Дело № 2-2543/2021г.
УИД 50RS0044-01-2021-004138-91
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 октября 2021 года Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Козловой Е.В.,
При помощнике судьи Федоровой Т.Ю.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2543/2021г по иску Комитета по управлению имуществом городского округа Серпухов к Администрации городского округа Серпухов, ИП ФИО1, ФИО2 о признании недействительным договора аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Истец Комитет по управлению имуществом г.о. Серпухов обратился в суд с иском к ответчикам Администрации городского округа Серпухов, ИП ФИО1, ФИО2 и просит признать недействительным договор аренды земельного участка <номер> от 26.08.2013 года, заключенный между Администрацией Серпуховского муниципального района Московской области и ФИО2, признать недействительным договор передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 20.07.2017 года, заключенный между ФИО2 и ИП ФИО1, применить последствия недействительности сделки и признать отсутствующим зарегистрированное в ЕГРН право аренды ФИО1 на земельный участок с кадастровым <номер> путем исключения записи о государственной регистрации права аренды, обязать ФИО1 возвратить Администрации городского округа Серпухов земельный участок площадью 82 кв.м. с кадастровым <номер>, расположенный по адресу Московская область, городской округ Серпухов, с. Липицы, обязать ФИО1 освободить указанный земельный участок путем демонтажа находящегося на нем торгового павильона, а в случае неисполнения в указанной части решения суда в 10- дневный срок, предоставить Администрации городского округа Серпухов совершить самостоятельно указанные действия с возложением расходов по демонтажу на ФИО1
Свои требования истец мотивирует тем, что на основании заявления ФИО2 о предоставлении в аренду земельного участка, постановлением Администрации Серпуховского муниципального района Московской области от 26.08.2013 № 1718 ФИО2 был предоставлен в аренду сроком на 10 лет земельный участок площадью 82 кв.м., с кадастровым <номер>, расположенный по адресу: Московская обл., Серпуховский р-н, с. Липицы, вид разрешенного использования - для размещения торгового павильона. Договор аренды был зарегистрирован в установленном законом порядке. 20.06.2017 между ФИО2 и ФИО1 был заключен договор о передаче прав и обязанностей по указанному выше договору аренды земельного участка, в соответствии с которым к ФИО1 перешли все права и обязанности арендатора по указанному договору аренды в полном объеме. На спорном земельном участке какие-либо объекты недвижимости, принадлежащие ФИО2, ФИО1 отсутствуют. Земельный участок предоставлялся для размещения торгового павильона, который не относится к объектам капитального строительства. В настоящее время на земельном участке размещен торговый павильон, принадлежащий ФИО1 и используемый им для ведения предпринимательской деятельности. Учитывая, что на момент предоставления земельного участка в аренду ФИО2 не обладала исключительным правом на приобретение права аренды земельного участка, предоставление земельного участка для размещения торгового павильона должно было осуществляться на конкурсной основе. При этом также следует учитывать, что земельный участок предоставлялся ФИО2 для осуществления предпринимательской деятельности в целях извлечения прибыли, поэтому лицо, получающее право на земельный участок, должно быть отобрано на конкурентной основе. Несоблюдение указанной процедуры негативно влияет на права неопределенного круга лиц, на справедливые условия конкуренции. При таких обстоятельствах земельный участок был предоставлен в нарушение действовавшего на тот момент законодательства, без проведения соответствующих конкурентных процедур, что влечет недействительность постановления органа местного самоуправления о предоставлении в аренду земельного участка, а также недействительность сделок по передаче в аренду земельного участка ФИО2, и передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка ФИО1 ввиду их ничтожности.
Согласно Закону Московской области от 14.12.2018 № 220/2018-03 «Об объединении городского поселения Оболенск, городского поселения Пролетарский, сельского поселения Васильевское, сельского поселения Данковское, сельского поселения Дашковское, сельского поселения Калиновское, сельского поселения Липицкое Серпуховского муниципального района с городским округом Серпухов и внесении изменений в некоторые законы Московской области о статусе и границах муниципальных образований Московской области», вступившего в законную силу 30 декабря 2018 года, произошло объединение городских и сельских поседений Серпуховского муниципального района Московской области с городским округом Серпухов Московской области.
В данном случае срок исковой давности по заявленным требованиям истцом не пропущен, поскольку начинает течь с 30.12.2018, учитывая, что истец не являлся стороной по спорной сделке.
Представитель истца Комитета по управлению имуществом г.о. Серпухов, по доверенности ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, настаивала на их удовлетворении.
Ответчики ИП ФИО1 и ФИО2 в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, их интересы представляют по доверенности ФИО4, ФИО5
Представитель ответчиков ИП ФИО1 и ФИО2 по доверенности ФИО4 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требования в полном объеме, пояснив, что истец является ненадлежащим лицом, не имеющим полномочий на обращение в суд с настоящим иском, поскольку в соответствии со статьей 39 Устава муниципального образования «Город Серпухов Московской области» структуру Администрации города составляют отраслевые и функциональные органы. В структуру Администрации городского округа могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации. Органы администрации, имеющие статус юридического лица, создаются на основании решения Совета депутатов городского округа об учреждении соответствующего органа в форме муниципального казенного учреждения и об утверждении положения о нем по представлению Главы городского округа. Функции и полномочия органов Администрации городского округа, не наделяемых правами юридического лица, а также организация и порядок их деятельности определяются Положениями, утверждаемыми Г лавой городского округа. Согласно Положению о Комитете, утвержденного Решением Совета депутатов г. Серпухов Московской области от 19 декабря 2005 года № 75/9 комитет является функциональным органом администрации города Серпухов Московской области и подчиняется в своей деятельности Главе г. Серпухов (пункт 1.2 Положения). Формирование, управление и распоряжение муниципальной собственностью комитет осуществляет от имени муниципального образования «Город Серпухов Московской области» (пункт 1.3 Положения). При этом, в соответствии со ст. 29. Структуру органов местного самоуправления городского округа Серпухов составляют Совет депутатов городского округа, Глава городского округа, Администрация городского округа, Контрольно-счетная палата городского округа, наделенные настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа. Администрация городского округа Серпухов обладает полномочиями по решению всех вопросов местного значения, указанных в статье 9 названного Устава, за исключением вопросов, отнесенных Уставом к исключительным полномочиям Совета депутатов города. Комитет по Управлению имуществом города Серпухов является лишь структурным подразделением администрации, через которое она реализует некоторые свои полномочия, в том числе по управлению и распоряжению имуществом путем заключения договоров купли-продажи, аренды, доверительного управления, безвозмездного пользования имуществом, залога, а также социального и коммерческого найма жилых помещений, имущественных комплексов, земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. Кроме того полагал, что Комитетом по управлению имуществом городского округа Серпухов пропущены сроки исковой давности по исковому заявлению к ИП ФИО1 и ФИО2 по настоящим исковым требованиям, ссылаясь на то, что ответчиками приобщено постановление о признании утратившим, из которого видно, что контроль возложен на первого заместителя. Муниципальный контроль осуществляется Комитетом по управлению имуществом г.о. Серпухов Московской области. Администрация г.о. Серпухов является правопреемником Администрации Серпуховского района. Истец знал, что исковые сроки для предъявления настоящих требований пропущены, арендная плата так же принимается, регистрировался договор, и Администрация г.о. Серпухов и Комитет по управлению имуществом г.о. Серпухов Московской области о пропущенных сроках знали. Сроки не прерывались. Ни одного документа, подтверждающего нарушение прав Комитет по управлению имуществом г.о. Серпухов Московской области, не представлено истцом.
Представитель ответчиков ИП ФИО1 и ФИО2, по доверенности ФИО5, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив, что доводы истца о том, что согласно Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, земельных участков, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, не соответствует закону. Данные доводы подлежат отклонению потому, что в соответствии с частью 2 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» указанный в части 1 данной статьи порядок заключения договоров, предусматривающий заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества только по результатам торгов, не распространяются на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. Приказ ФАС России №67 от 10.02.2010, как указано в вводной части данного документа принят во исполнение статьи 17.1 Закон о защите конкуренции, следовательно, его действия не распространяются на земельные участки в соответствии с ЗК РФ. Стоит отметить, что в случае признания недействительным Договора аренды земельного участка <номер> от 26.08.2013, заключенного между Администрацией Серпуховского муниципального района Московской области и ФИО2, договорные отношения будут сохраняться по предыдущему договору, что исключает удовлетворение требований об обязании возврата и освобождения земельного участка путем демонтажа торгового павильона. Учитывая, что договор аренды <номер> от 26.11.1998 г. был заключен до 01.07.2008 г, то орган местного самоуправления вправе был заключать и договор аренды от 10.04.2000 г. спорного земельного участка (предыдущий <номер>) с ФИО2 без проведения торгов на основании ч. 4 ст. 53 Закона о защите конкуренции. Согласно ч. 4 ст. 53 Закона о защите конкуренции, в редакции, действовавшей до 01.07.2013 г., разрешалось заключение на новый срок без проведения торгов договоров аренды, указанных в частях 1 и 3 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции и заключенных до 01.07.2008 г. с субъектами малого и среднего предпринимательства за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в ч. 3 ст. 14 Закона № 209- ФЗ, и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых). Частями 1 и 2 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления; органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Пунктом 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции (в редакции, действовавшей в период заключения спорных договоров аренды) предусмотрено, что государственная или муниципальная помощь - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке. Согласно ст. 20 Закона о защите конкуренции государственная или муниципальная помощь предоставляется органами государственной власти или органами местного самоуправления с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если государственная или муниципальная помощь предоставляется в соответствии с федеральным законом; законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий финансовый год; нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления на соответствующий финансовый год; за счет резервного фонда органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации; за счет резервного фонда органа местного самоуправления. Как следует из материалов дела, Администрация Серпуховского района передала земельный участок в аренду ФИО2, за плату на общих основаниях без предоставления каких-либо льгот. Учитывая, что земельный участок был предоставлен в аренду за плату без предоставления преференций и ответчики ФИО2, ФИО1 уплачивали установленную нормативными правовыми актами арендную плату, не имеется оснований считать их поставленными в более выгодные условия по сравнению с другими арендаторами и передачу им земельного участка в аренду с муниципальной помощью применительно к ст. 20 Закона о защите конкуренции, поэтому на момент заключения спорных договоров аренды согласие антимонопольного органа на передачу имущества в аренду не требовалось. Помимо этого, до 01.03.2015 г. действовал п. 3, ст. 22 ЗК РФ, который предусматривал, что по истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка. Первоначальное же предоставление в аренду земельного участка, после принятия ЗК РФ, происходило по ст. 34 ЗК РФ. Доводы истца, что обязанность провести торги по продаже права на заключение договора аренды вытекает из положений ст. 30 Земельного кодекса РФ, не могут быть приняты во внимание, поскольку вышеуказанные положения регламентирует порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Также хотим заявить о последовательных умышленных действиях истца, который является функциональным органом Администрации г.о. Серпухов, и искусственно, вместе с Администрацией, с целью обойти сроки исковой давности, обращается в суд по оспаривании сделок. Ходатайствовал о применении сроков исковой давности к исковым требованиям.
Письменные возражения приобщены к материалам дела (л.д. 42-44, 129-130, 153-156).
Представитель ответчика Администрации городского округа Серпухов Московской области в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, возражений по исковым требованиям не представил.
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся ответчиков и представителя ответчика Администрации г.о. Серпухов Московской области в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что 26.11.1998 года между Администрацией Серпуховского района и ЧИП ФИО2 был заключен договор аренды <номер> земельного участка площадью 82 кв.м. для размещения торгового павильона в с. Липицы. Договор заключен сроком на 1 год с последующей пролонгацией (л.д. 157-159).
10.04.2000 года между Администрацией Серпуховского района и ЧП ФИО2 был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым <номер> общей площадью 82 кв.м. без права последующего выкупа для размещения торгового павильона. Срок аренды с 01.01.2000 года по 31.12.2001 года, при этом условий пролонгации договором не предусмотрено (л.д. 160-165).
Дополнительным соглашением №6 от 15.11.2007 года к договору аренды земельного участка от 10.04.2000 года №134 с кадастровым <номер>, изменен базовый размер арендной платы (л.д. 166-169).
Постановлением Главы Серпуховского муниципального района Московской области от 01.04.2009 года №743, продлен срок действия договора аренды земельного участка с кадастровым <номер> площадью 82 кв.м., расположенного в с. Липицы сельского поселения Липицкое Серпуховского муниципального района, предоставленного ИП ФИО2 на три года, о чем составлено дополнительное соглашение №7 (л.д. 169-171).
26.08.2013 года между Администрацией Серпуховского муниципального района Московской области и ФИО2 был заключен договор аренды земельного участка №1923 на основании Постановления Администрации Серпуховского муниципального района от 26.08.2013 года №1718 в отношении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 82 кв.м., с кадастровым <номер>, категория земель – земли населенных пунктов, по адресу: Московская область, г.о. Серпухов, с. Липицы, для размещения торгового павильона. Срок аренды участка установлен с 26.08.2013 года по 23.08.2023 года. П. 4.3.2 Договора предусмотрена передача арендатором своих прав и обязанностей по Договору третьим лицам в порядке, установленным законодательством (л.д. 9-10).
Договором о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 20.06.2017 года ФИО2 уступила ФИО1 все права и обязанности по договору аренды земельного участка №1923 от 26.08.2013 года площадью 82 кв.м. с кадастровым <номер> по адресу: Московская область, Серпуховский район, с. Липицы, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для размещения торгового павильона, сроком действия договора по 23.08.2023 года (л.д. 14).
Согласно сведений ЕГРН, право собственности на земельный участок с кадастровым <номер> по адресу: Московская область, Серпуховский район, с. Липицы, не зарегистрировано. Установлено обременение объекта недвижимости – аренда на срок с 26.08.2013 года по 23.08.2023 года в пользу ФИО1 (л.д. 15-20, 77-82).
Из дела правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым <номер> по адресу: Московская область, Серпуховский район, с. Липицы, установлено, что постановлением Администрации Серпуховского муниципального района Московской области от 26.08.2013 года №1718, в аренду ФИО2 предоставлен земельный участок площадью 82 кв.м. с кадастровым <номер> по адресу: Московская область, Серпуховский район, с. Липицы (л.д. 82-108).
Согласно выписки из ЕГРЮЛ, ФИО1 является индивидуальным предпринимателем. Основной вид деятельности – торговля розничная вне магазинов, палаток, рынков (л.д. 33-36).
Установлено так же, что ФИО2 являлась индивидуальным предпринимателем до 23.12.2020 года. Основной вид деятельности – торговля розничная пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями в специализированных магазинах (л.д. 37-39).
Администрацией г.о. Серпухов в адрес ФИО1 было направлено уведомление о необходимости сноса самовольной постройки, расположенной на земельном участке с кадастровым <номер> по адресу: Московская область, Серпуховский район, с. Липицы (л.д. 131-132).
Решением Арбитражного суда Московской области от 24.12.2020 года, исковые требования Администрации г.о. Серпухов к ИП ФИО1 о признании нежилого здания (магазина) с кадастровым <номер> по адресу: Московская область, Серпуховский район, с. Липицы, самовольной постройкой, обязании ИП ФИО1 осуществить снос самовольно возведенной постройки, оставлены без удовлетворения. Постановлением Десятого Арбитражного апелляционного суда от 29.03.2021 года, решение Арбитражного суда Московской области от 24.12.2020 года по делу №А41-48025/20 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Администрации г.о. Серпухов без удовлетворения (л.д. 133-143).
Решением Арбитражного суда Московской области от 01.07.2021 года, исковые требования Комитета по управлению имуществом г.о. Серпухов к Администрации г.о. Серпухов Московской области, ИП ФИО1, ИП ФИО2 о признании недействительным постановления Администрации Серпуховского муниципального района Московской области от 26.08.2013 №1718 о предоставлении в аренду ФИО2 земельного участка, оставлены без удовлетворения (л.д. 109-111, 117-118).
Из сообщения Администрации г.о. Серпухов – Комитета по управлению имуществом г.о. Серпухов от 29.09.2021 года установлено, что по договору аренды земельного участка от 26.08.2013 года №1923 задолженность перед Комитетом по управлению имуществом г.о. Серпухов отсутствует (л.д. 152).
В материалы дела представлена выписка из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении Администрации муниципального района Московской области. Юридическое лицо находится в стадии ликвидации. Руководитель ликвидационной комиссии – ФИО6 19.12.2018 года принято решение Совета депутатов г.о. Серпухов Московской области №15/7 от 18.08.2021 года о ликвидации юридического лица (л.д. 180-190, 191-193).
В соответствии с Законом Московской области «Об объединении городского поселения Оболенск, городского поселения Пролетарский, сельского поселения Васильевское, сельского поселения Данковское, сельского поселения Дашковское, сельского поселения Калиновское, сельского поселения Липицкое Серпуховского муниципального района с городским округом Серпухов и внесении изменений в некоторые законы Московской области о статусе и границах муниципальных образований Московской области» от 30.12.2018 года, указанные городские поселения объединены с городским округом Серпухов. Поселения, объединенные с городским округом Серпухов, Серпуховский муниципальный район утрачивают статус муниципальных образований со дня вступления в силу закона. Полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления поселений, Серпуховского муниципального района прекращаются со дня вступления в силу закона. Органы местного самоуправления г.о. Серпухов являются правопреемниками органов местного самоуправления поселений, Серпуховского муниципального района (л.д. 199-233).
Постановлением Главы г.о. Серпухов Московской области от 04.10.2019 года №5187, признан утратившим силу проставление главы г.о. Серпухов от 26.02.2018 года №390 «Об утверждении административного регламента по исполнению муниципальной функции по осуществлению муниципального земельного контроля на территории г.о. Серпухов Московской области» и утвержден административный регламент по осуществлению муниципального земельного контроля на территории г.о. Серпухов Московской области. Муниципальный земельный контроль осуществляется отделом муниципального земельного контроля Комитета по управлению имуществом г.о. Серпухов (л.д. 234-242).
Из положений о Комитете по управлению имуществом г.о. Серпухов установлено, что Комитет является функциональным органом администрации г. Серпухова Московской области, осуществляет от имени муниципального образования «Городской округ Серпухов Московской области» формирование, управление и распоряжение муниципальной собственностью. В основные задачи и функции комитета по управлению имуществом г.о. Серпухова входит: обеспечение экономически эффективного управления муниципальным имуществом в пределах полномочий, осуществление контроля за использованием имущества муниципального образования; управление муниципальным имуществом путем заключения гражданско-правовых договоров с юридическими и физическими лицами, приобретающими в отношении переданного по договорам имущества права владения и (или) пользования, за исключением договоров социального найма жилых помещений, договоров найма специализированных жилых помещений, договоров коммерческого найма жилых помещений; передача в аренду объектов недвижимости, имущественных комплексов, а так же земельных участков, являющихся собственностью муниципального образования или находящиеся в его ведении (л.д. 242-248).
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки.
На основании ст. 12 ПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 10 ГК РФ не допускается злоупотребление правом.
В силу ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Согласно ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В соответствии со ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работой или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Согласно ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии с ч. 2 ст. 22 Земельного кодекса РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Статьей 28 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Статьей 29 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.
Исходя из положений вышеуказанных норм права, судом считает, что орган местного самоуправления в пределах своей компетенции в праве принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Такой акт был принят в виде постановления Администрации Серпуховского муниципального района Московской области от 26.08.2013 № 1718, на основании которого ФИО2 был предоставлен в аренду сроком на 10 лет земельный участок площадью 82 кв.м., с кадастровым <номер>, расположенный по адресу: Московская обл., Серпуховский р-н, с. Липицы, вид разрешенного использования - для размещения торгового павильона. Договор аренды, заключенный между муниципальным органом и ответчиком был зарегистрирован в установленном законом порядке.
Кроме того, постановлением № 979 от 04.06.2013 года «О предварительном согласовании места размещения торгового павильона на земельном участке, расположенном в с. Липицы Серпуховского муниципального района», была утверждена схема расположения спорного земельного участка, предварительно согласовано место размещения торгового павильона, с указанием того, что настоящее постановление является основанием для установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка на местности и его кадастрового учета в порядке действующего законодательства.
Анализ законодательства позволяет сделать вывод о том, что порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, не предусматривает обязанности органа местного самоуправления обеспечить управление и распоряжение земельными участками обязанностью предоставления таких земельных участков через продажу такого права с аукциона.
Ссылка стороны истца на то, что обязанность провести торги по продаже права на заключение договора аренды вытекает из положений ст. 30 Земельного кодекса РФ, так как участок предоставлен для осуществления предпринимательской деятельности, не может быть принята во внимание, поскольку вышеуказанные положения регламентируют порядок предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для строительства.
Суд так же считает несостоятельными доводы стороны истца о нарушении муниципальным органом при предоставлении ответчику ФИО2 спорного земельного участка Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку ч. 2 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» указанный в части 1 данной статьи порядок заключения договоров, предусматривающий заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества только по результатам торгов, не распространяются на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. Приказ ФАС России №67 от 10.02.2010, как указано в вводной части данного документа принят во исполнение статьи 17.1 Закон о защите конкуренции, следовательно, его действия не распространяются на земельные участки в соответствии с ЗК РФ.
На основании вышеизложенного, суд пришел к выводу о том, что администрацией Серпуховского муниципального района Московской области не было допущено нарушений при предоставлении спорного земельного участка в аренду ответчику ФИО2, поскольку указанные действия муниципального органа соответствовали требованиям действующего законодательства, в связи с чем требования истца о признании недействительным договора аренды земельного участка № 1923 от 26.08.2013 года, заключенного между Администрацией Серпуховского муниципального района Московской области и ФИО2 удовлетворению не подлежат.
Поскольку требования истца о признании недействительным договора передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 20.07.2017 года, заключенного между ФИО2 и ИП ФИО1, применении последствий недействительности сделки и признании отсутствующим зарегистрированного в ЕГРН права аренды ФИО1 на земельный участок с кадастровым <номер> путем исключения записи о государственной регистрации права аренды, обязании ФИО1 возвратить Администрации городского округа Серпухов земельный участок площадью 82 кв.м. с кадастровым <номер>, расположенный по адресу Московская область, городской округ Серпухов, с. Липицы, и обязании ФИО1 освободить указанный земельный участок путем демонтажа находящегося на нем торгового павильона, вытекают из первоначальных, в удовлетворении которых отказано, а так же являются способом восстановления права, указанные требования так же не подлежат удовлетворению.
При этом суд не соглашается с доводами стороны ответчика о пропуске истцом сроков исковой давности при обращении в суд с настоящими требованиями, поскольку в силу Закона Московской области от 14.12.2018 № 220/2018-03 «Об объединении городского поселения Оболенск, городского поселения Пролетарский, сельского поселения Васильевское, сельского поселения Данковское, сельского поселения Дашковское, сельского поселения Калиновское, сельского поселения Липицкое Серпуховского муниципального района с городским округом Серпухов и внесении изменений в некоторые законы Московской области о статусе и границах муниципальных образований Московской области», вступившего в законную силу 30 декабря 2018 года, произошло объединение городских и сельских поседений Серпуховского муниципального района Московской области с городским округом Серпухов Московской области, срок исковой давности по заявленным требованиям должен исчисляться с 30.12.2018 года.
Руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Комитета по управлению имуществом городского округа Серпухов о признании недействительным договора аренды земельного участка № 1923 от 26.08.2013 года, заключенного между Администрацией Серпуховского муниципального района Московской области и ФИО2, признании недействительным договора передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 20.07.2017 года, заключенного между ФИО2 и ИП ФИО1, применении последствий недействительности сделки и признании отсутствующим зарегистрированного в ЕГРН права аренды ФИО1 на земельный участок с кадастровым <номер> путем исключения записи о государственной регистрации права аренды, обязании ФИО1 возвратить Администрации городского округа Серпухов земельный участок площадью 82 кв.м. с кадастровым <номер>, расположенный по адресу Московская область, городской округ Серпухов, с. Липицы, обязании ФИО1 освободить указанный земельный участок путем демонтажа находящегося на нем торгового павильона, а в случае неисполнения в указанной части решения суда в 10 дневный срок, предоставить Администрации городского округа Серпухов совершить самостоятельно указанные действия с возложением расходов по демонтажу на ФИО1, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в месячный срок со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Е.В. Козлова
Решение суда в окончательной форме составлено 21 января 2022 года