторов связи, а также терминальных платежных систем. Конкретный перечень услуг, медиапланы, сроки, порядок и иные параметры их предоставления, а также стоимость услуг и порядок расчетов согласовывается сторонами в рамках приложения к настоящему дополнительному соглашению.

В п.1.4 Приложения __ от <данные изъяты> к дополнительному соглашению __ от <данные изъяты>Мобильная реклама) к договору оказания услуг __ от <данные изъяты> (л.д. 33-35) указан текст рекламного сообщения:

Текст 1:

Новый офис БИНБАНКа «Победа» теперь рядом с Вами! Приглашаем на Кредитный SALE! Большие суммы под низкий процент! Ждем Вас по адресу: пр-т Дзержинского, __ SALE – продажа услуг банка, ОАО БИНБАНК.

Согласно п.5.3 дополнительного соглашения __ от <данные изъяты> (Мобильная реклама) к договору оказания услуг __ от <данные изъяты> в случае предъявления заказчику претензий третьими лицами, в ом числе компетентными государственными или муниципальными органами, относительно отсутствия согласия абонентов на получение мобильной рекламы, которая была распространена исполнителем/оператором в соответствии с настоящим договором, исполнитель и/или оператор обязуется самостоятельно и за свой счет урегулировать такие претензии.

Кроме того, согласно ответам ПАО «БИНБАНК» на запросы суда (л.д. 76, 98) абонентский номер с буквенным обозначением «bin bank» для осуществления СМС-рассылок от имени и в интересах ОАО «БИНБАНК» (ПАО «БИНБАНК») в 2014 г. банком не использовался.

Оценив относимость, допустимость, полноту и достаточность представленных ФИО1 доказательств, суд полагает недоказанным совершение ПАО «БИНБАНК» действий по отправке истцу СМС-сообщения, содержащего сведения рекламного характера, с учетом заключенного между ОАО «БИНБАНК» и <данные изъяты> договора оказания услуг __ и дополнительного соглашения к нему __ от <данные изъяты>Мобильная реклама) к договору оказания услуг __ от <данные изъяты> а также ответов ПАО «БИНБАНК» и <данные изъяты> на запросы суда.

В рассматриваемом случае, банк не является распространителем информации или сведений содержащихся в сообщении, поскольку выполняет техническую функцию передачи сообщения, а не информации определенного содержания, банк не несет ответственности за содержание сообщения, не осуществляет проверку содержания сообщения, так как это является нарушением <данные изъяты> связи, что гарантируется ст. 63 Закона о связи.

Из содержания ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе следует, что согласие абонента на получение рекламы должно быть получено рекламораспространителем, которым ответчик не является, в связи с чем, такое требование ему адресовано быть не может.

В связи с чем, у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований истца о признании незаконными действий ответчика по направлению xx.xx.xxxx на номер мобильного телефона истца __ СМС-сообщения рекламного характера следующего содержания: «Новый офис БИНБАНКа «Дзержинский» теперь рядом с Вами! Приглашаем на Кредитный SALE! БОЛЬШИЕ суммы под низкий процент! Ждем Вас по адресу: <...> __ SALE – продажа услуг банка», взыскании с ответчика в пользу истца убытков в виде расходов на юридические услуги, канцелярские действия в размере <данные изъяты> убытков в виде расходов на почтовые услуги в размере <данные изъяты>

Поскольку виновных действий ответчика в причинении морального вреда истцу, судом не установлено, то требование истца о компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> также не подлежит удовлетворению.

В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных», субъект персональных данных имеет право на получение сведений, указанных в части 7 настоящей статьи, за исключением случаев, предусмотренных частью 8 настоящей статьи. Такие сведения должны быть предоставлены субъекту персональных данных оператором в доступной форме при обращении либо при получении запроса субъекта персональных данных.

xx.xx.xxxx. истец обратился по почте к ответчику с претензией, в которой просил прекратить незаконную обработку его персональных данных путем их уничтожения, не допускать направление ему путем СМС-сообщений и иным способом любых рекламных сообщений ОАО «БИНБАНК», возместить убытки и компенсировать моральный вред, а также с требованиями относительно обработки персональных данных истца, которая <данные изъяты> получена ответчиком (л.д. 8, 11, 12).

06.06.2014 г. ответчиком по почте направлен ответ в адрес истца, согласно которому указано, что банк не осуществлял обработку персональных данных истца, а указанная истцом СМС была направлена ИП ФИО3 в рамках договора оказания услуг <данные изъяты> (л.д. 23, 24, 29).

Учитывая изложенное, отсутствие между истцом и ответчиком действующих договоров, направление ответчиком истцу в письменной форме мотивированного ответа о том, что ответчик не осуществлял обработку персональных данных истца, суд приходит к выводу, что действия ответчика ПАО «БИНБАНК» соответствуют закону, прав и законных интересов ФИО1 не нарушают, в связи с чем, у суда отсутствуют основания для признания незаконным бездействия ответчика по непредставлению ответа на запрос истца о предоставлении сведений о персональных данных, изложенных в претензии, обязании ответчика предоставить истцу следующие сведения: подтверждение факт обработки его персональных данных организацией; сведения о лицах (за исключением работников организации), которые имеют доступ к его персональным данным или которым могут быть раскрыты персональные данные на основании договора с организацией или на основании ФЗ; обрабатываемые персональные данные истца, источник их получения; информацию об осуществленной или о предполагаемой трансграничной передаче персональных данных истца; наименование или фамилию, имя отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных истца по поручению организации, если обработка поручена или будет поручена такому лицу, признании незаконным бездействия ответчика, выразившееся в не прекращении направления истцу путем СМС-сообщений рекламных сообщений ответчика.

В силу п. 6 ст. 13 ФЗ РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы присужденной судом в пользу потребителя.

Как следует из п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 года за __П, от 24.06.2009 г. __ и др.). Каких-либо исключений из указанного выше общего требования к составу правонарушения п. 6 ст. 13 ФЗ РФ «О защите прав потребителей» не содержит.

Учитывая изложенное, для возложения на ответчика ответственности в виде штрафа по п. 3 ст. 16 ФЗ РФ «О защите прав потребителей» необходимо установление в его действиях вины в нарушении прав потребителя, предусмотренных законодательством в сфере защиты прав потребителей.

Как следует из материалов дела, оснований для возложения на ответчика ответственности в виде штрафа по п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» не имеется, т. к. права истца ответчик не нарушал.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ПАО «БИНБАНК» о признании незаконным бездействия ответчика по не предоставлению истцу сведений на его запрос о предоставлении сведений в силу ч. 7 ст. 14 ФЗ «О персональных данных», изложенный в претензии; обязании ответчика предоставить истцу следующие сведения: подтверждение факта обработки его персональных данных организацией; сведения о лицах (за исключением работников организации), которые имеют доступ к его персональным данным или которым могут быть раскрыты персональные данные на основании договора с организацией или на основании ФЗ; обрабатываемые персональные данные истца, источник их получения; информацию об осуществленной или о предполагаемой трансграничной передаче персональных данных истца; наименование или фамилию, имя отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных истца по поручению организации, если обработка поручена или будет поручена такому лицу; признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в не удовлетворении требования истца об исключении его персональных данных для направления ему путем СМС - сообщений по каналам электронной связи, по почте рекламных сообщений ответчика; признании незаконным бездействия ответчика, выразившегося в не прекращении направления истцу путем СМС-сообщений рекламных сообщений ответчика; признании незаконными действий ответчика по направлению <данные изъяты> на номер мобильного телефона истца __ СМС-сообщения рекламного характера следующего содержания: «Новый офис БИНБАНКа «Дзержинский» теперь рядом с Вами! Приглашаем на Кредитный SALE! БОЛЬШИЕ суммы под низкий процент! Ждем Вас по адресу: <...> __ SALE – продажа услуг банка»; взыскании с ответчика в пользу истца убытков в виде расходов на юридические услуги, канцелярские действия в размере <данные изъяты> убытков в виде расходов на почтовые услуги в размере <данные изъяты> компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> - отказать.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через суд, вынесший решение.

Решение изготовлено в окончательной форме: xx.xx.xxxx

Судья подпись И. В. Павлючик

Подлинное решение находится в материалах гражданского дела Заельцовского районного суда г. Новосибирска ____