ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2537/2023 от 06.07.2023 Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

66RS0006-01-2023-001526-67

2-2537/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 июля 2023 года

Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Агафоновой А. Е., при секретаре Спицыной А. А., с участием помощника прокурора Зиновьевой Е. В., представителя ответчика Закировой Я. С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Орджоникидзевского района города Екатеринбурга о возложении обязанности устранить нарушения действующего законодательства о социальной защите инвалидов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Орджоникидзевского района города Екатеринбурга (далее – Администрация) об обязании устранить нарушения действующего законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, препятствующие беспрепятственному доступу инвалидов к объектам социальной инфраструктуры: на внешней лестнице здания установить тактильно-контрастные наземные указатели в соответствии с п. 5.1.10 СП 59.13330.2020 и п. 4.2.2 табл. 3 ГОСТ Р 52875-2018; отрегулировать высоту и ширину ступеней в соответствии с п. 5.1.12 СП 59.13330.2020; горизонтальные (разворотные) площадки пандуса привести в соответствие с минимальными требованиям по размеру 1,5x1,5 м, согласно п.5.1.16 СП 59.13330.2020; установить у пандусов двустороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м, отрегулировать ширину марша пандуса (расстояние между поручнями ограждений пандуса) в соответствии с п. 5.1.16 СП 59.13330.2020; поверхность пандуса является скользкой в нарушение требований п. 5.1.17 СП 59.13330.2020; изменить высоту расположения кнопки вызова персонала в соответствии с п. 7.2.2.1-7.2.2.7 ГОСТ Р 51671-2020; установить тактильные предупреждающие перед входной дверью в соответствии с п. 4.2.2 табл. 3 ГОСТ Р 529875-2018; установить технические средства визуальной ориентирующей идентифицирующей информации, разместить их в соответствии с п. 6.2.1.4 ГОСТ Р 51671-2020 и п. 4.3.7.3 ГОСТ Р 52131-2019; выделить наличники входной двери (края дверного полотна) и ручку входной двери контрастным цветом (также по дверям в тамбуре) в соответствии с п. 6.4.1 СП 59.13330.2020; установить комплексную информацию о пути и направлении движения со схемой расположения и функциональным назначением помещений, установить мнемосхему в соответствии с п. 6.5.12 СП 59.13330.2020; установить комплексную систему средств информационной поддержки и навигации, символы доступности и визуальной информации, а также информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля в соответствии с п. 5.1.3, 6.5.1, 6.5.4, 6.5.9 СП 59.13330.2020; выделить места отдыха и ожидания для инвалидов и других МГН в соответствии с п. 6.2.5 СП 59.13330.2020; выделить санитарно-бытовое помещение (туалет) для инвалидов и других МГН в соответствии с п. 6.3.1-6.3.3, 6.3.9 СП 59.13330.2020; привести сайт учреждения в соответствие с ГОСТ Р 52872-2019 (Национальный стандарт) Интернет-ресурсы и другую информацию, представленную в электронно-цифровой форме. Приложения для стационарных и мобильных устройств, иные пользовательские интерфейсы. Требования доступности для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности; в Паспорте доступности объекта социальной инфраструктуры < № > от 17.09.2019 в п. 4.1. отразить конкретные рекомендации по каждой структурно-функциональной зоне, в п. 4.2 указать период проведения работ; выделить специальные места (зоны) со специальным оборудованием и мебелью для инвалидов и МГН; согласовать Перечень мер от 28.10.2019 с общественным объединением инвалидов в соответствии со ст. ст. 15, 33 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; разработать и реализовать Акт обследования объекта социальной защиты инфраструктуры к Паспорту доступности < № > от 17.09.2019 по каждой структурно-функциональной единице; установить дату утверждения руководителем учреждения и период проведения работ по каждому этапу и контрольных сроков в плане адаптации объекта (приложение к Паспорту доступности ОСИ), - установив срок для устранения нарушений в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, указав, что Прокуратурой Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга проведена проверка доступности объекта социальной инфраструктуры – Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга для людей с ограниченными возможностями.

В силу ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации») федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (общественным зданиям, строениям и сооружениям) и к предоставляемым в них услугам. В случаях, если существующие объекты социальной инфраструктуры невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме. К объектам социальной инфраструктуры относится и Администрация Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения необходимо для того, чтобы обеспечить им право на достойную жизнь. При этом положения Закона о необходимости создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры носят императивный характер и не содержат исключений относительно конструктивных особенностей здания. Согласно ст. 12 Федерального закона №384-ФЗ от 30.12.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», жилые здания, объекты социальной инфраструктуры должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения до 01.01.2013 были указаны в строительных нормах и правилах СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя России от 16.07.2001 < № >. В настоящее время действует СП 59.13330.2020 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 утверждена Приказом Минстроя России от 30.12.2020 < № > «Об утверждении СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

В ходе проверки доступности объекта социальной инфраструктуры – Администрация Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга для людей с ограниченными возможностями, выявлены нарушения действующего законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, препятствующие беспрепятственному доступу инвалидов к объектам социальной инфраструктуры: на внешней лестнице здания в нарушение п. 5.1.10 СП 59.13330.2020 и п. 4.2.2 табл. 3 ГОСТ Р 52875-2018 отсутствуют тактильно-контрастные наземные указатели; в нарушение требований п. 5.1.12 СП 59.13330.2020 ступени имеют различия по высоте (от 4,0 до 14,0 см) и по ширине ступеней (от 36,5 до 38,0 см); горизонтальные (разворотные) площадки пандуса не соответствуют минимальным требованиям по размеру 1,5x1,5 м (фактически размер первой площадки составляет 1,1 м) в нарушение п. 5.1.16 СП 59.13330.2020; пандусы должны иметь двустороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м (поручни пандуса расположены на высоте 0,88 и 0,68 м), ширина марша пандуса (расстояние между поручнями ограждений пандуса) составляет от 0,92 до 1,01 м, что также не соответствует обязательным требованиям п. 5.1.16 СП 59.13330.2020; поверхность пандуса является скользкой в нарушение требований п. 5.1.17 СП 59.13330.2020; кнопка вызова персонала расположена в нарушение требований п.7.2.2.1-7.2.2.7 ГОСТ Р 51671-2020 (в т. ч. кнопка расположена на высоте 0,74 м); отсутствуют тактильные предупреждающие перед входной дверью, предусмотренные п. 4.2.2 табл. 3 ГОСТ Р 529875-2018; технические средства визуальной ориентирующей идентифицирующей информации либо отсутствуют, либо размещены в нарушение п. 6.2.1.4 ГОСТ Р 51671-2020 и п. 4.3.7.3 ГОСТ Р 52131-2019; наличники входной двери (края дверного полотна) и ручка входной двери не выделены контрастным цветом (также по дверям в тамбуре) в нарушение требований п. 6.4.1 СП 59.13330.2020; отсутствует комплексная информация о пути и направлении движения со схемой расположения и функциональным назначением помещений, отсутствует мнемосхема в нарушение п. 6.5.12 СП 59.13330.2020; отсутствует комплексная система средств информационной поддержки и навигации, символы доступности и визуальная информация, а также информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля в нарушение п. 5.1.3, 6.5.1, 6.5.4, 6.5.9 СП 59.13330.2020; не выделены места отдыха и ожидания для инвалидов и других МГН в нарушение п. 6.2.5 СП 59.13330.2020; отсутствует санитарно-бытовое помещение (туалет) для инвалидов и других МГН в нарушение п. 6.3.1-6.3.3, 6.3.9 СП 59.13330.2020.

Сайт учреждения не соответствует ГОСТ Р 52872-2019 (Национальный стандарт) Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме. Приложения для стационарных и мобильных устройств, иные пользовательские интерфейсы. Требования доступности для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности.

Изучением представленной документации установлено, что в Паспорте доступности объекта социальной инфраструктуры < № > от 17.09.2019 в п. 4.1. отсутствуют конкретные рекомендации по каждой структурно-функциональной зоне, в п. 4.2 не указан период проведения работ. Имеется отметка, что прием инвалидов ведется в холле 1 этажа, однако при проведении проверочных мероприятий установлено отсутствие специально выделенного места (зоны) для приема граждан с инвалидностью, отсутствие информации о расположении данной зоны, отсутствие специального оборудования и мебели для инвалидов и МГН. Также отсутствует согласование Перечня мер от 28.10.2019 с общественным объединением инвалидов в нарушение ст. ст. 15, 33 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - имеется пометка «Ознакомлен». Ни один пункт из Перечня мер по обеспечению доступности инвалидов на объект на момент проверки не реализован. Отсутствует Акт обследования объекта социальной защиты инфраструктуры к Паспорту доступности < № > от 17.09.2019 по каждой структурно-функциональной единице. Также установлено, что план адаптации объекта (приложение к Паспорту доступности ОСИ) не имеет даты утверждения руководителем учреждения, периода проведения работ по каждому этапу и контрольных сроков выполнения.

В судебном заседании помощник прокурора Зиновьева Е. В. заявленные требования и доводы искового заявления поддержала.

Представитель ответчика Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга – Закирова Я. С. заявленные требования не признала, суду пояснила, что здание Администрации построено в 1953 году. Реконструкция или модернизация здания не производились. В настоящее время входная группа оборудована пандусом, состоящим из нескольких маршей, имеющих наклонную поверхность с продольным уклоном. Здание, в том числе фасад, сохранили исторический архитектурный облик. Положения ч. 1 ст. 15 Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в части обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры применяются с 01.07.2016 исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам. Параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения ранее были установлены Сводом правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» СП 59.13330.2016, в настоящее время действует СП 59.13330.2020. Согласно указанных СП, лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами с установленными параметрами. Лестницы, пандусы или подъемные устройства должны быть доступными для маломобильных групп населения. При этом п. п. 1.2, 4.1 СП 59.13330.2020 установлено, что требования настоящего Свода правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, а также подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений. Из изложенного следует, что законодатель поставил под условие обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к только ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам. Здание Администрации не является вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектом. В соответствии с ч. 5 ст. 15 Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в случаях, если существующие объекты социальной инфраструктуры невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме. Во исполнение норм действующего законодательства Администрацией приняты системные меры по формированию доступной среды для маломобильных групп населения к месту предоставления услуги. Паспорт доступности объекта и перечень мер для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуг согласован с Местной организацией Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга Свердловской области Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов». При входе в помещение оборудован доступный для безопасного перемещения пандус, на котором также имеется кнопка вызова сотрудников Администрации. Также в здании присутствуют места для обслуживания маломобильных групп населения. С учетом требований ч. 5 ст. 15 Закона принятые Администрацией меры обеспечивают удовлетворение минимальных потребностей маломобильных групп населения, в том числе инвалидов, при посещении здания, позволяют осуществить беспрепятственный доступ к предоставлении услуги и избежать нарушения их прав.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации города Екатеринбурга, Местной организации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга Свердловской области Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (л. д. 124, 125-126), о причинах неявки суд не уведомлен.

С учетом мнения прокурора и представителя ответчика суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.

Заслушав объяснения прокурора и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд, оценив все представленные доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что прокуратурой Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга с привлечением представителей Общероссийского общественного движения «Народный фронт» «За Россию» по Свердловской области, участвующих в качестве специалистов, в том числе эксперта в области создания и обеспечения безбарьерной среды для людей с инвалидностью и маломобильных групп населения К.О.С., 27.04.2022 проведена проверка, в том числе Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга по адресу: г. Екатеринбург, ул. Бабушкина, д. 16, по результатам которой представлен неподписанный проводившим проверку прокурором акт о том, что:

внешняя лестница - отсутствуют тактильно-контрастные наземные указатели в нарушение п. 5.1.10 СП 59.13330.2020 и п. 4.2.2 табл. 3 ГОСТ Р 52875-2018; ступени имеют различия по высоте (от 4,0 до 14,0 см) и по ширине ступеней (от 36,5 до 38,0 см) в нарушение требований п. 5.1.12 СП 59.13330.2020;

пандус - горизонтальные (разворотные) площадки пандуса не соответствуют минимальным требованиям по размеру 1,5x1,5 м (фактический размер первой площадки составляет 0,93х0,93 м, глубина второй площадки составляет 1,1 м) в нарушение п. 5.1.16 СП 59.13330.2020; пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м (поручни пандуса расположены на высоте 0,88 и 0,68 м), ширина марша пандуса (расстояние между поручнями ограждений пандуса) составляет от 0,92 до 1,01 м, что также не соответствует обязательным требованиям п. 5.1.16 СП 59.13330.2020; поверхность пандуса является скользкой в нарушение требований п. 5.1.17 СП 59.13330.2020; кнопка вызова персонала расположена в нарушение требований п.7.2.2.1-7.2.2.7 ГОСТ Р 51671-2020 (в т. ч. кнопка расположена на высоте 0,74 м);

вход (входная группа) - отсутствуют тактильные предупреждающие перед входной дверью по п. 4.2.2 табл. 3 ГОСТ Р 529875-2018; технические средства визуальной ориентирующей, идентифицирующей информации либо отсутствуют, либо размещены в нарушение п. 6.2.1.4 ГОСТ Р 51671-2020 и п. 4.3.7.3 ГОСТ Р 52131-2019; наличники входной двери (края дверного полотна) и ручка входной двери не выделены контрастным цветом (также по дверям в тамбуре) в нарушение требований п. 6.4.1 СП 59.13330.2020;

зона оказания услуги - отсутствует комплексная информация о пути и направлении движения со схемой расположения и функциональным назначением помещений, отсутствует мнемосхема в нарушение п. 6.5.12 СП 59.13330.2020; отсутствует комплексная система средств информационной поддержки и навигации, символы доступности и визуальная информация, а также информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля в нарушение п. 5.1.3, 6.5.1, 6.5.4, 6.5.9 СП 59.13330.2020; не выделены места отдыха и ожидания для инвалидов и других МГН в нарушение п. 6.2.5 СП 59.13330.2020; отсутствует санитарно-бытовое помещение (туалет) для инвалидов и других МГН в нарушение п. 6.3.1-6.3.3, 6.3.9 СП 59.13330.2020;

сайт учреждения - не соответствует ГОСТ Р 52872-2019 (Национальный стандарт Российской Федерации) Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме. Приложения для стационарных и мобильных устройств, иные пользовательские интерфейсы. Требования доступности для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности;

представленная документация - Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры < № > от 17.09.2019: в п. 4.1. - отсутствуют конкретные рекомендации по каждой структурно-функциональной зоне, п. 4.2 - не указан период проведения работ. Имеется отметка, что прием инвалидов ведется в холле 1 этажа, однако, при проведении проверочных мероприятий установлено отсутствие специально-выделенного места (зоны) для приема граждан с инвалидностью, отсутствие информации о расположении данной зоны, отсутствие специального оборудования и мебели для инвалидов и МГН; отсутствует согласование Перечня мер от 28.10.2019 с общественным объединением инвалидов в нарушение ст. ст. 15, 33 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - имеется пометка «Ознакомлен». Ни один пункт из Перечня мер по обеспечению доступности инвалидов на объект на момент проверки не реализован; отсутствует Акт обследования объекта социальной защиты инфраструктуры к Паспорту доступности < № > от 17.09.2019 по каждой структурно-функциональной единице; План адаптации объекта (приложение к Паспорту доступности ОСИ) не имеет даты утверждения руководителем учреждения, периода проведения работ по каждому этапу и контрольных сроков выполнения. (л. д. 10-13).

23.06.2022 прокуратурой Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга в адрес начальника администрации внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства (л. д. 15-16).

В ответе от 26.07.2022 на данное представление Администрация указала, что между Администрацией и ООО «Три Кита» ранее был заключен муниципальный контракт от 26.03.2019 №Ф.2019.65646 на выполнение работ по ремонту входной группы здания Администрации. Выполненные работы по контракту были выполнены, приняты и оплачены. При выполнении работ по муниципальному контракту соблюдение требований СП 59.13330.2020 не представлялось возможным, поскольку указанный нормативный акт введен в действие с 01.07.2021. ГОСТ Р 51261-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Устройства опорные стационарные реабилитационные» утрачивает силу с 01.12.2022. Соблюдение требований СП 59.13330.2020 (в части устройства входной двери) возможно при реконструкции здания Администрации ввиду того, что требования настоящего свода правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений, а также территорий общего пользования.

В представлении не конкретизированы нарушения в части несоблюдения требований «ГОСТ Р 52872-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме. Приложения для стационарных и мобильных устройств, иные пользовательские интерфейсы. Требования доступности для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности». Администрацией района будет направлен запрос в Администрацию г. Екатеринбурга, которая является разработчиком и собственником сайта, о проверке и приведении сайта в соответствие с требованиями нормативных актов.

Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры разработан в соответствии с требованиями Приказа Минтруда России от 30.07.2015 < № > «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи». Рекомендации по структурно-функциональной зане указываются при наличии, конкретный период проведения работ указать невозможно, поскольку выполнение работ зависит от наличия финансирования из бюджета муниципального образования «город Екатеринбург».

Муниципальные услуги, оказываемые Администрацией, в том числе прием граждан с инвалидностью, осуществляются в здании Администрации на первом этаже в кабинетах соответствующих отделов.

Перечень мер от 28.10.2019 по обеспечению доступности инвалидов на объект согласован с общественным объединением инвалидов, о чем имеется запись на втором листе документа: «Согласован Организация Всероссийского общества инвалидов (ОВОИ) Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга». Запланированные меры реализуются при наличии финансирования из бюджета муниципального образования «город Екатеринбург».

Проверка объекта социальной инфраструктуры уполномоченными лицами не осуществлялась, акт обследования отсутствует.

План адаптации объекта является приложением к Паспорту доступности объекта социальной инфраструктуры, прошит и пронумерован в составе основного документа, который согласован надлежащим образом.

Таким образом, Администрацией принимались ранее и принимаются в настоящее время меры по обеспечению доступности здания Администрации для маломобильных групп населения в пределах выделенного финансирования и при соблюдении принципов целесообразности и эффективности расходования бюджетных средств. Наличие несоответствий подходных путей и крыльца здания требованиям действующего законодательства Российской Федерации не создает само по себе нарушения прав маломобильных групп населения по получению необходимых услуг и не препятствует проходу в здание Администрации. Жалоб и замечаний со стороны граждан по недоступности здания для маломобильных групп населения в Администрацию не поступало (л. д. 17-18).

В силу п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

Между тем, в соответствии с ч. 3 ст. 26 Федерального закона от 01.12.2014 №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», положения части первой статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

При этом, согласно ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.

Такой Порядок для органов местного самоуправления не установлен.

Между тем, Приказом Минтруда России от 30.07.2015 < № > утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи (вступил в силу с 01.01.2016), в п. 7 которого также предусмотрено, что органами и организациями, предоставляющими услуги в сфере труда, занятости и социальной защиты, осуществляются меры по обеспечению проектирования, строительства и приемки с 1 июля 2016 года вновь вводимых в эксплуатацию, а также прошедших капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию объектов, в которых осуществляется предоставление услуг, с соблюдением требований к их доступности для инвалидов, установленных статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также норм и правил, предусмотренных пунктом 41 перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. №1521.

Указанный Перечень утратил силу с 01.08.2020.

С 01.09.2021 действует Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2021 №815, в п. 38 которого предусмотрен СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Разделы 1, 2, 4 (за исключением пункта 4.6), 5 (пункты 5.1.2 - 5.1.8, 5.1.10 - 5.1.16, 5.1.17 (абзац второй), 5.2.1 - 5.2.5, 5.3.1 - 5.3.3), 6 (пункты 6.1.1, 6.1.2, 6.1.4 - 6.1.6, 6.1.8, 6.1.9, 6.2.1 - 6.2.9, 6.2.10 (за исключением абзаца второго), 6.2.11 - 6.2.13, 6.2.14 (абзац первый), 6.2.16, 6.2.19 - 6.2.22, 6.2.24 - 6.2.32, 6.3.1 - 6.3.9, 6.4.1 - 6.4.3, 6.5.1, 6.5.2, 6.5.3 (абзац первый), 6.5.5, 6.5.6, 6.5.9), 7, 8 (за исключением пунктов 8.1.1, 8.1.5, 8.1.6, 8.2.5, абзаца второго пункта 8.5.8), 9 (пункты 9.1, 9.2, 9.4 - 9.10), приложение А.

Анализ приведенных норм права показывает, что обязанность органов, предоставляющих услуги в сфере социальной защиты, по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры с обязательным соблюдением вышеуказанных требований СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», установлена только с 01.07.2016 и только в отношении вводимых в эксплуатацию, а также прошедших капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию объектов, в которых осуществляется предоставление услуг.

На случаи до реконструкции или капитального ремонта объектов предусмотрена ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно которой в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

В данном случае основанием иска прокурора является установленное в ходе проверки нарушение ответчиком требований СП 59.13330.2020, ГОСТ Р 52875-2018, ГОСТ Р 51671-2020 и ГОСТ Р 52131-2019.

Таким образом, в данном случае для установления факта наличия у ответчика обязанности по выполнению определенных работ в соответствии с требованиями СП 59.13330.2020 и, соответственно, факта неисполнения им данной обязанности, правовое значение имеет, проводились ли на объекте с 01.07.2016 капитальный ремонт, реконструкция или модернизация.

Из материалов дела следует и не оспаривалось прокурором, что здание №16 по ул. Бабушкина в г. Екатеринбурге, в помещениях которого осуществляет свою деятельность Администрация, было введено в эксплуатацию в 1953, 1982 годах (л. д. 26-47).

Как следует из материалов дела, объяснений представителя ответчика и не оспорено прокурором, после 01.07.2016 ни капитальный ремонт, ни реконструкция, ни модернизация здания Администрации по адресу: г. Екатеринбург, ул. Бабушкина, д. 16 – не производились. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Администрацией указанные прокурором нарушения в виде несоблюдения требований, предусмотренных СП 59.13330.2020, не допущены, в связи с чем предусмотренных действующим законодательством оснований для возложения на Управление обязанности по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры с обязательным соблюдением вышеуказанных требований СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» не имеется.

По тем же основаниям нарушение Администрацией требований ГОСТ Р 52875-2018 «Национальный стандарт Российской Федерации. Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования», ГОСТ Р 51671-2020. «Национальный стандарт Российской Федерации. Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности», ГОСТ Р 52131-2019 «Средства отображения информации знаковые для инвалидов. Технические требования» также не установлено. ГОСТ Р 52875-2018 действует с 22.11.2018, предназначен для разработки проектных решений жилых и производственных зданий, общественных зданий и сооружений открытого доступа населения. ГОСТ Р 51671-2020 введен только с 01.06.2021, ГОСТ Р 52131-2019 – с 01.07.2020. При этом вышеназванным Перечнем национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2021 №815, указанные ГОСТ Р 52875-2018, ГОСТ Р 51671-2020, ГОСТ Р 52131-2019 и в настоящее время не предназначены для обязательного применения для целей обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения в силу вышеуказанного Порядка, утвержденного Приказом Минтруда России от 30.07.2015 < № >. Вместе с тем, суд отмечает, что, как указано в данных ГОСТ Р 52875-2018, ГОСТ Р 51671-2020, ГОСТ Р 52131-2019 правила применения настоящих стандартов установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», согласно ч. 1 которой документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

При этом суд критически оценивает представленный прокурором акт, поскольку прокурором, проводившим проверку, он не подписан, привлеченный в качестве специалиста К.О.С. имеет сертификат эксперта в области создания и обеспечения безбарьерной среды для людей с инвалидностью и маломобильных групп населения (л. д. 14), но не специалиста в области применения строительных норм и правил.

Доводы прокурора о том, что требования СП 59.13330.2020 в основном аналогичны ранее действовавшему СП 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», судом отклоняются, поскольку предметом прокурорской проверки и основанием настоящего иска прокурора данное обстоятельство не являлось. При этом в 2019 году в Администрации проводился ремонт только входной группы здания, а не всего объекта, в связи с чем обстоятельства для применения СП 59.13330.2016 к другим помещениям отсутствовали. Более того, даже при наличии неполного соответствия объекта требованиям СП 59.13330.2016, правовых оснований обязать ответчика выполнить мероприятия в соответствии с требованиями СП 59.13330.2020, ГОСТ Р 52875-2018, ГОСТ Р 51671-2020, ГОСТ Р 52131-2019 у суда не имеется, поскольку капитальный ремонт, реконструкция или модернизация объекта ответчика с 01.07.2016 не производились.

Как следует из материалов дела и объяснений представителя истца, в целях обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги в 2019 году в Администрации была проведена реконструкция (текущий ремонт) входной группы, о чем представлены муниципальный контракт №Ф.2019.65646 от 26.03.2019 и фотографии (л. д. 48-61, 71-83, 89-107).

В соответствии с п. п. 9, 10, 14 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного Приказом Минтруда России от 30.07.2015 < № >, органы и организации, предоставляющие услуги в сфере труда, занятости и социальной защиты, в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг проводят обследование данных объектов и предоставляемых услуг, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг.

Паспорт доступности должен содержать следующие разделы: а) краткая характеристика объекта и предоставляемых на нем услуг; б) оценка соответствия уровня доступности для инвалидов объекта и имеющихся недостатков в обеспечении условий его доступности для инвалидов, с использованием показателей, предусмотренных пунктом 13 настоящего Порядка; в) оценка соответствия уровня доступности для инвалидов предоставляемых услуг и имеющихся недостатков в обеспечении условий их доступности для инвалидов, с использованием показателей, предусмотренных пунктом 13 настоящего Порядка; г) управленческие решения по срокам и объемам работ, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления на нем услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.

По результатам обследования объекта и предоставляемых на нем услуг Комиссией для включения в Паспорт доступности разрабатываются (с учетом положений об обеспечении «разумного приспособления» Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г.) предложения по принятию управленческих решений, в том числе по созданию (с учетом потребностей инвалидов) условий доступности существующего объекта и предоставляемых услуг в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в случае невозможности полностью приспособить объект с учетом потребностей инвалидов до его реконструкции или капитального ремонта.

В ст. 2 Конвенции о правах инвалидов под разумным приспособлением понимается внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод.

Вышеназванным Порядком составление Акта обследования объекта социальной защиты инфраструктуры не предусмотрено; нормы действующего законодательства, которыми такая обязанность возложена именно на учреждение или организацию, предоставляющую услуги в приоритетных сферах жизнедеятельности, отсутствуют, прокурором такие нормы также не указаны. Оформление Акта обследования объекта социальной инфраструктуры к паспорту доступности ОСИ предусмотрено только Приказом Минтруда России от 25.12.2012 №627 «Об утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики» при обследовании объекта координирующим органом, а не самим учреждением или организацией, предоставляющий услуги в приоритетных сферах жизнедеятельности При таких обстоятельствах требование прокурора об обязании ответчика разработать и реализовать Акт обследования объекта социальной защиты инфраструктуры удовлетворению не подлежит.

В материалы дела ответчиком представлен Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры Свердловской области №1 от 17.09.2019 Администрации Орджоникидзевского района города Екатеринбурга, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, Бабушкина, д. 16, согласно которому год постройки здания – 1953/1982, дата последнего капитального ремонта – отсутствует, даты предстоящего текущего ремонта – 2022 года, капитального ремонта - не установлено.

В Паспорте доступности отражено состояние доступности основных структурно-функциональных зон - ДУ (доступно условно), в связи с чем предусмотрен ряд управленческих решений, но не по всем основным структурно-функциональным зонам и без указания периода проведения работ, а только согласно выделенному финансированию в рамках исполнения программы.

Данный Паспорт согласован, в том числе, с председателем ОВОИ Орджоникидзевского района Митрофановым В. В.

Приложением в данному Паспорту является План адаптации объекта социальной инфраструктуры к потребностям инвалидов и других маломобильных групп населения, где сроки исполнения также не указаны (л. д. 62-68).

При таких обстоятельствах подлежат удовлетворению требования прокурора об обязании ответчика указать в паспорте доступности объекта социальной инфраструктуры в п. 4.1 рекомендации по адаптации основных структурных элементов объекта по каждой структурно-функциональной зоне, в п. 4.2 и плане адаптации к данному паспорту доступности - период проведения работ.

28.10.2019 Главой Администрации также утвержден Перечень мер для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуг на объекте социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, который также согласован с председателем ОВОИ Орджоникидзевского района Митрофановым В. В. (л. д. 69-70). То обстоятельство, что, кроме отметки «Согласован», при его подписании председатель ОВОИ Орджоникидзевского района Митрофанов В. В. также сделал отметку «Ознакомлен», само по себе не свидетельствует о том, что данный Перечень им не согласован, и доказательств обратного прокурором суду не представлено. При таких обстоятельствах требование прокурора об обязании ответчика согласовать данный Перечень мер с общественной организацией инвалидов удовлетворению не подлежит.

Таким образом, суд учитывает, что ответчиком в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» приняты согласованные с общественным объединением инвалидов, осуществляющим свою деятельность на территории района, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги.

Требование прокурора об обязании ответчика привести сайт в соответствие с ГОСТ Р 52872-2019 удовлетворению не подлежит, поскольку в акте проверки не указано, какие именно нарушения в ходе проверки были обнаружены, как и не представлены доказательства наличия таких нарушений. Кроме того, как указано ответчиком и не оспорено прокурором, Администрация Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга самостоятельно сайта не имеет, существует только сайт Администрации г. Екатеринбурга (л. д. 127). Вместе с тем, суд отмечает, что, как указано в данном ГОСТ Р 52872-2019, правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», согласно ч. 1 которой документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 13, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Орджоникидзевского района города Екатеринбурга о возложении обязанности устранить нарушения действующего законодательства о социальной защите инвалидов удовлетворить частично.

Обязать Администрацию Орджоникидзевского района города Екатеринбурга, ИНН 6663019984, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу указать в паспорте доступности объекта социальной инфраструктуры в п. 4.1 рекомендации по адаптации основных структурных элементов объекта по каждой структурно-функциональной зоне, в п. 4.2 и плане адаптации к данному паспорту доступности период проведения работ, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено 13.07.2023.

Судья