ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2547/2018 от 18.05.2018 Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело № 2-2547/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 мая 2018 года г. Барнаул

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Малешевой Л.С.

при секретаре Ищенко М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к Военному комиссариату Алтайского края о признании действий незаконными, признании права, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО4 обратилась в суд с иском в суд, в обоснование которого указала, что является дочерью ФИО1 И.А. ФИО1 И.А. являлась гражданином Российской Федерации, проживала по адресу: ...., являлась пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, имела стаж ФИО3 службы 20 лет, получала пенсию военнослужащего. ДД.ММ.ГГГГ находясь временно на территории Соединенных Штатов Америки ФИО14 умерла. ФИО1 И.А. захоронена на кладбище .... Российской Федерации. Истец производила похороны своей матери ФИО14 и понесла расходы на похороны и погребение на сумму ....

ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 обратилась ФКУ «Военный комиссариат Алтайского края» Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о выплате пособия на погребение в размере трех пенсий в связи со смертью матери военного пенсионера Министерства обороны Российской Федерации ФИО5, в чем 19.06.2017 ФКУ «Военный комиссариат Алтайского края» Министерства обороны Российской Федерации отказано по причине того, что представленная легализованная справка о смерти, выданная уполномоченными органами США доказывает только факт смерти и не является основанием для осуществления государственных гарантий РФ по погребению, справка о смерти формы не представлена.

Истец полагает, что свидетельство о смерти ФИО14. от 21 декабря 21 (дата поправки ДД.ММ.ГГГГ) (документ Штата . регистрация номер ) Отдела записей актов гражданского состояния и статистики ФИО2, выданное на территории Соединенных Штатов Америки, удостоверенное апостилем Секретаря Содружества Массачусетс ДД.ММ.ГГГГ, переведенное на русский язык и удостоверенное нотариусом Межмуниципального нотариального округа .... и .... Алтайского края ФИО8, в силу положений Гаагской конвенции 1961 года, признается действующим на территории Российской Федерации, в связи с чем формальный отказ Военного комиссариата Алтайского к выплате единовременного пособия, предусмотренного п. 21. постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ по причине непредоставления справки о смерти формы является незаконным.

Кроме того, все необходимые данные, которые должны быть отражены в справке о смерти формы , также содержаться в представленном свидетельстве о смерти от ДД.ММ.ГГГГ, по сообщению органов записи актов гражданского состояния Российской Федерации (на основании личного приема ФИО4) справка о смерти формы в отношении ФИО1 И.А. выдана быть не может, поскольку государственная регистрация смерти ФИО14 осуществлена на территории Соединенных Штатов Америки.

Таким образом, учитывая, что свидетельство о смерти ФИО5 выполнено и выдано другим государством, истец объективно не имеет возможности получить требуемую у неё Военным комиссариатом Алтайского края справку о смерти формы , которая установлена законодательством Российской Федерации и выдается основании составленной записи акта о смерти, выполненной органом ЗАГС России. В связи, с чем реальная возможность получить справку о смерти ФИО14. у ФИО4 отсутствует.

Истец полагает, что указание Военным комиссариатом Алтайского края, на то, что выданное уполномоченными органами США свидетельство о смерти ФИО14., доказывает только факт смерти гражданина и не является основанием для осуществления государственных гарантий Российской Федерации по погребению, является незаконным, нарушающим положения Гаагской конвенции 1961 года, ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об актах гражданского состояния». В связи, с чем отказ Военного комиссариата Алтайского края в выплате ФИО4 пособия на погребение в размере трех пенсий в связи со смертью матери военного пенсионера Министерства обороны Российской Федерации ФИО14 является незаконным, и на Военный комиссариат Алтайского края подлежит возложению обязанность по выплате ФИО4 пособия на погребение в размере трехмесячной пенсии, получаемой пенсионером ФИО5 ко дню смерти.

Основываясь на приведенных доводах, истец с учетом уточнений просит, признать незаконным отказ ФКУ «Военный комиссариат Алтайского края» Министерства обороны Российской Федерации в выплате ФИО4 пособия на погребение в размере трех пенсий в связи со смертью матери военного пенсионера Министерства обороны Российской Федерации ФИО14 признать за ФИО4 право на пособие на погребение в размере трех пенсий в связи со смертью матери военного пенсионера Министерства обороны Российской Федерации ФИО5, возложить обязанность на ФКУ «Военный комиссариат Алтайского края» Министерства обороны Российской Федерации выплатить ФИО4 пособие на погребение в размере трехмесячной пенсии, получаемой пенсионером ФИО5 ко дню смерти.

В судебном заседании представитель истца ФИО7 на уточненных исковых требованиях настаивал, ссылался на доводы, изложенные в письменных пояснения на возражения ответчика.

Представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат Алтайского края» ФИО9 возражала против удовлетворения иска по доводам, указанным в возражении на иск.

Истец ФИО4, в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще. Согласно телефонограмме, просит рассмотреть дело в ее отсутствие.

Суд, с учетом мнения представителей истца и ответчика, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Государственные гарантии по погребению предоставляются гражданам, погибшим (умершим) и захороненным на территории Российской Федерации, в порядке и по нормам, установленным Федеральным Законом от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном дела» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную служб) в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации».

Согласно ст. 10 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" от 12 января 1996 года N 8-ФЗ в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение.

Согласно п. 21 Постановления Совета Министров - Правительства РФ "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" от 22 сентября 1993 года N 941 предписано в случае смерти пенсионера из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации и членов их семей выплачивать членам семьи умершего либо другим лицам, производившим его похороны, пособие на погребение в размере трехмесячной пенсии (доли пенсии), получаемой пенсионером ко дню смерти, но не менее социального пособия, установленного законодательством Российской Федерации; пособие на погребение не выплачивается, если похороны пенсионера произведены за счет государства или оплата ритуальных услуг была произведена в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 года N 460; пособие на погребение пенсионера выплачивается на основании справки о смерти и свидетельства о смерти, выданных уполномоченными органами.

Постановлением Правительства РФ "Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния" от 31 октября 1998 N 1274 утверждена справка о смерти формы N 33.

В судебном заседании достоверно установлено, что ФИО14 являлась матерью ФИО4, умершей на территории США ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ (дата поправки ДД.ММ.ГГГГ) (документ ФИО1. регистрационный номер ) Отдела записей актов гражданского состояния и статистики ФИО2. Указанное свидетельство о смерти удостоверено апостилем ФИО2ДД.ММ.ГГГГ, переведено на русский язык и удостоверено нотариусом Межмуниципального нотариального округа .... и ....ФИО6 края ФИО8

Установлено, ответчиком не оспорена, что ФИО14 являлась пенсионером Министерства обороны Российской Федерации и получала пенсию военнослужащего.

Согласно иску, пояснений представителя истца, ФИО14 находясь на территории США, умерла в результате несчастного случая в больнице, после чего истцу выдали свидетельство о смерти. Кремация осуществлена в США, затем прах ФИО14 был захоронен на кладбище .... Российской Федерации, что подтверждается соответствующей справкой.

Истцом понесены расходы на похороны и погребение ФИО14 на сумму ....

ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 обратилась ФКУ «Военный комиссариат Алтайского края» Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о выплате пособия на погребение в размере трех пенсий в связи со смертью матери, военного пенсионера Министерства обороны Российской Федерации ФИО14.

ДД.ММ.ГГГГ ФКУ «Военный комиссариат Алтайского края» Министерства обороны Российской Федерации отказано в выплате единовременного пособия, предусмотренного п. 21. постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 №941 в связи с тем, что справка о смерти формы № 33 не представлена. Указано, что представление легализованной справки о смерти, выданнной уполномоченными органами других государств доказывает только факт смерти гражданина и не является основанием для осуществления государственных гарантий РФ по погребению.

Согласно ст. 13 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ документы, выданные компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных вне пределов территории Российской Федерации по законам соответствующих иностранных государств в отношении граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, признаются действительными в Российской Федерации при наличии их легализации, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

В силу ст. 1 Гаагской "Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов" от 05 октября 1961 года настоящая Конвенция распространяется на официальные документы, которые были совершены на территории одного из договаривающихся государств и должны быть представлены на территории другого договаривающегося государства.

Согласно ст. 2 Гаагской "Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов" от 05 октября 1961 года каждое из договаривающихся государств освобождает от легализации документы, на которые распространяется настоящая Конвенция и которые должны быть представлены на его территории; под легализацией в смысле настоящей Конвенции подразумевается только формальная процедура, используемая дипломатическими или консульскими агентами страны, на территории которой документ должен быть представлен, для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ.

В соответствии со ст. 3 Гаагской "Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов" от 05 октября 1961 года единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление предусмотренного статьей 4 апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен; однако выполнение упомянутой в предшествующем абзаце функции не может быть потребовано, если законы, правила или обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договоренность между двумя или несколькими договаривающимися государствами, отменяют или упрощают данную процедуру или освобождают документ от легализации.

Российская Федерация и США относятся к числу государств - участников означенной Гаагской Конвенции.

Из материалов дела следует, что в связи со смертью ФИО14 в США компетентными органами Отделом записи актов гражданского состояния и статистики Содружества Массачусетс, выданное на территории Соединенных Штатов Америки, выдано свидетельство о смерти ФИО14 на котором проставлен соответствующий апостиль и которое переведено в установленном порядке с английского языка на русский язык; в означенном свидетельстве содержатся следующие сведения: ФИО умершего лица, дата смерти, место смерти, дата рождения, место рождения.

Также в материалах настоящего гражданского дела имеется ответ Министерства иностранных дел от 26.04.2018 года на обращение ФИО4 о возможности выдачи органами ЗАГСа РФ свидетельства и справки о смерти ФИО5 в котором указано, что в случае если регистрации акта гражданского состояния производится компетентным органом иностранного государства в соответствии с законодательством данного государства, перерегистрация этого акта в компетентном органе Российской Федерации не требуется. Документы, выданные компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершенные вне пределов территории Российской Федерации по законам соответствующих иностранных государств в отношении граждан Российской Федерации, признаются действительными в Российский Федерации при наличии их легализации.

Постановлением Правительства РФ от 31.10.1998 N 1274 в соответствии с Федеральным законом от 15.11.1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" утверждены формы бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния, в том числе форма N 33 справки о смерти, которая выдается органом записи актов гражданского состояния, и предусматривает указание в ней сведений об умершем лице (его фамилия, имя, отчество и дата рождения), о составлении записи акта о его смерти (номер, дата записи и место государственной регистрации с указанием наименования органа ЗАГС), а также о причине и месте смерти.

Таким образом, указанная справка выдается в подтверждение факта государственной регистрации акта о смерти, и необходима для реализации определенных прав и гарантий.

Исходя из анализа указанных норм, справка о смерти является лишь документом, подтверждающим наступление обстоятельства, являющегося основанием для выплаты пособия (то есть смерти).

Согласно ст. 10 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" от 12 января 1996 года N 8-ФЗ в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение.

Статьей 13 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ установлено, что документы, выданные компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных вне пределов территории Российской Федерации по законам соответствующих иностранных государств в отношении граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, признаются действительными в Российской Федерации при наличии их легализации, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

Материалами дела подтверждается, что полученные истцом документы о смерти ФИО14 легализованы в установленном порядке и содержат необходимый юридически - значимый объем сведений, предусмотренный в справке формы N 33, на основании которой производится выплата пособия за погребение, формальное отсутствие справки формы N 33, которая объективно не была и не могла быть выдана истцу, само по себе не может служить основанием для отказа в выплате пособия на погребение, право на получение которого по существу не опровергнуто, исходя из общего предназначения Российской Федерации в качестве социального государства (ст. 7 Конституции РФ), политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Доказательств, подтверждающих, что похороны пенсионера произведены за счет государства или оплата ритуальных услуг была произведена в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, суду не представлено.

Доводы ответчика о том, что характер проживания ФИО14 на территории США возможно имело постоянный характер, судом во внимание не принимаются, поскольку доказательств этому не представлено.

Судом достоверно установлено, что ФИО32 до смерти осуществлялась выплата пенсии Министерством Обороны РФ, как пенсионеру. Последняя была зарегистрирована на территории РФ по адресу .... снята с регистрационного учета в связи со смертью ДД.ММ.ГГГГ, что повреждается выпиской из домовой книги.

Кроме того, ответчиком осуществлена выплата сыну ФИО14. компенсации за изготовление и установку памятника ФИО14., при этом как при выплате данной компенсации, так и при рассмотрении заявления истца о выплате пособия в размере 3-х пенсий, Военный Комиссариат Алтайского края не оспаривал гражданство умершего пенсионера и его временный характер пребывания за границей. Доказательств данных доводов ответчиком, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, так же не представлено.

При таких обстоятельствах, действия Военного комиссариата АК по отказу в выплате ФИО4 пособия на погребение в размере 3-х пенсий в связи со смертью матери военного пенсионера Министерства Обороны РФ ФИО14 являются незаконными.

Учитывая вышеизложенное, суд полагает необходимым признать за истцом право на получение пособия на погребение в размере 3-х пенсий в связи со смертью матери военного пенсионера Министерства Обороны РФ ФИО5, возложив на ответчика обязанность выплатить ФИО4 пособие на погребение в размере трехмесячной пенсии, получаемой пенсионером ФИО5 ко дню смерти.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО4 удовлетворить.

Признать действия Военного комиссариата АК по отказу в выплате ФИО4 пособия на погребение в размере 3-х пенсий в связи со смертью матери военного пенсионера Министерства Обороны РФ ФИО14 незаконными.

Признать за ФИО4 право на получение пособия на погребение в размере 3-х пенсий в связи со смертью матери военного пенсионера Министерства Обороны РФ ФИО14.

Возложить обязанность на Военного комиссариата Алтайского края выплатить ФИО4 пособие на погребение в размере трехмесячной пенсии, получаемой пенсионером ФИО14 ко дню смерти.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Малешева Л.С.