ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-254/19 от 17.01.2019 Тербунского районного суда (Липецкая область)

Дело № «2»-А254/ 2019 г.

(УИД 48RS0017-01-2019-000323-84)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Тербуны 17 октября 2019 года

Тербунский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Сенюковой Л.И.,

при секретаре Золотаревой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тербунского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью ГК «УНИЛАТ СТРОЙ» о проведении работ по разравниванию грунта,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Тербунского района Липецкой области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью ГК «УНИЛАТ СТРОЙ» о возложении обязанности по проведению работ по разравниванию грунта образованного при расчистке ложа пруда объёмом 22 085 куб. м. в соответствии с проектом производства работ, на земельном участке, категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, координаты 52.117184, 38.518533, а также планировку откосов пруда на земельном участке, координаты 52.118321, 38.512356 местоположение: Липецкая область, Тербунский район, с. Вторые Тербуны, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, ссылаясь на то, что прокуратурой Тербунского района по обращению ФИО4 проведена проверка законности при проведении работ по расчистке ложа пруда в с. Вторые Тербуны Тербунского района Липецкой области.

В ходе проверки установлено, что Управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области в 2018 году в рамках подпрограммы 1 «Охрана окружающей среды Липецкой области» государственной программы Липецкой области «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов Липецкой области», утвержденной постановлением администрации Липецкой области №524 от 19.12.2012 года, за счет средств областного бюджета выполнена расчистка ложа пруда в с. Вторые Тербуны Тербунского района Липецкой области в соответствии с разработанной проектной документацией.

Работы по расчистке поверхностного водного объекта выполнялись в соответствии с проектной документацией, прошедшей государственную экспертизу, объем извлеченных донных отложений составил 22127 куб. метров.

В соответствии с проектом производства работ по расчистке ложа пруда в с. Вторые Тербуны Тербунского района Липецкой области от 2018 года, шифр 17-18, объём мокрого грунта в ложе пруда составляет 22127 куб. м., разработанный при расчистке ложа пруда грунт объемом 22 085 куб. м. вывозится на площадку отсыпки и разравнивается по прилегающей территории, согласованной с администрацией сельского поселения Тербунский Второй сельсовет. Грунт разравнивается по логу бульдозером.

Вместе с тем в ходе проверки установлено, что работы по разравниванию минерального грунта подрядной организацией ООО ГК «УНИЛАТ СТРОЙ» проведены не надлежащим образом, минеральный грунт насыпью беспорядочно складируется на земельном участке, категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, координаты 52.117184, 38.518533 согласованном с администрацией сельского поселения Тербунский Второй сельсовет вблизи территории КФХ ООО «Колос», мероприятия по борьбе с сорной растительностью не проведены, планировка откосов пруда проведена ненадлежащим образом, в результате чего береговая полоса пруда также поросла сорной растительностью.

Данные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем выполнении мероприятий по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации, что приводит к негативному воздействию на почву.

В судебное заседание представитель процессуального истца - прокурора Тербунского района Липецкой области не явился, о месте, дате, времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, согласно телефонограммы в суд прокурора Моргачева А.А., представитель явиться не может, в связи с занятостью оперативных работников прокуратуры Тербунского района, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя прокуратуры, исковые требования поддерживает, просит суд их удовлетворить.

Представитель ответчика ООО ГК «УНИЛАТ СТРОЙ» в судебное заседание не явился, о месте, дате, времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, причину не явки в суд не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации сельского поселения Тербунский Второй сельсовет в судебное заседание не явился, о месте, дате, времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, причину не явки в суд не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил.

Исследовав письменные доказательства, суд считает требования прокурора Тербунского района Липецкой области обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Из положений ч.1, ч.2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса (ч.1).

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации (ч.2).

В силу ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с терминами и определениями, данными в ГОСТ 17.5.1.01-83 «Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения», рекультивация - это комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народохозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды в соответствии с интересами общества.

В силу п. 2, п.3, п.6, п.8 Постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 г. № 800 "О проведении рекультивации и консервации земель» (в редакции от 07.03.2019 года) рекультивация земель - это мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений (п.2).

Разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (п.3).

Рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения (п.6).

Рекультивация земель осуществляется в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.

Технические мероприятия могут предусматривать планировку, формирование откосов, снятие поверхностного слоя почвы, нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, возведение ограждений, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для предотвращения деградации земель, негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, дальнейшего использования земель по целевому назначению и разрешенному использованию и (или) проведения биологических мероприятий.

Биологические мероприятия включают комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы (п.8).

Проект рекультивации земель подготавливается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, если такие строительство, реконструкция приведут к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, или в виде отдельного документа в иных случаях (п.10).

Из указанного следует, что действующее законодательство предусматривает возложение обязанности по рекультивации земель на всех участников земельных правоотношений.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 21.08.2019 года ООО ГК «УНИЛАТ СТРОЙ» зарегистрировано в качестве юридического лица 23.04.2015 года, основным видом деятельности ООО ГК «УНИЛАТ СТРОЙ» является обработка металлов и нанесение покрытий на металлы, дополнительным видом деятельности является в том числе: производство санитарно-технических работ, работ строительных специализированных, не включенных в другие группировки.

Как видно из справки о результатах проверки от 13.08.2019 года, прилагаемой к ней фототаблице прокуратурой Тербунского района по обращению ФИО4 проведена проверка соблюдения требований действующего законодательство в деятельности ООО ГК «УНИЛАТ СТРОЙ», законности при проведении работ по расчистке ложа пруда в с. Вторые Тербуны Тербунского района Липецкой области, в ходе которой установлено, что Управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области в 2018 году в рамках подпрограммы 1 «Охрана окружающей среды Липецкой области» государственной программы Липецкой области «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов Липецкой области», утвержденной постановлением администрации Липецкой области №524 от 19.12.2012 года, за счет средств областного бюджета выполнена расчистка ложа пруда в с. Вторые Тербуны Тербунского района Липецкой области в соответствии с разработанной проектной документацией.

Работы по расчистке поверхностного водного объекта выполнялись в соответствии с проектной документацией, прошедшей государственную экспертизу, объем извлеченных донных отложений составил 22127 куб. метров.

Проверкой проведенной прокуратурой района 13.08.2019 года с выездом на место установлено, что в соответствии с проектом производства работ по расчистке ложа пруда в с. Вторые Тербуны Тербунского района Липецкой области от 2018 года шифр 17- 18, объём мокрого грунта в ложе пруда составляет 22127 куб. м. Разработанный при расчистке ложа пруда грунт объемом 22 085 куб.м. вывозится на площадку отсыпки и разравнивается по прилегающей территории, согласованной с администрацией сельского поселения Тербунский Второй сельсовет. Грунт разравнивается по логу бульдозером.

Вместе с тем работы по разравниванию минерального грунта подрядной организацией ООО ГК «УНИЛАТ CTPOЙ» проведены ненадлежащим образом, минеральный грунт насыпью беспорядочно складируется на земельном участке, категории земель - земли сельхозназначеня, координаты 52.117184, 38.518533 согласованном с администрацией сельского поселения Тербунский Второй сельсовет вблизи территории КФХ ООО «Колос», мероприятия по борьбе с сорной растительностью не проведены, планировка откосов пруда проведена ненадлежащим образом, в результате чего береговая полоса пруда также поросла сорной растительностью.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем выполнении мероприятий по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации, что приводит к негативному воздействию на почву.

Согласно сообщению прокурору Тербунского района Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области от 23.07.2019 года №47-2006И47-2920, Управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области в 2018 году в рамках подпрограммы 1 «Охрана окружающей среды Липецкой области» государственной программы Липецкой области «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов Липецкой области», утвержденной постановлением администрации Липецкой области №524 от 19.12.2012 года, за счет средств областного бюджета выполнена расчистке ложа пруда в с. Вторые Тербуны Тербунского района Липецкой области в соответствии с разработанной проектной документацией.

Работы по расчистке поверхностного водного объекта выполнялись в соответствии с проектной документацией, прошедшей государственную экспертизу, объем извлеченных донных отложений составил 22127 куб. метров.

В 2018 году в рамках реализации подпрограммы 3 «Развитие водохозяйственного комплекса Липецкой области» государственной программы Липецкой области «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов Липецкой области», утвержденной Постановлением Липецкой области № 524 от 19,12.2012 г., начаты работы по капитальному ремонту гидротехнического сооружения пруда с. Вторые Тербуны Тербунского района Липецкой области, областная собственность.

09.04.2018 года заключен государственный контракт № 48-18 на выполнение работ по капитальному ремонту гидротехнического сооружения пруда с. Вторые Тербуны Тербунского района Липецкой области, областная собственность. Сроки выполнения работ с 09.04.2018 г. по 03.09.2019 года.

Как видно из Проекта производства работ по расчистке ложа пруда в с. Вторые Тербуны, Тербунского района Липецкой области, шифр 17-18, 2018 года, заказчиком которого является Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области, подрядчик ООО «Воронежское Строительно-Монтажное Управление №1» (ООО ГК «УНИЛАТ СТРОЙ»), подрядчик принял на себя обязательства, согласно данному проекту, выполнение, в том числе следующих работ: для засыпки размыва используется разработанный грунт в количестве 150 куб.метров. Объём мокрого грунта в ложе пруда составляет 22127 куб. м., оставшийся разработанный при расчистке ложа пруда грунт объемом 22085 куб. метров вывозится на площадку отсыпки и разравнивается по прилегающей территории, согласованной с администрацией сельского поселения Тербунский Второй сельсовет. Грунт разравнивается по логу бульдозером.

С поверхности лога срезается растительный грунт объемом 22500 куб.м. и складируется во временный кавальер. По окончании складирования минерального грунта растительный грунт разравнивается поверх минерального.

После завершения расчистки ложа пруда производится планировка откосов и дна пруда бульдозером на площади 16913 кв. метров.

Согласно Акту сдачи-приемки выполненных работ по расчистке ложа пруда в с. Вторые Тербуны Тербунского района Липецкой области, составленному Управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области с одной стороны и исполнителем работ ООО ГК «УНИЛАТ СТРОЙ» с другой стороны, исполнителем работ, предъявлена заказчику к приемке расчистка ложа пруда в с. Вторые Тербуны Тербунского района Липецкой области, расположенная по адресу: Липецкая область, Тербунский район, с. Вторые Тербуны, строительно-монтажные работы осуществлены в сроки: начало работ июнь 2018 года, окончание работ: декабрь 2018 года, проведены работы по разравниванию минерального грунта объемом 22085 куб метров, планировка на площади 16 913 кв. метров.

Согласно Информации Администрации сельского поселения Тербунский Второй сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области от 13.08.2019 года прокурору Тербунского района Липецкой области складирование минерального грунта, образовавшего при расчистке ложа пруда проводилось на земли сельхозназначения, за ангар, принадлежащий ООО « Колос».

Как видно из сообщений Администрации сельского поселения Тербунский Второй сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области от 26.06.2018 года №1019, от 28.06.2018 года №1025, директору ООО «ГК УНИЛАТ СТРОЙ» Администрации сельского поселения Тербунский Второй сельсовет Тербунского муниципального района согласна со складированием минерального грунта, образовавшегося при производстве работ при расчистке ложе пруда на участке №5, участках №1, №2, №3, №4, с последующей рекультивацией нарушенных земель, соответственно.

В соответствии со ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.

При установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.

Согласно ст. 309 ГК Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Условиями сделки может быть предусмотрено исполнение ее сторонами возникающих из нее обязательств при наступлении определенных обстоятельств без направленного на исполнение обязательства отдельно выраженного дополнительного волеизъявления его сторон путем применения информационных технологий, определенных условиями сделки.

В соответствии с п.1-п.3 ст. 401 ГК Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

На день проведения проверки прокуратурой Тербунского района по обращению ФИО4 законности при проведении работ по расчистке ложа пруда в с. Вторые Тербуны Тербунского района Липецкой области, доказательств возникновения у общества с ограниченной ответственностью «ГК УНИЛАТ СТРОЙ» каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства, не представлено.

Таким образом, прокуратурой Тербунского района в ходе проведения проверки установлено, что ООО «ГК УНИЛАТ СТРОЙ» не действовало правомерно и добросовестно, а также не предприняло все зависящие от него меры, предусмотренные Законом для исполнения принятых на себя обязательств по разравниванию минерального грунта на земельном участке, категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, координаты 52.117184, 38.518533 согласованном с администрацией сельского поселения Тербунский Второй сельсовет вблизи территории КФХ ООО «Колос», мероприятия по борьбе с сорной растительностью не проведены, планировка откосов пруда проведена ненадлежащим образом, в результате чего береговая полоса пруда также поросла сорной растительностью.

При таких обстоятельствах суд находит исковые требования прокурора Тербунского района к ООО ГК «УНИЛАТ СТРОЙ» о возложении обязанности провести работы по разравниванию минерального грунта образованного при расчистке ложа пруда объёмом 22 085 куб. м. в соответствии с проектом производства работ, на земельном участке, категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, координаты 52.117184, 38.518533, а также планировку откосов пруда на земельном участке, координаты 52.118321, 38.512356 местоположение: Липецкая область, Тербунский район, с. Вторые Тербуны, подлежащими удовлетворению.

Согласно ч.2 ст. 206 ГПК Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Суд, оценив в совокупности, исследованные в судебном заседании доказательства, проанализировав правовые нормы, полагает, необходимым обязатьООО ГК «УНИЛАТ СТРОЙ» провести работы по разравниванию минерального грунта образованного при расчистке ложа пруда объёмом 22 085 куб. м. в соответствии с проектом производства работ, на земельном участке, категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, координаты 52.117184, 38.518533, а также планировку откосов пруда на земельном участке, координаты 52.118321, 38.512356 местоположение: Липецкая область, Тербунский район, с. Вторые Тербуны, в срок до 26 ноября 2019 года.

Ст. 333.19 НК Российской Федерации устанавливает размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.

Согласно п.1 ст.103 ГПК Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Поскольку прокурором, который освобожден от уплаты государственной пошлины, заявлен иск неимущественного характера в интересах неопределенного круга лиц, то в соответствии с подп.3 п.1 ст.333.19 НК РФ и ч.1 ст.103 ГПК Российской Федерации с ответчика, ООО ГК «УНИЛАТ СТРОЙ» не освобожденного от уплаты судебных расходов, подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Обязать Общество с ограниченной ответственностью ГК «УНИЛАТ СТРОЙ» провести работы по разравниванию минерального грунта образованного при расчистке ложа пруда объёмом 22 085 куб. м. в соответствии с проектом производства работ, на земельном участке, категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, координаты 52.117184, 38.518533, а также планировку откосов пруда на земельном участке, координаты 52.118321, 38.512356 местоположение: Липецкая область, Тербунский район, с. Вторые Тербуны, в срок до 26 ноября 2019 года.

Взыскать с Общество с ограниченной ответственностью ГК «УНИЛАТ СТРОЙ» в доход бюджета Тербунского муниципального района Липецкой области государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Тербунский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья /подпись/ Л.И. Сенюкова.

Мотивированное решение составлено 21 октября 2019 года.