ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2539 от 12.07.2011 Сызранского городского суда (Самарская область)

                                                                                    Сызранский городской суд Самарской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Сызранский городской суд Самарской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

12 июля 2011 года

Сызранский городской суд Самарской области

в составе: председательствующего Зумориной Л.В.,

при секретаре Павловой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сызрани гражданское дело № 2-2539/2011 по иску МА к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации /Государственное Учреждение/ в г.г.Сызрани и Октябрьске, Сызранском и х  об оспаривании решения об отказе в назначении пенсии,

У С Т А Н О В И Л :

Истец МА, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в лице представителя Серовой ИМ /по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ/ обратился в суд  с исковым заявлением о признании неправомерным отказа ответчика – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации /Государственное Учреждение/ в г.г.Сызрани и Октябрьске, Сызранском и х  в назначении истцу МА пенсии, просит обязать ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, занятым на работах в районах Крайнего Севера, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Управлении по повышению нефтеотдачи пластов и капитальному ремонту скважин АО «Лукойл-Волга» в должности машиниста подъемника А-50, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ОАО «Нефтепром» в должности машиниста подъемника А-50, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ОАО «Нефтепромсервис-Лукойл-Волга» в должности машиниста подъемника А-50, назначить ему трудовую пенсию по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера, начиная с достижения им 50-ти летнего возраста – с ДД.ММ.ГГГГ

В обоснование иска истец МА, считая, что у него возникает право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с пп.6 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ в связи с работой в районах Крайнего Севера обратился, к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости.

Однако ему было отказано в ее назначении на том основании, что у него не имеется достаточного специального трудового стажа работы в связи с работой в районах Крайнего Севера.

Истцу МА решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации /Государственное Учреждение/ в г.г.Сызрани и Октябрьске, Сызранском и х  были исключены вышеназванные периоды его работы в вышеназванных должностях.

Указанные периоды не засчитаны ему в стаж работы в районах Крайнего Севера, поскольку документально не подтверждена занятость на работах с особыми условиями труда в соответствии с позицией 2130200-а-14012 подраздела 2А «Добыча нефти, газа и газового конденсата» раздела Х11 «Бурение, добыча, переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца»; также указанные периоды не зачтены в стаж, как работа в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, т.к. по наименованию организаций в трудовой книжке от ДД.ММ.ГГГГ в записях за № №, 19-20, 23-24, 25-26 не усматривается территориальная принадлежность организаций к местностям и районам Крайнего Севера в соответствии с ов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ № в редакции Постановления Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №.

Между тем, занятость истца на работах с особыми условиями труда подтверждена записями в его трудовой книжке.

Он выполнял работы на подъемнике, работа на подъемнике указана в трудовой книжке и в другие периоды, которые зачтены ответчиком в стаж работы с особыми условиями труда.

Его работа заключалась в том, что он должен был поставить подъемник в определенное место и обеспечить работу на скважине; в их бригаде было 9 человек, из которых два бурильщика, четыре помощника бурильщика, два машиниста подъемника и один мастер, работали в две смены - 5 человек в смену и 9 человек в две смены.

Данные работники организаций, в которых он работал, подтвердят работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера с особыми условиями труда по Списку №.

В записях в трудовой книжке имеются штампы предприятий с указанием на местность, приравненную к районам Крайнего Севера, а также несколько печатей организаций содержат информацию о том, что данное предприятие находится в городе Когалым .

Истец работал в одной и той же организации в , своего места работы до 1997 года он не менял, в данной организации проходила реорганизация и смена наименования организации, что подтверждается архивной справкой из  от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что территориальная принадлежность ОАО «Нефтепромсервис-Лукойл-Волга» относится к , что соответствует территориальной принадлежности организаций к местностям и районам Крайнего Севера в соответствии с ов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ № в редакции Постановления Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №.

Иных доказательств он предоставить возможности не имеет, несмотря на то, что он обращался с запросами в государственные архивы , ОАО НГДУ «Пензанефть», ОАО «Самаранефтегаз», откуда ответов на его запросы не поступило, но отсутствие дополнительных документов от организаций, в которых он осуществлял свою трудовую деятельность, не должно ущемлять его права на трудовую пенсию по старости по вышеназванным основаниям.

Истец МА считает отказ ответчика незаконным по вышеназванным основаниям.

Поэтому он вынужден обратиться в суд с данным иском.

В судебном заседании истец МА и его представитель Серова ИМ /по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ/ иск поддержали и привели доводы, изложенные выше и указанные в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации /Государственное Учреждение/ в г.г.Сызрани и Октябрьске, Сызранском и х  – Шальнова ЕВ /по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ/ иск не признала, привела доводы, изложенные в решении № от ДД.ММ.ГГГГ

Суд, заслушав стороны, свидетелей Алексеева ВВ и Желтова ЕА, обозрив трудовые книжки истца и свидетелей, а также материалы личного пенсионного дела МА, полагает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п.п.6 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее календарных 20 лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет.

Гражданам, работавшим, как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере.

При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 07 лет 06 мес., трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного данным законом, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.

Согласно п.2 ст.28.1 данного закона лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренный пп.1-10 и 16-18 п.1 ст.27 настоящего федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

Поэтому МА при достижении возраста 50 лет требуется не менее 25 лет страхового стажа, не менее 12 лет 06 мес. стажа на соответствующих видах работ по Списку № и не менее 15 календарных лет работы в районах Крайнего Севера.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ МА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в Управление Пенсионного фонда /Государственное учреждение/ Российской Федерации в г.г.Сызрани и Октябрьске, Сызранском и х  с заявлением о назначении ему досрочной пенсии по старости в соответствии с п.п.6 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ в связи с работой районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

ДД.ММ.ГГГГ решением № ответчика - Управления Пенсионного фонда /Государственное учреждение/ Российской Федерации в г.г.Сызрани и Октябрьске, Сызранском и х  по протоколу комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда Российской Федерации /Государственное Учреждение/ в г.г.Сызрани и Октябрьске, Сызранском и х  МА было отказано в назначении с ДД.ММ.ГГГГ досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.6 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ ввиду отсутствия требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера.

Ответчиком подтвержден страховой стаж – 30 лет 11 мес. 17 дней в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, 07 лет 08 мес. 16 дней – стаж работы в районах Крайнего Севера, 04 года 04 мес. 22 дня – стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, что составляет при суммировании 11 лет 02 дня – стаж работы в районах Крайнего Севера и 17 лет 02 мес. 08 дней – стаж работы по Списку №.

МА не засчитаны в стаж работы в районах Крайнего Севера периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Управлении по повышению нефтеотдачи пластов и капитальному ремонту скважин АО «Лукойл-Волга» в должности машиниста подъемника, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ОАО «Нефтепром» в должности машиниста подъемника, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ОАО «Нефтепромсервис-Лукойл-Волга» в должности машиниста подъемника, поскольку документально не подтверждена занятость на работах с особыми условиями труда в соответствии с позицией 2130200-а-14012 подраздела 2А «Добыча нефти, газа и газового конденсата» раздела Х11 «Бурение, добыча, переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца»; также указанные периоды не зачтены в стаж, как работа в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, т.к. по наименованию организаций в трудовой книжке от ДД.ММ.ГГГГ в записях за № № не усматривается территориальная принадлежность организаций к местностям и районам Крайнего Севера в соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ № в редакции Постановления Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №.

Между тем, занятость истца МА на работах с особыми условиями труда подтверждена записями в его трудовой книжке.

Он выполнял работы на подъемнике, работа на подъемнике указана в трудовой книжке и в другие периоды, которые зачтены ответчиком в стаж работы с особыми условиями труда.

Свидетели Алексеев ВВ /работал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Управлении по повышению нефтеотдачи пластов и капитальному ремонту скважин АО «Лукойл-Волга», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ОАО «Нефтепром», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ОАО «Нефтепромсервис-Лукойл-Волга»/ и Желтов ЕА /работал в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Управлении по повышению нефтеотдачи пластов и капитальному ремонту скважин АО «Лукойл-Волга»/ подтвердили работу истца МА в районах Крайнего Севера и местности, приравненной к районам Крайнего Севера с особыми условиями труда по Списку №.

Кроме того, в записях в трудовой книжке имеются штампы данных предприятий с указанием на местность, приравненную к районам Крайнего Севера, а также несколько печатей организаций /Управление по повышению нефтеотдачи пластов и капитальному ремонту скважин АО «Лукойл-Волга», ОАО «Нефтепромсервис-Лукойл-Волга»/ содержат информацию о том, что данное предприятие находится в городе Когалым .

Истец работал фактически в одной и той же организации в , своего места работы до 1997 года он не менял, работал в должности машиниста подъемника, которая подлежит зачету в стаж на соответствующих видах работ, в данной организации проходила реорганизация и смена наименования организации, что подтверждается архивной справкой архивного отдела Администрации  от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что территориальная принадлежность ОАО «Нефтепромсервис-Лукойл-Волга» относится к , что соответствует территориальной принадлежности организаций к местностям и районам Крайнего Севера в соответствии с ов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ № в редакции Постановления Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №.

Иных доказательств истец предоставить возможности не имеет, несмотря на то, что он обращался с запросами в государственные архивы , ОАО НГДУ «Пензанефть», ОАО «Самаранефтегаз», откуда надлежащих ответов на его запросы не поступило, но отсутствие дополнительных документов от организаций, в которых он осуществлял свою трудовую деятельность, не должно ущемлять его прав на трудовую пенсию по старости по вышеназванным основаниям.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П, а также в ряде его определений, ст.ст.6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

С учётом этого обстоятельства данные периоды работы истца МА подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с вредными условиями труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Более того, в силу п.9 Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст.7 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", периода его работы, подлежащего по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде /типе/ учреждения /организации/, тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам /должностям, профессиям/, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании /характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п./.

Отказ ответчиком в зачете в специальный стаж работы с условиями труда в районах Крайнего Севера указанных выше периодов работы истца и в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера нарушает конституционные права истца МА, конституционный принцип равенства всех граждан перед законом и ставит его в неравное положение по пенсионному обеспечению с работниками, которые работали с истцом на одном и том же предприятии, занимали аналогичную должность, которым была назначена досрочная трудовая пенсия по старости.

Справками работодателей, выданными на имя Алексеева ВВ за периоды его трудовой деятельности в аналогичных с истцом МА организациях - в Управлении по повышению нефтеотдачи пластов и капитальному ремонту скважин АО «Лукойл-Волга», в ОАО «Нефтепром», в ОАО «Нефтепромсервис-Лукойл-Волга», подтверждается право на получение пенсии на льготных условиях по Списку № профессий с вредными условиями труда и выполнение работы в течение полного рабочего дня непосредственно на объектах добычи нефти и газа.

В части требований истца МА, ДД.ММ.ГГГГ г.р., об обязании ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости за отработанный стаж на соответствующих видах работ в районах Крайнего Севера, начиная с даты достижения им 50-летнего возраста, то есть, с ДД.ММ.ГГГГ, суд руководствуется следующим.

МА при достижении возраста 50 лет требуется не менее 25 лет страхового стажа, не менее 12 лет 06 мес. стажа на соответствующих видах работ по Списку № и не менее 15 календарных лет работы в районах Крайнего Севера.

Поэтому при зачете вышеназванных периодов работы истца МА и зачтенных по протоколу от ДД.ММ.ГГГГ в стаж на соответствующих видах работ льготный стаж истца будет составлять – работа в районах Крайнего Севера - 11 лет 09 мес. 04 дня, работа в районах Крайнего Севера с учетом местности, приравненной к районам Крайнего Севера – 15 лет 20 дней, поэтому имеются основания для назначения МА трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера.

В силу пункта второго статьи 19 Федерального закона РФ № 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (пункт 1 данной статьи Закона), а днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Из материалов настоящего дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ МА подал в Управление Пенсионного Фонда РФ /Государственное учреждение/ в г.г.Сызрани и Октябрьске, Сызранском и х  оформленное по установленной форме заявление о досрочном назначении ему трудовой пенсии согласно подп.6 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Указанное обстоятельство представителем ответчика в судебном заседании не оспаривалось.

Между тем, право на пенсионное обеспечение истца является производным от всей его предыдущей трудовой деятельности и соответствующего характера выполнявшейся им работы.

Поэтому реализация данного права гражданина, гарантированного Конституцией РФ и ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ, не может быть ограничена лишь по формальным основаниям.

В связи с этим, учитывая, что возраста 50 лет истец МА достиг ДД.ММ.ГГГГ, при зачете вышеназванных периодов работы требуемого стажа будет достаточно, тем самым, право на пенсионное обеспечение по этим основаниям у истца МА возникло, поэтому решение ответчика об отсутствии у органа пенсионного обеспечения правовых оснований для назначения МА досрочной трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ являются несостоятельными.

На основании изложенного и руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования МА удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации /Государственное Учреждение/ в г.г.Сызрани и Октябрьске, Сызранском и х  засчитать МА в специальный стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с работой в районах Крайнего Севера периоды:

работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Управлении по повышению нефтеотдачи пластов и капитальному ремонту скважин АО «Лукойл-Волга» в должности машиниста подъемника, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ОАО «Нефтепром» в должности машиниста подъемника, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ОАО «Нефтепромсервис-Лукойл-Волга» в должности машиниста подъемника

и назначить МА трудовую пенсию по старости, в связи с работой в районах Крайнего Севера с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение с правом обжалования в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение 10 дней.

С У Д Ь Я :