ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-253/2022КОПИ от 09.09.2022 Красноуральского городского суда (Свердловская область)

Дело № 2-253/2022 копия

УИД 66RS 0034-01-2022-000455-34

Мотивированное решение изготовлено 09.09.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Красноуральск 02.09.2022

Красноуральский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Маклаковой А.А.,

при секретаре Калашниковой И.В.,

с участием прокурора Шустова ФИО19

представителя ответчика МУП «КТП» Обуховой ФИО18

представителя третьего лица Администрации городского округа Красноуральск Крыловой ФИО17

представителя третьего лица МУП «КВП» Азизовой ФИО16

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Красноуральска в интересах неопределенного круга лиц – жителей городского округа Красноуральск к Муниципальному унитарному предприятию «Красноуральское теплоснабжающее предприятие» об обязании совершить действие,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Красноуральска обратился в Красноуральский городской суд Свердловской области, с учетом неоднократных уточнений требований в порядке ст.39 ГПК РФ, с иском к Муниципальному унитарному предприятию «Красноуральское теплоснабжающее предприятие» (далее – МУП «КТП») о возложении обязанности провести работы по восстановлению целостности изоляции, находящейся в неудовлетворительном состоянии.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой г. Красноуральска в рамках надзорных мероприятий по информации из средств массовой информации проведена проверка законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства по обеспечению надежности теплоснабжения и горячего водоснабжения. Трубопровод системы теплоснабжения от котельной «Красногвардейская» от разводки ул. Свободы, ул. Челюскинцев в сторону ул. Тагирова обще протяженностью 315 метров прошел гидравлические испытания и готов к работе в отопительный сезон 2022-2023, однако на трубопроводах частично отсутствует изоляция. МУП «КТП» была выделена субсидия на подготовку к отопительному сезону 2021-2022, присвоен статус единой теплоснабжающей организации, сети теплоснабжения и горячего водоснабжения закреплены за МУП «КТП» на праве хозяйственного ведения. Ненадлежащее состояние теплосетей может привести к аварийно ситуации, повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц – жителей городского округа Красноуральск в жилищно-коммунальной сфере на получение коммунальных услуг надлежащего качества. В этой связи просил возложить на МУП «КТП» обязанность провести работы по восстановлению целостности изоляции, находящейся в неудовлетворительном состоянии, по следующим участкам трубопроводов: 1) участок , протяженностью 96 м, кадастровый номер – ; 2) участок , протяженностью 106 м, кадастровый номер – 3) участок , протяженностью 33м, кадастровый номер - ; 4) участок , протяженностью 85 м, кадастровый номер - ; 5) участок , протяженностью 171 м, кадастровый номер - ; 6) участок , протяженностью 57 м, кадастровый номер - ; 7) участок , протяженностью 120 м, кадастровый номер - ; 8) участок , протяженностью 90 м, кадастровый номер - .

В ходе рассмотрения дела изменен процессуальный статус Администрации городского округа Красноуральск с ответчика на третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора г. Красноуральска Шустов ФИО15. настаивал на удовлетворении исковых требований, предъявленных к МУП «КВП», по основаниям, приведенным в исковом заявлении и в заявлении об уточнении иска. При этом прокурор просил суд обратить решение в случае удовлетворения иска к немедленному исполнению, поскольку теплоизоляция сетей должна быть произведена до наступления отопительного сезона, во избежание нарушения прав населения городского округа Красноуральск в жилищно-коммунальной сфере.

Представитель ответчика – МУП «КТП» Обухова ФИО14. с иском не согласилась, указав, что рядом с теплосетями проложены сети холодного водоснабжения, что делает невозможным восстановление теплоизоляции трубопроводов. Также выразила несогласие со сроком проведения работ, до начала отопительного периода 15.09.2022, указав на отсутствие финансирования, возможности получения денежных средств для выполнения работ по восстановлению теплоизоляции, после начала отопительного период и получения оплаты от населения. В случае удовлетворения иска, просила установить срок выполнения работ до конца календарного года.

Представитель третьего лица - администрации городского округа Красноуральск ФИО1 ФИО12. иск поддержала, указав, что 15.09.2022 это срок подготовки к отопительному сезону. Паспорт готовности не будет принят, если не будет теплоизолированности сети. Тепловые сети переданы МУП «КТП» на праве хозяйственного ведения, МУП «КТП» должны поддерживать их в надлежащем состоянии.

Представитель третьего лица МУП «КВП» Азизова ФИО13 разрешение иска оставила на усмотрение суда, указала, что действительно на спорных участках проложены сети холодного водоснабжения, проложены временно для обеспечения водоснабжением потребителя, к дому которого вода ранее не была подведена. Сложные конструктивные элементы присоединения к теплосети не использовались, при заявке МУП «КТП» трубы водоснабжения могут быть отсоединены, перенесены, в рамках текущей хозяйственной деятельности.

Представитель третьего лица МКУ «Управление ЖКХ и Энергетики» в судебном заседании участия не принимали, о слушании дела извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в их отсутствие. В письменном отзыве указали, что МУП «КТП» является единой теплоснабжающей организацией, владеет и пользуется всеми объектами теплоснабжения на территории городского округа Красноуральск. По имеющейся информации, предприятие в рамках подготовки к отопительному сезону приступило к выполнению соответствующих видов работ, плановый срок их завершения не позднее 15.09.2022.

Заслушав представителей истца, ответчика, третьего лица, исследовав письменные доказательства, представленные в материалы гражданского дела, суд установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.

Пунктом 4 ч.1 ст.14, ст.6 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что к вопросам местного значения относится: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ) организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего федерального закона.

Согласно ст.10 Закона № 416-ФЗ собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов, обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами.

В соответствии с п. 8 ст. 20 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" теплоснабжающие и тепловые организации обязаны обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.

Приказом Минэнерго Российской Федерации от 24 марта 2003 года N 115 утверждены "Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок" (далее – Правила), в соответствии с которыми при эксплуатации систем тепловых сетей должна быть обеспечена надежность теплоснабжения потребителей. /п.6.2.1/

Согласно п. 6.1.31 Правил, для всех трубопроводов тепловых сетей, арматуры, фланцевых соединений, компенсаторов и опор труб независимо от температуры теплоносителя и способов прокладки следует выполнять устройство тепловой изоляции в соответствии со строительными нормами и правилами, определяющими требования к тепловой изоляции оборудования и трубопроводов.

Конструкция тепловой изоляции должна исключать деформацию и сползание теплоизоляционного слоя в процессе эксплуатации. /п. 6.1.34 Правил/

При текущей эксплуатации тепловых сетей необходимо, в частности, поддерживать в исправном состоянии все оборудование, строительные и другие конструкции тепловых сетей, проводя своевременно их осмотр и ремонт; наблюдать за работой компенсаторов, опор, арматуры, дренажей, воздушников, контрольно-измерительных приборов и других элементов оборудования, своевременно устраняя выявленные дефекты и неплотности; выявлять и восстанавливать разрушенную тепловую изоляцию и антикоррозионное покрытие. /п.6.2.25 Правил/

Теплосети, находящиеся в городском округе Красноуральск, в том числе спорные участки трубопроводов, находятся в муниципальной собственности, что сторонами не оспаривалось.

Согласно договору хв о передаче муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 28.11.2018, Администрация городского округа Красноуральск на основании постановления от 18.06.2018 закрепляет за МУП «КТП» движимое и недвижимое имущество (приложение 1), в том числе котельная «Красногвардейская, тепловая сеть от котельной Красногвардейская до котельной 25 квартала, тепловая сеть, кадастровый номер: , протяженностью 7743,0 метров, РФ, Свердловская область, г. Красноуральск, от котельной по ул. Свободы, 1 через здание резервной котельной по ул. Белинского, 6А, до жилых домов по ул. Белинского № 1,3,7,9,11,13,15,17,4, до здания детского сада по ул. Белинского, 10, до здания АБК по ул. Дзержинского, 37а, до здания геологии, до жилых домов по ул. Тагирова № 4,6,8а,8, ул. Свободы № 3а,4,4а, ул. Челюскинцев № 3а,2,4,6,8, до здания школы № 2 по ул. Челюскинцев, 14, до жилых домов по ул. Советская № 13,13а,15,17,19,25,34,36,38,40,40а,42 до гаражей по ул. Советской, ул. Фрунзе №1,3,5,7,11,10,10а,14,16,18, ул. Карла Либкнехта № 1,3,15,17,19,2,4,6, ул. Розы Люксембург №1,3,5, ул. Горняков № 11,13,15,31,33,16,18,20,22,24,26,30,34, гаражей ул. Республиканская № 31,33,35,30а,32,32а,34,34а,36,40,42, ул. Иллариона Янкина № 107, 107а,109, 109а, 111, 111а.

В соответствии с вышеуказанным договором, МУП «КТП» в отношении закрепленного за ним имущества обязуется осуществлять необходимые меры по обеспечению своевременного текущего и капительного ремонта имущества, за счет предприятия (т.е. МУП «КТП») /п.3.1 договора/.

Согласно кадастровой выписке сооружение – тепловая сеть, которая включает в себя: обратный трубопровод и подающий трубопровод от котельной, расположенной по адресу: <...> через здание резервной котельной по ул. Белинского, 6А, до жилых домов по ул. Белинского № 1,3,7,9,11,13,15,17,4, до здания детского сада по ул. Белинского, 10, до здания АБК по ул. Дзержинского, 37а, до здания геологии, до жилых домов по ул. Тагирова № 4,6,8а,8, ул. Свободы № 3а,4,4а, ул. Челюскинцев № 3а,2,4,6,8, до здания школы № 2 по ул. Челюскинцев, 14, до жилых домов по ул. Советская № 13,13а,15,17,19,25,34,36,38,40,40а,42 до гаражей по ул. Советской, ул. Фрунзе №1,3,5,7,11,10,10а,14,16,18, ул. Карла Либкнехта № 1,3,15,17,19,2,4,6, ул. Розы Люксембург №1,3,5, ул. Горняков № 11,13,15,31,33,16,18,20,22,24,26,30,34, гаражей ул. Республиканская № 31,33,35,30а,32,32а,34,34а,36,40,42, ул. Иллариона Янкина № 107, 107а,109, 109а, 111, 111а, имеет кадастровый номер:

Из информации МУП «КТП» от 21.12.2021 направленной в адрес прокурора г. Красноуральска, следует, что факт разрушения изоляционного покрытия трубопроводов был установлен при обследовании сетей в июле 2021 года. Восстановление изоляции планируется в I-II квартале 2022 года. (л.д.6)

Согласно ответу на требование прокурора от 29.12.2021, МУП «КТП» проведение работ по изоляции трубопроводов запланировано на январь 2022 года. (л.д.4)

Администрацией городского округа Красноуральск, в соответствии с Федеральным законом от 16.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», постановлением администрации городского округа Красноуральск от 12.05.2022 «Об итогах отопительного сезона 2021/2022 и подготовке жилищного фонда, объектов социального и культурного назначения коммунального и электроэнергетического комплексов городского округа Красноуральск к работе в осенне-зимний период 2022/2023 года», утвержден План ремонтных работ при подготовке к отопительному сезону 2022-2023 года, где МУП «КТП» запланированы работы по изоляции теплосетей за счет средств эксплуатирующей организации, в период с май-октябрь.

Согласно Акту обследования от 30.08.2022 с фототаблицей, помощником прокурора г. Красноуральска Шустовым ФИО10., наладчиком ТО МУП «КТП» Санто ФИО9 инженером по ППР МУП «КВП» Азизовым ФИО11 обследованы участки теплосетей ГО Красноуральск и установлено, что на участке трубопровода (протяженностью 96м) нарушена (частично отсутствует) теплоизоляция; на участке (протяженностью 106 м) нарушена (частично отсутствует) теплоизоляция; на участке (протяженностью 33 м) нарушена (частично отсутствует); на участке (протяженностью 85 м) нарушение целостности изоляции; на участке (протяженностью 90 м) нарушение целостности изоляции; на участке (протяженностью 171 м) нарушение целостности (частичное отсутствие) изоляции; на участке (протяженностью 57 м) нарушение целостности изоляции; на участке ( протяженностью 87 м) теплоизоляция выполнена; на участке (протяженностью 120 м) частичное нарушение теплоизоляции.

Ранее, 11.07.2022 по запросу прокуратуры г. Красноуральска также проводилось обследование трубопроводов теплоснабжения от котельной «Красногвардейская» в сторону ул. Челюскинцев и ул. Тагирова, в ходе которого установлено нарушение целостности теплоизоляции на спорных участках трубопроводов.

Таким образом, отсутствие теплоизоляции трубопроводов на спорных участках установлено, представителем ответчика не оспаривается.

Несоблюдение МУП «КТП» требований законодательства в сфере теплоснабжения создает реальную угрозу массовым нарушениям прав потребителей на предоставление качественного теплоснабжения, в связи с чем, в силу положений статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, обнаружив вышеприведенные нарушения требований закона, был вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства в целях предупреждения последствий нарушения требований закона.

МУП «КТП» не представило доказательств тому, что выявленные дефекты не угрожают надежности эксплуатации тепловых сетей, а также не влияют на качество и объемы поставленной тепловой энергии. Представленный единичный акт замера температуры в помещениях от 14.03.2022 по адресу: <...> 8, не свидетельствует о надлежащем качестве теплоносителя у других потребителей.

Отсутствие достаточного финансирования, на что ссылается представитель ответчика, не освобождает МУП «КТП» от исполнения обязанностей по содержанию трубопроводов тепловой сети в надлежащем виде, в связи с чем, указанный довод не может быть принят судом во внимание.

Доводы представителя ответчика МУП «КТП» о невозможности восстановления теплоизоляции в связи с параллельной прокладкой труб холодного водоснабжения, суд находит несостоятельными. Как пояснил представитель третьего лица МУП «КВП» сети холодного водоснабжения проложены временно, их отсоединение, перенос возможен.

Отсутствие в исковых требованиях адресной части трубопроводов, находящихся в неудовлетворительном состоянии, в том виде, в каком адресная часть теплосетей указана в договоре о передаче муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, не свидетельствует о неопределенности участков спорных трубопроводов, поскольку участки трубопроводов поименованы с учетом кадастровой выписки и схемы теплоснабжения, определены и конкретизированы.

Поскольку МУП «КТП» является единой теплоснабжающей организацией городского округа Красноуральск, так и фактическим владельцем на основании договора о передаче муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 28.11.2018, котельной «Красногвардейская» и системы теплоснабжения, в том числе спорного участка теплосети, исполнение требований законодательства о технической эксплуатации тепловых энергоустановок и сетей, является его прямой обязанностью.

В силу ст.ст. 12, 56 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Поскольку МУП «КТП» до настоящего времени не обеспечено восстановление целостности теплоизоляции трубопроводов, то есть не подготовило надлежащим образом теплосети к отопительному периоду 2022-2023 гг, суд находит исковые требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Прокурор просил обратить решение к немедленному исполнению, мотивировав тем, что теплоизоляция сетей должна быть произведена до наступления отопительного сезона, во избежание нарушения прав населения городского округа Красноуральск в жилищно-коммунальной сфере.

В соответствии с ч.1 ст.212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

В соответствии с положениями, изложенными в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении", обращение решения к немедленному исполнению по основаниям, указанным в статье 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, возможно только по просьбе истца. В таких случаях выводы суда о необходимости обращения решения к немедленному исполнению должны быть обоснованы достоверными и достаточными данными о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения.

В период поставки МУП «КТП» тепловой энергии в городской округ Красноуральск, начала отопительного периода 2022/2023 – 15.09.2022, в случае подачи тепловой энергии ненадлежащего качества, представляет угрозу массовых нарушений прав жителей городского округа Красноуральск на предоставление качественного теплоснабжения. Замедление исполнения решения суда может привести к возникновению значительного ущерба для граждан, неизбежному возникновению негативных последствий. В этой связи, решение в части обязания провести работы по восстановлению целостности изоляции, находящейся в неудовлетворительном состоянии, подлежит немедленному исполнению.

В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ прокуроры при обращении в суды общей юрисдикции с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований освобождаются от уплаты государственной пошлины. Частью 1 ст. 103 ГПК РФ предусмотрено, что государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ при обращении организаций в суд общей юрисдикции с заявлением неимущественного характера подлежит уплате государственная пошлина в размере 6 000 руб.

Руководствуясь ст. ст. 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора города Красноуральска в интересах неопределенного круга лиц – жителей городского округа Красноуральск к Муниципальному унитарному предприятию «Красноуральское теплоснабжающее предприятие» (ИНН <***>), удовлетворить.

Возложить на Муниципальное унитарное предприятие «Красноуральское теплоснабжающее предприятие» обязанность провести работы по восстановлению целостности изоляции, находящейся в неудовлетворительном состоянии, по следующим участкам трубопроводов:

1) участок , протяженностью 96 м, кадастровый номер –

2) участок , протяженностью 106 м, кадастровый номер –

3) участок , протяженностью 33м, кадастровый номер - ;

4) участок , протяженностью 85 м, кадастровый номер - ;

5) участок , протяженностью 171 м, кадастровый номер -

6) участок № , протяженностью 57 м, кадастровый номер -

7) участок , протяженностью 120 м, кадастровый номер -

8) участок , протяженностью 90 м, кадастровый номер -

Решение суда в указанной части обратить к немедленному исполнению.

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Красноуральское теплоснабжающее предприятие» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Красноуральский городской суд.

Председательствующий: подпись

Копия верна

Судья Красноуральского

городского суда: А.А. Маклакова