ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-253/20 от 24.09.2020 Киренского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 сентября 2020 года г. Киренск

Киренский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Мельниковой М.В., при секретаре Карелиной Н.Г., с участием представителя истца Ворониной К.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-253/2020 по иску Осетровского транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Аэропорт «Киренск» об устранении нарушений требований законодательства в сфере использования информационно-коммуникационных технологий,

У С Т А Н О В И Л:

Осетровский транспортный прокурор, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в обоснование исковых требований указал, что в результате проведенной проверки выявлены нарушения требований федерального законодательства о транспортной безопасности в деятельности ООО «Аэропорт «Киренск». Основным видом деятельности ООО «Аэропорт «Киренск» является аэропортовая деятельность. Общество включено в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры за № АПР1211108. В ходе проверки установлено, что в нарушении Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности», Федерального закона от 26.07.2017 №187ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры РФ», Порядка формирования и ведения автоматизированных центральных баз персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств (АЦБПДП), утвержденного приказом Минтранса России №243 от 19.07.2012 ответчиком не заключено соглашение о подключении к автоматизированным центральным базам персональных данных о пассажирах как поставщика информации, объекты критической информационной инфраструктуры не категорированы. Изложенные в представлении прокурора от 24.01.2020 в адрес ООО «Аэропорт «Киренск» требования об устранении нарушений федерального законодательства путем заключения соглашения с ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» о подключении к автоматизированным центральным базам персональных данных о пассажирах; определения объектов критической информационной инфраструктуры с присвоением категории значимости объекта критической информационной инфраструктуры; направления сведения об объектах критической информационной инфраструктуры в Федеральную службу по техническому и экспортному контролю для внесения в реестр значимых объектов критической информационной инфраструктуры, Обществом признаны необоснованными. До настоящего времени нарушения федерального законодательства в сфере использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности ООО «Аэропорт «Киренск» не устранены. Указанные нарушения требований законодательства существенно нарушают права и интересы неопределенного круга лиц. На основании изложенного прокурор просит обязать ООО «Аэропорт «Киренск»» заключить соглашение с ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» о подключении к автоматизированным центральным базам персональных банных о пассажирах; определить объекты критической информационной инфраструктуры с присвоением категории значимости объекта критической информационной инфраструктуры; направить сведения об объектах критической информационной инфраструктуры в Федеральную службы по техническому и экспортному контролю для внесения в реестр значимых объектов критической информационной инфраструктуры в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Определением суда от 10.06.2020 в части исковых требований о возложении обязанности на ООО «Аэропорт «Киренск»» заключить соглашение с ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» о подключении к автоматизированным центральным базам персональных банных о пассажирах гражданское дело прекращено, в связи с отказом истца от исковых требований.

В судебном заседании прокурор Воронина К.И., действующая на основании доверенности и прав по должности, настаивала на исковых требованиях об обязании ответчика определить объекты критической информационной инфраструктуры с присвоением категории значимости объекта критической информационной инфраструктуры, направить сведения об объектах критической информационной инфраструктуры в Федеральную службы по техническому и экспортному контролю для внесения в реестр значимых объектов критической информационной инфраструктуры. Просила установить срок исполнения требований - в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Представитель ответчика ООО «Аэропорт «Киренск» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Причин неявки суду не сообщил, об отложении судебного разбирательства не просил. В заявлении об отмене заочного решения суда указал, что ответчиком на март-июнь 2020 года были запланированы мероприятия, связанные с подбором контрагента для проведения аудита используемых ответчиком информационных систем и принимаемых мер по защите информации, в том числе для выработки понимания о необходимости или отсутствия таковой в определении непосредственно ответчиком категорий значимости объектов критической информационной инфраструктуры. Вместе с тем, с мерами, принятыми в России в целях препятствия распространению коронавирусной инфекции, ответчик не имел возможности своевременно реализовать запланированные мероприятия. Иных возражений против предъявленных исковых требований суду не представлено.

Представитель третьего лица ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» в судебное заседание не явился, о его времени и месте извещен надлежаще, причин неявки суду не сообщил, об отложении судебного разбирательства не просил. Возражений против предъявленных исковых требований суду не представлено.

В связи с тем, что участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела при данной явке, поскольку неявка сторон, надлежаще извещенных о дате и времени судебного заседания, не является препятствием к разбирательству дела.

Заслушав представителя истца, исследовав письменные доказательства по данному делу и оценив их в совокупности, суд находит исковые требования Осетровского транспортного прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как предусмотрено ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ст. 2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Федерального закона № 16-ФЗ) целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются, в том числе: определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры; разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности.

Статьей 1 Федерального закона № 16-ФЗ предусмотрено, что под транспортной безопасностью понимается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Под актом незаконного вмешательства понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

Обеспечение транспортной безопасности определятся как реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства. Соблюдение транспортной безопасности - выполнение физическими лицами, следующими либо находящимися на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, требований, установленных Правительством Российской Федерации.

К субъектам транспортной инфраструктуры отнесены юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Под категорированием объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств понимается отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства, и его возможных последствий. Под оценкой уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств понимается определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства.

В силу ст. 4 Федерального закона № 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 16-ФЗ требования по обеспечению транспортной безопасности являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.

Федеральный закон от 26.07.2017 №187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры РФ» (далее - Федеральный закон №187-ФЗ) регулирует отношения в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации (далее также - критическая информационная инфраструктура) в целях ее устойчивого функционирования при проведении в отношении ее компьютерных атак.

Под критической информационной инфраструктурой в соответствии с названным законом понимаются объекты критической информационной инфраструктуры, а также сети электросвязи, используемые для организации взаимодействия таких объектов (п. 6 ст. 2 Федерального закона №187-ФЗ).

Объектами критической информационной инфраструктуры являются информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, автоматизированные системы управления субъектов критической информационной инфраструктуры (п. 7 ст. 2 Федерального закона №187-ФЗ).

Субъектами критической информационной инфраструктуры в соответствии с п. 8 ст. 2 Федерального закона №187-ФЗ являются государственные органы, государственные учреждения, российские юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, которым на праве собственности, аренды или на ином законном основании принадлежат информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, автоматизированные системы управления, функционирующие в сфере здравоохранения, науки, транспорта, связи, энергетики, банковской сфере и иных сферах финансового рынка, топливно-энергетического комплекса, в области атомной энергии, оборонной, ракетно-космической, горнодобывающей, металлургической и химической промышленности, российские юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, которые обеспечивают взаимодействие указанных систем или сетей.

В соответствии с п.п.1,4 ст. 7 Федерального закона № 187-ФЗ категорирование объекта критической информационной инфраструктуры представляет собой установление соответствия объекта критической информационной инфраструктуры критериям значимости и показателям их значений, присвоение ему одной из категорий значимости, проверку сведений о результатах ее присвоения. Субъекты критической информационной инфраструктуры в соответствии с критериями значимости и показателями их значений, а также порядком осуществления категорирования присваивают одну из категорий значимости принадлежащим им на праве собственности, аренды или ином законном основании объектам критической информационной инфраструктуры. Если объект критической информационной инфраструктуры не соответствует критериям значимости, показателям этих критериев и их значениям, ему не присваивается ни одна из таких категорий.

Согласно пп.5,7 ст. 7 Федерального закона № 187-ФЗ сведения о результатах присвоения объекту критической информационной инфраструктуры одной из категорий значимости либо об отсутствии необходимости присвоения ему одной из таких категорий субъекты критической информационной инфраструктуры в письменном виде в десятидневный срок со дня принятия ими соответствующего решения направляют в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, по утвержденной им форме.

В случае, если субъектом критической информационной инфраструктуры соблюден порядок осуществления категорирования и принадлежащему ему на праве собственности, аренды или ином законном основании объекту критической информационной инфраструктуры правильно присвоена одна из категорий значимости, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, вносит сведения о таком объекте критической информационной инфраструктуры в реестр значимых объектов критической информационной инфраструктуры, о чем в десятидневный срок уведомляется субъект критической информационной инфраструктуры.

В соответствии с Порядком ведения реестра значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, утвержденным Приказом ФСТЭК России от 06.12.2017 N 227, такой реестр формируется и ведется Федеральной службой по техническому и экспортному контролю на основе сведений, представляемых субъектами критической информационной инфраструктуры.

В соответствии с п. 2,3 Правил категорирования объектов критической информационной инфраструктуры РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2018 №127, категорирование осуществляется субъектами критической информационной инфраструктуры в отношении принадлежащих им на праве собственности, аренды или ином законном основании объектов критической информационной инфраструктуры.

Категорированию подлежат объекты критической информационной инфраструктуры, которые обеспечивают управленческие, технологические, производственные, финансово-экономические и (или) иные процессы в рамках выполнения функций (полномочий) или осуществления видов деятельности субъектов критической информационной инфраструктуры в областях (сферах), установленных пунктом 8 статьи 2 Федерального закона №187-ФЗ.

Из материалов дела следует, что основным видом деятельности ООО «Аэропорт «Киренск» является аэропортовая деятельность. ООО «Аэропорт «Киренск» включено в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры за № АПР1211108.

В ходе проведенной Осетровской транспортной прокуратурой проверки установлено, что ООО «Аэропорт «Киренск» не определены объекты критической информационной инфраструктуры с присвоением категории значимости объекта, не направлены сведения об объектах критической информационной инфраструктуры в Федеральную службу по техническому и экспортному контролю для внесения в реестр значимых объектов критической информационной инфраструктуры.

Изложенные обстоятельства не были оспорены ответчиком в судебном заседании и подтверждаются справкой по результатам проверки, составленной помощником прокурора ШЩ*, представлением Осетровского транспортного прокурора об устранении нарушений федерального законодательства от 24.01.2020, письмом ООО «Аэропорт «Киренск» от 02.03.2020 о рассмотрении представления. Доказательств, свидетельствующих об устранении выявленных нарушений на день вынесения судом решения, не представлено.

Поскольку транспортной прокуратурой при осуществлении надзора за исполнением законодательства о транспортной безопасности было установлено, что ответчиком допускаются нарушения требований Федерального закона «О транспортной безопасности», Федерального закона «О безопасности критической информационной инфраструктуры РФ», а также с учетом того, что выявленные нарушения создают угрозу устойчивому и безопасному функционированию транспортной инфраструктуры, угрозу причинения вреда жизни и здоровью человека, тем самым нарушая права неопределенного круга лиц на защиту их жизни и здоровья, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования Осетровского транспортного прокурора законны, обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Довод ответчика о том, что им предпринимаются все необходимые действия для исполнения требований действующего законодательства, были запланированы мероприятия, связанные с подбором контрагента для проведения аудита используемых ответчиком информационных систем и принимаемых мер по защите информации, в том числе для выработки понимания о необходимости или отсутствия таковой в определении непосредственно ответчиком категорий значимости объектов критической информационной инфраструктуры, которые ответчик не имел возможности своевременно реализовать, не являются основанием для отказа в заявленных исковых требованиях, поскольку на момент принятия решения суда доказательств проведения вышеуказанных мероприятий суду не представлено. Законом на ответчика как на субъекта транспортной и критической информационной инфраструктуры возложена обязанность по определению объектов критической инфраструктуры с присвоением категории значимости и направлению данных сведений в Федеральную службу по техническому и экспортному контролю для внесения в реестр.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии судом решения, обязывающего совершить определенные действия, может быть установлен срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание объем работ, необходимых для выполнения решения, суд полагает возможным установить срок исполнения решения суда - в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворённой части исковых требований.

Поскольку требования истца удовлетворены, с ответчика надлежит взыскать в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковое заявление Осетровского транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Аэропорт «Киренск» об устранении нарушений требований законодательства в сфере использования информационно-коммуникационных технологий - удовлетворить.

Обязать ООО «Аэропорт «Киренск» в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления настоящего решения суда в законную силу определить объекты критической информационной инфраструктуры с присвоением категории значимости объекта критической информационной инфраструктуры, направить сведения об объектах критической информационной инфраструктуры в Федеральную службы по техническому и экспортному контролю для внесения в реестр значимых объектов критической информационной инфраструктуры.

Взыскать с ООО «Аэропорт «Киренск» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Киренский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья М.В. Мельникова