ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-254/19 от 05.07.2019 Родниковского районного суда (Ивановская область)

Дело № 2-254/2019

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

05 июля 2019 г. г.Родники

Родниковский районный суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи: Минаковой Е.В.,

при секретаре: Кочетовой Е.А.,

с участием представителя истца: прокурора Ишутиной Н.С.,

представителя ответчика ФИО1,

представителя третьего лица: ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному Казенному Предприятию муниципального образования «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района <адрес> «Спецтехстрой» об обязании в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать объект размещения отходов в 2 км. к юго – востоку д. <адрес> средством измерения массы отходов,

у с т а н о в и л :

Ивановский межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным выше заявлением к ответчику по тому основанию, что последний не исполняет требования законодательства в области обращения с отходами производства и потребления.

В судебном заседании представитель истца, заявленные исковые требования поддержала, суду пояснила, что истцом была проведена проверка исполнения ответчиком федерального законодательства в области обращения с отходами производства и потребления. В ходе проведений проверки были выявлены нарушения, допускаемые ответчиком в области природоохранного законодательства. Ответчик с <дата> осуществляет деятельность по размещению отходов IV класса опасности на объекте размещения отходов в 2 км. к юго – востоку от д. Борщево, <адрес>, находящегося на земельном участке с кадастровым номером 37:15:040808:11, расположенным по адресу: <адрес>, 2 км к юго – востоку от д. Борщево. Номер объекта в государственном реестре объектов размещения отходов 250914. Данный земельный участок предоставлен МКП «Спецтехстрой» в аренду в соответствии с Постановлением Администрации МО «Родниковский муниципальный район» от <дата>. На указанном объекте по размещению отходов отсутствует техническое оборудование в виде средств измерения массы отходов. Операторы, которые работают по договору с региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее ТКО), эксплуатирующие на законных основаниях полигоны ТКО, обязаны осуществлять коммерческий учет отходов при помощи средств измерения массы. Эта обязанность прямо указана в постановлении Правительства Российской Федерации от <дата> "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов". Указанное постановление Правительства РФ вступило в законную силу в июне 2016 года. Данным Постановлением определен срок один год для оборудования полигонов с отходами средствами измерения массы отходов, то есть до 2017 года. До настоящего времени эта обязанность ответчиком не исполнена. В связи с чем, учитывая право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, представитель истца полагает срок, указанный в иске разумным и достаточным для установки технического оборудования, указанного в иске. Выявленное в деятельности ответчика нарушение не позволяет надлежащим образом организовать учет массы поступающих и размещаемых на эксплуатируемом объекте твердых коммунальных отходов и как следствие предоставлять органам контроля достоверную информацию об объеме фактически размещенных отходов. Отсутствие достоверных сведений об объеме размещенных отходов на полигоне ТБО при стечении ряда неблагоприятных обстоятельств может послужить условием причинения вреда окружающей природной среде и нарушению прав неопределенного круга лиц – жителей близлежащих населенных пунктов в месте расположения полигона ТБО. Кроме того, превышение объема размещаемых на полигоне ТБО отходов, относительно объема установленного проектной документацией на объект размещения отходов, может повлечь причинение ущерба окружающей среде, что также создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц. Представитель истица указал, что при установлении тарифов в нарушение пункта 18 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 484 (далее также - Основы ценообразования), расчетный объем твердых коммунальных отходов необоснованно определен ответчиком не на основании данных о фактическом объеме твердых коммунальных отходов за последние отчетные два года и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года. Допущенные нарушения законодательства МКП «Спецтехстрой» могут отразиться на здоровье проживающего на территории Родниковского муниципального района и <адрес> населения и приезжающих в него граждан, а также ограничивают конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду. В связи с чем, истец просит суд, обязать ответчика в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать объект размещения отходов в 2 км к юго – востоку д. <адрес>, находящегося на земельном участке с кадастровым номером 37:15:040808:11 по адресу: <адрес>, 2 км к юго – востоку от д. Борщево (номер объекта в государственном реестре объектов размещения отходов 250914), средством измерения массы отходов в соответствии с требованиями пункта 10 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата>.

Представитель ответчика в судебном заседании суду пояснил, что в целом заявленные исковые требования не оспариваются ответчиком. Данный полигон ТБО, расположенный вблизи д. <адрес> эксплуатируется с 2012 года. Обязанность по установке весов возникла в связи с вступлением в законную силу Постановления Правительства РФ от <дата>. В декабре 2018 года предприятие направляло письмо на имя главы администрации МО «Родниковский муниципальный район», с просьбой решить вопрос по приобретению весов. Но деньги не были выделены. Само предприятие не имеет финансовой возможности приобрести данное техническое оборудование. Предприятие является казенным предприятием, работает в соответствии со сметой расходов и доходов, которые определяет администрация муниципального образования. На 2019 год деньги на приобретение весов не заложены в бюджет. Деньги могут быть выделены только на 2020 год. Представитель ответчика просит суд увеличить срок для исполнения требований прокурора по приобретению и установке весов до 9 месяцев.

Представитель третьего лица в судебном заседании суду пояснил, что с исковыми требованиями прокурора согласен. Предприятие ведет самостоятельно хозяйственную деятельность, прибыль у МКП «Спецтехстрой» по результатам 2017г., 2018г., 2019г. имелась, однако муниципальным образованием никогда не изымалась. Прибыль МКП «Спецтехстрой» оставалась на предприятии с целью приобретения того или иного необходимого оборудования, а также на выплату заработной платы. Муниципальное образование несет субсидиарную ответственность по долгам ответчика. Исполнение настоящего решения суда возможно ответчиком за счет получаемой прибыли.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Как следует из п. 4 Устава МКП «Спецтехстрой» учредителем предприятия является муниципальное образование «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района <адрес>». Функции и полномочия учредителя предприятия осуществляет администрация муниципального образования «Родниковский муниципальный район» <адрес> в лице управления муниципального хозяйства администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» <адрес>. Предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс ( п.5). Согласно п. 6 Устава - предприятие от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно п. 7 Устава - муниципальное образование «Родниковский муниципальный район» <адрес> несет субсидиарную ответственность по обязательствам предприятия при недостаточности его имущества. Согласно п. 14 Устава предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему на праве оперативного управления движимым и недвижимым имуществом (в том числе передавать его третьим лицам по договорам аренды) с согласия администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» <адрес> в пределах, не лишающих предприятие возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены настоящим Уставом. Деятельность предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой в установленном порядке. Согласно п. 17 Устава предприятие может иметь гражданские права в соответствии с предметом и целями его деятельности, определенными настоящим уставом, и нести соответствующие обязанности.

Согласно Постановлению администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» от <дата> переоформлено право аренды земельного участка, расположенного в 2 км к юго – востоку от д. Борщево, <адрес> от ООО «Коммунальщик» к МУП «Спецтехстрой» для размещения городской свалки.

Согласно копии договора аренды земельного участка от <дата> на основании Постановления администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» <адрес> от <дата> о переоформлении права аренды земельного участка, расположенного в 2 км к юго – востоку от д. Борщево, <адрес> от ООО «Коммунальщик» к МУП «Спецтехстрой» для размещения городской свалки, комитет по управлению имуществом Родниковского муниципального района предоставляет, а МУП «Спецтехстрой» принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 37:15:040808:11, находящийся по адресу: <адрес>, 2 км к юго – востоку от д. Борщево для использования в целях размещения городской свалки, общей площадью 51094 кв.м. с <дата> на неопределенный срок.

Согласно акта приема – передачи земельного участка от <дата> комитет по управлению имуществом Родниковского муниципального района сдал, а МУП «Спецтехстрой» принял в аренду земельный участок с кадастровым номером 37:15:040808:11, находящийся по адресу: <адрес>, 2 км к юго – востоку от д. Борщево для использования в целях размещения городской свалки.

Согласно п. 1 договора -р от <дата>, заключенного между ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» и МКП «Спецтехстрой» заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства оказать услуги по размещению (захоронению) твердых коммунальных отходов 4-5 класса опасности на объекте размещения отходов, эксплуатируемом исполнителем, на условиях настоящего договора. Согласно п. 2 размещение (захоронение) твердых коммунальных отходов должно осуществляться с учетом экологического законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами и в области обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения.

Согласно письма МКП «Спецтехстрой» от <дата> в адрес главы МО «Родниковский муниципальный район», в связи с поступлением <дата> представления Ивановской межрайонной природоохранной прокуратуры об устранении нарушений федерального законодательства, МКП «Спецтехстрой» в связи со значительной стоимостью средства измерения массы ТКО просит в ближайшие сроки рассмотреть вопрос о приобретении за счет средств муниципального бюджета автомобильных весов и передачи их в оперативное управление МКП «Спецтехстрой» для использования в качестве средства измерения массы ТКО на городской свалке.

Из изложенного выше в совокупности, а также пояснений лиц, участвующих в деле следует, что ответчиком эксплуатируется объект размещения ТКО, расположенный в 2 км к юго – востоку от д. Борщево, <адрес>, находящийся на земельном участке с кадастровым номером 37:15:040808:11, расположенным по адресу: <адрес>, 2 км к юго – востоку от д. Борщево. До настоящего времени, эксплуатируемый ответчиком объект размещения отходов не оборудован средством измерения массы отходов. Ответчик является самостоятельным юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность в целях решения муниципальных социальных задач, деятельность ответчика направлена на получение прибыли.

Указанные обстоятельства сторонами по делу не оспариваются.

Согласно ч. 2 ст. 11, ч. 1 ст. 24.10 Федерального закона от <дата> № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами. Определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата>.

Согласно п. 10 Постановления Правительства РФ от <дата> "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" владельцы объектов обязаны в течение 1 года со дня вступления в силу настоящих Правил оборудовать принадлежащие им объекты средствами измерения массы твердых коммунальных отходов.

При таких обстоятельствах, учитывая, что отсутствие средства измерения массы твердых коммунальных отходов на объекте связанном с обращением с отходами, ответчиком не отрицается; срок оборудование используемого ответчиком объекта средствами измерения массы твердых коммунальных отходов, предусмотренный законом, истек, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.

При определении срока исполнения судебного решения, исходя из требований разумности и справедливости; приоритета прав граждан на благоприятную окружающую среду; длительности неисполнения ответчиком требований действующего законодательства, суд соглашается с доводами представителя истца в этой части и устанавливает этот срок в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Согласно положениям ст.103 ГПК РФ с ответчика по делу подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета за рассмотрение настоящего дела судом в размере 300 руб..

Руководствуясь ст.ст.194 -198 ГПК РФ,

р е ш и л :

Исковое заявление Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному Казенному Предприятию муниципального образования «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района <адрес> «Спецтехстрой» об обязании в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать объект размещения отходов в 2 км. к юго – востоку д. <адрес> средством измерения массы отходов, удовлетворить.

Обязать Муниципальное Казенное Предприятие муниципального образования «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района <адрес> «Спецтехстрой» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать объект размещения отходов в 2 км к юго – востоку д. <адрес>, находящегося на земельном участке с кадастровым номером 37:15:040808:11 по адресу: <адрес>, 2 км к юго – востоку от д. Борщево (номер объекта в государственном реестре объектов размещения отходов 250914), средством измерения массы отходов в соответствии с требованиями пункта 10 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата>.

Взыскать с Муниципального Казенного Предприятия муниципального образования «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района <адрес> «Спецтехстрой» госпошлину в доход местного бюджета в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд, через Родниковский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Председательствующий: /Е.В.Минакова/

Решение изготовлено в окончательной форме <дата>

Судья: /Е.В.Минакова/