ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-253/2017 от 03.05.2017 Бежецкого городского суда (Тверская область)

Дело №2-253/2017 г.Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Бежецкий городской суд Тверской области

в составе председательствующего судьи Михайловой М.Ю.,

при секретаре судебного заседания Садиковой В.С.,

с участием представителя заявителя МО «Бежецкий район» Тверской области в лице комитета по управлению имуществом Бежецкого района Тверской области ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению муниципального образования «Бежецкий район» Тверской области в лице комитета по управлению имуществом Бежецкого района о признании права собственности муниципального образования «Бежецкий район» Тверской области на бесхозяйный объект недвижимого имущества,

у с т а н о в и л:

МО «Бежецкий район» Тверской области в лице комитета по управлению имуществом Бежецкого района обратилось в суд с заявлением о признании права собственности муниципального образования «Бежецкий район» на бесхозяйный объект – нежилое здание – <данные изъяты> общей площадью 529,5 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>. Требования мотивированы тем, что 12 февраля 2016 г. вышеуказанное нежилое здание принято на учет Бежецким межмуниципальным отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области как бесхозяйное имущество. В течение года со дня постановки имущества на учет никто не заявил о своих правах на указанное имущество. В соответствии с представленными сведениями объект не значится в информационной базе федерального имущества, в реестре государственного имущества Тверской области, а также в Едином реестре муниципальной собственности городского поселения – г. Бежецк Тверской области и в Едином реестре муниципальной собственности Бежецкого района. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии Тверской области также сообщает, что правообладатель объекта не установлен. Согласно архивным данным Бежецкого филиала ГУП Тверской области «Тверское областное БТИ» объект зарегистрирован за Управлением домами Бежецкого Горисполкома, что подтверждается регистрационным удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Бежецким БТИ. Данная организация (Управление домами Бежецкого городского исполнительного комитета) на сегодняшний день не существует, документы, подтверждающие передачу объекта кому-либо, в архивном отделе администрации Бежецкого района Тверской области также отсутствуют. Бежецким отделом Росреестра проведена соответствующая правовая экспертиза, согласно которой объект является бесхозяйным, следовательно, данное недвижимое имущество не имеет собственника. В соответствии с п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Порядок приобретения права собственности на бесхозяйные недвижимые вещи регулируются п.3 ст.225 ГК РФ. Такие вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого он находится. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. На основании п.3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Определением судьи от 14 апреля 2017 г. в качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены администрация Бежецкого района, Правительство Тверской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области.

В судебном заседании представитель заявителя – МО «Бежецкий район» Тверской области в лице комитета по управлению имуществом Бежецкого района ФИО1 заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, заранее и надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, где также указал, что в соответствии с Положением о Министерстве имущественных и земельных отношений Тверской области, утвержденным Постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2011 г. № 73-пп, Министерство осуществляет в установленном законом порядке от имени Тверской области правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению государственным имуществом Тверской области в пределах его компетенции. Объект недвижимого имущества – нежилое здание, площадью 529,5 кв.м, кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, в реестре государственного имущества Тверской области процедуру учета не проходил. Правопритязания со стороны Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области в отношении данного объекта недвижимости отсутствуют.

Представитель заинтересованного лица Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области в судебное заседание не явился, письменно просил рассмотреть дело в его отсутствие. Из отзыва на заявление следует, что нежилое здание общей площадью 529,5 кв.м с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, постановлением Законодательного собрания Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ-П-2 постановлено на государственную охрану в качестве памятника архитектуры местного значения «Земская управа, 70-е г.г. XIX в.» и в соответствии с п.3 ст. 64 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ отнесено к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр объектов культурного наследия. Согласно положениям п.1 ст.48 Закона 73-ФЗ объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом. При этом необходимо учитывать, что в силу п.2 указанной статьи собственник объекта культурного наследия осуществляет владение, пользование и распоряжение данным объектом с учетом особенностей, определенных Федеральным законом №73-ФЗ, гражданским законодательством РФ, градостроительным законодательством РФ, земельным законодательством РФ. Главное управление оставляет решение вопроса об удовлетворении требования МО «Бежецкий район» в лице КУИ Бежецкого района на усмотрение суда.

Представители заинтересованных лиц МО «Городское поселение – город Бежецк» Тверской области, администрации Бежецкого района, Правительства Тверской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области в судебное заседание не явились, о его времени и месте извещались заранее и надлежащим образом, возражений по существу заявленные требований не представили, об отложении слушания дела не ходатайствовали.

Выслушав представителя заявителя, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно п.1 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

В соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Порядок обращения бесхозяйного недвижимого имущества в муниципальную собственность определен «Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, где в п. 5 указано, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

Статьей 218 п. 3 ГК РФ предусмотрено, что в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Согласно Положения о Комитете по управлению имуществом Бежецкого района Тверской области – Комитет является структурным подразделением администрации Бежецкого района Тверской области, наделенным правами юридического лица, реализующим полномочия в сфере управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности МО «Бежецкий район» Тверской области. Основными задачами Комитета являются, в том числе: обеспечение эффективного управления и распоряжения муниципальным имуществом МО «Бежецкий район» Тверской области (п.2.1); организация учета муниципального имущества и осуществление контроля за его использованием и сохранностью (п.2.2). Комитет в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции: осуществление в установленном порядке от имени МО «Бежецкий район» Тверской области права собственника по владению, пользованию, распоряжению имуществом МО «Бежецкий район» Тверской области в пределах компетенции Комитета (п.3.1); осуществляет прием в муниципальную собственность объектов государственной (федеральной) и иных форм собственности (п.3.2)

Как следует из сообщения Бежецкого филиала ГУП «Тверское областное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, по архивным данным БТИ до ДД.ММ.ГГГГ объект недвижимости – нежилое здание, общей площадью 529,5 кв.м, по адресу: <адрес>, зарегистрировано за Управлением домами Бежецкого Горисполкома, что подтверждается регистрационным удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Бежецким БТИ (л.д.8).

Из сообщения о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества следует, что на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 12 февраля 2016 г. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области внесены записи о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества: нежилого здания – <данные изъяты>, общей площадью 529,5 кв.м, по адресу: <адрес> (л.д. 6).

Согласно сообщению Комитета по управлению имуществом Бежецкого района Тверской области нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, муниципальной собственностью МО «Бежецкий район» не является и в Едином реестре муниципальной собственности Бежецкого района отсутствует (л.д. 12).

Из выписки из Единого реестра муниципальной собственности городского поселения – город Бежецк (л.д. 11) следует, что нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, муниципальной собственностью МО «Городское поселение – г. Бежецк» Тверской области не является и в Едином реестре муниципальной собственности городского поселения – город Бежецк отсутствует.

По сообщению Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области объект недвижимого имущества – нежилое здание площадью 529,5 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, не проходил процедуру учета в реестре государственного имущества Тверской области (л.д. 10).

Согласно информации, представленной Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области (л.д. 9), сведения о нежилом здании площадью 529,5 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>, в информационной базе федерального имущества отсутствуют. Данное нежилое здание является памятником архитектуры регионального значения «Земская управа 70-гг XIX в.».

Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7) в реестр внесена запись под от 12.02.2016 г. о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества – здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>; правообладатель не установлен.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что нежилое здание - <данные изъяты>, общей площадью 529,5 кв.м., с КН , расположенное по адресу: <адрес>, является памятником архитектуры, на основании постановления Законодательного собрания Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ постановлено на государственную охрану в качестве памятника архитектуры местного значения «Земская управа, 70-е г.г. XIX в.» и отнесено к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр объектов культурного наследия. Также установлено, что данное нежилое здание не имеет собственника, принято на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в установленном законом порядке, как бесхозяйный объект недвижимого имущества.

В соответствии с п.1 ст.48 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 г. №73-ФЗ объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Исходя из положений ч.2 ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности.

Предусмотренный ч. 2 ст. 290 ГПК РФ годичный срок со дня постановки на учет в качестве бесхозяйного объекта – нежилого здания – <данные изъяты>, общей площадью 529,5 кв.м с КН , расположенного по адресу: <адрес>, истек ДД.ММ.ГГГГ, своих правопритязаний на данный объект недвижимости никто не заявил. В связи с чем, суд полагает необходимым удовлетворить заявленные требования и признать право собственности муниципального образования «Бежецкий район» Тверской области» на указанный бесхозяйный объект.

Руководствуясь ст. ст. 194–199, 293 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Заявление муниципального образования «Бежецкий район» Тверской области в лице комитета по управлению имуществом Бежецкого района Тверской области удовлетворить.

Признать за муниципальным образованием «Бежецкий район» Тверской области право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества – нежилое здание – <данные изъяты> общей площадью 529,5 кв.м с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Бежецкий городской суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий

Решение в окончательной форме изготовлено 03 мая 2017 года.