Производство № 2-2543/2020
УИД 67RS0003-01-2020-003680-93
Решение
Именем Российской Федерации
17 августа 2020 года
Промышленный районный суд города Смоленска
в составе:
председательствующего судьи Ландаренковой Н.А.,
при секретаре Хлудневе П.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» о признании права собственности на бесхозяйные объекты движимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» (далее по тексту – ПАО «МРСК Центра») обратилось в суд с вышеназванным заявлением о признании права собственности на бесхозяйный объект движимого имущества, как лица, вступившего во владение указанными бесхозяйными движимыми объектами, а именно: воздушной линии 1013 ПС Рудня от опоры № до опоры № год ввода 1991, протяженностью 1,4 км., расположенной по адресу: <адрес>, западная промышленная зона и трансформаторной подстанции 0,54 ВЛ 1013 ПС Рудня, год ввода 1991, расположенной по адресу: <адрес>, западная промышленная зона.
В целях подтверждения бесхозяйного статуса объектов ПАО «МРСК Центра» филиалом «Смоленскэнерго» были сделаны запросы предполагаемым собственникам о принадлежности им на праве собственности указанных объектов в МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях; Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области; Администрацию муниципального образования «Руднянский район» Смоленской области. В ответ на запросы получена информация, что объекты в реестрах федеральной, областной и муниципальной собственности не числятся. В печатном издании «Руднянский голос» от 07.11.2019 заявителем было размещено объявление о розыске собственников электросетевого имущества, в том числе указанной трансформаторной подстанции и линии электропередач, и предложено собственникам обратиться в филиал «Смоленскэнерго» или сообщить имеющуюся информацию о собственнике объектов. На указанное объявление никто не отозвался. Также вышеуказанная информация была размещена на сайте Администрации муниципального образования «Руднянский район» Смоленской области.
Ввиду отсутствия сведений об имеющихся правопритязаниях и спорах в отношении указанного имущества, ПАО «МРСК Центра» вступило во владение бесхозяйным брошенным объектом. По заключению комиссии техническое состояние объектов на момент обнаружения удовлетворительное, что подтверждается актами технического освидетельствования электроустановок.
Ссылаясь на положения ст.ст. 22, 226, 131 ГК РФ, приводит доводы о необходимости отнесения вышепоименованных бесхозяйных объектов к движимому имуществу и возможности признания за заявителем прав собственности на него в порядке ч. 1 ст. 293 ГПК РФ, как лицом, вступившим во владение брошенной собственником бесхозяйной движимой вещью.
В судебном заседании представители ПАО «МРСК Центра» ФИО2, ФИО3 и ФИО4 заявленные требования поддержали по вышеизложенным основаниям.
Заинтересованные лица МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях, Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области и Администрация МО Руднянский район Смоленской области в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили, по неизвестной суду причине, что не является препятствием для рассмотрения настоящего заявления по существу.
На основании ч.ч. 3,5 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения представителей заявителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу пункта 3 статьи 218 ГК РФ, в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Пунктом 1 статьи 225 ГК РФ, предусмотрено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 226 ГК РФ, движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи.
Лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность.
Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными (пункт 2).
В пунктах 1, 2 статьи 130 ГК РФ определено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.
В судебном заседании установлено, что ПАО «МРСК Центра» выявлено и обследовано электрооборудование:
- воздушная линия 1013 ПС Рудня от опоры № до опоры № год ввода 1991, протяженностью 1,4 км., расположенная по адресу: <адрес>, западная промышленная зона;
- трансформаторная подстанция 0,54 ВЛ 1013 ПС Рудня, год ввода 1991, расположенная по адресу: <адрес>, западная промышленная зона, о чем составлены соответствующие акты (л.д. 30-31).
На основании приказа №-ЦА от 28.11.2019 «Об отражении в бухгалтерской отчетности результатов инвентаризации активов» ПАО «МРСК Центра» были проведены мероприятия, связанные с определением текущей рыночной стоимости выявленных объектов, с установлением возможных собственников (владельцев) выявленных бесхозяйных электросетевых объектов.
В результате проведенной работы вышеуказанные объекты приняты на забаланс ПАО «МРСК Центра».
В печатном издании «Руднянский голос» от 07.11.2019 ПАО «МРСК Центра» было размещено объявление о розыске собственников электросетевого имущества, в том числе указанной трансформаторной подстанции и линии электропередач, и предложено собственникам обратиться в филиал «Смоленскэнерго» или сообщить имеющуюся информацию о собственнике объектов (л.д. 29).
Кроме того, вышеуказанная информация была размещена на официальном сайте администрации МО «Руднянский район» Смоленской области (л.д. 28).
Также ПАО «МРСК Центра» обратилось в адрес МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях, Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области, Администрацию МО «Руднянский район» Смоленской области с запросом о принадлежности вышеназванного имущества.
МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях в письме от 05.12.2019 № сообщило об отсутствии в реестре федерального имущества сведений о воздушной линии и трансформаторной подстанции, указанных в обращении (л.д. 19-26).
Аналогичные сведения об отсутствии данных в соответствующих реестрах сообщил Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области в письме № от 16.01.2020 (л.д. 12-26), а также администрация МО «Руднянский район» Смоленской области в письме от 13.12.2019 № (л.д. 27).
Разрешая спор, суд исходит из того, что ПАО «МРСК Центра» в силу требований статьи 56 ГПК РФ не доказало, что имущество, в отношении которого заявлены требования, является движимым.
В п. 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый п. 1 ст. 130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй п. 1 ст. 130 ГК РФ).
Также, согласно ст. 133.1 ГК РФ, недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс – совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как на одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.
В соответствии с пунктами 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие);
Согласно пункту 10.1 статьи 1 ГрК РФ линейными объектами являются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В соответствии с пунктом 23 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» объектами электросетевого хозяйства являются линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденные Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6, определяют линию электропередачи как электрическую линию, выходящую за пределы электростанции или подстанции и предназначенную для передачи электрической энергии. При этом выделяется два вида линий электропередачи - воздушная и кабельная.
Воздушная линия электропередачи (ВЛ) - устройство для передачи электроэнергии по проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным с помощью изоляторов и арматуры к опорам или кронштейнам и стойкам на инженерных сооружениях (мостах, путепроводах и т.п.). За начало и конец воздушной линии электропередачи принимаются линейные порталы или линейные вводы распределительного устройства, а для ответвлений - ответвительная опора и линейный портал или линейный ввод распределительного устройства (Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей).
Трансформаторная подстанция (ТП) - электрическая подстанция, предназначенная для преобразования электрической энергии одного напряжения в электрическую энергию другого напряжения с помощью трансформаторов (приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 № «Об утверждении правил технической эксплуатации электроустановок потребителей»).
Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов «ОК 013-2014 (СНС 2008). Общероссийский классификатор основных фондов» (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 №-ст) в ОКОФ к группировке «СООРУЖЕНИЯ» относятся инженерно-строительные объекты, возведенные с помощью строительно-монтажных работ. Примерами сооружений могут служить такие объекты, как магистрали, улицы, автомобильные, железные дороги, взлетно-посадочные полосы аэродромов; мосты, эстакады, тоннели; водные магистрали, плотины и другие гидротехнические сооружения; магистральные трубопроводы, линии связи и электропередачи; местные трубопроводы, шахты и сооружения для отдыха, развлечений и проведения досуга.
Объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое.
Также из положений ч. 2 ст. 89 ЗК РФ, в целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки для: размещения объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.
Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 № (ред. от 21.12.2018) «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон.
Согласно п. 6 Постановления, границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании (далее - сетевая организация).
Сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, с заявлением о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства и представленными в виде электронного документа и в бумажном виде сведениями о границах охранной зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, а также перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости. Решение о согласовании границ охранной зоны принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор, в течение 15 рабочих дней со дня поступления указанных заявления и сведений.
После согласования границ охранной зоны федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, направляет в течение 5 рабочих дней в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства, включая их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах, с приложением текстового и графического описаний местоположения границ такой зоны, а также перечня координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости, на основании которого указанный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о границах охранной зоны.
Согласно ч. 6 ст. 56 ЗК РФ, ограничение прав на землю также подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
Таким образом, в случае если конструктивные особенности линии электропередач обладают признаками, закрепленными в статье 130 ГК РФ, такие линии электропередач будут относиться к объектам недвижимого имущества и их государственный кадастровый учет будет осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», кроме того, такие объекты в составе единой системе также подлежат учету неразрывно с установлением для них в ЕГРН обременений или предоставления участков для размещения охранных зон.
В силу пункта 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи.
При этом основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является, в том числе технический план (часть 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ).
Порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав установлен статьей 29 Закона № 218-ФЗ и включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом № 218-ФЗ оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (в соответствии со статьей 26 Закона № 218-ФЗ) либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (статья 27 Закона № 218-ФЗ). При этом в соответствии с частью 12 статьи 29 Закона № 218-ФЗ приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в том числе в случае, если объект, о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, государственный кадастровый учет которого и (или) государственная регистрация прав на который осуществляются в соответствии с Законом о недвижимости (пункт 19 части 1 статьи 26 Закона о недвижимости).
Следовательно, по общему правилу линии электропередач независимо от их мощности и вида являются сооружениями и относятся к недвижимому имуществу. В отдельных случаях отнести их к движимому имуществу можно только в том случае, если в отношении них не возможно будет изготовить технический план, или орган государственного кадастрового учета при проведении правовой экспертизы при обращении с заявлением о проведении кадастрового учёта придёт к выводу, что линия электропередач не является недвижимым имуществом и по этому основанию откажет в государственной регистрации.
Более того из самого заявления, вышеприведенных актов обследования и пояснений представителей заявителя прямо следует, что заявленные в деле объекты, фактически используются для постоянной передачи электроэнергии потребителям, то есть не брошены в технически неисправном, поврежденном или отключенном состоянии, когда они действительно могли бы представлять ценность как отдельные опоры или провода для целей их дальнейшего демонтажа, и именно являются неотъемлемой составной частью функционирующей единой энергосистемы включающей названные объекты электросетевого хозяйства с учетом присоединенных к ним МКД и других потребителей. В этой связи, суд считает необходимым отклонить ссылки заявителя на не являющие по смыслу ст. 79 ГПК РФ экспертными, представленные заключения специалистов 2003 и 2010 г.г., как составленные, с одной стороны до введения в действие приведенных выше положений законодательства, а с другой стороны оценивающих объекты, подобные заявленным, исключительно с позиций технической возможности монтажа/демонтажа вне их неразрывной связи с действующей энергосистемой, как ее составляющих, и последствий подобных действий для других ее элементов, как с технической точки зрения, так и с точки зрения потенциальных энергопотребителей.
Принимая во внимание приведенные нормы права, исследовав и оценив представленные доказательства по делу, суд приходит к выводу о том, что заявленные объекты отвечают фактическим признакам недвижимого имущества, в результате чего заявленные требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194–198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявления ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» филиал ПАО «МРСК Центра» - «Смоленскэнерго» о признании права собственности на бесхозяйные объекты движимого имущества, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение одного месяца с момента изготовления его в мотивированной форме.
Судья Н.А. Ландаренкова