ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-253/20 от 11.03.2020 Мостовской районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2-253/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

пгт. Мостовской 11 марта 2020 года

Мостовской районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Селюдеевой О.Г.,

при секретаре Шульгиной Н.Н.,

с участием истца Мацко А.И.,

представителей ответчика

УПФ РФ в Мостовском районе Шиняевой Н.Н., Чистовой Г.П.,

Джалмукановой А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Мацко Александра Ивановича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Мостовском районе Краснодарского края о признании незаконным решения об отказе в перерасчете пенсии и обязании произвести перерасчет пенсии по старости,

установил:

Мацко А.И. обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, в котором просил признать решение Управления Пенсионного фонда РФ в Мостовском районе Краснодарского края об отказе в перерасчете пенсии № 190000042792/1581198/19 от 22.11.2019 незаконным и обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Мостовском районе Краснодарского края произвести перерасчет размера его пенсии по старости с учетом положений Конвенции №102 Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения», заключенной в г. Женеве 28.06.1952 и установить размер его пенсии по старости в размере 40 % от его заработка, а также учесть верное значение соотношения фактически имеющегося общего трудового стажа к требуемому стажу в размере 0,7205556.

Исковое заявление Мацко А.И. с учетом последующего дополнения мотивировал тем, что с 30.06.2019 он является получателем страховой пенсии по старости, назначенной в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» как лицу, трудившемуся на работах с тяжелыми условиями труда.

Его страховой стаж составляет более 27 лет, а размер его страховой пенсии по старости составляет 14551 рубль 79 копеек.

Оспариваемым решением ответчик отказал ему в перерасчете пенсии, который он просил произвести с учетом положений Конвенции №102 Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения», заключенной в г. Женеве 28.06.1952.

Полагает, что решение ответчика является незаконным, поскольку в силу ч. 3 ст. 2 ФЗ от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

28.06.1952 на 35-й сессии Генеральной конференции Международной организации труда в городе Женеве принята Конвенция о минимальных нормах социального обеспечения (Конвенция № 102).

Федеральным законом от 03.10.2018 №349-ФЗ «О ратификации Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения (Конвенция №102)» Российская Федерация ратифицировала данную Конвенцию, с принятием в соответствии с п. "b" ст. 2 указанной Конвенции обязательств в отношении раздела II "Медицинское обслуживание", раздела III "Обеспечение по болезни", раздела V "Обеспечение по старости", раздела VI "Обеспечение в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием", раздела VIII "Обеспечение по материнству", раздела IX "Обеспечение по инвалидности" и раздела X "Обеспечение по случаю потери кормильца". Федеральный закон вступил в силу с 01.01.2019.

В соответствии с п. "b" ст. 2 Конвенции № 102 Российская Федерация приняла на себя обязательства раздела V "Обеспечение по старости", поименованного в разделах II - X, подлежащих обязательному ратифицированию государством-членом, в отношении которого настоящая Конвенция находится в силе.

Ратификация раздела XI "Исчисление периодических выплат" Конвенции № 102, который в силу положений п. "iii" ст. 2 настоящей Конвенции является обязательным для государства-члена, ратифицировавшего разделы II - X, не требуется.

Каждое государство-член, в отношении которого настоящий Раздел Конвенции № 102 находится в силе, должно гарантировать защищенным лицам предоставление обеспечения по старости в соответствии с нижеследующими статьями этого Раздела (ст. 25 Конвенции № 102).

Защищенные лица должны включать, в том числе всех жителей, средства которых во время покрываемого риска не превышают пределов, устанавливаемых таким образом, чтобы выполнялись требования статьи 67 (п. с ст. 27 Конвенции №102).

Обеспечение, указанное в статьях 28 и 29 Конвенции № 102, должно предоставляться в течение всей продолжительности покрываемого риска (ст. 30 Конвенции №102).

При периодических выплатах, к которым применяется настоящая статья, размер обеспечения, увеличенный на сумму семейных пособий, выплачиваемых во время покрываемого риска, должен достигать для типового бенефициария, указанного в Приложении к настоящему Разделу, как минимум указанный там же процент от заработной платы взрослого рабочего мужского пола, занятого неквалифицированным ручным трудом, увеличенный на сумму семейных пособий, положенных защищенному лицу, имеющему на содержании тех же членов семьи, что и типовой бенефициарий.

Как указано в Приложении к разделу XI Конвенции №102 периодические выплаты типовому бенефициарию по старости для мужчин с женой пенсионного возраста составляет 40 % от прежнего заработка бенефициария.

Так как он в настоящее время он продолжает работать в ООО «МТЭР Санкт-Петербург» и оплачивать страховые взносы, а размер его заработной платы в настоящее время составляет около 100 000 рублей, то и размер пенсии должен составлять около 40 000 рублей в соответствии с положениями Конвенции №102.

Кроме того, полагает, что ответчиком было неверно определено значение соотношения фактически имеющегося его общего трудового стажа к требуемому стажу, а именно вместо верного значения в 0,7205556, Управление применило при расчете его пенсии значение 0,6988889, что привело к снижению размера его пенсии.

В судебном заседании истец МацкоА.И. уточнил исковые требования, отказавшись от требования о возложении на ответчика обязанности учесть верное значение соотношения фактически имеющегося его общего трудового стажа к требуемому стажу в размере 0,7205556, пояснив, что данное требование было заявлено на основании расчета, произведенного по его заказу юридическим центром «Преторъ», в котором был ошибочно рассчитан его стаж –17 лет 12 месяцев 05 дней, в то время как его реальный стаж составил 17 лет 5 месяцев 20 дней, при котором коэффициент соотношения заработка составил 0, 69888889, который был применен УПФ РФ.

В остальной части Мацко А.И. поддерживал исковые требования и просил их удовлетворить.

Представители ответчика - Шиняева Н.Н.,Чистова Г.П.,Джалмуканова А.К. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований Мацко А.И., поддерживая при этом отзыв зам. начальника УПФ РФ в Мостовском районе от 10.02.2020 № 03-187 из которого следует, что в настоящее время пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, которое не противоречит Конвенции № 102, а нацелено на поэтапное обеспечение устойчивого роста размера пенсий граждан Российской Федерации и высокого уровня их индексации. Позиция России выражена в Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 25.12.2012 №2524-р, а также в Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 05.02.2016 №164-р. В обоих документах в качестве перспективных задач развития пенсионной системы и мер защиты старшего поколения указано на постепенное (до 2025 года) обеспечение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости до 40% утраченного заработка при нормативном страховом стаже и средней заработной плате.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В силу ч. 3 ст. 3 указанного Федерального закона в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации. В то же время, согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 05.11.2003 № 343-0, если указанный договор, закрепляя обязанность государства обеспечить каждому человеку достаточный жизненный уровень, не уточняет какие именно меры надлежит принять по обеспечению такого уровня, то соответственно определение условий и порядка реализации конституционного права на социальное обеспечение, в том числе установление размеров пенсий, отнесено к компетенции федерального законодательства. Конкретный порядок и механизм реализации обеспечения по старости устанавливается национальным законодательством. И именно власти конкретной страны определяют точные условия для получения пенсии и окончательный порядок расчета и получения пенсии.

Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров Российской Федерации определяется Федеральным законом от 15.07.1995 № 101- ФЗ «О международных договорах Российской Федерации». Согласно п.3 ст.5 ФЗ от 15.07.1995№ 101-ФЗ «О международных договорах РФ», положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты.

Конституция РФ в соответствии с целями социального государства (ч. 1 ст.7), гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление правил исчисления пенсий, к компетенции законодателя (ч. 2 ст. 39). Устанавливая при определении расчетного размера трудовой пенсии ограничение соотношения среднемесячного заработка застрахованного лица и среднемесячной заработной платы в РФ, федеральный законодатель преследовал цель обеспечить баланс интересов частных лиц и публичных интересов государства, а также иных лиц, получающих пенсии. Этот порядок учета заработка распространяется в равной мере на всех пенсионеров, а потому не может рассматриваться как нарушающий право на социальное обеспечение и принцип равенства всех перед законом у конкретного гражданина, в частности у Мацко А.И.

Страховая пенсия по старости Мацко А.И. назначена верно, в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Размер страховой пенсии истцу установлен верно, в соответствии с нормами действующего пенсионного законодательства Российской Федерации, по наиболее выгодному для истца варианту.Таким образом, мнение Мацко А.И. о нарушении его пенсионных прав, закрепленных в Конвенции № 102, ошибочно.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Мацко А.И. по следующим основаниям. В Российской Федерации, как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст.7, ч.3 ст. 37, ч.1 ст. 39 Конституции РФ).

Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со ч.2 ст. 39 Конституции РФ устанавливаются законом.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Аналогичные положения закреплены в Федеральном законе от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ч. 1, 2 ст. 1).

В судебном заседании установлено, что согласно справке от 16.09.2019 № 1233260/19, выданной УПФ РФ в Мостовском районе, Мацко А.И. является получателем страховой пенсии по старости, размер которой составляет 14 551 рубль 79 копеек.

Согласно учету сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов за 2019 год ООО «МТЭР Санкт-Петербург», средняя заработная плата Мацко А.И. за период с января по июнь 2019 года составила 122 079 рублей 62 копейки.

В связи с ратификацией Российской Федерацией, с 01.01.2019 Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения (Конвенция № 102), принятой на 35-й сессии Генеральной конференции Международной организации труда в городе Женеве 28.06.1952, Мацко А.И. 20.11.2019 обратился с соответствующим заявлением в территориальное подразделение пенсионного фонда.

Оспариваемым решением Управления Пенсионного фонда РФ в Мостовском районе Краснодарского края об отказе в перерасчете пенсии № 190000042792/1581198/19 от 22.11.2019 истцу Мацко А.И. отказано в перерасчете пенсии по тем основаниям, что им не представлены документы, подтверждающие его пенсионные права, ранее не учтенные при установлении пенсии.

В обоснование исковых требований Мацко А.И. указал на то, что имеет право на перерасчет размера назначенной ему страховой пенсии по старости, поскольку ее размер установлен ответчиком без учета норм международного права, являющихся в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации, и имеющих приоритетное значение для применения, предусматривающих, что размер пенсионного обеспечения должен достигать для типового бенефициария, как минимум, указанный в Приложении к Разделу XI "Исчисление периодических выплат" Конвенция № 102, процент от прежнего заработка бенефициария, в данном случае 40%.

Указанное выше решение ответчика суд находит законным, а доводы Мацко А.И. основанными на неверном понимании и толковании норм материального права, поскольку определение порядка перерасчета пенсий как одного из способов повышения их размеров, является прерогативой законодателя, который вправе, изменять установленное им в данной сфере регулирование, учитывая финансово-экономические возможности государства на соответствующем этапе его развития и соблюдая при этом конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются неотъемлемой частью правовой системы Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В отношении международных договоров Российской Федерации (межгосударственных, межправительственных договоров и договоров межведомственного характера) независимо от их вида и наименования (договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами, иные виды и наименования международных договоров) применяется Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», в ст. 2 которого содержится понятие терминов «ратификация», «утверждение», «принятие» и «присоединение» составляющих форму выражения согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора.

28.06.1952 на 35-й сессии Генеральной конференции Международной организации труда в городе Женеве принята Конвенция о минимальных нормах социального обеспечения (Конвенция № 102), содержащая в ст. 2 следующие условия ее ратификации государством-членом, в отношении которого настоящая Конвенция находится в силе:

a) должно соблюдать:

i) Раздел I;

ii) не менее трех из Разделов II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX и X, включая как минимум один из Разделов IV,V, VI, IX и X;

iii) соответствующие положения Разделов XI, XII и XIII; и

iv) Раздел XIV;

b) должно указать в своей ратификационной грамоте в отношении каких из Разделов II - X оно принимает на себя обязательства по Конвенции.

Федеральным законом от 03.10.2018 № 349-ФЗ Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о минимальных нормах социального обеспечения (Конвенцию № 102), принятую на 35-й сессии Генеральной конференции Международной организации труда в городе Женеве 28.06.1952, с принятием всоответствии с п. "b" ст. 2 указанной Конвенции обязательств в отношении раздела II "Медицинское обслуживание", раздела III "Обеспечение по болезни", раздела V "Обеспечение по старости", раздела VI "Обеспечение в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием", раздела VIII "Обеспечение по материнству", раздела IX "Обеспечение по инвалидности" и раздела X "Обеспечение по случаю потери кормильца" (ст. 1).

Настоящий Федеральный закон вступил в силу с 01.01.2019.

В соответствии с п. "b" ст. 2 Конвенции Российская Федерация приняла на себя обязательства раздела V "Обеспечение по старости", поименованного в разделах II - X, подлежащих обязательному ратифицированию государством-членом, в отношении которого настоящая Конвенция находится в силе.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 05.11.2003 № 343-О, если международный договор, закрепляя обязанность государства обеспечить каждому человеку достаточный жизненный уровень, не уточняет, какие именно меры надлежит принять по обеспечению такого уровня, то, соответственно, определение условий и порядка реализации конституционного права на социальное обеспечение, в том числе установление размеров пенсий, отнесено к компетенции федерального законодателя.

В силу п. 3 ст. 5 Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты.

Из п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» следует, что судам необходимо иметь в виду, что в силу п. 3 ст. 5 Федерального закона РФ «О международных договорах Российской Федерации» положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором Российской Федерации следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений указанного международного договора.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» также разъяснено, что при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, ч. 1 и 3 ст. 5ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", ч. 2 ст. 7 Гражданского кодекса РФ).

Изменений в пенсионное законодательство по вопросам расчета размера пенсий в связи с ратификацией Российской Федерации указанной выше Конвенции внесено не было, сама Конвенция не обязывает государства безоговорочно пересчитать пенсии.

Вместе с тем, в Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 25.12.2012 №2524-р, а также в Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 05.02.2016 №164-р в качестве перспективных задач развития пенсионной системы и мер защиты старшего поколения указано на постепенное (до 2025 года) обеспечение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости до 40% утраченного заработка при нормативном страховом стаже и средней заработной плате.

Таким образом, действующее в настоящее время пенсионное законодательство не предполагает обязательного установления размера пенсии по старости в размере 40% от средней заработной платы, как того требует истец.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 197-199 ГПК РФ, суд

решил:

Отказать Мацко Александру Ивановичу в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда РФ в Мостовском районе Краснодарского края от 22.11.2019 №190000042792/1581198/19 об отказе в перерасчете пенсии и об обязании произвести перерасчет пенсии по старости с учетом положений Конвенции № 102 Международной организации труда, заключенной в г.Женеве 28.06.1952.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Мостовской районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья О.Г. Селюдеева