ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2547/19 от 04.02.2020 Егорьевского городского суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Егорьевск Московской области 04 февраля 2020 г.

Егорьевский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Третьяковой Л.А., при секретаре Муравьевой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шишлова А.С. к Комитету по управлению имуществом администрации городского округа Егорьевск о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность и возложении обязанности подготовить проект договора купли-продажи и направить его в адрес истца,

УСТАНОВИЛ:

обращаясь в суд, истец согласно уточненным требованиям просит признать незаконным решение Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Егорьевск об отказе Шишлову Артему Сергеевичу в предоставлении земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес> содержащееся в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ и обязать Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Егорьевск подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес> с выкупной стоимостью в размере 15% от кадастровой стоимости участка и направить его в адрес Шишлова А.С. в течение <данные изъяты> со дня вступления в законную силу данного решения суда.

В судебное заседание Шишлов А.С. не явился, его представитель по доверенности Сумкин М.Г. заявленные требования поддержал и пояснил, что решением Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Егорьевск, содержащимся в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в передаче в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> по причине отсутствия в заявлении вида разрешенного использования, рекомендовано обратиться за услугой об установлении вида разрешенного использования земельного участка согласно классификатору; кроме того, площадь принадлежащих заявителю объектов капитального строительства составляет менее <данные изъяты> от площади земельного участка и не является необходимой (несоразмерной). Данный отказ решением Егорьевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу вступившим в законную силу, был признан незаконным и суд обязал Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Егорьевск повторно рассмотреть заявление Шишлова А.С. о предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность без проведения торгов» с учетом данного решения суда. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в администрацию были поданы обращения о необходимости исполнения данного решения суда. В ответ на данные обращения ответчиком в адрес истца было направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ в котором ответчик сообщает, что для дальнейшего предоставления земельного участка необходимо осуществить формирование земельного участка под объектами капитального строительства, то есть уклоняется от исполнения судебного решения и заключения договора купли-продажи земельного участка. Собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приобретение земельных участков, на которых эти объекты находятся, в собственность или аренду. Перечень оснований для отказа в приобретении земельного участка без проведения торгов указан в ст. 39.16 ЗК РФ и является исчерпывающим. Шишловым А.С. поданы все необходимые документы для выкупа, вид разрешенного использования, указанный им в заявлении, соответствует видам разрешенного использования для соответствующей территориальной зоны, определенным Правилами землепользования и застройки части территории городского округа Егорьевск Московской области, утвержденным Решением Совета депутатов городского округа Егорьевск Московской области от 28.12.2017г. №779/70. Участок не ограничен в обороте, кроме того, установлено, что документы с установлением зон не содержат описание границ данных зон.

Представитель Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Егорьевск по доверенности Журавлева И.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления и пояснила, что решение об отказе вынесено в соответствии с Регламентом предоставления государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов», утвержденным распоряжением Миноблимущества от ДД.ММ.ГГГГ. Договор купли-продажи не может быть заключен из-за отсутствия вида разрешенного использования земельного участка; информация, которая содержится в документах, предоставленных заявителем, противоречит общедоступным официальным сведениям, содержащимся в ЕГРН; предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается; площадь принадлежащих заявителю объектов капитального строительства составляет менее <данные изъяты> от площади испрашиваемого земельного участка и не является необходимой для его эксплуатации. Кроме того, по вопросу согласования проекта об установлении вида разрешенного использования участка было отказано по причине информации том, что земельный участок с полностью расположен в санитарно-защитной зоне промышленных, коммунально-складских предприятий и кладбищ, частично находится в зоне технических коридоров ЛЭП, о чем имеются выписки из протоколов заседания МВК от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ протоколов заседания МВК от ДД.ММ.ГГГГ). Доказательств отмены данных протокольных решений МВК и принятия МВК положительного решения в материалы дела не представлено. С ДД.ММ.ГГГГ после вступления в силу Закона Московской области от ДД.ММ.ГГГГ и предоставление органами местного самоуправления земельных участков осуществляется в соответствии с Земельным кодексом РФ, но с предварительным согласованием с Министерством имущественных отношений Московской области. В сведениях ЕГРН отсутствует вид разрешенного использования данного земельного участка, в связи с чем Комитет не может подготовить проект договора купли-продажи земельного участка, между сторонами не достигнуто соглашение по указанному вопросу.

Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Московской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Шишлов А.С. является собственником нежилого здания – производственного корпуса с площадью <данные изъяты> и производственного нежилого здания с , площадью <данные изъяты> расположенных по адресу: <адрес> Указанные объекты недвижимого имущества расположены на земельном участке с , площадью <данные изъяты> местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа Егорьевск с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка с площадью <данные изъяты> с установлением одного из следующих видов разрешенного использования: производственная деятельность, пищевая промышленность, склады, однако решением Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Егорьевск, содержащимся в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано, поскольку в заявлении отсутствует вид разрешенного использования, в связи с чем Шишлову А.С. рекомендовано обратиться за услугой об установлении вида разрешенного использования земельного участка согласно классификатору; кроме того, площадь принадлежащих заявителю объектов капитального строительства составляет менее <данные изъяты> от площади земельного участка и не является необходимой (несоразмерной).

Данный отказ решением Егорьевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу вступившим в законную силу, был признан незаконным, и суд обязал Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Егорьевск повторно рассмотреть заявление Шишлова А.С. о предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность без проведения торгов» с учетом данного решения суда. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в администрацию были поданы обращения о необходимости исполнения данного решения суда.

Решением Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Егорьевск, содержащимся в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ Шишлову А.С. отказано в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность без проведения торгов» на основании: п. 13.2.1 Административного регламента, утвержденного распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, то есть информация, которая содержится в документах, представленных заявителем, противоречит общедоступным официальным сведениям, содержащимся в ЕГРН, а именно: в заявлении указана цель использования земельного участка склады, в выписке ЕГРН содержится информация, что вид разрешенного использования не установлен; п. 13.2.18 Административного регламента (предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается), а именно: в заявлении на испрашиваемый земельный участок вид разрешенного использования не установлен, дана рекомендация обратиться за услугой установления вида разрешенного использования земельного участка согласно классификатору; п. 13.4.20 - площадь принадлежащих заявителю объектов капитального строительства составляет менее от площади испрашиваемого земельного участка и не является необходимой для его эксплуатации. Данное решение принято после получения сводного заключения Министерства имущественных отношений Московской области № 112 – О от 14.08.2019, п. 54.

Судом установлено, что истец неоднократно обращался в администрацию городского округа Егорьевск как к собственнику испрашиваемого земельного участка с заявлениями об установлении вида разрешенного использования земельного участка. Согласно выписке из протокола № 113-З заседания Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области (МВК) от ДД.ММ.ГГГГ по п. 126 истцу отказано в согласовании проекта органа местного самоуправления об установлении вида разрешенного использования указанного земельного участка – «пищевая промышленность»; согласно выписке из протокола заседания МВК от ДД.ММ.ГГГГ по п. 120 истцу отказано в согласовании проекта органа местного самоуправления об установлении вида разрешенного использования указанного земельного участка – «Склады» и «Строительная промышленность»; согласно выписке из протокола № 2-З заседания МВК от 11.01.2019 по п. 263 истцу отказано в согласовании проекта органа местного самоуправления об установлении вида разрешенного использования указанного земельного участка – «Производственная деятельность». Основания - несоответствие испрашиваемых видов разрешенного использования фактическому использованию земельного участка, а также учитывая информацию о том, что земельный участок полностью расположен в санитарно-защитной зоне предприятий, сооружений, иных объектов, кладбища, изложенную в заключении Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области.

В силу ч.1 ст.39.20 Земельного Кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Из материалов дела следует, что Шишлову А.С. на праве собственности принадлежат нежилые здания, расположенные на земельном участке с , что подтверждается выписками из ЕГРН.

Согласно ч. 1 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Анализ приведенных положений законодательства свидетельствует о том, что в предоставлении земельного участка в собственность может быть отказано в случаях, если земельный участок изъят из оборота или ограничен в обороте.

Согласно Заключению об ограничении оборотоспособности, градостроительных ограничениях, о соответствии параметров земельных участков градостроительным документам территориального планирования и градостроительного зонирования Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области в отношении испрашиваемого земельного участка с , площадью <данные изъяты> категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: производственная деятельность, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Московская область, г. Егорьевск, ул. Песочная, д. 8, данный земельный участок не ограничен в обороте, на планируемых особо охраняемых природных территориях не расположен, в зонах с особыми условиями использования территории - полностью расположен в зоне негативного воздействия объектов капитального строительства – нормативных санитарно-защитных – от промышленных коммунально-складских предприятий и кладбищ (сведения подлежат уточнению); частично расположен в зоне негативного воздействия объектов капитального строительства – технических коридоров ЛЭП.

В силу ч. 1 ст. 26 ГрК РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (ст. 41 ГрК РФ).

Статьей 42 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Согласно ч. 3 названной статьи основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Проект планировки и проект красных линий, утвержденный отдельным документом в составе документации по планировке территорий, могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке. Пунктом 2 ч. 6 ст. 43 ГрК РФ предусмотрено, что красные линии также отображаются и на чертежах проекта межевания территорий.

Согласно требованиям ст. 9 Градостроительного кодекса РФ при принятии органами государственной власти решений и реализации таких решений обязательными условиями являются документы территориального планирования.

Согласно ч. 1 ст. 26 Градостроительного кодекса РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем: 1) подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; 2) принятия в порядке, установленном законодательством РФ решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую; 3) создания объектов федерального, регионального, местного значения на основании документации по планировке территории.

Сведения о резервировании для государственных или муниципальных нужд испрашиваемого земельного участка в материалах дела отсутствуют.

В соответствии с Генеральным планом городского округа Егорьевск, утвержденным Решением Совета депутатов городского округа Егорьевск Московской области от 28.12.2017 г. № 778/70, а также с Правилами землепользования и застройки части территории городского округа Егорьевск Московской области, утвержденными Решением Совета депутатов городского округа Егорьевск Московской области от 28.12.2017 № 779/70 (ПЗЗ), испрашиваемый земельный участок полностью расположен в территориальной зоне «П» - производственная зона; согласно заключению Комитета по градостроительству и архитектуре Московской области испрашиваемый участок полностью расположен в зоне негативного воздействия объектов капитального строительства – нормативных санитарно-защитных – от промышленных коммунально-складских предприятий и кладбищ (сведения подлежат уточнению); частично расположен в зоне негативного воздействия объектов капитального строительства – технических коридоров ЛЭП. Сведения об утвержденной документации по планировке территории (проекта планировки территории, проекта межевания территории) отсутствуют. Вид разрешенного использования - производственная деятельность (также как и пищевая промышленность, склады, строительная промышленность) относится к основным видам разрешенного использования производственной зоны П, площадь земельного участка соответствует установленным предельным размерам, максимальный размер застройки – 50%. При этом минимальный процент застройки ПЗЗ не установлен.

В силу положений п. 10 ст. 106 Земельного кодекса РФ обязательным приложением к решению об установлении зоны с особыми условиями использования территории, а также к решению об изменении зоны с особыми условиями использования территории, предусматривающему изменение границ данной зоны, являются сведения о границах данной зоны, которые должны содержать графическое описание местоположения границ данной зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Форма графического описания местоположения границ зоны с особыми условиями использования территории, требования к точности определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Доказательств наличия сведений об описании местоположения границ указанных выше зон с особыми условиями использования территории суду ответчиком не представлено.

Согласно п.5 ст.39.17 Земельного кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, указаны в ст. 39.16 ЗК РФ, и является исчерпывающим.

Системный анализ правовых норм статей 30, 36, 37 ГрК РФ указывает на то, что установление в градостроительном регламенте правил землепользования, видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства применительно к каждой территориальной зоне, а также ограничения их использования, является прерогативой представительных органов местного самоуправления.

Вместе с тем действующее земельное и градостроительное законодательство позволяет правообладателю земельного участка выбирать вид разрешенного использования любого из основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленных градостроительным зонированием, и как следствие, изменять вид разрешенного использования земельного участка самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (часть 4 статьи 37 ГрК РФ, пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).

Подобная регламентация градостроительной деятельности необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения комфортных и благоприятных условий проживания, комплексного учета потребностей населения и устойчивого развития территорий.

Суду ответчиком не представлено объективных и достоверных доказательств наличия установленных законом оснований для отказа Шишлову А.С. в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность без проведения торгов» с испрашиваемым видом разрешенного использования: «производственная деятельность». Сведения о том, что испрашиваемый земельный участок полностью расположен в зоне негативного воздействия объектов капитального строительства – нормативных санитарно-защитных – от промышленных коммунально-складских предприятий и кладбищ, согласно заключению Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области подлежат уточнению, то есть носят предположительный характер; частичное расположение земельного участка в зоне технических коридоров ЛЭП ограничивает его использование в этой зоне, но не является основанием для отказа в предоставлении участка в собственность.

В соответствии пп.1, 2 п. 1 Постановления Правительства Московской области от 02.05.2012 г. № 639/16 "Об установлении цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, собственникам зданий, сооружений либо помещений в них, расположенных на таких земельных участках" с 1 июля 2012 года установить цену продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, собственникам зданий, сооружений либо помещений в них, расположенных на таких земельных участках, в размере, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, равном:

1) трем процентам кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков:

относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения;

относящихся к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства (использования);

вне зависимости от категории земель с разрешенным использованием для жилищного строительства (включая индивидуальное жилищное строительство), ведения дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (включая индивидуальное гаражное строительство);

2) пятнадцати процентам кадастровой стоимости земельного участка в отношении прочих земельных участков.

При таких обстоятельствах суд находит иск подлежащим удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

иск удовлетворить.

Признать незаконным решение Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Егорьевск об отказе Шишлову А.С. в предоставлении земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес> содержащееся в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ и обязать Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Егорьевск подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес> с выкупной стоимостью в размере от кадастровой стоимости участка и направить его в адрес Шишлова А.С. в течение 30 дней со дня вступления в законную силу данного решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение месяца через Егорьевский городской суд.

Судья Третьякова Л.А.