ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2547/16 от 17.05.2016 Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

№ 2-2547/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Барнаул 17 мая 2016 года

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

судьи Чепрасова О.А.

при секретаре Максачук Н.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к ООО «Эльдорадо» о защите прав потребителя,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к ООО «Эльдорадо» о защите прав потребителя.

В обоснование указал, что в период с 29.10.2015 г. по 09.12.2015 г. ООО «Эльдорадо» провело акцию, по условиям которой при оформлении заказа на сайте www.eldorado.ru и последующей покупке определенного товара на бонусную карту покупателя начисляются бонусы в размере 18% стоимости акционного товара. Использовать бонусы можно было в период с 26.11.2016 г. по 09.12.2015 г.

27.11.2015 г. при покупке товара в магазине «Эльдорадо» истец выразил намерение оплатить выбранный товар начисленными на бонусную карту бонусами, однако, ему в этом было отказано. В ответе на претензию ответчик сослался на ограничения при оплате бонусами для оптовых покупателей.

Полагает, что отказ ответчика нарушает права истца, как потребителя, и противоречит условиям акции.

На основании изложенного, просил обязать ответчика начислить и принять к оплате бонусы в размере 232396, эквивалентном 232396 р. в счет оплаты за выбранный истцом товар, взыскать с ответчика в пользу истца неустойку за просрочку исполнения обязательств в размере 148733 р. 44 к., компенсацию морального вреда в размере 10000 р., штраф.

В судебном заседании истец и его представитель Ботвинкин А.В. требования поддержали в полном объеме.

Представитель ответчика Рубцов М.А. возражал против удовлетворения иска, полагая, что Программой лояльности ООО «Эльдорадо» установлены ограничения оплаты покупки бонусами для оптовых покупателей.

Согласно отзыву ответчика, ФИО1, выдавая себя за обычного потребителя, пытался извлечь из акции необоснованную выгоду. Учитывая краткий период приобретения товаров и значительность затраченной суммы, истец осуществляет предпринимательскую деятельность.

Выслушав сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее – Закон №38-ФЗ) реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно ч. 3 Закона №38-ФЗ, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения, в том числе о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара, правилах и сроках проведения конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии, о месте, в котором до заключения договора об оказании услуг заинтересованные лица могут ознакомиться с информацией, которая должна быть предоставлена таким лицам в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны: 1) сроки проведения такого мероприятия; 2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения (ст. 9 Закона №38-ФЗ)..

В силу ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300- "О защите прав потребителей" (далее – Закон №2300-1) потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 10 Закона №2300-1, информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Как установлено судом и подтверждается сведениями с сайта www.eldorado.ru, ООО «Эльдорадо» провело акцию, по условиям которой в период с 29.10.2015 г. по 11.11.2015 г. при оформлении заказа на сайте www.eldorado.ru и последующей покупке определенного товара на бонусную карту покупателя начисляются бонусы в размере 18% стоимости акционного товара или услуги. Срок проведения акции – с 29.10.2015 г. по 09.12.2015 г. включительно, использовать бонусы можно в период с 26.11.2016 г. по 09.12.2015 г.

Акционный бонус начисляется на заказы, оформленные в период с 29.10.2015 г. 11.11.2015 г. (п.4 Правил).

При покупке одного или более товаров в чеке бонусы суммируются (п. 10 Правил).

Участниками программы могут стать только владельцы бонусных карт Эльдорадо (п.21 Правил).

Материалами дела подтверждается, что ФИО1 является владельцем бонусной карты клуба Эльдорадо.

Согласно информации к указанной карте, бонусы начисляются на карту в виде % от стоимости каждого товара или услуги, 1 бонус = 1 рублю.

Истцом в материалы дела представлены товарные и кассовые чеки, подтверждающие покупки в магазинах ООО «Эльдорадо» в период с 30.10.2015 г. по 05.11.2015 г. товаров на общую сумму 1290987 р.

При оплате товаров на бонусную карту ФИО1 начислено 232396 бонусов. Данный факт подтверждается кассовыми чеками и не оспаривался ответчиком.

Распоряжением вице-президента по операционной поддержке бизнеса, сервису и маркетингу ООО «Эльдорадо» 15.01.2014 г. внесены изменения в Правила лояльности «Клуб Эльдорадо», утвержденные Распоряжением от 04.08.2011 г. №Р-03940/2011 «Об утверждении Регламента Программы лояльности «Клуб Эльдорадо» с указанием изложить Правила в редакции Приложения №1 к настоящему Распоряжению.

Согласно представленным в материалы дела Правил Программы лояльности «Клуб Эльдорадо» (Приложение №1 к Распоряжению от 15.01.2014 №Р-16/2014) (далее – Правила лояльности), указанная программа является поощрением постоянных покупателей, совершающих покупки на сайте и в магазинах ООО «Эльдорадо».

Бонус – форма скидки, предоставляемая компанией участнику, которая может быть использована при оплате покупки в магазинах. Бонус не подлежит обмену на наличные денежные средства. Участником Программы является физическое лицо, достигшее 18 лет, идентифицированное как потребитель в соответствии с преамбулой Закона РФ «О защите прав потребителей». Не могут стать участниками Программы юридические лица и индивидуальные предприниматели, приобретающие технику с целью перепродажи. Бонусы начисляются на стоимость товара за вычетом действующих скидок, суммы, оплаченной подарочной картой и суммы бонусов, которыми оплачен товар. Бонусы нельзя обменять на наличные деньги.

Один накопленный бонус равен одном рублю РФ. Компания вправе применить ограничения по оплате бонусами для оптовых покупателей, независимо от количества чеков в течение дня. Под оптовым покупателем понимается участник Программы, который в течение 30 дней планирует совершить покупку на сумму от 200000 р., и при этом выполняется хотя бы одно из следующих условий: планируется приобретение как минимум трех товаров одинаковой марки и модели или более трех позиций бренда Apple; доля оплаты подарочными картами, купонами, баллами лояльности составляет не менее 30% от предполагаемой суммы сделки; покупатель оплачивает более двух заказов на самовывоз с позициями одинаковой марки и модели (без учета различий цветов и объемов памяти устройства. ООО «Эльдорадо» оставляет за собой право на изменение условий Программы. Правила могут быть изменены без предварительного уведомления участников Программы. Участник Программы самостоятельно отслеживает изменения условий Программы на сайте http://club.eldorado.ru/about или на информационных стендах в магазинах компании. ООО «Эльдорадо» оставляет за собой право не начислять бонусы в случае нарушения участником правил Программы лояльности.

Как следует из материалов дела, Карье Н.Н., временно исполняющей обязанности нотариуса Барнаульского нотариального округа Дрожжиной Н.П., составлен протокол осмотра письменных доказательств от 29.04.2016 г. путем доступа к информационной сети Интернет на странице Интернет-сайта http://club.eldorado.ru/about. Предметом осмотра послужили Правила лояльности «Клуб Эльдорадо» на 17.10.2015 г. и 04.12.2015 г.

Исследовав представленную в материалы дела редакцию Правил Программы «Клуб Эльдорадо» (от 15.01.2014 г.), а также выставленные на сайте http://club.eldorado.ru/about редакции Правил (без указания на дату их принятия), суд установил, что на 17.10.2015 г. понятие «Оптовый покупатель» в Правилах отсутствует. Ссылка на указанное понятие появляется только в Правилах в редакции на дату 04.12.2015 г. Доказательств обратного, как и доказательств того, что истец является индивидуальным предпринимателем, приобретения им товаров для осуществления предпринимательских целей ответчиком в материалы дела не представлено.

Согласно ч. 1 ст. 492 ГК РФ, по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Как следует из преамбулы Закона №2300-1, потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

Представленные истцом товарные и кассовые чеки не могут быть признаны доказательствами осуществления ответчиком оптовой продажи товаров, поскольку количество передаваемых по этим чекам товаров не соответствует понятию «партия товара» (как правило, указан товар в единичном экземпляре) и не имеется доказательств того, что целью приобретения товара является последующая перепродажа, а не внутреннее потребление покупателя.

В период совершения акции ответчиком не установлено нарушение Правил лояльности истцом. Действия продавца по начислению бонусов на бонусную карту суд расценивает как согласие ответчика с добросовестными действиями истца как участника Программы лояльности.

Ограничений для оптовых покупателей Правила проведения акции не содержат.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что аннулирование бонусов, начисленных на бонусную карту истца, произведено ответчиком незаконно, и полагает возможным обязать ответчика начислить и принять к оплате бонусы в размере 232396, эквивалентном 232396 р. в счет оплаты за выбранный по усмотрению истца товар по ценам, действующим на момент проведения акции. При этом суд так же учитывает, что из предоставленных Правил не ясно, какие ограничения могут быть наложены на оптового покупателя и каков порядок наложения данных ограничений.

Согласно ст. 22 Закона №2300-1, требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

В силу ч. ч. 1, 2 Закона №2300-1, за нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.

Цена товара определяется, исходя из его цены, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было.

Поскольку бонус в смысле гражданского законодательства, а также по смыслу Правил лояльности, является формой скидки, а не конкретным товаром, суд не находит оснований для удовлетворения требования истца о взыскании неустойки.

Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда ( ст. 15 Закона №2300-1)..

При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает характер правоотношений сторон, одной из которых выступает экономически более слабая сторона, характер нравственных страданий истца, степень вины ответчика, требования разумности и справедливости и считает возможным определить его в 10000 р.

В силу ч. 6 ст. 13 Закона №2300-1, при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

При этом суд исходит из того, что истец во внесудебном порядке обращался к ответчику с претензией, т.е. имело место внесудебное обращение потребителя с требованиями о реализации своих прав.

На основании изложенного, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию штраф в размере 50 % определенной суммы, что составит 121198 р. (232396 х 50%).

В силу ст.103 ГПК РФ, суд взыскивает с ответчика в доход местного бюджета госпошлину в размере 5823 р. 96 к.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить в части.

Обязать ООО «Эльдорадо» начислить и принять к оплате от ФИО1 бонусы в размере 232396, эквивалентные 232396 р., в счет оплаты за выбранные по его усмотрению товары, за исключением товаров, не участвовавших в акции «-18% на все», по ценам на 26 11 2015 г.

Взыскать с ООО «Эльдорадо» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда 10000 р., штраф 121198 р. и госпошлину в доход местного бюджета 5823 р. 96 к.

В остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в месячный срок в апелляционном порядке через Центральный районный суд г. Барнаула.

Судья: Чепрасов О.А.