Дело № 2-253/2022
УИД 21RS0011-01-2022-000270-23
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 июля 2022 года г. Мариинский Посад
Мариинско-Посадский районный суд Чувашской Республики
в составе судьи Потемкина О.А.,
при секретаре Ахтямовой Н.Р.,
с участием
истца - старшего помощника Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора Хрычева А.В., действующего по поручению,
рассмотрев в помещении суда в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту экологических прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунальных услуг Шоршелского сельского поселения Мариинско-Посадского района о возложении обязанности по разработке и направлению документации для получения права пользования водным объектом, а также регистрации в государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду,
установил:
И.о. Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрайонной природоохранной прокуратуры (далее - прокурор, истец), действуя в защиту экологических прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунальных услуг Шоршелского сельского поселения Мариинско-Посадского района (далее - МУП «ЖКУ Шоршелы», предприятие, ответчик) о возложении обязанности по разработке и направлению документации для получения права пользования водным объектом, а также регистрации в государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Иск обосновывается тем, что Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой по результатам проверки и анализа экологической ситуации в сфере охраны водных ресурсов в деятельности МУП «ЖКУ Шоршелы» 27.05.2022 выявлены нарушения требований законодательства об охране вод. При этом выяснилось, что на основании договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 20.12.2017 предприятием эксплуатируются очистные сооружения, находящиеся по адресу: <...> Победы, д. 18, на которые поступают производственные и хозяйственно-бытовые сточные воды с. Шоршелы Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, сброс с которых после очистки осуществляет в р.Цивиль. По данным отчета 2-ТП (водхоз) за 2021 год было сброшено 17,88 тыс. куб. метров сточных вод. В нарушение требований законодательства у предприятия отсутствует решение о предоставлении водного объекта в пользование, зарегистрированное в установленном порядке в государственном водном реестре. Сброс сточных вод с очистных сооружений, эксплуатируемых предприятием, в р. Цивиль осуществляется самостоятельно, что может повлечь загрязнение, засорение или истощение водного объекта, нарушают правила охраны среды обитания водных биологических ресурсов, ухудшают экологическую обстановку, в связи с чем, нарушается право граждан на благоприятную окружающую среду. Эксплуатируемые предприятием биологические очистные сооружения на государственный учет как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, не поставлены. Неисполнение данной обязанности не позволяет определить категорию объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, и определить перечень необходимой природоохранной документации, что в свою очередь создает угрозу неблагоприятного воздействия стоков на окружающую среду, среду жизнедеятельности граждан и является нарушением требований природоохранного законодательства. Ссылаясь на указанные обстоятельства и нормы законодательства, прокурор просил возложить на МУП «ЖКУ Шоршелы» обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и направить для получения водного объекта (р. Цивиль) в пользование для целей сброса сточных вод с эксплуатирующих очистных сооружений по адресу: <...> Победы, д. 18, в Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, предусмотренный пунктом 22 Административного регламента по предоставлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги в сфере переданного полномочия Российской Федерации по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.06.2020 № 400; направить в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией заявку, оформленную по установленной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации форме, утвержденной приказом Минприроды России от 23.12.2015 №554, установленный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и содержащую сведения для внесения в государственный реестр, указанные в подпунктах «а»-«и», «м», «н» и «п» пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572 (с 01.09.2022 - заявку, оформленную в соответствии с п. 25 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.05.2022 № 830) для включения эксплуатируемых объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, - биологических очистных сооружений в с. Шоршелы Мариинско-Посадского района, ул. 30 лет Победы, д. 18, в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
В судебном заседании старший помощник Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора Хрычев А.В. предъявленный иск поддержал, просил удовлетворить полностью по изложенным в нем мотивам и основаниям, вновь привел суду.
Ответчик - МУП «ЖКУ Шоршелы», надлежаще уведомленный о месте, дате и времени, своего представителя в суд не направил, каких-либо заявлений или ходатайств от него не поступило.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - представитель Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, надлежаще уведомленный о месте, дате и времени, в суд не явился. От Министра ФИО поступило заявление от ДД.ММ.ГГГГ, в котором, поддерживая исковые требования прокурора в полном объеме, просил рассмотреть дело без их участия.
С учетом мнения прокурора Хрычева А.В., полагавшего возможным рассмотреть дело при имеющейся явке, руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика и третьего лица.
Выслушав объяснения стороны истца и исследовав представленные письменные доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что МУП «ЖКУ Шоршелы» является юридическим лицом, осуществляющим деятельность по производству пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными; забору, очистке и распределению воды; сбору и обработке сточных вод. На основании договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 20.12.2017 МУП «ЖКУ Шоршелы» эксплуатируются очистные сооружения, находящиеся по адресу: <...> Победы, д. 18.
Согласно ст. 39 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды" юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей природной среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Они обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) водопользованием признается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц. В п. 2 ч. 2 ст. 11 ВК РФ сброс сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, производится на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2022 N 18 "О порядке подготовки и принятия решений о предоставлении водного объекта в пользование", а также Административным регламентом по предоставлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги в сфере переданного полномочия Российской Федерации по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, утвержденного приказом Минприроды России от 29.06.2020 N 400, установлен порядок получения решения о предоставлении поверхностного водного объекта или его части в пользование.
Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой по результатам проверки и анализа экологической ситуации в сфере охраны водных ресурсов в деятельности предприятия 27.05.2022 выявлено, что в нарушение вышеприведенных требований закона у МУП «ЖКУ Шоршелы» отсутствует решение о предоставлении водного объекта в пользование, зарегистрированное в установленном порядке в государственном водном реестре; сброс сточных вод с очистных сооружений, эксплуатируемых предприятием, осуществляется самовольно, без решения о предоставлении водного объекта (р. Цивиль) в пользование с целью сброса сточных вод.
В соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" выделяются следующие виды негативного воздействия на окружающую среду: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
В силу п.п. 1, 2 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
Судом установлено, что в нарушение требований законодательства МУП «ЖКУ Шоршелы» не обеспечена постановка на государственный учет эксплуатируемых объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду - очистных сооружений, в т.ч. не обеспечено своевременное оформление заявки по установленной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации форме, содержащей сведения для внесения в государственный реестр, указанные в подпунктах "а" - "и", "м", "н" и "п" пункта 5 Порядка создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 N 572, и направление в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Неисполнение данной обязанности не позволяет определить категорию объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, и соответственно определить перечень необходимой природоохранной документации, что в свою очередь может повлечь загрязнение компонентов окружающей среды, в связи с чем, нарушается гарантированное Конституцией РФ право граждан на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, создает угрозу неблагоприятного воздействия стоков на окружающую среду, среду жизнедеятельности граждан и является нарушением требований природоохранного законодательства.
И.о. Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора в адрес администрации МУП «ЖКУ Шоршелы» 28.03.2022 внесено представление, однако в нарушение ст. 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" каких-либо конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона не принято.
В соответствии со ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Статья 18 Конституции Российской Федерации указывает, что права и свободы гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодателей и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц. Согласно ч. 2 ст. 2 ГК РФ неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.
Статьей 206 ГПК РФ предусмотрено, что при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
Исходя из комплекса мероприятий, необходимых для совершения действий по восстановлению нарушенного права, суд соглашается с доводами истца и считает, что испрашиваемый срок по разработке и направлению документации для получения права пользования водным объектом, регистрации в государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, является разумным, не нарушает прав предприятия.
Ответчиком не представлено доказательств того, что испрашиваемый в иске срок является не исполнимым, имеется объективная реальность для предоставления более длительного срока.
Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности и законности заявленных требований, вследствие чего, иск и.о. Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора к МУП «ЖКУ Шоршелы» подлежит удовлетворению в полном объеме.
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку по данному делу истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, с учетом требований ст. 103 ГПК РФ с ответчика МУП ЖКУ «Шоршелы» в бюджет муниципального образования - Мариинско-Посадский район Чувашской Республики подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб., как с исковых требований неимущественного характера, поданного прокурором в интересах неопределенного круга лиц.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Иск и.о. Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора в защиту экологических прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунальных услуг Шоршелского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики (ИНН <***>, ОГРН <***>) в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда:
-разработать и направить для получения водного объекта (р. Цивиль) в пользование для целей сброса сточных вод с эксплуатирующих очистных сооружений по адресу: <...> Победы, д. 18, в Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, предусмотренный пунктом 22 Административного регламента по предоставлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги в сфере переданного полномочия Российской Федерации по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.06.2020 № 400;
-направить в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией заявку, оформленную по установленной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации форме, утвержденной приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554, установленный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и содержащую сведения для внесения в государственный реестр, указанные в подпунктах «а»- «и», «м», «н» и «п» пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572 (с 01.09.2022- заявку, оформленную в соответствии с п. 25 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.05.2022 № 830) для включения эксплуатируемых объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду,- биологических очистных сооружений в с. Шоршелы Мариинско-Посадского района, ул. 30 лет Победы, д. 18, в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунальных услуг Шоршелского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики (ИНН <***>, ОГРН <***>) в бюджет муниципального образования- Мариинско-Посадский район Чувашской Республики государственную пошлину в размере 300 (триста) руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи жалобы через Мариинско-Посадский районный суд Чувашской Республики.
Судья О.А. Потемкин
Мотивированное решение составлено 18 июля 2022 года
Решение10.08.2022