ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-253/16 от 19.08.2016 Могочинского районного суда (Забайкальский край)

Гр.д. № 2-253/2016

РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации

Могочинский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Бабиковой А.А., при секретаре судебного заседания Орловой Г.Н., с участием истца - прокурора Третьяковой О.А., представителей ответчика - ФИО1 и ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Могочинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о понуждении к устранению нарушений,

установил:

Могочинский транспортный прокурор обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в результате проведенной проверки ДД.ММ.ГГГГ в части соблюдения законодательства о правах пассажиров на железнодорожном транспорте на ст. Кендагиры, расположенной на 6778 км. Забайкальской железной дороги было установлено следующее.

В нарушение п. 30 Правил технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденных приказом Минтраста России № 286 от 21 декабря 2010 г. (далее Правила), в соответствии с которым пассажирские и грузовые платформы, расположенные на железнодорожных линиях со смешанным движением пассажирских и грузовых поездов, должны в прямых участках соответствовать следующим нормам по высоте и расстоянию от оси железнодорожного пути: 200 мм. от уровня верха головок рельсов для низких платформ; 1745 мм. от оси железнодорожного пути для низких платформ. В процессе технической эксплуатации допускаются изменения указанных в настоящем пункте норм в следующих пределах: по высоте до 20 мм в сторону увеличения и до 50 мм в сторону уменьшения: по расстоянию от оси железнодорожного пути до 30 мм в сторону увеличения и до 25 мм в сторону уменьшения, платформа № 2, расположенная на главном ходу (нечетный путь), на ст. Кендагиры, не соответствует указанным выше требованиям, поскольку расстояние от уровня верха головок рельсов на платформе ниже допустимого уровня на 90 мм. Кроме того, промером расстояния от оси железнодорожного пути платформы № 3 установлено, что платформа расположена дальше предельно допустимого расстояния на 25 мм.

В нарушение абз. 2 п. 29 указанных выше Правил, в соответствии с которым при сохранении на железнодорожных станциях переходов в одном уровне с железнодорожными путями эти переходы должны быть оборудованными пешеходными настилами, указателями и предупредительными надписями, при необходимости - автоматической сигнализацией, ст. Кендагиры не имеет указателей и предупредительных знаков.

Указанные нарушения законодательства, при оказании услуг перевозки железнодорожным транспортом могут привести к нарушению прав потребителей транспортных услуг, в том числе причинение вреда жизни и здоровью пассажиров.

Балансодержателем пассажирских платформ остановочного ст. Кендагиры является Забайкальская дирекция пассажирских обустройств -структурное подразделение Центральной дирекции пассажирских обустройств филиала ОАО «РЖД».

В этой связи, прокурор просит суд обязать ОАО «Российские железные дороги» устранить выявленные нарушения законодательства, а именно привести платформу № 2 (1 главный путь нечетный) в соответствие требованиям по высоте от уровня верха головок рельсов - от 150 мм до 220 мм, а платформу № 3 (2 главный путь четный) в соответствие требованиям по расстоянию от оси железнодорожного пути от 1720 мм до 1815 мм, утвержденных приказом Минтраста России № 286 от 21 ноября 2010 года и установить два указательных знака «переход через железнодорожные пути» в зоне пешеходного прохода через железнодорожные пути с четной и нечетной стороны, а в районе пассажирских платформ № 1 и № 1 предупредительные знаки «ходить по железнодорожным путям запрещено».

В судебном заседании прокурор Третьякова О.А. исковые требования поддержала, дав пояснения по их существу, дополнив что на ОАО РЖД в лице Забайкальской дирекции пассажирских обустройств - структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО «РЖД» необходимо возложить обязанность в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу привести платформу № 2 (1 главный путь нечетный) в соответствие требованиям по высоте от уровня верха головок рельсов - от 150 мм до 220 мм, а платформу № 3 (2 главный путь четный) в соответствие требованиям по расстоянию от оси железнодорожного пути от 1720 мм до 1815 мм, утвержденных приказом Минтраста России № 286 от 21 ноября 2010 года. Обязать ОАО РЖД в лице Забайкальской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» на станции Нанагры в течение шести месяцев установить два указательных знака «переход через железнодорожные пути» в зоне пешеходного прохода через железнодорожные пути с четной и нечетной стороны, а в районе пассажирских платформ № 1 и № 2 предупредительные знаки «ходить по железнодорожным путям запрещено».

Представитель ОАО «РЖД» ФИО1, действующая на основании доверенности, исковые требования Могочинского транспортного прокурора не признала, суду пояснила, что для устранения заявленных нарушений необходимы инвестиции, которые утверждаются правительством РФ, в настоящий момент денежных средств на устранение указанных выше нарушений не выделено.

Представитель ОАО «РЖД» ФИО2 поддержал доводы ФИО1

Заслушав прокурора, представителей ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Могочинского транспортного прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 3 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» пассажиры, а также физические лица, имеющие намерение воспользоваться или пользующиеся услугами по перевозкам пассажиров, как потребители, пользуются всеми правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.

Исходя из смысла п. 3 ст. 1, п. 2 ст. 20 ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», п. 15 Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденных постановлением правительства РФ № 703 от 20 ноября 03 г. следует, что функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из принципов доступности, безопасности и качества оказываемых услуг. Владельцы инфраструктур, перевозчики, и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда.

В соответствии со ст. 80 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта в Российской Федерации» перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать, в том числе, безопасность перевозок пассажиров, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных вокзалах.

На железнодорожных станциях сооружаются пассажирские платформы, оборудованные навесами и павильонами, а также пешеходные настилы, тоннели, мосты в соответствии с нормами технологического проектирования и содержания, связанных с обслуживанием пассажиров объектов железнодорожного транспорта, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Согласно п. 30 «Правил технической эксплуатации железных дорог РФ», утвержденных приказом Минтранса России № 286 от 21 декабря 2010 года пассажирские и грузовые платформы, расположенные на железнодорожных линиях со смешанным движением пассажирских и грузовых поездов, должны в прямых участках соответствовать следующим нормам по высоте и расстоянию от оси железнодорожного пути: 200 мм - от уровня верха головок рельсов для низких платформ; 1745 мм - от оси железнодорожного пути для низких платформ. В процессе технической эксплуатации допускаются изменения указанных в настоящем пункте норм в следующих пределах: по высоте до 20 мм в сторону увеличения и до 50 мм в сторону уменьшения; по расстоянию от оси железнодорожного пути до 30 мм в сторону увеличения и до 25 мм в сторону уменьшения.

Согласно абз. 2 п. 29 «Правил технической эксплуатации железных РФ», утвержденных приказом Минтранса России № 286 от 21 декабря 2010 года при сохранении на железнодорожных станциях переходов в одном уровне с железнодорожными путями эти переходы должны быть оборудованы пешеходными настилами, указателями и предупредительными надписями, а при необходимости - автоматической сигнализацией.

Судом, из материалов дела, акта обследования и промера пассажирских платформ ст. Кендагиры Забайкальской железной дороги от 17 марта 2016 г. установлено, что в нарушение п. 30 Правил технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденных приказом Минтраста России № 286 от 21 декабря 2010 г., расстояние от уровня верха головок рельсов на платформе № 2, расположенная на главном ходу (нечетный путь), ниже допустимого уровня на 90 мм, а платформы № 3 расположена дальше предельно допустимого расстояния на 25 мм. от оси железнодорожного пути.

На станции не установлены указатели и предупредительные надписи в зоне пешеходного перехода через железнодорожный путь.

Согласно справке «о количестве отправленных пассажиров», представленной в пригородном и дальнем сообщении в 2015 г. со ст. Кендагиры было отправлено 3574 пассажиров.

Как указывает прокурор, не соответствие пассажирских платформ требованиям безопасности движения, отсутствие знаков, нарушает права пассажиров на безопасные условия движения железнодорожным транспортом, создает угрозу жизни здоровью и может повлечь тяжкие последствия, в том числе связанные с причинением вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц

Согласно ст. 6 ФЗ от 27 февраля 2003 г. № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» единый хозяйствующий субъект - открытое акционерное общество «Российские железные дороги» осуществляет вид деятельности: эксплуатация, содержание и ремонт объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. Обязано осуществлять деятельность исходя из принципа обеспечения устойчивой работы единого хозяйствующего субъекта и безопасности осуществляемой им эксплуатации железнодорожного транспорта.

Балансодержателем пассажирской платформы ст. Кендагиры является Забайкальская дирекция пассажирских обустройств, являющаяся структурным подразделением Центральной дирекции пассажирских обустройств филиала ОАО «РЖД».

Таким образом, произвести работы по приведению платформы № 2 (1 главный путь, нечетный) и платформы № 3 (2 главный путь четный) ст. Кендагиры, балансодержателем которых является Забайкальская дирекция пассажирских обустройств - структурное подразделение Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО «РЖД» надлежит ОАО «РЖД».

Вместе с тем, суд учитывает, пояснение представителя ответчика -ФИО1 о том, что обязанность по установке двух указательных знаков «переход через железнодорожные пути» в зоне пешеходного прохода через железнодорожные пути с четной и нечетной стороны, а в районе пассажирских платформ № 1 и № 2 предупредительных знаков «ходить по железнодорожным путям запрещено» должна быть возложена на ОАО РЖД в лице Забайкальской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД».

При таких обстоятельствах, исковые требования Могочинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о возложении на ОАО «РЖД» обязанности произвести работы по приведению платформ № 2 и № 3 ст. Кендагиры Забайкальской железной дороги в соответствие требованиям по высоте от уровня верха головок рельсов - от 150 мм до 220 мм, и по расстоянию от оси железнодорожного пути от 1720 мм до 1815 мм, установленных п. 30 Правил технической эксплуатации железных дорог РФ», утвержденных приказом Минтраста России № 286 от 21 ноября 2010 г. и установке двух указательных знака «переход через железнодорожные пути» в зоне пешеходного прохода через железнодорожные пути с четной и нечетной стороны, а в районе пассажирских платформ № 1 и № 2 предупредительные знаки «ходить по железнодорожным путям запрещено» подлежат удовлетворению.

Ссылка в отзыве представителя ответчика о необоснованности исковых требований прокурора, в связи с отсутствием инвестиции, не может быть принята во внимание, поскольку она противоречит установленным в судебном заседании обстоятельствам и обязанность по обеспечению безопасности перевозок пассажиров и качественному обслуживанию пассажиров на железнодорожных станциях, предусмотрена Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации, Правилами технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденных приказом Минтраста России № 286 от 21.12.2010 года, являющимися актами обязательного характера.

Также суд считает, что наличие приоритетных направлений развития и деятельности ОАО «РЖД» не освобождает ответчика от обязанности по содержанию инфраструктуры и соблюдению действующих норм и правил.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Требуемые прокурором сроки исполнения судебного акта, суд находит реальными и соответствующими объемам работ, которые необходимо провести для устранения выполненных недостатков. Доводов об установлении иных сроков стороной ответчика не заявлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд,

решил:

Исковые требования Могочинского транспортного прокурора удовлетворить.

Обязать ОАО РЖД в лице Забайкальской дирекции пассажирских обустройств - структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО «РЖД» в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу на станции Кендагиры Забайкальской железной дороги провести работы по приведению платформы № 2 (1 главный путь) в соответствие требованиям по высоте от уровня верха головок рельсов - от 150 мм до 220 мм и платформы № 3 (2 главный путь) в соответствие требованиям по расстоянию от оси железнодорожного пути от 1720 мм до 1815 мм, установленных п. 30 Правил технической эксплуатации железных дорог РФ», утвержденных приказом Минтраста России № 286 от 21 ноября 2010 года;

Обязать ОАО РЖД в лице Забайкальской дирекции инфраструктуры -структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры -филиала ОАО «РЖД» в течение шести месяцев установить два указательных знака «переход через железнодорожные пути» в зоне пешеходного прохода через железнодорожные пути с четной и нечетной стороны, а в районе пассажирских платформ № 1 и № 2 предупредительные знаки «ходить по железнодорожным путям запрещено» на станции Кендагиры.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Забайкальский краевой суд через Могочинский районный суд.

Верно:

Судья

А.А. Бабикова