ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-254 от 14.04.2011 Бикинского городского суда (Хабаровский край)

                                                                                    Бикинский городской суд Хабаровского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Бикинский городской суд Хабаровского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-254/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е 

Именем Российской Федерации 

14 апреля 2011 года

Бикинский городской суд Хабаровского края

В составе председательствующего судьи Колоколовой Ю.В.,

При секретаре Ладошиной А.Ю.

С участием:

Представителя истца – помощника Бикинского городского прокурора Колотушкина ФИО12

Представителя ответчика – ООО  Медведевой ФИО13 действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

Рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в интересах РФ и в защиту прав неопределенного круга лиц к ФИО10 с ограниченной ответственностью  об устранении выявленных нарушений природоохранного законодательства РФ,

У С Т А Н О В И Л :

Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах РФ и в защиту прав неопределенного круга лиц к ФИО10 с ограниченной ответственностью «Водоканал-Транзит», в котором просит обязать ответчика устранить выявленные нарушения природоохранного законодательства, в связи с чем оформить в установленном порядке нормативную и разрешительную документацию в области охраны водных объектов: решение о предоставлении водного объекта – реки ФИО1 в пользование в целях сброса сточных вод, нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В исковом заявлении указано, что Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения ООО «Водоканал-Транзит» требований природоохранного законодательства, в ходе которой было установлено, что: в процессе осуществления хозяйственной деятельности предприятие осуществляет сброс сточных вод в водный объект – река ФИО1. В соответствии с ежегодным статистическим отчетом по форме 2-ТП (водхоз) за 2010 г., предоставленным ООО «Водоканал-Транзит» в Амурское бассейновое водное ФИО4 (отдел водных ресурсов) по , предприятием производится сброс сточных вод в водный объект – река ФИО1 одним выпуском – сброс загрязненных (без очистки) сточных вод в объеме 852,4 тыс. кубических метров.

В нарушение требований природоохранного законодательства РФ, ООО  производит сброс сточных вод в реку ФИО1, при этом решения о предоставлении водного объекта в пользование в указанных целях не имеет, что подтверждается информацией Амурского бассейнового водного ФИО4 по .

ООО « производит сброс сточных вод в водный объект – река ФИО1 в отсутствие разрешительной природоохранной документации, в связи с чем, нарушает права РФ, как собственника водного объекта.

Кроме того, бездействие со стороны ООО  создает угрозу неблагоприятного воздействия стоками на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что является грубым нарушением конституционных прав граждан. Помимо этого, нарушаются интересы РФ в области охраны окружающей среды, а также права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В судебное заседание Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор не явился, просил обеспечить участие при рассмотрении искового заявления работника Бикинской городской прокуратуры.

Помощник Бикинского городского прокурора Колотушкин Н.Ф., в судебном заседании исковые требования Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить, и дал суду пояснения, соответствующие изложенному в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика – ФИО2 ФИО14 действующая по доверенности, с исковыми требованиями Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора согласилась, но просила установить разумные сроки исполнения исковых требований, также пояснила, что ООО  приступило к разработке проекта НДС с момента своего фактического действия. Проект НДС был разработан предприятием и согласован во всех необходимых инстанциях: Амурское бассейновое ФИО4 по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов; Амурское Территориальное ФИО4 Федерального агентства по рыболовству; получили экспертное заключение в ФГУЗ центра гигиены и эпидемиологии в ; получено санитарно-эпидемиологическое заключение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; провели согласование проекта НДС в Росгидромет Хабаровский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с функциями регионального специализированного метеорологического центра всемирной службы погоды. В каждой инстанции согласование занимало от одного до двух месяцев. Проект НДС вместе с копиями вышеуказанных согласований был направлен в Департамент Росприроднадзора по ДФО, но проект НДС был отклонен для доработки (разработки). Данные документы были разработаны и направлены начальнику отдела водных ресурсов Амурского бассейнового водного ФИО4 ФИО3, но документы были возвращены на доработку со ссылкой на необходимость предоставления данных по реке ФИО1, а также предоставления карты-схемы с расположением объектов водозабора, канализационных сетей, ОСК, водопроводных сетей, КНС. Предприятием был сделан запрос в Амурское бассейновое водное ФИО4 для получения данных по реке ФИО1, но в ответе ФИО4 было указано, что водный реестр находится в стадии наполнения, вследствие чего данные по реке ФИО1 имеются не в полном объеме.

В начале марта 2011 года ООО  собрав все документы, вновь направило вышеуказанные программы и схему размещения мест забора воды в Амурское бассейновое водное ФИО4, и только после согласования всех выше указанных программ, схем и документов, предприятие сможет направить согласованные документы к проекту НДС в Департамент Росприроднадзора по ДФО. Полагает, что к осени вся документация будет готова.

Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно свидетельству Федеральной налоговой службы о государственной регистрации юридического лица серии 27 №, в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица – ФИО10 с ограниченной ответственностью «Водоканал-Транзит» ДД.ММ.ГГГГ за основным государственным регистрационным номером 1092713000380.

Исходя из свидетельства Федеральной налоговой службы о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ серия 27 №, ООО  поставлено на учет в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ ДД.ММ.ГГГГ в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по  (территориальный участок по  и  – №), и ей присвоен №

Согласно решению учредителей ООО  от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 в соответствии с положениями ГК РФ, Федерального закона «Об ФИО10 с ограниченной ответственностью», решил создать ООО  зарегистрировать данное ФИО10 в установленном Законодательством порядке; возложить обязанности директора ФИО10 на ФИО5

Как следует из п. 2.1. ст. 2 Устава ООО  утвержденного решением учредителя ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5, основной целью ФИО10 является, в том числе, обеспечение населения, предприятий и организаций водой хозяйственно-питьевого назначения и прием от населения, предприятий и организаций сточных вод и их очистка в соответствии с заключенными договорами.

В соответствии с п. 2.2 ст. 2 того же Устава, для достижения указанных целей ФИО10 осуществляет следующие виды деятельности: эксплуатация систем водопровода и канализации в соответствии с правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ и имеющимися мощностями; обеспечение населения, предприятий и организаций в установленном режиме питьевой водой, соответствующей требованиям стандартов, отвод сточных вод, их обеззараживание и очистку.

Исходя из договора аренды муниципального недвижимого имущества городского поселения «Город ФИО1», предназначенного для водоснабжения и водоотведения № от ДД.ММ.ГГГГ, администрация городского поселения  Бикинского муниципального района , в лице главы – ФИО6 «Арендодатель», действующего на основании Устава городского поселения «Город ФИО1» и ООО  в лице директора – ФИО5 «Арендатор», действующего на основании Устава ФИО10 заключили договор о том, что Арендодатель передает Арендатору во временное владение и пользование на условиях аренды муниципальное имущество городского поселения «Город ФИО1», предназначенное для водоснабжения и водоотведения на возмездной основе, согласно Приложению № к договору (в том числе очистные сооружения).

Согласно акту приема-передачи муниципального недвижимого имущества городского поселения «Город ФИО1», предназначенного для водоснабжения и водоотведения, передаваемого в аренду от ДД.ММ.ГГГГ (Приложение № к договору № от ДД.ММ.ГГГГ), администрация городского поселения «Город ФИО1» передает ООО «Водоканал-Транзит», а последнее принимает во временное владение и пользование на праве аренды по договору № от ДД.ММ.ГГГГ имущество, в том числе – Биофильтры; первичный отстойник; вторичный отстойник; песковую площадку; иловую площадку; водопроводные сети; канализационные сети (очистные сооружения), расположенные по адресу: .

Исходя из заключения ФГУ «Амуррыбвод» от ДД.ММ.ГГГГ № по материалам оценки воздействия разработанных нормативов допустимых сбросов (НДС) веществ на водные биоресурсы и среду их обитания () при сбросе хозяйственно-бытовых сточных вод от выпуска  в , и.о. начальника учреждения ФИО7 считает возможным сброс сточных вод в  в пределах нормативов допустимых сбросов с хозяйственно-бытовыми сточными водами ООО ». Выданное заключение ФГУ «Амуррыбвод» не является разрешением на сброс сточных вод ООО  в  края с разработанными НДС; материалы НДС подлежат согласованию с Амурским территориальным ФИО4 Росрыболовства.

Как следует из письма начальника » ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ, Центр по мониторингу загрязнения окружающей среды  рассмотрел Проект установления НДС загрязняющих веществ и микроорганизмов с хозяйственно-бытовыми сточными водами от выпуска  края и не имеет замечаний по части расчета НДС, но имеется замечание по предоставлению протоколов результатов анализов.

Согласно письма Амурского территориального ФИО4 Федерального агентства по рыболовству от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО4 согласовывает ООО  нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в реку ФИО1 при соблюдении определенных условий.

Согласно экспертного заключения № от ДД.ММ.ГГГГ ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в », проект «Нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ с хозяйственно-бытовыми сточными водами от выпуска  края», представленный ООО », соответствует СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод».

Как следует из объяснения ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ полученного помощником Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора ФИО9, ООО  осуществляет хозяйственную деятельность с ДД.ММ.ГГГГ Основными видами деятельности ФИО10 являются оказание услуг населению и юридическим лицам  по питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, приему сточных вод. В процессе оказания услуг населению по водоотведению ФИО10 эксплуатирует очистные сооружения, расположенные по адресу: , переданные ему на основании договора аренды муниципального недвижимого имущества городского поселения «Город ФИО1» № от ДД.ММ.ГГГГ

Очистные сооружения представляют собой комплекс из двух отстойников (первичный и вторичный), биофильтры, хлораторной, песковой площадки, трех иловых площадок, а также контактного резервуара, в котором происходит обеззараживание воды гипохлоридом кальция. Кроме этого, по указанному адресу, располагается лаборатория, в которой, согласно установленному графику, производится контроль качества подаваемой питьевой воды, а также сточных вод. Вместе с тем, у ФИО10 отсутствует решение о предоставлении водного объекта – река ФИО1 в пользование в целях сброса сточных вод, однако ФИО10 находится в последней стадии разработки указанного решения и не может его получить в связи с продолжительными сроками согласования необходимого пакета документов в контролирующих органах.

Согласно статистического отчета об использовании воды за 2010 г. ООО  представленных ДД.ММ.ГГГГ в Амурское бассейновое водное ФИО4 (отдел водных ресурсов) по , ФИО10 производится сброс сточных вод в водный объект – река ФИО1 одним выпуском – сброс загрязненных (недостаточно очищенных) сточных вод в объеме 852,4 тыс. куб. метров.

Как следует из запроса ООО «Водоканал-Транзит» от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО10 просит Дальневосточное ФИО4 Ростехнадзора согласовать проект нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов с хозяйственно-бытовыми сточными водами от выпуска .

Исходя из письма Дальневосточного ФИО4 федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Дальневосточное ФИО4 Ростехнадзора) от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев материалы проекта НДС, ООО  рекомендовано его доработать с учетом изложенных замечаний, в том числе, в связи с отсутствием в проекте: Программы проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод (периодичность, место отбора проб, объем и перечень определяемых ингредиентов) согласованной с Территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов (в соответствии с требованиями приказа МПР РФ от ДД.ММ.ГГГГ №); справки администрации  о местонахождении выпуска сточных вод предприятия (в черте города или за его чертой) для решения вопроса об установлении величин НДС; обоснование принятых для расчета НДС загрязняющих веществ, часовые, месячные и годовые расходы сточных вод; соответствующего обоснования сформировавшегося природного фонового качества воды, согласованного . В связи с чем, ФИО10 рекомендовано доработать проект НДС с учетом изложенных замечаний и представить на повторное рассмотрение.

Исходя из запроса ООО  от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО10 просит Амурское бассейновое водное ФИО4 (Отдел водных ресурсов по ) согласовать «Программу проведения измерений качества сточных вод» очистных сооружений .

Как следует из письма Амурского бассейнового водного ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, Отдел водных ресурсов Амурского БВУ по  отклонил от согласования представленную ООО  Программу проведения измерений качества сточных вод, указав на необходимость разработки и представления на согласование в отдел водных ресурсов Программу и Схему размещения мест забора (изъятия) водных ресурсов и сброса сточных и (или) дренажных вод, а также узлов приема (передачи) таких вод потребителями с учетом рекомендаций к утвержденным макетам. Также, Схема подлежит согласованию территориальным органом Федерального агентства по недропользованию.

Согласно запросу ООО «Водоканал-Транзит» от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО10 просит Амурское бассейновое водное ФИО4 (Отдел водных ресурсов по ) согласовать «Программу проведения измерений качества сточных вод», «Программу ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной».

Согласно ответа на запрос ООО  от ДД.ММ.ГГГГ, Амурское бассейновое водное ФИО4 (отдел водных ресурсов по ) отклонило от согласования представленную ФИО10 Программу ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной (река ФИО1) в связи с замечаниями, в том числе, не указана точка отбора проб в месте сброса сточных вод. ФИО10 предложено по устранении всех имеющихся замечаний, вновь направить Программу в Отдел водных ресурсов по  на согласование.

Как следует из письма Амурского бассейнового водного ФИО4 (Отдел водных ресурсов по ) от ДД.ММ.ГГГГ, Отдел отклонил от согласования Схему размещения мест забора (изъятия) водных ресурсов и сброса сточных и (или) дренажных вод, а также узлов приема (передачи) таких вод потребителям в связи с имеющимися недоработками, в том числе, в Схеме не указаны: сведения о типе, составе, техническом состоянии канализационных очистных сооружений, методике очистки сточных вод, методе обезвоживания и утилизации осадка из очистных сооружений; место вывоза осадка из очистных сооружений; проектная производительность очистных сооружений. Эффективность очистки; проектная степень очистки сточных вод по показателям загрязняющих веществ. Также указано, что Программа проведения измерений качества сточных вод составляется на основании утвержденной Схемы.

Согласно ответа от ДД.ММ.ГГГГ, на требование Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратуры, директор ООО  сообщает, что проект НДС находится на последней стадии доработки, также сообщает, что за период с ноября 2010 г. по январь 2011 г. было забрано из подземных скважин 144,3 тыс. куб.м. воды и сброшено в тот же период 108 тыс. куб.м. сточных вод.

Согласно запроса ООО  от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО10 просит ФГУП «ДВАГП» заключить договор на изготовление цифрового плана  края, масштаб 1 : 10000 для открытого пользования.

Как следует из письма Отдела водных ресурсов по  от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев заявление ООО  от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении сведений из государственного водного реестра по реке ФИО1, Отдел сообщает, что Государственный водный реестр находится в стадии наполнения, Отдел располагает сведениями по реке ФИО1 не в полном объеме. Сведения предоставляются на основании ирования по Амурскому бассейновому округу, утвержденного приказом Федерального агентства водных ресурсов МПР России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении количества водохозяйственных участков и их границ по Амурскому бассейновому округу».

Согласно ответа на представление Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, ООО  сообщает, что ФИО10 находится на последней стадии разработки: Схемы размещения мест забора водных ресурсов и сброса сточных вод и Программы проведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной, необходимых для дальнейшего утверждения проекта НДС.

Согласно запросов ООО  от: ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, директор ФИО10 ФИО5 просит Амурское Бассейновое водное ФИО4 (Отдел водных ресурсов по  согласовать Схему размещения мест изъятия водных ресурсов и сброса сточных вод; Программу проведения измерений качества сточных вод; Программу ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной.

Установлено судом, что в ходе осуществления хозяйственной деятельности ООО  производит сброс сточных вод в водный объект – река ФИО1, не имея решения соответствующего органа (Департамента Росприроднадзора по ДФО) о предоставлении данного водного объекта в пользование в указанных целях, то есть в отсутствие разрешительной природоохранной документации. (Проект НДС находится на последней стадии доработки).

Как следует из ст. 42 Конституции РФ, а также ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 9 Водного кодекса РФ, физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего кодекса.

Согласно ч. 4 ст. 11 Водного кодекса РФ, предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со ст. 24-27 Водного кодекса РФ.

В силу требований ч. 1 ст. 21 Водного кодекса РФ, предоставление водного объекта, находящегося в федеральной собственности в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства осуществляется на основании решения Правительства РФ.

Согласно ч. 2 ст. 21 Водного кодекса РФ, предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ч. 4 ст. 11 настоящего кодекса. При этом в решении о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных вод, обязательно указывается место сброса, устанавливается объем допустимых сбросов сточных вод и требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса (ч. 3 ст. 22 Водного кодекса РФ).

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 3 Водного кодекса РФ установлено, что использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

Исходя из п. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц – природопользователей среди прочих нормативов допустимого воздействия на окружающую среду установлены нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

В силу требований ст. 3 того же Федерального закона, хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

- соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду;

- презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

- допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

- запрещении хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

В силу требований ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ, использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Водным кодексом РФ и законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности РФ (федеральной собственности).

Также, судом установлено, что пользование ООО «Водоканал-Транзит» водным объектом – река ФИО1, без разрешительной документации нарушает права собственника данного водного объекта – Российской Федерации, а также создает угрозу неблагоприятного воздействия стоками на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

В силу ч. 2 ст. 45 ГПК РФ, прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ, суды рассматривают споры и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

Учитывая, что ООО «Водоканал-Транзит» представил суду доказательства подтверждающие, что ответчиком проводится активная работа по оформлению решения о предоставлении водного объекта – река «ФИО1» в пользование в целях сброса сточных вод, нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты, суд считает возможным увеличить срок выполнения данной документации.

При данных обстоятельствах, суд считает, что требования Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме, как основанные на законе и подтвержденные в судебном заседании надлежащим образом.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Возложить на ФИО10 с ограниченной ответственностью  обязанность - оформить в установленном порядке решение о предоставлении водного объекта – река ФИО1 в пользование в целях сброса сточных вод; нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты в срок до ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме, в Хабаровский краевой суд через Бикинский городской суд Хабаровского края.

Судья Бикинского городского суда

Хабаровского края Колоколова Ю.В.

Решение изготовлено в окончательной форме 18 апреля 2011 г.