Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
22 декабря 2016 года г.*****
Черекский районный суд Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего - судьи Чочуева Х.К.,
при секретаре ФИО4,
с участием старшего помощника прокурора ***** КБР ФИО6,
представителей ответчика - местной администрации с.***** муниципального района КБР ФИО7, по доверенности № от _____г. и ФИО1, по доверенности № от _____г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ***** КБР в интересах неопределенного круга лиц и интересов муниципального образования Жемтала Черекского муниципального района КБР к местной администрации с.***** муниципального района КБР и ФИО2 о признании договора купли-продажи транспортного средства недействительным и применении последствий недействительности сделки,
У С Т А Н О В И Л:
***** КБР в интересах неопределенного круга лиц и интересов муниципального образования Жемтала Черекского муниципального района КБР обратился в Черекский районный суд КБР с иском к местной администрации с.***** муниципального района КБР и ФИО2 о признании договора купли-продажи транспортного средства - автомобиля марки ВАЗ-2123 «Шевроле Нива», идентификационный номер VIN: XL21230050081169, 2005 года выпуска, заключенного _____г. между администрацией с.***** муниципального района КБР в лице и.о. главы администрации ФИО7 и гражданином ФИО2 недействительным, применении последствий недействительности данной сделки и возложении обязанности вернуть все полученное по сделке, обосновывая тем, что в ходе проведенной прокуратурой ***** КБР проверки органами местного самоуправления муниципальных образований Черекского муниципального района КБР законодательства о муниципальной собственности, установлено, что Советом местного самоуправления с.***** было принято решение № от _____г. «О продаже автомобиля ВАЗ-2123 «Шевроле Нива» ФИО2 по оценочной стоимости независимого оценщика в связи с тем, что срок эксплуатации автомобиля истек, износ составляет 100% вследствие чего не имеет остаточной стоимости. На основании данного решения, индивидуальным предпринимателем ФИО5, балансовая стоимость данного автомобиля была определена в размере 4610 руб. После этого, и.о. главы местной администрации с.***** было принято постановление № от _____г. «О реализации малоценного имущества», согласно которому вышеуказанный автомобиль был реализован бывшему главе администрации с.*****ФИО2 без проведения торгов (аукциона) по договору купли-продажи транспортного средства от _____г., то есть в нарушение требований действующего федерального законодательства и вопреки интересов органа местного самоуправления, без нормативно-правовых актов, регулирующих порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, что является коррупционным фактором, поскольку отсутствует порядок совершения органами местного самоуправления определенных действий либо одного из элементов такого порядка.
В судебном заседании старший помощник прокурора ***** КБР ФИО6 иск и приведенные в нем доводы прокурора ***** КБР поддержал и просил суд удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представители административного ответчика - местной администрации сельского поселения Жемтала Черекского муниципального района КБР ФИО7 и ФИО1 исковые требования прокурора признали и пояснили, что, при принятии решения о реализации автомобиля, руководство администрации думала, что все действия по реализации данного автомобиля совершаются по закону, но после проверки, проведенной прокуратурой *****, было установлено, что были допущены нарушения действующего законодательства.
К участию в деле в качестве соответчика был привлечен Совет местного самоуправления с.***** КБР. От данного органа в суд поступило заявление о рассмотрении гражданского дела без участия их представителя.
Ответчик ФИО2, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, не сообщил причину неявки в суд и не просил об отложении рассмотрения дела, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Заслушав прокурора, представителей местной администрации с.***** КБР и исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Право обращения прокурора в суд с указанным исковым заявлением закреплено в ст. 45 ГПК РФ в соответствии с которым прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц им муниципальных образований.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от _____г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - Федеральный закон) под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее - федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
В силу ч. 3 ст. 4 Федерального закона приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.
Пунктом 1 статьи 10 и пунктом 4 статьи 14 Федерального закона от _____г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусмотрено, что порядок планирования приватизации муниципального имущества и принятие решений об условиях приватизации определяется органами местного самоуправления самостоятельно. При этом они исходят из способов приватизации государственного и муниципального имущества, перечисленных в ст. 13 Федерального закона о приватизации. Пунктами 2, 4, 7 и 8 данной статьи установлено, что используются такие способы приватизации государственного и муниципального имущества как: продажа государственного и муниципального имущества на аукционе; продажа государственного и муниципального имущества на конкурсе; продажа государственного и муниципального имущества посредством публичного предложения; продажа государственного и муниципального имущества без объявления цены.
Согласно пп. 1 и 2 статьи 15 названного Федерального закона прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества, а также решения о приватизации муниципального имущества подлежат опубликованию в установленном порядке в официальном сайте продавца в сети «Интернет». Информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества, об итогах его продажи размещается также на сайте продавца государственного или муниципального имущества в сети "Интернет".
В судебном заседании установлено, что Совет местного самоуправления с.***** муниципального района КБР принял решение № от _____г. «О продаже автомобиля ВАЗ-2123 «Шевроле Нива» ФИО2 по оценочной стоимости независимого оценщика в связи с тем, что срок эксплуатации автомобиля истек, износ составляет 100% (не имеет остаточной стоимости). На основании данного решения, индивидуальным предпринимателем ФИО5, была определена балансовая стоимость данного автомобиля в размере 4610 руб. После этого, и.о. главы местной администрации с.***** вынес постановление № от _____г. «О реализации малоценного имущества», согласно которому постановлено о продаже вышеуказанного автомобиля бывшему главе администрации с.*****ФИО2 по договору купли-продажи транспортного средства. _____г. по договору-купли транспортного средства администрация с.***** продала автомобиль ВАЗ-2123 «Шевроле Нива» ФИО2 за 4610 рублей.
Стороной ответчика суду не представлены какие-либо доказательства тому, что названный автомобиль был включен в решение о приватизации муниципального имущества, что данное решение было опубликовано в установленном порядке в официальном сайте в сети «Интернет». А также доказательства тому, что информационное сообщение о продаже автомобиля, об итогах его продажи было размещено на сайте продавца в сети «Интернет».
Таким образом, без принятие решения о приватизации муниципального имущества, без определения соответствующего способа приватизации в соответствий со ст. 13 Федерального закона, без размещения информационного сообщения о продаже муниципального имущества, об итогах его продажи на сайте в сети "Интернет", то есть в нарушение действующего законодательства, автомобиль ВАЗ-2123 «Шевроле Нива» был реализован гражданину ФИО2 по договору купили-продажи транспортного средства от _____г..
Согласно ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Изложенные выше нарушения со стороны местной администрации с.***** ущемляют права как самого органа местного самоуправления, так и неопределенного круга лиц, которые вправе знать о продаже муниципального имущества и способах его приватизации.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с п. 19 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины, а потому государственная пошлина по делу подлежит взысканию с ответчика ФИО2
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора ***** КБР удовлетворить.
Признать договор купли-продажи транспортного средства - автомобиля марки ВАЗ-2123 «Шевроле Нива», идентификационный номер VIN: XL21230050081169, 2005 года выпуска, номер двигателя 0091394, номер кузова 0081169, цвет кузова - светло серебристый металлик заключенный _____г. между администрацией с.***** муниципального района КБР в лице и.о. главы администрации ФИО7 и гражданином ФИО2 недействительным.
Применить последствия недействительности сделки - купли-продажи транспортного средства (автомобиля) заключенной _____г. между администрацией с.***** муниципального района КБР в лице и.о. главы администрации ФИО7 и гражданином ФИО2, а именно:
- возложить на ФИО2 обязанность вернуть автомобиль марки ВАЗ-2123 «Шевроле Нива», идентификационный номер VIN: XL21230050081169, 2005 года выпуска, номер двигателя 0091394, номер кузова 0081169, цвет кузова - светло серебристый металлик местной администрации с.***** муниципального района КБР.
- возложить на местную администрацию с.***** муниципального района КБР обязанность вернуть ФИО2 4610 рублей.
Взыскать с ФИО2 государственную пошлину в доход Черекского муниципального района КБР в размере 300 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, прокурором – представление, в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда КБР в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено _____г..