ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-253/2021ГОДУИД от 25.05.2021 Становлянского районного суда (Липецкая область)

Дело № 2-253/2021 год УИД: 48RS0016-01-2021-000407-14

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Село Становое 25 мая 2021 год

Становлянский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Л.П. Васиной,

с участием помощника прокурора Становлянского района А.В. Герасимова,

при секретаре А.А. Лаухине,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Становлянского района Липецкой области, действующего в интересах неопределённого круга лиц к администрации СП Кирилловский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области об обязании устранить нарушения законодательства о защите информации,-

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Становлянского района, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к администрации СП Кирилловский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области об обязании устранить нарушения законодательства о защите информации.

В заявлении указывает, что прокуратурой района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Становлянского муниципального района требований законодательства о защите информации.

В ходе проведенной проверки установлено, что администрацией сельского поселения Кирилловский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области не проведена аттестация, расположенного в здании администрации сельского поселения персонального компьютера, имеющего подключение к региональной системе межведомственного электронного взаимодействия «Похозяйственная база учета» для просмотра и ввода информации, на соответствие требованиям защиты.

Непринятие мер ответчиком по обеспечению защиты информации, размещённой на персональном компьютере, создаёт угрозу и возможность несанкционированного доступа посторонних лиц к имеющейся в персональном компьютере информации.

С учетом изложенного, прокурор просит обязать администрацию СП Кирилловский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области провести аттестацию расположенного в здании администрации сельского поселения персонального компьютера, имеющего подключение к региональной системе межведомственного электронного взаимодействия «Похозяйственная база учета» для просмотра и ввода информации, на соответствие требованиям защиты в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Помощник прокурора Становлянского района Герасимов А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика – глава администрации СП Крилловский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области Котова Т.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, в заявлении указала, что исковые требования признает, последствия признания иска, предусмотренные ст. 39, ч.3 ст. 173, ч.4 ст. 198 ГПК РФ, ей разъяснены и понятны, просила дело рассмотреть в её отсутствие.

Заслушав помощника прокурора, изучив материалы дела, суд считает исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Из ст. 3 ФЗ от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» следует, что основными принципами правового регулирования отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации являются: свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом; установление ограничений доступа к информации только федеральными законами; открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами; обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации; неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия.

Согласно ч. 1, ч. 3 и ч. 4 ст. 6 ФЗ от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

Обладатель информации, если иное не предусмотрено федеральными законами, вправе:

1) разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа;

2) использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению;

3) передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании;

4) защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами;

5) осуществлять иные действия с информацией или разрешать осуществление таких действий.

4. Обладатель информации при осуществлении своих прав обязан:

1) соблюдать права и законные интересы иных лиц;

2) принимать меры по защите информации;

3) ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами».

В соответствии с ч. 5 ст. 16 ФЗ от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», требования о защите информации, содержащейся в государственных информационных системах, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий. При создании и эксплуатации государственных информационных систем используемые в целях защиты информации методы и способы ее защиты должны соответствовать указанным требованиям.

Согласно п. 7, п. 8, п. 13 и п. 17 Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных ������������������������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�

Защита информации, содержащейся в государственной информационной системе, обеспечивается путем выполнения обладателем информации (заказчиком) и (или) оператором требований к организации защиты информации, содержащейся в информационной системе, и требований к мерам защиты информации, содержащейся в информационной системе.

В информационной системе объектами защиты являются информация, содержащаяся в информационной системе, технические средства (в том числе средства вычислительной техники, машинные носители информации, средства и системы связи и передачи данных, технические средства обработки буквенно-цифровой, графической, видео - и речевой информации), общесистемное, прикладное, специальное программное обеспечение, информационные технологии, а также средства защиты информации.

Для обеспечения защиты информации, содержащейся в информационной системе, проводятся следующие мероприятия:

формирование требований к защите информации, содержащейся в информационной системе;

разработка системы защиты информации информационной системы;

внедрение системы защиты информации информационной системы;

аттестация информационной системы по требованиям защиты информации (далее - аттестация информационной системы) и ввод ее в действие;

обеспечение защиты информации в ходе эксплуатации аттестованной информационной системы;

обеспечение защиты информации при выводе из эксплуатации аттестованной информационной системы или после принятия решения об окончании обработки информации.

Аттестация информационной системы организуется обладателем информации (заказчиком) или оператором и включает проведение комплекса организационных и технических мероприятий (аттестационных испытаний), в результате которых подтверждается соответствие системы защиты информации информационной системы настоящим Требованиям.

Проведение аттестационных испытаний информационной системы должностными лицами (работниками), осуществляющими проектирование и (или) внедрение системы защиты информации информационной системы, не допускается.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Становлянского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Становлянского муниципального района требований законодательства о защите информации.

В ходе проведенной проверки установлено, что администрацией сельского поселения Кирилловский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области не проведена аттестация, расположенного в здании администрации сельского поселения персонального компьютера, имеющего подключение к региональной системе межведомственного электронного взаимодействия «Похозяйственная база учета» для просмотра и ввода информации, на соответствие требованиям защиты.

Из сообщения администрации сельского поселения Кирилловский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области от 25.03.2021 года № 146 следует, что аттестация персонального компьютера, подключенного к региональной системе межведомственного электронного взаимодействия «Похозяйственная база учета», на соответствие требованиям защиты администрацией сельского поселения не проводилась (л.д. 11).

Непринятие мер ответчиком по обеспечению защиты информации, размещённой на персональном компьютере, создаёт угрозу и возможность несанкционированного доступа посторонних лиц к имеющейся в персональном компьютере информации.

Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая баланс интересов сторон, социальную значимость вопроса, связанного с обеспечением защиты информации, а также исследованные письменные материалы, суд приходит к выводу о правомерности заявленных прокурором исковых требований, а поэтому считает возможным исковые требования удовлетворить.

Кроме того, глава администрации СП Кирилловский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области Котова Т.В. в заявлении указала, что исковые требования признает, последствия признания иска ей разъяснены и понятны.

В соответствии с положениями ст. 39 ГПК РФ, суд принимает признание иска ответчиком, так как оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Как следует из п.4 ст.27 и п.3 ст.35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2201-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Таким образом, иск прокурора заявлен обоснованно и подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию СП Кирилловский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области провести аттестацию расположенного в здании администрации сельского поселения по адресу: <адрес>, персонального компьютера, имеющего подключение к региональной системе межведомственного электронного взаимодействия «Похозяйственная база учета» для просмотра и ввода информации, на соответствие требованиям защиты, в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Становлянский районный суд в месячный срок со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Л.П. Васина

Мотивированное решение изготовлено 01.06.2021 года

Судья Л.П. Васина