ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2549/2013 от 23.12.2013 Пермского районного суда (Пермский край)

Дело № 2-2549/2013 РЕШЕНИЕ  именем Российской Федерации

23 декабря 2013 года город Пермь

Пермский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Овчинниковой Е.В.

при секретаре Андриевской М.С.,

с участием истца Щукина Н.В., представителя ответчика Муниципального казенного учреждения «Управление земельно-имущественными ресурсами Пермского муниципального района» и Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района – Зотиной Т.Б., действующей на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щукина <данные изъяты> к Муниципальному казенному учреждению «Управление земельно-имущественными ресурсами Пермского муниципального района» и Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района о признании решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка незаконным, возложении обязанности по принятию решения о предоставлении земельного участка в собственность,

установил:

Щукин Н.В. обратился суд с иском к Муниципальному казенному учреждению «Управление земельно-имущественными ресурсами Пермского муниципального района» (далее – МКУ «Управление земельно-имущественными ресурсами Пермского муниципального района»), Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района о признании незаконным решения № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства, с кадастровым номером <данные изъяты>; о возложении обязанности на ответчика по рассмотрению заявления о предоставлении ему земельного участка в собственность, по основаниям, предусмотренным ст.36 Земельного кодекса РФ.

Исковые требования Щукина Н.В. мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Рождественского сельского поселения и Щукиным Н.В. заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка. Данный договор прошел государственную регистрацию ДД.ММ.ГГГГ года, срок аренды договора истекает ДД.ММ.ГГГГ года. В течение срока действия договора аренды на земельном участке истцом возведено хозяйственное строение, общей площадью <данные изъяты> кв.м., зарегистрированное в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии на основании декларации об объекте недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ года.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в МКУ «Управление земельно-имущественными ресурсами Пермского муниципального района» с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность по ст. 36 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ), по данному заявлению ответчиком ДД.ММ.ГГГГ отказано в предоставлении земельного участка в собственность по причине того, что хозяйственное строение не относится к капитальным объектам строительства, имеющим признаки постоянных строений. Истец считает данный отказ незаконным и необоснованным, поскольку ссылка ответчика о том, что хозяйственное строение не является капитальным, представляет собой субъективное суждение. То, что данное строение является зданием, а соответственно недвижимым имуществом и объектом капитального строительства подтверждается кадастровым паспортом здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно пункту 1.4 которого, объект недвижимости, расположенный на земельной участке по адресу: <адрес>, является нежилым зданием. В связи с этим, истец считает, что имеет исключительное право на получение земельного участка в собственность под принадлежащим ему строением.

Истец – Щукин Н.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в иске, указав, что между ним и администрацией Рождественского сельского поселения был заключен договор аренды земельного участка на срок с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ года. На данном земельном участке им возведена хозяйственная постройка, поэтому считает отказ незаконным. Разрешение на строительство данного объекта он не получал.

Представитель ответчика - Муниципального казенного учреждения «Управление земельно-имущественными ресурсами Пермского муниципального района» и Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района Зотина Т.Б., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что основной причиной предоставления земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства является производство сельскохозяйственной продукции. На данном земельном участке отсутствует капитальное строение, имеется лишь вспомогательное строение. Поэтому считает, что оснований для предоставления земельного участка в собственность Щукина Н.В. на основании ст.36 Земельного кодекса РФ не имеется.

Суд, заслушав объяснения истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.

Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

На основании ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

На основании п. 10 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Согласно п.п. 1.1, 1.6 Устава Муниципального казенного учреждения «Управление земельно-имущественными ресурсами Пермского муниципального района», утвержденного приказом Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района от 13.06.2013 года № 91, оно создано Муниципальным образованием – Пермский муниципальный район и является функциональным органом Комитета имущественных отношений, осуществляющим имущественные и неимущественные права, несет обязанности в пределах своей компетенции, является юридическим лицом, имеет право выступать в качестве истца и ответчика в суде в соответствии с федеральными законами. Муниципальные контракты, иные договоры, подлежащие исполнению за счет бюджетных средств, Учреждение заключает от имени Пермского муниципального района в пределах доведенных Учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено Бюджетным кодексом РФ, и с учетом принятых и не исполненных обязательств.

Пунктами 2.3.4, 2.4.9 Устава предусмотрено, что МКУ «Управление земельно-имущественными ресурсами Пермского муниципального района» осуществляет эффективное управление земельными участками, находящимися в собственности Пермского муниципального района, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена; ведет подготовительные работы по проведению конкурсов и аукционов по продаже муниципального имущества и земельных участков, находящихся в собственности Пермского муниципального района, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Пунктом 2.4.12 Устава определено, что МКУ «Управление земельно-имущественными ресурсами Пермского муниципального района» рассматривает заявления и обращения граждан по вопросам, связанным с земельно-имущественными отношениями, а также градостроительной деятельностью на территории Пермского муниципального района. В силу п. 2.4.16 Устава – готовит проекты правовых актов администрации Пермского муниципального района в области предоставления, изъятия и распределения земель, а также проекты договоров аренды и купли-продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Рождественского сельского поселения и Щукиным Н.В. заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного на землях населенного пункта по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства, сроком на <данные изъяты> лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20-26). Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24).

Из свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ следует, что за Щукиным Н.В. на основании декларации об объекте недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ года, договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ года, зарегистрировано право собственности на хозяйственное строение, нежилое, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> (л.д. 27).

ДД.ММ.ГГГГ Щукин Н.В. обратился в отдел по землеустройству МКУ «Управление земельно-имущественными ресурсами Пермского муниципального района» с заявлением о предоставлении в собственность арендуемого им земельного участка, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым №л.д.10).

ДД.ММ.ГГГГ МКУ «Управление земельно-имущественными ресурсами Пермского муниципального района» дало ответ, из которого следует, что предоставление земельного участка по ст. 36 ЗК РФ не представляется возможным по следующим основаниям: на испрашиваемом земельном участке имеется объект, зарегистрированный как «хозяйственное строение», которое, в данном случае, не может быть отнесено к капитальным объектам строительства, имеющим признаки постоянных строений; земельный участок был предоставлен в аренду временно, для ведения личного подсобного хозяйства, следовательно, хозяйственное строение, возведенное на арендованном им земельном участке, не имеет самостоятельного функционального значения, поскольку создано для обслуживания жилого дома, и в силу ст. 135 Гражданского кодекса РФ могло бы только следовать судьбе главной вещи, которой в настоящее время не имеется (л.д. 11-12).

В соответствии с п. 6 ст. 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Согласно ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В соответствии с положениями п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Пунктом 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

На основании ч. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно положениям ч. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что отказ МКУ «Управление земельно-имущественными ресурсами Пермского муниципального района» в предоставлении земельного участка в собственность по ст. 36 ЗК РФ по тем основаниям, что хозяйственное строение не может быть отнесено к объекту капитального строительства, имеющим признаки постоянных строений и хозяйственное строение не имеет самостоятельного функционального значения, является несостоятельным, опровергается положениями п. 1 ст. 36 ЗК РФ и техническим паспортом нежилого здания (хозяйственного строения (лит.Г), составленным Государственным унитарным предприятием «Центр технической инвентаризации Пермского края» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года.

Согласно техническому описанию хозяйственного строения (лит. Г) в техническом паспорте здания, у приведенного хозяйственного строения имеется фундамент железобетонный ленточный, стены брусчатые, чердачное перекрытие по балкам, кровля тесовая по деревянным стропилам, полы дощатые по лагам (л.д.44-47). Приведенное хозяйственное строение стоит на кадастровом учете, ему присвоен кадастровый номер: №, объект расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером №, что следует из кадастрового паспорта здания от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13-14).

Одним из основных принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев установленных федеральными законами (п. 5 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ).

Положения ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» не ограничивают использование земельного участка в границах населенного пункта с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательства того, что данный объект недвижимости таковым не является, суду не представлены. В органах государственной регистрации объектов недвижимого имущества и сделок с ним хозяйственное строение зарегистрировано как объект недвижимого имущества. Положения ст. 4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» не ограничивают использование земельного участка в границах населенного пункта с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, для возведения зданий.

Таким образом, отказ в предоставлении в собственность земельного участка по вышеуказанным основаниям является незаконным, т.к. ограничений в предоставлении в собственность (ст. 27 ЗК РФ) не имелось.

Судом установлено, что объект недвижимости, расположенный на арендуемом земельном участке, находится в собственности истца, поэтому он вправе реализовать свое право на приобретение указанного земельного участка. Запрета на приватизацию данного земельного участка законом не установлено.

Таким образом, истец вправе приобрести земельный участок, расположенный под объектом недвижимости в собственность в порядке, предусмотренном ст. 36 Земельного кодекса РФ.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что требования Щукина Н.В. к МКУ «Управление земельно-имущественными ресурсами Пермского муниципального района», Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка по основаниям, предусмотренным ст. 36 ЗК РФ, являются обоснованными.

Указанный земельный участок находится в границах населенного пункта.

Право истца на хозяйственное строение, как объект недвижимого имущества, не оспорено и зарегистрировано, в соответствии с действующим законодательством.

В силу ст.ст. 11, 29 ЗК РФ органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или местного самоуправления. Проанализировав положения ст. 22, п. 4 ст. 28 ЗК РФ, суд приходит к выводу, что право арендатора преимущественной покупки земельного участка может быть реализовано только в случае продажи земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством, когда собственником однозначно выражена воля на продажу. Намерение собственника на продажу земельного участка материалами дела не подтверждается.

Ссылка представителя ответчика на то обстоятельство, что земельный участок предоставлялся истцу в аренду, т.е. временное пользование, поэтому строительство каких-либо объектов на земельном участке осуществлено быть не могло, судом во внимание принято быть не может, поскольку основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность данное обстоятельство не являлось.

Исковые требования о возложении обязанности на ответчика по принятию решения о предоставлении в собственность Щукину Н.В. земельного участка за плату, удовлетворению не подлежат, так как принятие ответчиком указанного решения влечет заключение договора купли-продажи земельного участка. Между тем, согласно ст. 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключение договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Суд считает, что отказ МКУ «Управление земельно-имущественными ресурсами Пермского муниципального района» в предоставлении Щукину Н.В. в соответствии со ст. 36 ЗК РФ в собственность земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, по основаниям, что хозяйственное строение не является объектом капитального строительства, при этом право на данный объект недвижимости зарегистрировано, и никем не оспорено, отсутствие на земельном участке жилого дома является неправомерным, в связи с чем, имеются основания для возложения на ответчика обязанности по рассмотрению заявления истца о предоставлении ему земельного участка по основаниям, предусмотренным ст. 36 ЗК РФ.

В силу абзаца 7 ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре, следовательно, ответчик обязан исполнить установленные законом обязанности.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Исковое заявление Щукина <данные изъяты> к Муниципальному казенному учреждению «Управление земельно-имущественными ресурсами Пермского муниципального района», Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района о признании решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка незаконным, возложении обязанности по принятию решения о предоставлении земельного участка в собственность удовлетворить в части требований.

Признать решение Муниципального казенного учреждения «Управление земельно-имущественными ресурсами Пермского муниципального района» об отказе в предоставлении Щукину <данные изъяты> собственность земельного участка, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, по основаниям, предусмотренным ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, незаконным.

Возложить обязанность на Муниципальное казенное учреждение «Управление земельно-имущественными ресурсами Пермского муниципального района» по рассмотрению заявления о предоставлении Щукину <данные изъяты> в собственность земельного участка, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером № с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, по основаниям, предусмотренным ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

В остальной части исковых требований отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края.

Решение изготовлено в окончательной форме 30 декабря 2013 года.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья Е.В.Овчинникова