ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2546/18 от 21.12.2018 Заволжского районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 2-2546/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

города Тверь 21 декабря 2018 года

Заволжский районный суд г. Твери в составе

председательствующего судьи Тарасова В.И.,

при секретаре Масленниковой Л.С.,

с участием:

представителя истца администрации г. Твери – Цымбал М.А., действующей на основании доверенности,

представителя третьего лица Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации г. Твери – Кадичевой Т.С., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации г. Твери, действующей в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Контакт-Универсал», обществу с ограниченной ответственностью «Технология» о признании незаконным бездействия по непредоставлению документов о готовности находящегося в управлении жилого фонда к предстоящему отопительному периоду и возложения обязанности по их предоставлению,

установил:

администрация города Твери обратилась в суд с иском, впоследствии уточненным, в котором просила признать незаконным бездействие ООО УК «Контакт-Универсал» по не предоставлению документов о готовности находящегося в управлении жилого фонда к предстоящему отопительному периоду 2018-2019 года для получения паспорта готовности к отопительному периодуи обязать в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу предоставить документы, установленные пунктом 16 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103, о готовности находящегося в управлении жилого фонда к предстоящему отопительному периоду 2018-2019 года для получения акта готовности к отопительному периоду. А также истец просил признать незаконным бездействие ООО «Технология» по не предоставлению документов о готовности находящегося в управлении жилого фонда к предстоящему отопительному периоду 2018-2019 года для получения паспорта готовности к отопительному периоду (в отношении многоквартирного дома № 3 корп. 2 пос. Литвинки в г. Твери):

- об отсутствии задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность теплоноситель (или графика реструктуризации долга),

- на проведение испытания оборудования теплопотребляющих установок на плотность и прочность в адрес комиссии по проверке готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций города Твери к отопительному периоду 2018-2019; и обязать ответчика в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу предоставить документы, установленные пунктом 16 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103, о готовности находящегося в управлении жилого фонда к предстоящему отопительному периоду 2018-2019 года для получения акта готовности к отопительному периоду (в отношении многоквартирного дома № 3 корп. 2 пос. Литвинки в г. Твери):

- об отсутствии задолженности за поставленные тепловую энергию-(мощность), теплоноситель (или графика реструктуризации долга),

- на проведение испытания оборудования теплопотребляющих установок плотность и прочность в адрес комиссии по проверке готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций города Твери к отопительному периоду 2018-2019.

В обоснование заявленных требований указывается, что в соответствии с пунктом 6 Постановления администрации города Твери от 07.06.2017 № 715 «О подготовке городского хозяйства к работе в осенне-зимний отопительный период 2017 - 2018 годов» (далее - Постановление) управляющим организациям всех форм собственности, товариществам собственников жилья, жилищно-строительным, жилищным и иным специализированными потребительскими кооперативам, расположенным на территории города Твери, предписано проводить подготовку жилищного фонда к осенне-зимнему периоду в соответствии с требованиями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170, и Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок,

твержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 № 115.

Пунктом 6.2. Постановления потребителям коммунальных услуг в срок до 05 сентября 2018 года надлежало представить в администрации районов в городе Твери документы, необходимые для выдачи акта проверки готовности и паспорта готовности к отопительному периоду 2018 - 2019 годов в соответствии с пунктом 16 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103 (далее - Правила оценки готовности к отопительному периоду).

Согласно требованиям Правил оценки готовности к отопительному периоду, а также приказу департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери от 29.06.2018 № 72-ОД «Об утверждении программы проведения проверки готовности теплоснабжения и теплосетевых организации и потребителей тепловой энергии города Твери к отопительному периоду 2018-2019 годов» (далее - Приказ) потребители тепловой энергии обязаны предоставить в адрес комиссии по проверке готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций города Твери к отопительному периоду 2018-2019 документы для оценки готовности к отопительному периоду, в составе и количестве, установленном Правилами оценки готовности к отопительному периоду и Приказом.

Пунктом 16 Правил оценки готовности к отопительному периоду в целях оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду установлен перечень подлежащих проверке уполномоченным органом документов.

Несмотря на требования действующего законодательства, ООО УК «Контакт-Универсал», являющееся потребителем тепловой энергии, не предоставило в орган местного самоуправления установленный Приказом перечень документов для проведения оценки состояния готовности жилищного фонда к предстоящему отопительному периоду.

ООО «Технология» управляет 5 домами: №№ 30, 3 корп. 1 и 2, 17 п. Литвинки, № 122/2 по ул. Горького. ООО «Технология» 28.11.2018 предоставило документы, установленные пунктом 16 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103, о готовности находящегося в управлении жилого фонда к предстоящему отопительному периоду 2018-2019 года. В связи с непредставлением документов об отсутствии задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель (или графика реструктуризации долга), а также на проведение испытания оборудования теплопотребляющих установок на плотность и прочность в адрес комиссии по проверке готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций города Твери к отопительному периоду 2018-2019. Непредставление указанных документов, является нарушением подпунктов 14 и 16 пункта 16 Правил оценки готовности к отопительному периоду в целях оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду. В этой связи 28.11.2018 ООО «Технология» выдан акт неготовности к отопительному периоду 2018-2019.

В связи с указанными обстоятельствами, просит признать незаконным бездействие ответчиков по не предоставлению указанных выше документов и обязать их устранить допущенные нарушения.

В судебном заседании представитель истца администрации г. Твери – Цымбал М.А. поддержала заявленные исковые требования, с учетом уточнений, по основаниям, изложенным в иске, просила об их удовлетворении в полном объеме.

Представитель третьего лица Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации г. Твери в судебном заседании полагала исковые требования подлежащими удовлетворению.

Иные участвующие в деле лица, извещенные в установленном порядке и надлежащим образом времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили.

Ранее представителем ответчика ООО «Технология» были представлены возражения на иск, в которых указывалось на предоставление необходимых документов для получения паспорта готовности к отопительному сезону, в связи с чем просил производство по делу прекратить. Представитель ответчика ООО «Контакт-Универсал» ранее в судебном заседании также пояснил, что необходимые документы по всем объектам готовы, в настоящее время проходит согласование с ресурсоснабжающей организацией последнего теплоузла, по которому при принятии теплоузлов возникли вопросы у ресурсоснабжающей организации.

Иные участвующие в деле лица, извещенные в установленном порядке, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили, возражений по существу иска не представили.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих деле, и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки не уважительными.

При таких обстоятельствах, судом определено о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и оценив представленные сторонами доказательства суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 6 Постановления администрации города Твери от 07.06.2017 № 715 «О подготовке городского хозяйства к работе в осенне-зимний отопительный период 2017 - 2018 годов» (далее - Постановление) управляющим организациям всех форм собственности, товариществам собственников жилья, жилищно-строительным, жилищным и иным специализированными потребительскими кооперативам, расположенным на территории города Твери, предписано проводить подготовку жилищного фонда к осенне-зимнему периоду в соответствии с требованиями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170, и Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 № 115.

Пунктом 6.2. Постановления потребителям коммунальных услуг в срок до 05 сентября 2018 года надлежало представить в администрации районов в городе Твери документы, необходимые для выдачи акта проверки готовности и паспорта готовности к отопительному периоду 2018 - 2019 годов в соответствии с пунктом 16 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103 (далее - Правила оценки готовности к отопительному периоду).

Согласно требованиям Правил оценки готовности к отопительному периоду, а также приказу департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери от 29.06.2018 № 72-ОД «Об утверждении программы проведения проверки готовности теплоснабжения и теплосетевых организации и потребителей тепловой энергии города Твери к отопительному периоду 2018-2019 годов» (далее - Приказ) потребители тепловой энергии обязаны предоставить в адрес комиссии по проверке готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций города Твери к отопительному периоду 2018-2019 документы для оценки готовности к отопительному периоду, в составе и количестве, установленном Правилами оценки готовности к отопительному периоду и Приказом.

Пунктом 16 Правил оценки готовности к отопительному периоду в целях оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены:

1) устранение выявленных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, нарушений в тепловых и гидравлических режимах работы тепловых энергоустановок;

2) проведение промывки оборудования и коммуникаций теплопотребляющих установок;

3) разработка эксплуатационных режимов, а также мероприятий по их внедрению;

4) выполнение плана ремонтных работ и качество их выполнения;

5) состояние тепловых сетей, принадлежащих потребителю тепловой энергии;

6) состояние утепления зданий (чердаки, лестничные клетки, подвалы, двери) и центральных тепловых пунктов, а также индивидуальных тепловых пунктов;

7) состояние трубопроводов, арматуры и тепловой изоляции в пределах тепловых пунктов;

8) наличие и работоспособность приборов учета, работоспособность автоматических регуляторов при их наличии;

9) работоспособность защиты систем теплопотребления;

10) наличие паспортов теплопотребляющих установок, принципиальных схем и инструкции для обслуживающего персонала и соответствие их действительности;

11) отсутствие прямых соединений оборудования тепловых пунктов с водопроводом и канализацией;

12) плотность оборудования тепловых пунктов;

13) наличие пломб на расчетных шайбах и соплах элеваторов;

14) отсутствие задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель;

15) наличие собственных и (или) привлеченных ремонтных бригад и обеспеченность их материально-техническими ресурсами для осуществления надлежащей эксплуатации теплопотребляющих установок;

16) проведение испытания оборудования теплопотребляющих установок на плотность и прочность;

17) надежность теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом климатических условий в соответствии с критериями, приведенными в приложении № 3 к Правилам.

Судом установлено, что ответчики являются организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами.

В нарушение установленных требований действующего законодательства, ООО УК «Контакт-Универсал», являющееся потребителем тепловой энергии, не предоставило в орган местного самоуправления установленный Приказом перечень документов для проведения оценки состояния готовности жилищного фонда к предстоящему отопительному периоду.

Факт непредоставления установленного перечня документов в уполномоченный орган ранее в судебном заседании не оспаривался и представителем ответчика.

ООО «Технология» осуществляет управление 5 домами: №№ 30, 3 корп. 1 и 2, 17 п. Литвинки, № 122/2 по ул. Горького. ООО «Технология» 28.11.2018 во исполнение пункта 16 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103, в уполномоченный орган представлены документы о готовности находящегося в управлении жилого фонда к предстоящему отопительному периоду 2018-2019 года.

В ходе проверки представленного пакета документов на соответствие требований, установленных пунктом 16 Правил оценки готовности к отопительному периоду, установлено, что заявителем не были представлены в адрес комиссии по проверке готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций города Твери к отопительному периоду 2018-2019 документы об отсутствии задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель (или графика реструктуризации долга), а также на проведение испытания оборудования теплопотребляющих установок на плотность и прочность в отношении д. 3 корп. 2 пос. Литвинки в г. Твери, что подтверждается материалами дела.

Непредставление указанных документов, является нарушением подпунктов 14 и 16 пункта 16 Правил оценки готовности к отопительному периоду в целях оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду

В связи с непредставлением документов об отсутствии задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель (или графика реструктуризации долга), а также на проведение испытания оборудования теплопотребляющих установок на плотность и прочность в отношении д. 3 корп. 2 пос. Литвинки в г. Твери в адрес комиссии по проверке готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций города Твери к отопительному периоду 2018-2019, ООО «Технология» выдан акт неготовности к отопительному периоду 2018-2019.

С учетом изложенных обстоятельств, суд не усматривает оснований считать надлежащим образом и в полном объеме исполненными со стороны ООО «Технология» обязательств по предоставлению в уполномоченный орган документов, установленных п. 16 Правил оценки готовности к отопительному периоду, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения ходатайства представитель ООО «Технология» о прекращении производства по делу в связи с фактическим исполнением требований истца.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления отнесена организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.

Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В силу статьи 44 Закона «О защите прав потребителей» в целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).

Статьей 46 Закона «О защите прав потребителей» органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) наделены правом предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

Не предоставление в адрес органа местного самоуправления ответчиком документов, необходимых для оценки состояния готовности жилого фонда к предстоящему отопительному периоду, создает ситуацию, при которой нарушаются права граждан - жителей города Твери на благоприятные и безопасные условия проживания, в том числе на получение качественной услуги по горячему водоснабжению, а в условиях начавшегося отопительного периода 2018-2019 годов ставит под угрозу саму возможность получения гражданами услуги по отоплению.

Согласно ч. 4 ст. 3 ЖК РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ и другими федеральными законами.

Подпунктом «в» пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), установлено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг.

В соответствии с п. «а» пункта 33 Правил № 354 потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.

Согласно пункту 121 Правил № 354 ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством РФ и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается.

Пунктом 4 раздела II приложения № 1 Правил № 354 установлена допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд.

В соответствии с ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя теплосетевая организация обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и передачу тепловой энергии с использованием теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя.

Согласно п. 12 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» под передачей тепловой энергии, теплоносителя понимается совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя.

В силу Закона РФ от 07.02.1997 № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В целях защиты прав неопределенного круга потребителей органы местного самоуправления в силу ч. 1 ст. 46 ГПК РФ наделены правом обращения в суд. При этом под неопределенным кругом лиц (потребителей) понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. Поскольку в данном случае невозможно привлечь к участию всех жителей города Твери, чьи права нарушены, администрация города Твери обратилась в суд в интересах неопределенного круга лиц.

С учетом изложенного, суд полагает установленным в ходе рассмотрения дела факт нарушения ответчиками положений п. 16 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103, выразившихся в непредоставлении ООО «Контакт-универсал» установленного перечня документов о готовности к отопительному периоду, а также непредоставлении ООО «Технология» документов о готовности находящегося в управлении жилого фонда к предстоящему отопительному периоду 2018-2019 года для получения паспорта готовности к отопительному периоду (в отношении многоквартирного дома № 3 корп. 2 пос. Литвинки в г. Твери) в уполномоченный орган, что свидетельствует о допущенном со стороны ответчиков бездействии в части надлежащего исполнения обязательств по предоставлению в установленные законом сроки в уполномоченный орган документов, установленных п. 16 Правил оценки готовности к отопительному периоду.

В связи с изложенными обстоятельствами, суд полагает об обоснованности заявленных истцом требований и наличии оснований для их удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд,

решил:

исковые администрации города Твери удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ООО УК «Контакт-Универсал» (ИНН 6950121830) по не предоставлению документов о готовности находящегося в управлении жилого фонда к предстоящему отопительному периоду 2018-2019 года для получения паспорта готовности к отопительному периоду.

Обязать ООО УК «Контакт-Универсал» (ИНН 6950121830) в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу предоставить документы, установленные пунктом 16 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103, о готовности находящегося в управлении жилого фонда к предстоящему отопительному периоду 2018-2019 года для получения акта готовности к отопительному периоду.

Признать незаконным бездействие ООО «Технология» (ИНН 6952036770) по не предоставлению документов о готовности находящегося в управлении жилого фонда к предстоящему отопительному периоду 2018-2019 года для получения паспорта готовности к отопительному периоду (в отношении многоквартирного дома № 3 корп. 2 пос. Литвинки в г. Твери):

- об отсутствии задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность теплоноситель (или графика реструктуризации долга),

- на проведение испытания оборудования теплопотребляющих установок на плотность и прочность в адрес комиссии по проверке готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций города Твери к отопительному периоду 2018-2019.

Обязать ООО «Технология» (ИНН 6952036770) в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу предоставить документы, установленные пунктом 16 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103, о готовности находящегося в управлении жилого фонда к предстоящему отопительному периоду 2018-2019 года для получения акта готовности к отопительному периоду (в отношении многоквартирного дома № 3 корп. 2 пос. Литвинки в г. Твери):

- об отсутствии задолженности за поставленные тепловую энергию-(мощность), теплоноситель (или графика реструктуризации долга),

- на проведение испытания оборудования теплопотребляющих установок плотность и прочность в адрес комиссии по проверке готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций города Твери к отопительному периоду 2018-2019;

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы в Тверской областной суд через Заволжский районный суд города Твери со дня принятия в окончательной форме.

Судья В.И. Тарасов

Мотивированное решение составлено 29.12.2018.