Дело № 2-2543/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Омск «2» октября 2018 года
Октябрьский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Неделько О.С., при секретаре судебного заседания Давыдовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 к обществу с ограниченной ответственностью управляющая компания «Наш дом – жилищно-эксплуатационное управление «Космическое» о признании незаконными взыскание ОДН исходя из норматива потребления коммунальных ресурсов при наличии коллективного (общедомового) прибора учета
установил:
Истцы обратились в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью управляющая компания «Наш дом – жилищно-эксплуатационное управление «Космическое», в котором просят признать незаконными расчет общества с ограниченной ответственностью управляющая компания «Наш дом – жилищно-эксплуатационное управление «Космическое» (ранее – ООО УК «Наш дом – ЖЭУ-2») по нормативам коммунального ресурса в части потребления электроэнергии на содержание общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>Д, за период с 1 января по 31 мая 2017 года.
Истцы ФИО1, ФИО7, ФИО3 в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме просили их удовлетворить.
Представитель ответчика ФИО13, в ходе судебного заседания возражала относительно удовлетворения заявленных требований, просила суд отказать в их удовлетворении.
Истцы ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствии.
Представитель Государственной жилищной инспекции Омской области в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о дате, времени и месте слушания дела, ходатайств об его отложении не заявлял.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Истцы являются собственниками жилых помещений, расположенных в доме
№ <адрес> в городе Омске.
Многоквартирный <адрес> в городе Омске находится в управлении общества с ограниченной ответственностью управляющая компания «Наш дом – жилищно-эксплуатационное управление «Космическое» (ранее – ООО УК «Наш дом – ЖЭУ-2») на основании решения общего собрания собственников помещений в доме, оформленного протоколом от 9 ноября 2014 года. Указанный многоквартирный дом оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета.
В спорный период с 1 января по 31 мая 2017 года общество с ограниченной ответственностью управляющая компания «Наш дом – жилищно-эксплуатационное управление «Космическое» (ранее – ООО УК «Наш дом – ЖЭУ-2») при расчете коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества МКД в части начисления платы за электрическую энергию, производило начисление платы, исходя из норматива, утвержденным приказом РЭК Омской области от 15 августа 2012 года
№.
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок исчисления платы за коммунальные услуги урегулирован нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ).
Согласно части 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачиватьпринятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
При этом в соответствии со статьей 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 ГК РФ.
В соответствии со статьей 541 ГК РФ количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Правоотношения по поводу оказания коммунальных услуг в жилых домах регулируются жилищным законодательством (часть 2 статьи 5, пункт 10 части 1 статьи 4 ЖК РФ).
Согласно статье 154 ЖК РФ (в редакции, действующей с 1 января 2017 года) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Частями 9.1, 9.2 статьи 156 ЖК РФ, предусмотрено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ (далее по тексту – Закон
№ 176-ФЗ) в статью 156 ЖК РФ введена часть 9.1, в соответствии с которой плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 года № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» (далее по тексту – Постановление от 26 декабря 2016 года № 1498) с 1 января 2017 года вступили в силу изменения, согласно которым понятие «норматив потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды» изменено на «норматив потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» – определяемый в соответствии с настоящими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг, а также размера расходов потребителей в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
Таким образом, с 1 января 2017 года изменился состав услуг по содержанию жилого помещения, в частности, в стоимость содержания жилого помещения включена плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды, следовательно, коммунальные услуги на общедомовые нужды с 1 января 2017 года переведены в разряд жилищных услуг, однако суть этих услуг не изменилась (коммунальные услуги, как и раньше, потребляются на содержание общедомового имущества).
Частью 10 статьи 12 Закона № 176-ФЗ определено, что при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года.Исходя из буквального толкования данной нормы следует, что размер расходов на оплату коммунальных услуг, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, может быть менее размера норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленного субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года. В частности, подобная ситуация может иметь место, когда расчет размера расходов на их оплату осуществляется по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета. Соответственно, в том случае, когда многоквартирный дом оснащен коллективным (общедомовым) прибором учетом, включение указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения может быть осуществлено в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, исходя из фактического объема потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
В свою очередь, фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды рассчитывается как разница между показаниями коллективного (общедомового) прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и (или) нормативов потребления коммунальных услуг. Полученный фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Для включения указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды принятия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется, поскольку такое включение является первоначальным.
При этом в соответствии с пунктом 2 Постановления от 26 декабря 2016 года
№ 1498 органам государственной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 июня 2017 года следовало утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений настоящего постановления.
Однако необходимо отметить, что возможность расчета объема коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса подтверждена принятием законодателем Федерального закона от 29 июля 2017 года № 258-ФЗ «О внесении изменений в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым часть 9.2 статьи 156 ЖК РФ изложена в редакции, прямо закрепляющий возможность учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов при определении размера платы за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в том числе и после утверждения уполномоченными органами нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В то же время, согласно пункту 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 (далее по тексту – Правила № 354), действовавших в рассматриваемый период времени, потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении, в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 44 Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к этим же Правилам. Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Пунктом 46 Правил № 354 определено, что плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, определяемая в соответствии с пунктом 44 Правил, потребителям не начисляется, если при расчете объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, будет установлено, что объем коммунального ресурса, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета за этот расчетный период, меньше чем сумма определенных в соответствии с пунктами 42 и 43 настоящих Правил объемов соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за этот расчетный период потребителям во всех жилых и нежилых помещениях, и определенных в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил объемов соответствующего вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за этот расчетный период при самостоятельном производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.
Таким образом, в случае, если объем коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества, рассчитанный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса, предъявляемый к оплате собственникам помещений, был ниже, чем рассчитанный по нормативу потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, ООО УК «Наш дом – ЖЭУ «Космическое» (ранее – ООО УК «Наш дом – ЖЭУ-2») следовало определять размер расходов на оплату коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме исходя из фактического потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества, определенного по показаниям таких приборов учета.
В рассматриваемом случае установлено и ответчиком не оспаривается, что размер платы за коммунальный ресурс электрической энергии, потребленный при содержании общего имущества в МКД за январь-май 2017 года, ООО УК «Наш дом – ЖЭУ «Космическое» (ранее – ООО УК «Наш дом – ЖЭУ-2») исчисляло, исходя из норматива потребления, а не по показаниям приборов учета.
В спорный период расчет размера платы за коммунальный ресурс электрической энергии, потребленный при содержании общего имущества в МКД ООО УК «Наш дом – ЖЭУ «Космическое» (ранее – ООО УК «Наш дом – ЖЭУ-2») определялся следующим образом ((4,28 кВтч/кв.м * 4861,8 кв.м)/12504,6 кв.м)*2,49 руб./кВтч = 4,14 руб./кв.м.
При этом, согласно представленной информации собственниками МКД за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме в спорный период собственникам помещений в многоквартирном доме осуществлено начисление по нормативу потребления в размере 20 808,5 кВт/ч в месяц, или 104 042,5 кВт/ч (259 065 рублей 90 копеек) за 5 месяцев (период с января по май 2017 года), при фактическом расходе (согласно сведениям о показаниях общедомовых приборов учета электрической энергии, предоставленной ООО «Омская энергосбытовая компания») – 13 648 кВт/ч (33 983 рубля 50 копеек).
Таким образом, производя истцам расчет электроэнергии на общедомовые нужды по нормативу без учета показаний приборов учета, ООО УК «Наш дом – ЖЭУ «Космическое» (ранее – ООО УК «Наш дом – ЖЭУ-2») возлагает на собственников обязанность оплачивать стоимость коммунального ресурса сверх поставленного фактического объема, определенного на основании показаний приборов учета, что может привести к возникновению на стороне заявителя необоснованной экономической выгоды, что согласно основным принципам гражданского и жилищного законодательства является недопустимым.
Из совокупности нормативных документов, регулирующих жилищные правоотношения, следует, что собственники помещений в МКД должны оплачивать услуги исходя из объема коммунальных услуг, фактически потребленных в жилом или нежилом помещении. То есть оплате подлежит только фактически потребленная услуга, независимо от того, в какой раздел включена данная услуга: как коммунальная услуга или как услуга по содержанию жилого дома.
Учитывая изложенные обстоятельства, исковые требования о признании незаконным расчета общества с ограниченной ответственностью управляющая компания «Наш дом – жилищно-эксплуатационное управление «Космическое» (ранее – ООО УК «Наш дом – ЖЭУ-2») по нормативам коммунального ресурса в части потребления электроэнергии на содержание общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>Д, за период с 1 января по 31 мая 2017 года, подлежат удовлетворению.
В силу статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Соответственно, размер госпошлины, подлежащей взысканию в бюджет города Омска на основании статьи 333.19 НК РФ, составит 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными расчет общества с ограниченной ответственностью управляющая компания «Наш дом – жилищно-эксплуатационное управление «Космическое» (ранее – ООО УК «Наш дом – ЖЭУ-2») по нормативам коммунального ресурса в части потребления электроэнергии на содержание общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>Д, за период с 1 января по 31 мая 2017 года.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью управляющая компания «Наш дом – жилищно-эксплуатационное управление «Космическое» в доход местного бюджета города Омска государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Октябрьский районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья подпись О.С. Неделько
Мотивированное решение в окончательной форме будет изготовлено 8 октября 2018 года.
Судья подпись О.С. Неделько
Вступило в з/с 12.11.2018