РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
28 августа 2013 года г. Усть-Илимск
Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Анисимовой У.С.,
при секретаре судебного заседания Иконниковой И.С.,
с участием заявителя ФИО1,
представителя заинтересованного лица Департамента недвижимости Администрации города Усть-Илимска ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2539/2013-А по заявлению ФИО1 о признании бездействия Департамента недвижимости Администрации г. Усть-Илимска незаконным,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование заявленных требований ФИО1 указал, что **.**.**** обратился в Департамент недвижимости Администрации г. Усть-Илимска с заявлением о выборе и предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке площадью ** кв.м., расположенном по адресу: ***** напротив дома № ** для строительства транспортного агентства, устройства парковки автомобилей. Письменным ответом он был уведомлен, что заявление не подлежит рассмотрению Департаментом недвижимости Администрации г. Усть-Илимска. Департамент не уполномочен рассматривать и принимать такие заявления. Уточнив заявленные требования ФИО1 просил суд признать незаконным бездействие Департамента недвижимости Администрации г. Усть-Илимска, выразившееся в непринятии решения по заявлению ФИО1 о выборе и предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке площадью ** кв.м., расположенном по адресу: *****, напротив дома № ** для строительства транспортного агентства, устройства парковки легковых автомобилей. Обязать Департамент недвижимости Администрации г. Усть-Илимска рассмотреть его заявление от *****
В судебном заседании заявитель ФИО1 заявленные требования поддержал, по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица Департамента недвижимости Администрации города Усть-Илимска ФИО2, требования не признала, просила в удовлетворении заявления отказать, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях.
Заслушав объяснения сторон, исследовав и оценив их в соответствии с требованиями статей 67, 68 ГПК РФ в совокупности с материалами гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Согласно положениям статьи 29 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу части 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта осуществляется в случае предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта (часть 5 статьи 30 ЗК РФ). Именно с этой целью гражданин, заинтересованный в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (статья 31 ЗК РФ).
Частью 2 статьи 32 ЗК РФ предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе.
Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Судом установлено, что **.**.**** заявитель обратился в Департамент недвижимости Администрации города Усть-Илимска с заявлением о выборе и предварительном согласовании места размещения объекта (л.д. 5).
Письмом № ** от **.**.**** заявителю разъяснено, что Департамент недвижимости Администрации г. Усть-Илимска не уполномочен рассматривать такие заявления и принимать по ним решения. Лица, заинтересованные в приобретении земельного участка для строительства, обращаются в Комиссию по выбору земельных участков для строительства на территории муниципального образования город Усть-Илимск с заявлением о выборе и предварительном согласовании места размещения объекта (л.д. 6).
В письменных возражениях представитель заинтересованного лица подтвердила позицию изложенную в письменном ответе, адресованном заявителю, о том, что Департамент недвижимости Администрации города Усть-Илимска не уполномочен рассматривать заявления граждан о выборе и предварительном согласовании земельных участков для строительства. Согласно пункту 3.3.1 Положения о Департаменте недвижимости Администрации города Усть-Илимска, утвержденного решением Городской Думы города Усть-Илимска от 14.12.2005 № 26/114, за Департаментом недвижимости Администрации города Усть-Илимска закреплено полномочие распоряжаться земельными участками на территории муниципального образования город Усть-Илимск в установленном законодательством порядке.
В ходе судебного разбирательства представитель заинтересованного лица ФИО2 настаивала, что вопросы предоставления земельных участков для строительства рассматриваются Комиссией по выбору земельных участков для строительства на территории муниципального образования город Усть-Илимск в соответствии с пунктом 12 Порядка управления и распоряжения земельными участками на территории муниципального образования город Усть-Илимск, утвержденного решением Городской Думы города Усть-Илимска от 27.10.2010, и пунктом 1 Положения о комиссии по выбору земельных участков для строительства на территории муниципального образования город Усть-Илимск, утвержденного постановлением главы Администрации города Усть-Илимска от 08.05.2009г. № 237.
С такими доводами суд согласиться не может, поскольку данные доводы основаны на ошибочном толковании вышеприведенных норм материального права, определяющих порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта и противоречат содержанию Положения о комиссии по выбору земельных участков для строительства на территории муниципального образования город Усть-Илимск (далее - Положение) (л.д. 23-24) и Порядку управления и распоряжения земельными участками на территории муниципального образования город Усть-Илимск (далее - Порядок) (л.д. 14-18).
Согласно Положению (в ред. Постановления Администрации горда Усть-Илимска от 29.03.2012 № 267) Комиссия по выбору земельных участков для строительства на территории муниципального образования город Усть-Илимск является консультативно-совещательным органом при Администрации города Усть-Илимска и рассматривает вопросы предоставления земельных участков для строительства объектов капитального строительства, а также возведения временных объектов, в том числе размещения павильонов, рекламных конструкций и других временных построек (пункт 1). Лица, заинтересованные в приобретении земельного участка для строительства, возведения временных объектов, размещения павильонов, рекламных конструкций и других временных построек, в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, в предоставлении разрешения об отклонении от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, в постановке на учет и предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно обращаются в Департамент недвижимости Администрации города Усть-Илимска с заявлением о выборе и предварительном согласовании места размещения объекта или с заявлением о постановке на учет и предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно (пункт 10.1) (л.д.23, 29).
В обоснование своей позиции представитель заинтересованного лица сослалась на изменения, внесенные в Положение Постановлением Администрации города Усть-Илимска от 11.04.2013 № 242, согласно которым вышеприведенная редакция пункта 10.1 Положения изменена. Слова «Департамент недвижимости Администрации города Усть-Илимска» заменены словами «Комиссию» (л.д. 34).
С такой позицией суд согласиться не может.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Администрации города Усть-Илимска от 11.04.2013 № 242, постановление подлежит размещению на официальном сайте муниципального образования город Усть-Илимск, который официальным источником опубликования не является.
В соответствии с Постановлением администрации МО г. Усть-Илимск от 14.10.2011 N 785 "Об утверждении Положения об официальном сайте муниципального образования город Усть-Илимск в сети Интернет" официальный сайт является официальным источником информации о деятельности органов местного самоуправления муниципального образования город Усть-Илимск в сети Интернет.
Пунктом 12 статьи 46Устава муниципального образования город Усть-Илимск определено, что официальным опубликованием муниципальных правовых актов считается публикация полного текста муниципального правового акта в периодическом печатном издании, определяемом в соответствии с процедурами размещения муниципального заказа, установленного федеральным законодательством, либо в печатном средстве массовой информации, учрежденном администрацией города для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей города официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии города, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации.
Изменения, на которые ссылается представитель ФИО2, официально не опубликованы, в законную силу не вступили, в связи с чем, не порождают правовых последствий.
Пунктом 10.4. (в редакции изменений, внесенных Постановлениями Администрации города Усть-Илимска от 28.08.2012 № 641 (л.д. 30), от 26.12.2012 № 1002 (л.д. 32) предусмотрено, что по результатам рассмотрения представленных материалов Комиссия принимает решения:
выбор земельного участка для строительства капитального объекта, возведения временного объекта, размещения павильона, рекламной конструкции и других временных построек возможен;
выбор земельного участка для строительства капитального объекта, возведения временного объекта, размещения павильона, рекламной конструкции и других временных построек возможен при выполнении определенных условий;
выбор земельного участка для строительства капитального объекта, возведения временного объекта, размещения павильона, рекламной конструкции и других временных построек невозможен;
обсудить вопрос на публичных слушаниях;
включение заявителя в очередь на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно возможно;
включение заявителя в очередь на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно невозможно;
внесение изменений в документацию по формированию и предоставлению земельного участка (акт выбора земельного участка, схема расположения земельного участка на кадастровой карте города Усть-Илимска, распоряжение начальника Департамента, договор аренды земельного участка) возможно;
внесение изменений в документацию по формированию и предоставлению земельного участка (акт выбора земельного участка, схема расположения земельного участка на кадастровой карте города Усть-Илимска, распоряжение начальника Департамента, договор аренды земельного участка) возможно при выполнении определенных условий;
внесение изменений в документацию по формированию и предоставлению земельного участка (акт выбора земельного участка, схема расположения земельного участка на кадастровой карте города Усть-Илимска, распоряжение начальника Департамента, договор аренды земельного участка) невозможно.
Как пояснила в ходе судебного разбирательства представитель Департамента недвижимости Администрации города Усть-Илимска ФИО2 заявление ФИО1 от **.**.**** на заседании комиссии не рассматривалось.
По смыслу положений пунктов 22, 25, 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" самостоятельным основанием для удовлетворения требований о признании бездействия органа местного самоуправления является установленные судом существенное несоблюдение предусмотренного порядка принятия решения, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.).
При таких обстоятельствах, суд полагает установленным факт бездействия Департамента недвижимости Администрации г. Усть-Илимска, выразившегося в несоблюдении процедуры рассмотрения заявления о выборе и предварительном согласовании места размещения объекта, не предоставлении заявителю соответствующего решения по результатам рассмотрения его заявления.
Принятие Комиссией решения о возможности размещения объекта и предоставления земельного участка для его строительства послужило бы основанием к оформлению заявителю бланка акта выбора земельного участка для строительства объекта для дальнейшего согласования и ситуационной схемы к акту выбора. В свою очередь наличие оформленного в установленном порядке акта выбора является основанием для его утверждения распоряжением начальника Департамента и предварительного согласования места размещения объекта либо отказа в утверждении и согласовании (пункт 10.6. - 10.10 Положения).
По смыслу части 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, изожженным в постановлении от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований. Установив, что письменное обращение, поступившее должностному лицу, не рассмотрено в течение предусмотренного законом срока, суду следует признать бездействие этого должностного лица незаконным и обязать его рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято.
Суд полагает возможным возложить на Департамент недвижимости Администрации города Усть-Илимска обязанность рассмотреть заявление ФИО1 о выборе и предварительном согласовании места размещения объекта и выдать соответствующее решение, принятое по результатам рассмотрения заявления, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 194-199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Департамента недвижимости Администрации города Усть-Илимска.
Обязать Департамент недвижимости Администрации города Усть-Илимска в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление ФИО1 о выборе и предварительном согласовании места размещения объекта и выдать соответствующее решение, принятое по результатам рассмотрения заявления.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья У.С. Анисимова
я