Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Юхнов 10 октября 2017 года
Дзержинский районный суд Калужской области в составе председательствующего судьи Ткаченко О.В.,
при секретаре Емельяненко А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Думчевой Л.В., Рыбочкиной Н.А., Харламова С.М., Никифоровой О.П., Леоновой О.А., Мартынюк Т.А., Журавлевой Г.И., Игнатюгина А.Н., Шаповаловой Л.А., Думчева А.Н., Агапова А.М. к администрации МО СП «Село Климов Завод», АУ «Управление государственной экспертизы проектов Калужской области, ГКУ КО «Калугадорзаказчик» о признании протокола заседания схода граждан СП «с.Климов Завод» от 12.08.2013 года ничтожным, проекта «Реконструкция автодороги «Вязьма-Калуга» незаконным,
У С Т А Н О В И Л :
24.07.2017 года Думчева Л.В., Рыбочкина Н.А., Харламов С.М., Никифорова О.П., Леонова О.А., Мартынюк Т.А., Журавлева Г.И., Игнатюгин А.Н., Шаповалова Л.А., Думчев А.Н., Агапов А.М. обратились в суд с иском к администрации МО СП «Село Климов Завод», АУ «Управление государственной экспертизы проектов Калужской области, ГКУ КО «Калугадорзаказчик» о признании протокола заседания схода граждан СП «с.Климов Завод» от 12.08.2013 года ничтожным, проекта «Реконструкция автодороги «Вязьма-Калуга» незаконным указывая, что они являются жителями села Климов Завод. Думчевой Л.И. стало известно в середине февраля 2017 года, что 12.08.2013 года в их селе проходил сход граждан, на котором она была секретарем. С данным документом она не согласна, так как такой сход не проходил, подпись в данном документе она не ставила. Протоколы схода граждан не являются актами органа местного самоуправления. Ссылаясь на ст. 25 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 19 Устава МО СП «с.Климов Завод» Юхновского района Калужской области, считают, что протокол схода граждан не является нормативно-правовым актом органа власти. Никакой официальной публикации данного протокола не было. Публичные слушания по вопросу «Реконструкция автодороги «Вязьма-Калуга» на участке с км. 67+938 по км. 70+671 в Юхновском районе (устройство электроосвещения, тротуаров, автобусных остановок на участке с км. 67+938 по км. 68+040; с км. 70+200 по км. 70+300, барьерного ограждения автодороги на участке с км. 69+350 по км. 69+550, искусственных неровностей (6 шт.) в с.Климов завод)» не проводились. В то время как согласно п.1. ст. 16 ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» №257-ФЗ от 08.11.2007 г., проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом РФ и настоящим Федеральным законом. Согласно действующему на момент разработки и согласования проекта законодательству, подготовка документации по планировке территории для размещения линейных объектов может осуществляться либо с проведением публичных слушаний, либо без такового. Это зависит, во-первых, от вида линейного объекта, а, во-вторых, от территории, на которой объект размещается. Без проведения публичных слушаний подготавливается и утверждается документация по планировке территории для размещения линейных объектов, которые относятся к объектам федерального, регионального, а также местного значения, если они расположены на межселенных территориях (ст. 28,45, 46 ГрК РФ).
В соответствии с Федеральными законами от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», Градостроительным Кодексом Российской Федерации, «Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации», утвержденным приказом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 16 мая 2000 года № 372, должны были проводиться публичные слушания.
Кроме того, согласно предоставленной в материалы дела выписке из протокола схода граждан, на нем присутствовало 13 человек, в то время как численность населения села Климов завод составляет 407 человек, что согласно пункту 7 статьи 19 Устава МО СП «Село Климов завод», влечет его недействительность. На сайте администрации МО СП «с. Климов Завод» информация о проведении публичных слушаний отсутствует.
Произведенная реконструкция по несогласованному проекту нарушает права и законные интересы граждан села Климов Завод.
В связи с чем, в силу ст.166 ГК РФ и ст. 167 ГК РФ, просят признать протокол заседания схода граждан СП «с.Климов Завод» от 12.08.2013 года ничтожным, а проект «Реконструкция автодороги «Вязьма-Калуга» незаконным.
Определением Дзержинского районного суда Калужской области от 23.08.2017 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора ОАО «Калугаавтодорпроект», Смоленское ОГБУ «Управление автомобильных дорог», Министерство дорожного хозяйства Калужской области.
Истец Мартынюк Т.А. от исковых требований отказалась. Определением Дзержинского районного суда Калужской области от 23.08.2017 года отказ истца Мартынюк Т.А. от заявленных требований принят, производство по делу в данной части прекращено.
В судебном заседании истцы Думчева Л.В., Рыбочкина Н.А., Харламов С.М., Никифорова О.П., Леонова О.А., Игнатюгин А.Н., Думчев А.Н., Агапов А.М., представитель истцов Думчевой Л.В. и Рыбочкиной Н.А.- Пискарев Г.Е., представитель истца Рыбочкиной Н.А.- Лопашинова Е.П. иск поддержали в полном объеме, просили его удовлетворить по изложенным в нем основаниям. В судебном заседании показали, что установленные ограждения на дороге нарушают права жителей села на свободное перемещение, поскольку данные ограждения перегородили съезды с дороги, по которым они осуществляли подъезд к своим домам. При этом, мнение жителей по установке ограждений не учитывалось.
Представитель ответчика администрации МО СП «с.Климов Завод» Старовойтова Т.И. исковые требования истцов не признала, в их удовлетворении просила отказать, поскольку не усматривает оснований для признания протокола заседания схода граждан СП «с.Климов Завод» от 12.08.2013 года ничтожным, а проект «Реконструкция автодороги «Вязьма-Калуга» незаконным. 12.08.2013 года проводилось собрание по заявлению граждан, направленному в адрес Президента РФ. На собрание прибыл представитель ГКУ «Калугадорзаказчик» В.И., которому необходимо было подтвердить позицию граждан, подписавших указанное обращение. Данный документ был назван как «выписка из протокола схода граждан» и подписали его за председателя- Ю.А., за секретаря -Думчева Л.В. Данную выписку передали В.И., но сам протокол не составлялся, поскольку выписки было достаточно. Требование о признании проекта реконструкции дороги также считает не обоснованными, поскольку данный проект прошел экспертизу. Жители села не согласны с установкой барьерных ограждений на съездах к их домам. Однако, данные съезды являются самонакатанными дорогами и в целях безопасности они были перекрыты ограждениями. В настоящее время жители села могут проехать к своим домам по примыкающим к автомобильной дороге дорогам.
Истцы Журавлева Г.И. и Шаповалова Л.А., представители ответчика АУ «Управление государственной экспертизы проектов Калужской области», ГКУ Калужской области «Калугадорзаказчик», представители третьих лиц Министерства дорожного хозяйства Калужской области, ОАО «Калугаавтодорпроект», Смоленское ОГБУ «Управление автомобильных дорог» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Суд, на основании ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело без их участия.
Свидетель Ю.А. в судебном заседании 22.09.2017 года пояснила, что в августе 2013 года с участием представителя ГКУ «Калугадорзаказчик» В.И. проводился сход граждан, на котором она была председателем, а Думчева Л.В. секретарем. Данный сход был организован после направления письма Президенту РФ, где поднимался вопрос о необходимости оборудования лежачих полицейских, освещения и установки вдоль дороги ограждений.
Свидетель В.И. в судебном заседании пояснил, что ему Губернатором Калужской области было поручено обсудить с гражданами с.Климов-Завод, направившими в адрес Президента РФ письмо о необходимости благоустройства автодороги, проходящей через их населенный пункт. 12.08.2013 года он приехал в с.Климов Завод, где с участием данных граждан обсуждались вопросы, связанные с безопасностью на дороге у детских и образовательных учреждений, у посадочных площадок, установления освещения вдоль дороги и установления барьерного ограждения в районе магазина, принадлежащего Рыбочкиной, поскольку там сужена дорога и рядом расположена школа. После обсуждения актуальных вопросов была составлена выписка из протокола схода граждан. После этого, на основании проекта, прошедшего соответствующую экспертизу, в 2016 году была проведена реконструкция автодороги. Съезды, не отвечающие требованиям безопасности, то есть на самонакатанные дороги, которые не были оформлены, были перекрыты барьерами, разрывы в ограждении делались только на имеющиеся официальные примыкания дорог.
Свидетель С.М. в судебном заседании пояснил, что в 2013 году он состоял в должности главы администрации МО СП «с.Климов завод». В августе 2013 года проводилось собрание с участием граждан сельского поселения и представителя ГКУ «Калугадорзаказчик» В.И. На данном собрании обсуждалось письмо, направленное в адрес Президента РФ. После проведения данного собрания была составлена выписка из протокола схода граждан, которую подписали Ю.А. и Думчева Л.В. Однако, данное собрание не являлось сходом граждан сельского поселения в рамках Устава муниципального образования СП «с.Климов Завод», поскольку на него приглашены были только лица, подписавшие письмо и депутаты. Данное собрание было не запланировано, а было собрано по инициативе представителя ГКУ «Калугадорзаказчик» В.И. для обсуждения письма. Кроме того, поскольку автомобильная дорога Вязьма-Калуга, не является собственностью муниципального образования, вопросы ее реконструкции в компетенцию муниципального образования не входят.
Заслушав мнение сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что жителями села Климов Завод в адрес Президента РФ направлено письмо с просьбой о помощи в виду неудовлетворительной дорожной обстановки в населенном пункте.
Данное письмо являлось предметом обсуждения собрания граждан 12.08.2013 года с участием главы администрации МО СП «Село Климов Завод», главного специалиста отдела контроля и качества ГКУ «Калугадорзаказчик» Якунина В.И., лиц, подписавших указанное письмо, депутатов.
Так, из выписки из протокола заседания схода граждан СП «Село Климов Завод» от 12.08.2013 года следует, что повесткой дня являлось письмо Президенту В.В.Путину. Якунин В.И. предложил обсудить указанное письмо и предложил внести предложения. Присутствующие на собрании предлагали установить знаки ограничения скорости, восстановить ограждения вдоль магазина ЧП Рыбочкина с двух сторон до школы, установить электроосвещение и тротуары, обустроить автобусные остановки для общественного транспорта и школьного автобуса, устроить искусственные неровности в районе пешеходных переходов, а также сделать объездную дорогу. Данный документ был подписан председателем схода Земсковой Ю.А. и секретарем Думчевой Л.В.
В судебном заседании факт подписания указанного документа истцом Думчевой Л.В. подтвержден. В связи с чем, доводы представителя Думчевой Л.В. и Рыбочкиной Н.А. - Пискарева Г.Е. о том, что Думчева Л.В. была введена в заблуждение, не осознавала, что подписывает, суд считает надуманными.
Доводы истцов о том, что при проведении схода граждан 12.08.2013 года были нарушены положения Устава МО СП «Село Климов Завод» Юхновского района Калужской области, суд считает не состоятельными, поскольку в судебном заседании установлено, что данное собрание граждан проводилось не в рамках Устава МО СП «с.Климов Завод», а на основании направленного в адрес Президента РФ письма.
В соответствии с ч.1, ч.3 ст. 28 ГрК РФ, в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений (далее - публичные слушания), с участием жителей поселений, городских округов проводятся в обязательном порядке. Публичные слушания проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования. В случае внесения изменений в генеральный план в отношении части территории поселения или городского округа публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства, находящихся в границах территории поселения или городского округа, в отношении которой осуществлялась подготовка указанных изменений.
Согласно ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
В соответствии с ч.1 ст.28 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.
Согласно п. 5 ст. 9 Устава МО СП «Село Климов Завод» Юхновского района Калужской области, к вопросам местного значения сельского поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Уставом МО СП «Село Климов Завод» Юхновского района Калужской области (ст. 18) определены порядок и условия проведения публичных слушаний.
В соответствии со ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Доводы истцов о том, что данная выписка является ничтожной в виду нарушения требований Градостроительного кодекса РФ, ФЗ от 06.10.20103 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ от 23.11.1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», «Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации», а также в силу ст.ст. 166,167, 168 ГК РФ, не состоятельны и основаны на неправильном толковании закона.
Суд считает, что выписка из протокола схода граждан от 12.08.2013 года не имеет властно-обязывающего характера, не порождает непосредственно правовых последствий и не нарушает какие-либо права истцов.
В связи с чем, исковые требования в части признания ничтожным протокола схода граждан от 12.08.2013 года удовлетворению не подлежат.
В соответствии с ч.ч. 1,3,4, 5.1 ст. 20 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности» в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» строительство, реконструкция являющихся сооружениями пересечения автомобильной дороги с другими автомобильными дорогами (далее также - пересечение) и примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге (далее также - примыкание) допускаются при наличии разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, и согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог.
Примыкающие к автомобильным дорогам общего пользования автомобильные дороги, подъезды к автомобильным дорогам общего пользования, съезды с автомобильных дорог общего пользования должны иметь твердое покрытие, начиная с мест примыкания, на расстояние, размер которого должен быть не менее установленного техническими регламентами размера.
Капитальный ремонт, ремонт пересечений и примыканий в отношении автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения допускаются при наличии согласия в письменной форме владельцев таких автомобильных дорог. При этом с владельцами таких автомобильных дорог должны быть согласованы порядок осуществления работ по ремонту указанных пересечений и примыканий и объем таких работ.
Согласие в письменной форме владельца автомобильной дороги, указанное в частях 1 и 4 настоящей статьи, должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт пересечений и примыканий (далее в настоящей статье - технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению).
Согласно ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», ГОСТ Р 52398 тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I-III категории тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты. Тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов. В соответствии с ГОСТ 52289-2004. «Национальный стандарт РФ. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» удерживающие ограждения устанавливают на газоне, полосе между тротуаром и бровкой земляного полотна, тротуаре городской дороги или улицы.
Судом установлено, что в 2016 году в с. Климов Завод Юхновского района Калужской области проведена реконструкция автодороги Вязьма-Калуга на участке с км. 67+938 по км. 70+671 в Юхновском районе (устройство электроосвещения, тротуаров, автобусных остановок на участке с км. 67+938 по км. 68+040; с км. 70+200 по км. 70+300, барьерного ограждения автодороги на участке с км. 69+350 по км. 69+550, искусственных неровностей (6 шт.)).
Данный участок дороги на основании свидетельства о государственной регистрации права от 16.02.2012 года принадлежит на праве оперативного управления ГКУ «Калугадорзаказчик».
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 06.03.2014 года земельный участок, расположенный под указанной автомобильной дорогой передан ГКУ «Калугадорзаказчик» в постоянное (бессрочное) пользование на основании приказа министерства экономического развития Калужской области № 170-п от 07.02.2014 года.
Во исполнение долгосрочной целевой программы «Совершенствование и развитие сети автомобильных дорог в Калужской области на период 2010-2017 годов и перспективу до 2020 года» ОАО «Калугаавтодорпроект» была выполнена проектная документация на реконструкцию указанной автодороги Вязьма-Калуга, которой АУ «Управление государственной экспертизы проектов Калужской области» 30.04.2014 года дано положительное заключение.
Данное заключение истцами не оспорено.
Из показаний истцов в судебном заседании следует, что установленное барьерное ограждение на улице Генерала Ефремова в с.Климов Завод Юхновского района Калужской области препятствует проезду к принадлежащим им домовладениям и проходу к магазину. Каких-либо возражений относительно устройства электроосвещения, тротуаров, автобусных остановок и искусственных неровностей суду не представлено.
Между тем, в судебном заседании установлено и не оспаривается истцами, что за разрешением на примыкание к автодороге «Вязьма-Калуга» между км. 69+350 и км. 69+550, истцы к собственнику автодороги не обращались.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что на автодороге имеются два съезда на км. 69+632 (право) и км. 69+863 (право), которые указаны в техническом паспорте автодороги «Вязьма-Калуга». Данные обстоятельства подтверждаются письмами начальника ГКУ Калужской области «Калугадорзаказчик» от 17.06.2016 года, от 10.08.2016 года и от 19.09.2016 года, сообщением прокурора Юхновского района Калужской области от 08.09.2016 года и Министра дорожного хозяйства от 30.06.2016 года, фотоснимками спорной дороги и ортофотопланом вышеуказанной местности и картой территориального зонирования села Климов Завод.
С учетом имеющегося положительного заключения АУ «Управление государственной экспертизы проектов Калужской области» от 30.04.2014 года, выданного в отношении проекта «Реконструкция автодороги «Вязьма-Калуга» на участке с км. 67+938 по км. 70+61 в Юхновском районе (устройство электроосвещения, тротуаров, автобусных остановок на участке с км. 67+938 по км. 68+040; с км. 70+200 по км. 70+300, барьерного ограждения автодороги на участке с км. 69+350 по км. 69+550, искусственных неровностей (6 шт.) в с.Климов Завод», отсутствии нарушений нормативных документов, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истцов в части признания указанного проекта незаконным.
Кроме того, 10.05.2017 года решением Арбитражного суда Калужской области по делу № /…/, оставленным без изменения Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении исковых требований ООО «Импульс» к администрации МО СП «Село Климов Завод», АУ «Управление государственной экспертизы проектов Калужской области» и ГКУ «Калугадорзаказчик» о признании установки барьерного ограждения спроектированной с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, о производстве ее демонтажа, отказано.
Вопрос о законности установленных ограждений являлся предметом обсуждения в суде. Арбитражным судом было установлено, что в отношении указанной проектной документации «Реконструкция автодороги «Вязьма-Калуга» на участке с км. 67+938 по км. 70+671 в Юхновском районе (устройство электроосвещения, тротуаров, автобусных остановок на участке с км. 67+938 по км. 68+040; с км. 70+200 по км. 70+300, барьерного ограждения автодороги на участке с км. 69+350 по км. 69+550, искусственных неровностей (6 шт.) в с. Климов завод)» АУ «Управление государственной экспертизы проектов Калужской области» дано положительное заключение государственной экспертизы от 30.04.2014 года № /…/. Все необходимые согласования при разработке проектной документации выполнены и учтены. Проектная документация выполнена в соответствии с требованиями Постановления правительства РФ от 16.02.2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». Установленное барьерное ограждение автодороги на участке с км. 69+350 и на км.69+550, в том числе на протяжении дороги рядом с магазином истца, соответствует требованиям нормативно-технических правил. Доводы истца относительно отсутствия факта проведения схода граждан 12.08.2013 года, на основании которого, по мнению истца, в проект реконструкции дороги были внесены барьерные ограждения, судом были отклонены как не имеющие правового значения, поскольку устройство металлических ограждений вдоль дороги предусмотрено соответствующими нормами, тогда как мнение жителей в вопросе установления ограждения в целях обеспечения безопасности дорожного движения определяющего значения не имеет.
В соответствии с ч. 2, 3 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
При рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истцов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Думчевой Л.В., Рыбочкиной Н.А., Харламова С.М., Никифоровой О.П., Леоновой О.А., Журавлевой Г.И., Игнатюгина А.Н., Шаповаловой Л.А., Думчева А.Н., Агапова А.М. к администрации МО СП «Село Климов Завод», АУ «Управление государственной экспертизы проектов Калужской области, ГКУ КО «Калугадорзаказчик» о признании протокола заседания схода граждан СП «с.Климов Завод» от 12.08.2013 года ничтожным, проекта «Реконструкция автодороги «Вязьма-Калуга» на участке с км. 67+938 по км. 70+61 в Юхновском районе (устройство электроосвещения, тротуаров, автобусных остановок на участке с км. 67+938 по км. 68+040; с км. 70+200 по км. 70+300, барьерного ограждения автодороги на участке с км. 69+350 по км. 69+550, искусственных неровностей (6 шт.) в с.Климов Завод» незаконным, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калужский областной суд через Дзержинский районный суд (г. Юхнов) Калужской области в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме, т.е. 16.10.17 года.
Председательствующий О.А. ТКАЧЕНКО
СОГЛАСОВАНО Е.Н. ХАЛКИНА